Водоотводная система в дорожной выемке тоннельного типа на вечной мерзлоте

Изобретение относится к области строительства железных и автомобильных дорог на вечной мерзлоте, но может быть использовано и вне зоны вечной мерзлоты. Технический результат - обеспечение надежности работы конструкции выемки. Конструкция выемки содержит подземную часть и надземную часть, возвышающуюся над уровнем естественной поверхности грунта, а также расположенную в пределах подземной и надземной частей ограждающую конструкцию с внутренней полостью и размерами в соответствии с габаритами приближения строений. С обеих сторон ограждающей конструкции в надземной части расположены боковые защитные групповые массивы. Продольный и поперечные водоотводные элементы расположены внутри конструкции выемки. Поперечные водоотводные элементы расположены в пределах бокового защитного грунтового массива в месте каждой полосы стока ниже уровня естественной поверхности грунта и выполнены в виде фильтрующих каналов с крупным заполнителем и толщиной, равной глубине сезонного протаивания в окружающей местности. Продольный водоотводный элемент выполнен в виде желоба с продольным уклоном, непрерывного на всей длине выемки и расположенного у боковой поверхности ограждающей конструкции внутри полости в подземной части выемки. Концевая часть каждого поперечного водоотводного элемента, примыкающая к ограждающей конструкции, содержит расположенные непосредственно над желобом перепускные трубы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области строительства железных и автомобильных дорог на вечной мерзлоте, но может быть использовано и вне зоны вечной мерзлоты.

Известна водопропускная система в дорожной выемке тоннельного типа на вечной мерзлоте, содержащая поперечный водопропускной элемент (СП 445.1325800.2018. Водопропускные трубы и системы водоотвода в районах вечной мерзлоты. М. Стандартинформ. 2019. Рис. А.3). Поперечный водопропускной элемент выполнен в виде фильтрующей прорези, прорезающее все поперечное сечение насыпи.

Недостаток этого технического решения заключается в том, что оно может быть использовано в выемке тоннельного типа, когда вся ограждающая конструкция выемки расположена ниже уровня естественной поверхности, а в надземной части расположена только защитная грунтовая насыпь.

Известна водоотводная система в дорожной выемке тоннельного типа на вечной мерзлоте, содержащая продольный водоотводный элемент, расположенный в направлении продольной оси выемки, и серию поперечных водоотводных элементов, расположенных с верховой стороны окружающей территории и примыкающих к продольному водоотводному элементу, при этом конструкция выемки содержит подземную часть и надземную часть, возвышающуюся над уровнем естественной поверхности грунта, а также расположенную в пределах подземной и надземной частей ограждающую конструкцию с внутренней полостью и размерами в соответствии с габаритами приближения строений, причем с обеих сторон ограждающей конструкции в надземной части расположены боковые защитные грунтовые массивы (Шахунянц Г. М. Земляное полотно железных дорог. М., Гос. трансп. ж.д. изд. 1953. Фиг. 13), продольный водоотводный элемент выполнен в виде кювета, расположенного за пределами подошвы откоса насыпного массива, т.е. на ненарушенной территории. Поперечными водоотводными элементами являются сами полости стока.

Недостатком данного технического решения является то, что такая система может быть использована при хороших слабольдистых грунтах, где после протаивания деформации либо отсутствуют, либо незначительны. В случае наличия высокольдистых грунтов или погребенных льдов такая водоотводная система непригодна, поскольку после местных протаиваний может разрушаться как сам кювет, так и происходить серьезные сдвиги массивов.

Целью предполагаемого изобретения является обеспечение надежности работы водоотводной системы, а, следовательно, и самой конструкции выемки.

Поставленная цель достигается тем, что водоотводная система в дорожной выемке тоннельного типа на вечной мерзлоте содержит продольный водоотводный элемент, расположенный в направлении продольной оси выемки, и серию поперечных водоотводных элементов, расположенных с верховой стороны окружающей территории и примыкающих к продольному водоотводному элементу. Конструкция выемки содержит подземную часть и надземную часть, возвышающуюся над уровнем естественной поверхности грунта, а также расположенную в пределах подземной и надземной частей ограждающую конструкцию с внутренней полостью и размерами в соответствии с габаритами приближения строений, причем с обеих сторон ограждающей конструкции в надземной части расположены боковые защитные групповые массивы. Продольный и поперечные водоотводные элементы расположены внутри конструкции выемки, при этом поперечные водоотводные элементы расположены в пределах бокового защитного грунтового массива в месте каждой полосы стока ниже уровня естественной поверхности грунта и выполнены в виде фильтрующих каналов с крупным заполнителем и толщиной, равной глубине сезонного протаивания в окружающей местности, а продольный водоотводный элемент выполнен в виде желоба с продольным уклоном, непрерывного на всей длине выемки и расположенного у боковой поверхности ограждающей конструкции внутри полости в подземной части выемки, причем концевая часть каждого поперечного водоотводного элемента, выполненная с уширением как концевой водосборник, и примыкающая к ограждающей конструкции, содержит расположенные непосредственно над желобом перепускные трубы для пропуска воды из поперечного в продольный водопропускной элемент.

