Устройство для измерения распределения давления на куполе парашюта



Устройство для измерения распределения давления на куполе парашюта
Устройство для измерения распределения давления на куполе парашюта
Устройство для измерения распределения давления на куполе парашюта
Устройство для измерения распределения давления на куполе парашюта
G01L9/00 - Измерение постоянного или медленно меняющегося давления газообразных и жидких веществ или сыпучих материалов с помощью электрических или магнитных элементов, чувствительных к механическому давлению; передача и индикация перемещений элементов, чувствительных к механическому воздействию, используемых для измерения давления с помощью электрических или магнитных средств (измерение разности двух или более величин давления G01L 13/00; одновременное измерение двух и более величин давления G01L 15/00; вакуумметры G01L 21/00)

Владельцы патента RU 2767022:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" (ФГУП "ЦАГИ") (RU)

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для измерения давления на куполе парашюта (на наружной и на внутренней поверхностях) в аэродинамической трубе. Устройство для измерения распределения давления на куполе парашюта содержит стенд для крепления парашюта, информационно-измерительную систему, закрепленные на куполе приемники давления, соединенные пневмотрассой измеряемого давления с установленными в куполе электронными коммутаторами давления, которые через пневмотрассу опорного давления соединены с коллектором опорного давления, также установленным в куполе, и содержит систему сброса электростатических зарядов, задатчик опорного давления и противовес. Технический результат - устройство для измерения распределения давления на куполе парашюта в аэродинамической трубе расширяет функциональные возможности аэрометрического эксперимента, повышает точность определения характеристик. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для измерения давления на куполе парашюта (на наружной и на внутренней поверхностях) в аэродинамической трубе (АДТ).

Известны модели крыльев и других элементов летательных аппаратов, подготовленных для испытаний по измерению распределения давления в АДТ (РДК «Методы экспериментальных исследований», т. 1, кн. 4, Вып. 3, стр. 31, 1977 г., ЦАГИ.). Приемные отверстия давления на поверхности модели соединяются отдельными пневмотрубками, собранными в один жгут, называемый пневмотрассой измеряемого давления, с манометрами или преобразователями давления (датчиками), а последние с информационно-измерительной системой (ИИС). Модели чаще всего крепятся в рабочей части АДТ на жестких державках, внутри которых проходит жгут трубок пневмотрассы. Для испытаний парашютов такая технология неприменима, так как парашют нежесткое тело.

Известен принятый в качестве аналога планирующий парашют (ГШ), закрепленный на основании стенда, который установлен в АДТ, с приемниками давления на поверхности купола-крыла (они же приемные отверстия), соединенными пневмотрассой измеряемого давления, уложенной по стропам, с коммутатором механического типа, установленным на опоре-основании стенда и содержащим датчик давления, измеряющий давление относительно опорного - атмосферного. (Башкина Л.В. Сойнов А.И. «Исследование распределения давления по планирующему парашюту в АДТ». Сборник - Нестационарные задачи механики. К.Ф. АН СССР, Казань 1989 г.). Опорное давление подается из открытой рабочей части АДТ, из зоны вне потока. В механическом коммутаторе один датчик давления поочередно с помощью вращающегося диска и электродвигателя подключался к различным пневмотрассам измеряемого давления и передавал результаты измерения ИИС.У данного устройства есть недостатки: значительное число трубок пневмотрассы измеряемого давления, проходящей по стропам, увеличивая аэродинамическое сопротивление парашюта и угол атаки крыла, искажает результаты эксперимента, число приемников давления ограничено, значительная длина пневмотрассы измеряемого давления увеличивает ее вес и время регистрации давления механическим коммутатором (t=2…4 сек), обладающим значительным весом и низкой точностью (0,5%).

Известно принятое в качестве прототипа устройство для измерения распределения давления на куполе парашюта, содержащее стенд для крепления парашюта, закрепленные на куполе приемники давления, пневмотрассу опорного давления, установленные в куполе коллектор опорного давления и многоканальные электронные коммутаторы давления, соединенные электрически с информационно измерительной системой, один канал каждого электронного коммутатора давления соединен пневмотрассой с одним приемником давления, другой канал на каждом электронном коммутаторе давления соединен через коллектор опорного давления с пневмотрассой опорного давления (Свириденко А.Н., Сойнов А.И. «Экспериментальное исследование распределения давления по куполу планирующего парашюта в натурной АДТ Т-101», Материалы 25-й научно-технической конференции по аэродинамике. 27-28 февраля 2014 года. Издательство ЦАГИ (Жуковский) с. 217-218).