Сущность технического решения поясняется чертежами, где

на фиг. 1 - изображено поперечное сечение выемки тоннельного типа с предлагаемой системой водоотвода;

на фиг. 2 - представлено расположение в плане поперечных водоотводных элементов:

на фиг. 3 - разрез А - А на фиг. 1. со схемой расположения продольного водоотводного элемента.

Водоотводная система в дорожной выемке тоннельного типа на вечной мерзлоте содержит продольный водоотводный элемент, расположенный в направлении продольной оси выемки, и серию поперечных водоотводных элементов, расположенных с верховой стороны окружающей территории и примыкающих к продольному водоотводному элементу. Конструкция выемки содержит подземную и надземную часть, возвышающуюся над уровнем естественной поверхности грунта 1. Выемка сформирована в котловане с границами 2 и внутренняя полость 3 ограничена ограждающей конструкцией, которая состоит из стенок, выполненных из габионов 4, и перекрытия 5, выполненного из гофрированных стальных элементов, балластная призма 6 расположена по оси пути 7, при этом ограждающая конструкция выполнена с учетом габаритов приближения строений. Ограждающая конструкция может быть выполнена по-другому, например, целиком из гофрированных элементов. Образующая с внешней стороны ограждающей конструкции полость в котловане заполнена грунтом обратной засыпки 8, а в надземной части с обеих сторон ограждающей конструкции 5 расположены боковые защитные грунтовые массивы 9. Особенностью данного технического решения водоотводной системы является то, что продольный и поперечные водоотводные элементы расположены не за пределами конструкции выемки, а внутри ее. Поперечный водоотводный элемент состоит из фильтрующего канала 10, расположенного в продолжении полосы стока 11 и концевого водосборника 12, объединяющего один или несколько фильтрующих каналов 10. Вся конструкция поперечного водоотводного элемента расположена под боковым защитным грунтовым массивом 9. Продольный водоотводный элемент выполнен в виде желоба 13 с продольным уклоном, непрерывного на всей длине выемки и расположенного у поверхности ограждающей конструкции внутри полости в подземной части выемки. При этом желоб 13 расположен непосредственно над концевыми водосборниками 12, которые содержат перепускные трубы 14 для пропуска воды из поперечного в продольный водоотводный элемент. Поперечные водоотводные элементы (позиция 10 и 12) размещены ниже естественной поверхности 1 на толщину деятельного слоя, т.е. на глубину сезонного протаивания. Они заполнены крупным заполнителем, например, камнем и защищены от засорения геотекстилем. Полосы стока 11 расположены между локальными водоразделами 15, при этом линия 16 пересечения верхней поверхности бокового защитного грунтового массива 9 с естественной поверхностью 1 криволинейна в плане. Следует отметить также следующие детали. Для фиксации гофрированного перекрытия 5 предназначены прижимные габионы 17. Для обеспечения устойчивости стенка 4 состоит из нескольких вертикальных рядов габионов. Позицией 18 показана верхняя граница мерзлоты в конце летнего периода.

Водопропускная система работает следующим образом. Вода, протекая по полосе стока 11, попадает в фильтрующий канал 10, далее в концевой водосборник 12 и через перепускные трубы 14 попадает в желоб 13 и оттуда выводится за пределы выемки. При неглубоких полосах стока и короткой выемке водосборники 12 могут быть объединены в непрерывный канал, который разгружает желобы 13.

При разработке предлагаемого изобретения были решены следующие технические противоречия. В прототипе водоотводная система расположена за пределами самого сооружения. При этом кювет располагают в направлении продольной оси сооружения на ненарушенной сооружением территории. При этом в ненарушенной территории создаются углубления в пределах кювета, особенно при пересечении локальных водоразделов. Нарушается тепловой баланс. В результате имеет место протаивание, а при наличии уклонов местности возможны размывы и сдвиги массивов грунта. Перемещение водоотводной системы внутрь сооружения позволяет устранить опасность протаивания, так как значительное охлаждение происходит со стороны полости тоннельной выемки, так как температура воздуха в полости приближается к температуре наружного воздуха, а никаких снежных отложений нет, которые способствуют снижению поступления холода в грунт за пределами выемки.

Предлагаемое техническое решение характеризуется существенными признаками.

Первый существенный признак характеризуется тем, что водоотводная система содержит продольный и поперечные элементы водоотвода.

Второй существенный признак характеризуется тем, что водоотводная система расположена в выемке тоннельного типа, частично возвышающейся над уровнем естественной поверхности грунта.

Третий существенный признак - водоотводная система расположена не вне, а внутри сооружения.

Четвертый существенный признак - конструкция поперечного водоотводного элемента.

Пятый существенный признак - конструкция продольного водоотводного элемента.

Все пять существенных признаков необходимы и достаточны для достижения поставленной цели - обеспечении надежности водоотводной системы и самой выемки.

Эффективность предлагаемого технического решения определяется повышением надежности водоотводной системы и, следовательно, самой конструкции выемки.

1. Водоотводная система в дорожной выемке тоннельного типа на вечной мерзлоте, содержащая продольный водоотводный элемент, расположенный в направлении продольной оси выемки, и серию поперечных водоотводных элементов, расположенных с верховой стороны окружающей территории и примыкающих к продольному водоотводному элементу, при этом конструкция выемки содержит подземную часть и надземную часть, возвышающуюся над уровнем естественной поверхности грунта, а также расположенную в пределах подземной и надземной частей ограждающую конструкцию с внутренней полостью и размерами в соответствии с габаритами приближения строений, причем с обеих сторон ограждающей конструкции в надземной части расположены боковые защитные грунтовые массивы, отличающаяся тем, что продольный и поперечные водоотводные элементы расположены внутри конструкции выемки, при этом поперечные водоотводные элементы расположены в пределах бокового защитного грунтового массива в месте каждой полосы стока ниже уровня естественной поверхности грунта и выполнены в виде фильтрующих каналов с крупным заполнителем и толщиной, равной глубине сезонного протаивания в окружающей местности, а продольный водоотводный элемент выполнен в виде желоба с продольным уклоном, непрерывного на всей длине выемки и расположенного у боковой поверхности ограждающей конструкции внутри полости в подземной части выемки, причем концевая часть каждого поперечного водоотводного элемента, выполненная с уширением в виде концевого водосборника и примыкающая к ограждающей конструкции, содержит расположенные непосредственно над желобом перепускные трубы для пропуска воды из поперечного в продольный водоотводный элемент.

2. Водоотводная система по п. 1, отличающаяся тем, что концевые водосборники объединены по длине в единый канал.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области дорожного строительства и, в частности, к устройствам ливневого водостока. При подготовке дорожного полотна к укладке по нему покрытия, по обочине, а при наличии бордюра то и под ним, устраивают подсыпку из песчано-гравийной смеси (ПГС), образуя вдоль дороги дренаж в виде траншеи, засыпанной ПГС.

Изобретение относится к области строительства земляных сооружений в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях. Дренажная система для стабилизации дорожного полотна на протаявших слабых грунтах содержит верхнюю, нижнюю продольные траншеи и водонепроницаемый экран.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве новых автомобильных и железных дорог, а также при реконструкции существующего земляного полотна (ЗП) с целью устройства дренирующих насыпей на периодических и постоянных водотоках с относительно малыми расходами воды.

Изобретение относится к области железнодорожной техники, а именно к способу, позволяющему обеспечить обособленное постоянное длительное хранение. Способ обособленного длительного хранения элементов стальных пролетных строений железнодорожных мостов из двутавровых балок заключается в том, что на ровной горизонтальной площадке размещаются на деревянных подкладках пролетные строения.

Изобретение относится к области железнодорожной техники. Способ обособленного длительного хранения, погрузки, транспортировки, выгрузки и установки металлической гофрированной водопропускной трубы заключается в том, что все элементы размещены в котловане, который представляет собой сооружение ниже уровня земли в форме прямоугольного параллелепипеда.

Изобретение относится у устройству для отведения жидкости, прежде всего водоотводному лотку. Устройство для отведения жидкости имеет направляющий участок (10) и по меньшей мере одну расположенную на конце водоотводного лотка с торцовой стороны функциональную область (11) для установки уплотнения.

Изобретение относится к области строительных работ по обустройству дорог, а именно отводу воды от основания шоссейных дорог с помощью водоотводных каналов. Представлен способ проведения работ по замене существующей водопропускной трубы, в котором производят разборку существующих оголовков старой трубы с обеих сторон.

Изобретение относится к водопропускным сооружениям. Технический результат - повышение надежности и снижение материалоемкости водопропускного сооружения.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве водоотводных сооружений на автомобильных дорогах. Способ устройства водоотводного сооружения заключается в том, что канал-лоток выполняют прямоугольной формы из сборных блоков в виде отдельных секций с укороченной длиной и облегченных, соединенных в раструб, соединения их также осуществляют с помощью винт-гайка, боковые верхние концы стенок которых имеют сквозные отверстия.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для тепловой защиты транспортных тоннелей от образования льда. Водоотводной лоток транспортных тоннелей, выполненный в виде заключенного между гидроизоляционными пластинами блока с водоотводным руслом и бортиками и снабженного нагревательным элементом, при этом лоток дополнительно оснащен внутри русла теплоотражающим экраном, выполненным в виде желоба с сечением параболы и шириной не менее ширины поступающего потока воды, и закреплен внутри лотка по всей его длине, а нагревательный элемент расположен по центру желоба и равен половине его высоты.

Группа изобретений относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к безбалластному железнодорожному пути для грузопассажирского высокоскоростного движения, а также к способам сооружения такого пути. Путь содержит основание, наливной слой и армированные подрельсовые плиты.
Наверх