У данного устройства есть недостатки. 1. Коллектор опорного давления и электронные коммутаторы давления располагаются не вблизи центра давления профиля крыла, лежащего на хорды. Это вызывает момент тангажа от силы их веса, направленный на кабрирование или пикирование, что снижает точность получаемых результатов, так как изменяет угол атаки профиля крыла в сечениях, где установлены коллектор и электронные коммутаторы давления.

2. В качестве опорного давления используется атмосферное, а оно может меняться в процессе эксперимента. Например, в летном эксперименте оно меняется с высотой снижения парашютной системы. Методически опорное давление удобно сделать постоянным, это уменьшит погрешности.

3. Отсутствует подсистема сброса электростатических зарядов с купола парашюта. Электростатические заряды, образующиеся при обтекании парашюта, изготовленного из синтетических материалов, могут повлиять на функционирование электронных коммутаторов давления, что вызовет погрешности в выдаваемых результатах.

Настоящее изобретение направлено на решение задачи измерения давления на куполе на наружной и на внутренней поверхностях парашюта при различных его испытаниях. Устройство может использоваться для испытаний планирующих парашютов типа «крыло», имеющих две оболочки, а также и для однооболочковых парашютов, круглых или имеющих иную форму купола, с аэродинамическим качеством или без него.

Задачей и техническим результатом является:

- повышение точности измерения давления,

- сокращение времени подготовки эксперимента,

- расширение вида испытаний, включая определение давления на куполе в летном эксперименте или при динамическом затягивании строп управления планирующим парашютом, что обеспечивается совокупностью существенных признаков предложенного устройства для измерения распределения давления на куполе парашюта.

Технический результат достигается тем, что устройство для измерения распределения давления на куполе парашюта содержит стенд для крепления парашюта, закрепленные на куполе приемники давления, пневмотрассу опорного давления, установленные в куполе коллектор опорного давления и многоканальные электронные коммутаторы давления, соединенные электрически с информационно измерительной системой, один канал каждого электронного коммутатора давления соединен пневмотрассой с одним приемником давления, при этом другой канал на каждом электронном коммутаторе давления соединен через коллектор опорного давления с пневмотрассой опорного давления, так что оно снабжено: задатчиком опорного давления, содержащим баллон со сжатым газом, редуктор и манометр, соединенный электрическим кабелем с информационно измерительной системой; системой сброса электростатических зарядов в виде пластин, соединенных с одной стороны с электронными коммутаторами давления, а с другой стороны, посредством кабеля сброса электростатических зарядов - с электростатическими разрядниками или заземлением стенда, причем электронные коммутаторы давления и коллектор опорного давления закреплены внутри секций оболочки парашюта вблизи центра давления профиля, на расстоянии хорды профиля от передней кромки.

Технический результат также достигается тем, что электронные коммутаторы давления и коллектор опорного давления закреплены на нервюрах парашюта.

Технический результат также достигается тем, что пневмотрасса опорного давления закреплена на стропе в центральном сечении парашюта.

Перечень фигур:

Фиг. 1 Схема устройства для измерения распределения давления на куполе парашюта в аэродинамической трубе.

Фиг. 2 Схема размещения измерительного оборудования на нервюре парашюта.

Фиг. 3 Схема размещения элементов системы определения давления на однооболочковом парашюте.

Предлагаемое устройство содержит планирующий парашют 1, состоящий из верхней и нижней оболочек 2, соединенных нервюрами 3, и строп 4 (Фиг. 1, Фиг. 2). На поверхности оболочек 2 закреплены приемники давления 5. Приемник состоит из ниппеля - тонкой (<1 мм) круглой пластинки из легкого сплава (А1) с отверстиемв центре, соединенным каналом с полым штуцером, на который с тыльной стороны от отверстия надета дренажная трубка пневмотрассы измеряемого давления 6, соединяющая приемник давления 5 с малогабаритным, легким (менее 100 г) электронным коммутатором давления (ЭКД) 7, закрепленным между оболочками 2 на нервюре 3 на ее хорды от передней кромки парашюта 1, вблизи центра давления профиля парашюта 1. Число датчиков давления в ЭКД 7 соответствует числу подводимых к нему трубок пневмотрассы измеряемого давления 6. Все датчики измеряют давление относительно опорного. Все ЭКД 7 соединены с коллектором опорного давления 8, также установленным в куполе и закрепленным на нервюре на ее хорды, пневмотрассой опорного давления 9. В коллектор опорного давления 8 подается опорное давление по пневмотрассе опорного давления 9, проложенной по стропе 4 в центральном сечении парашюта 1. В зависимости от задач и условий проведения эксперимента, опорное давление может быть атмосферным, в случае отладочных экспериментов оно подается в коллектор опорного давления 8 из зоны вне воздушного потока, например, из кабины управления АДТ 10, где установлен барометр 11, связанный с ИИС 12. Но атмосферное давление может меняться в течение эксперимента. В летном эксперименте его использовать нельзя - оно меняется с высотой. Предпочтительней использовать постоянное опорное давление, которое подается в трассу опорного давления 9 от задатчика давления 22, состоящего из баллона со сжатым газом 13 с редуктором 14 и манометром 15. Баллон 13 закреплен в рабочей части АДТ на основании стенда 16, к которому подсоединен парашют 1 (Фиг1). Все ЭКД 7 связаны с ИИС 12 соединительными кабелями 17, закрепленными на стропах 4. Манометр 15 соединен с ИИС 12 кабелем (не показан). Для замера давления в канале внутри секций планирующего парашюта 1 - в зоне между оболочками 2, несколько трубок пневмотрассы измеряемого давления 6 с приемниками давления 5 (или без них) закрепляются внутри секции на нервюре 3 или на одной из оболочек 2.

Для устранения влияния на измерения ЭКД 7 электростатических зарядов, образующихся на куполе парашюта 1 в потоке АДТ, ЭКД 7 установлены на изготовленных из металла тонких пластинах 18, прикрепленных к нервюрам 3. К пластинам 18 прикреплены кабели сброса электростатических зарядов 19, они соединены в общую цепь внутри оболочек 2 и связаны одним кабелем, уложенным по стропе 4, с системой заземления стенда или с электростатическими разрядниками 20, установленными в рабочей части АДТ на основании стенда 16 на подветренной стороне. Электростатические разрядники 20 могут быть установлены на задней кромке планирующего парашюта 1 и соединены напрямую с пластинами 18 кабелями сброса электростатических зарядов 19 (Фиг. 2). Для ликвидации крена планирующего парашюта 1 на нижней поверхности оболочки 2 или на нервюре 3 на хорды профиля в консольной части купола установлен противовес 21 - набор пластин различного веса (Фиг. 1).

Схема размещения элементов системы определения давления на однооболочковом парашюте приведена на Фиг. 3.

Устройство функционирует следующим образом. При подготовке эксперимента в АДТ на поверхности исследуемого парашюта 1 в выбранных точках оболочек 2 закрепляют приемники давления 5 и соединяют их пневмотрассой измеряемого давления 6 с ЭКД 7, а последние - с коллектором опорного давления 8 пневмотрассой опорного давления 9. Производят монтаж кабелей сброса электростатических зарядов 19 с пластин 18. Коммутируют соединительными кабелями 17 ЭКД 7 с ИИС 12 в кабине управления 10. В пробном пуске для ликвидации возможного крена планирующего парашюта 1 используют противовес 21, закрепленный на нервюре 3 или на внутренней поверхности оболочки 2 на хорды профиля. В коллектор опорного давления 8 через пневмотрассу опорного давления 9 подают опорное давление от задатчика давления 22 из баллона сжатого газа 13. Величина опорного давления зарегистрирована ИИС 12 манометром 15. В зачетном пуске на установившейся скорости потока по программе последовательно зарегистрирована серия опросов всех ЭКД 7, измеряющих перепады давления в исследуемых точках оболочки парашюта 1 относительно опорного давления. Благодаря высокой частоте опроса (кГц) датчиков давления ЭКД 7 время опроса минимально (миллисекунды), время эксперимента сокращается. А использование современных помехозащищенных датчиков давления с температурной компенсацией повышает точность измерений до 0,01…0,3%. Величины избыточных давлений в цифровом виде передают от ЭКД 7 по соединительным кабелям 17 в ИИС 12, где сформирован массив данных с учетом опорного давления. В процессе эксперимента электростатические заряды, образующиеся на оболочке 2, сбрасываются с пластин 18 с помощью кабелей сброса электростатических зарядов 19 и электростатических разрядников 20 в поток, где они нейтрализуются. Для этой цели также может быть использована система заземления основания стенда 16 и кабель сброса электростатических зарядов 19. После взятия отсчетов и регистрации данных ИИС 12 увеличивают скорость потока и/или изменяют другие параметры эксперимента. За счет размещения коллектора 8, ЭКД 7 и противовеса 21 вблизи центра давления профиля крыла устраняется момент тангажа из-за силы веса этих элементов, что повышает точность. Использование стационарного опорного давления для ЭКД 7 от задатчика давления 22 расширяет возможности эксперимента и повышает точность опытов. Наличие электростатических разрядников 20 на куполе парашюта устраняет возможные погрешности, связанные с воздействием этих зарядов на ЭКД 7 и способствует повышению точности определения характеристик. С помощью противовеса 21 ликвидируется крен купола парашюта 1, что также устраняет возможные погрешности, связанные с изменением обтекания парашюта с креном и уменьшает время подготовки эксперимента. За счет размещения коллектора 8, ЭКД 7 и противовеса 21 вблизи центра давления профиля крыла устраняется момент тангажа из-за силы веса этих элементов, что повышает точность. Использование стационарного опорного давления для ЭКД 7 от задатчика давления 22 расширяет возможности эксперимента и повышает точность опытов. Наличие электростатических разрядников 20 на куполе парашюта 1 устраняет возможные погрешности, связанные с воздействием этих зарядов на ЭКД 7 и способствует повышению точности определения характеристик. С помощью противовеса 21 ликвидируется крен купола парашюта 1, что также устраняет возможные погрешности, связанные с изменением обтекания парашюта с креном и уменьшает время подготовки эксперимента. С помощью заявляемого устройства есть возможность определения поля давления на куполе в нестационарных условиях. Можно определять распределение давления по куполу в летном эксперименте, разместив ИИС 12, задатчик давления 22 и электростатические разрядники 20 на приземляемом грузе парашютной системы.

Таким образом, заявленная совокупность признаков необходима и достаточна для достижения технического результата: повышения точности определения характеристик, расширения видов испытаний, сокращения времени подготовки эксперимента.

Заявленное устройство собрано и проходит апробацию в натурной АДТ.

Перечень позиций:

1 - парашют

2 - оболочки парашюта

3 - нервюра

4 - стропа

5 - приемник давления

6 - пневмотрасса измеряемого давления

7 - электронный коммутатор давления (ЭКД)

8 - коллектор опорного давления

9 - пневмотрасса опорного давления

10 - кабина управления

11 - барометр

12 - ИИС

13 - баллон сжатого газа

14 - редуктор

15 - манометр

16 - основание стенда

17 - соединительный кабель

18 - пластина

19 - кабель сброса электростатических зарядов

20 - электростатический разрядник

21 - противовес

22 - задатчик давления

1. Устройство для измерения распределения давления на куполе парашюта, содержащее стенд для крепления парашюта, закрепленные на куполе приемники давления, пневмотрассу опорного давления, установленные в куполе коллектор опорного давления и многоканальные электронные коммутаторы давления, соединенные электрически с информационно-измерительной системой, один канал каждого электронного коммутатора давления соединен пневмотрассой с одним приемником давления, при этом другой канал на каждом электронном коммутаторе давления соединен через коллектор опорного давления с пневмотрассой опорного давления, отличающееся тем, что оно снабжено: задатчиком опорного давления, содержащим баллон со сжатым газом, редуктор и манометр, соединенный электрическим кабелем с информационно измерительной системой; системой сброса электростатических зарядов в виде металлических пластин, соединенных с одной стороны с электронными коммутаторами давления, а с другой стороны посредством кабеля сброса электростатических зарядов с электростатическими разрядниками, причем электронные коммутаторы давления и коллектор опорного давления закреплены внутри секций оболочки парашюта вблизи центра давления профиля, на расстоянии хорды профиля от передней кромки.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что электронные коммутаторы давления и коллектор опорного давления закреплены на силовых нервюрах парашюта.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пневмотрасса опорного давления закреплена на стропе в центральном сечении парашюта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике проведения автономных испытаний свечей зажигания как в процессе проведения опытно-конструкторских работ по их разработке, так и при проведении автономных ресурсных испытаний свечей. Техническим результатом является повышение достоверности воспроизведения в автономных условиях параметров, воздействующих на свечи зажигания внешних воздействующих факторов, имеющих место на газотурбинном двигателе.

Изобретение относится к технике наземных испытаний элементов летательных аппаратов (ЭЛА), а именно к средствам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на ЭЛА в наземных условиях. Предложен способ тепловых испытаний элементов летательных аппаратов, который включает нагрев наружной поверхности элементов ЛА, измерение температуры и обдув нагреваемой поверхности газовым потоком вдоль наружной поверхности изделия в сторону носка и в сторону торца элементов летательных аппаратов.

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для измерения аэродинамических нагрузок, действующих на планирующий парашют (ПП) в процессе интенсивного затягивания строп управления перед посадкой с целью уменьшения скорости приземления - "динамическом подрыве" купола. Устройство содержит основание, узлы крепления основных строп, тензовесы, шарниры с датчиками углов тангажа и крена.

Изобретение относится к области промышленной аэротермодинамики и может быть использовано для исследований аэротермомеханической стойкости материалов и элементов конструкций авиационной и ракетной техники на воздействие высокоэнтальпийных скоростных газовых потоков. Установка содержит как минимум одну камеру сгорания с аэродинамическим соплом, снабженную системой зажигания, систему подачи топлива, подключенную к первому вводу камеры сгорания и включающую, источник топлива, топливную магистраль, первый управляемый клапан, регулятор расхода топлива, первое расходомерное устройство, снабженное соплом, систему подачи кислорода, подключенную к второму вводу камеры сгорания и включающую источник кислорода, кислородную магистраль, регулятор расхода кислорода, второй управляемый клапан, второе расходомерное устройство, снабженное соплом, систему подачи нейтрального газа, включающую магистраль нейтрального газа, источник нейтрального газа, выход которого подключен к входу регулятора давления нейтрального газа, выход которого соединен с параллельно установленными третьим и четвертым управляемыми клапанами, датчики давления, входы первых из которых подключены к полостям расходомерных устройств перед, входы вторых - после установленных в них сопел, блок управления и регистрации, подключенный к соответствующим входам управляемых клапанов, соответствующему входу системы зажигания и выходам датчиков давления.

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний и может быть использовано для исследования условий вихреобразования и попадания посторонних предметов в воздухозаборники многодвигательной силовой установки летательного аппарата. Стенд содержит каркас, состоящий из вертикальной и горизонтальной рам, соединенных между собой во взаимно перпендикулярных плоскостях, первую мотогондолу с воздухозаборником, снабженным элементом прососа воздуха через него, установленную на вертикальную раму, неподвижный экран, установленный под мотогондолой на горизонтальной раме.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к поршневым газодинамическим установкам. Установка содержит закрепленный на фундаменте ствол с размещенными в нем свободным поршнем и установленными по концам ствола плунжерами, соединенными между собой подвижной платформой, баллон высокого давления и форкамеру, соединенную с соплом, источник модельного газа, соединенный с полостью ствола.

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики, в частности к аэродинамическим трубам и к импульсным газодинамическим установкам типа ударных труб, позволяющим реализовывать экспериментальное моделирование условий полета высокоскоростных летательных аппаратов в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационной промышленности при исследовании процессов обледенения летательных аппаратов. Установка содержит холодильную камеру с расположенной в ней горизонтальной аэродинамической трубой напорного типа с центробежным вентилятором и водораспыливающую систему.

Изобретение относится к методам и средствам наземных испытаний элементов летательного аппарата (ЛА), а именно к способам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на поверхности элементов ЛА, например, обтекатели головок самонаведения авиационных ракет, антенные обтекатели, отсеки с ракетой в наземных условиях.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования функционирования систем радиосвязи с гиперзвуковым летательным аппаратом. Технический результат заключается в повышении достоверности и точности проведенных измерений радиотехнических характеристик радиоаппаратуры ГЗЛА.

Изобретение относится к техническим устройствам для измерения давления в пластичных и сыпучих средах, в т.ч. грунтах.
Наверх