Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя включает корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками. Сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, и четырьмя соединительными устройствами, каждое из которых установлено на корпусе между траверсами. Каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, при этом механизмы управления включают шесть механизмов дозвуковых створок и четыре механизма сверхзвуковых створок, поровну расположенных в верхней и нижней части регулируемого сопла. Система управления створками включает в себя силовые элементы, закрепленные на корпусе и соединенные с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Силовые элементы представляют собой гидроцилиндры с датчиком обратной связи по одному на каждый механизм управления, соединенные посредством шарниров, систему коммуникаций и агрегаты управления, обеспечивающие независимое управление дозвуковыми и сверхзвуковыми створками в верхней и нижней части регулируемого сопла. Каждое соединительное устройство включает кронштейн, закрепленный на корпусе, рычаг, шарнирно закрепленный на кронштейне, и две тяги, шарнирно соединяющие рычаг с соседними траверсами. Каждый гидроцилиндр механизмов дозвуковых створок закреплен на соответствующей траверсе посредством шарнира, а каждый гидроцилиндр механизмов сверхзвуковых створок закреплен на соответствующем рычаге посредством шарнира, кроме того проушина для крепления гидроцилиндра на рычаге расположена между проушинами для крепления тяг и проушинами для крепления рычага к кронштейну. Изобретение позволяет увеличить КПД газотурбинного двигателя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей.

В качестве наиболее близкого аналога выбрано регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные с дозвуковыми створками, а также боковые стенки, жестко соединенные с корпусом (патент RU 2674232, 05.12.2018 г.).

Недостатком прототипа является значительные габаритные размеры, особенно в поперечном горизонтальном направлении, и недостаточная жесткость элементов конструкции, деформация которых приводит к дополнительным газодинамическим потерям при внешнем обтекании воздуха и протекании газа внутри проточной части регулируемого сопла. Результатом этого являются ощутимые потери эффективной тяги газотурбинного двигателя.

Техническим результатом, достигаемым заявленным устройством, является снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции и снижения габаритных размеров с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и газотурбинного двигателя в целом.

Указанный технический результат достигается тем, что известное регулируемое сопло турбореактивного двигателя, включающее корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками, соединенную с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления согласно предложенному изобретению сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, двумя горизонтальными силовыми балками и четырьмя соединительными устройствами, корпус включает в себя выходной фланец прямоугольной формы, причем каждая траверса содержит передний фланец, донышко, стенки с полками и два задних дугообразных выступа, причем передний фланец закреплен на корпусе с возможностью перемещения вдоль сопла, а задняя часть каждой траверсы соединена с корпусом посредством соответствующей горизонтальной силовой балки, последние закреплены на соответствующих горизонтальных участках выходного фланца, при этом механизмы управления установлены на траверсах и шарнирно соединены с последними, каждое из соединительных устройств жестко закреплено на корпусе между траверсами и шарнирно соединено с последними, система управления створками содержит гидроцилиндры, шарнирно закрепленные по одному на каждой траверсе и соединительном устройстве, а в каждой траверсе выполнен поперечный паз, охватывающий горизонтальную силовую балку с передней стороны, со стороны корпуса и задней стороны, при этом каждая траверса содержит последовательно расположенные от переднего фланца проушины, по одной проушине на каждой стенке для соединения с соответствующими соединительными устройствами, две проушины для крепления гидроцилиндра системы управления, расположенные между стенок, последовательно выполненные на стенках ближе к поперечному пазу две пары проушин для соединения с механизмами управления и по одной проушине для соединения с механизмами управления на краю каждого дугообразного выступа, причем поперечный паз расположен перед дугообразными выступами, а донышко выполнено только в области поперечного паза, включая область двух пар проушин, и между дугообразными выступами, кроме того крепление траверсы к горизонтальной силовой балке выполнено посредством фланцевых соединений по передней и задней части поперечного паза, притом, по меньшей мере, две траверсы выполнены с возможностью контакта с корпусом, помимо мест их крепления к корпусу.

В местах возможного контакта с корпусом на траверсах закреплены подпятники.

Общеизвестно, что под действием эксплуатационных нагрузок происходит деформирование элементов регулируемых сопел, в большей степени сопел с плоскими участками, ограничивающими проточную часть. Наиболее значимыми в плане деформаций являются изгибные деформации элементов конструкции, вызванные повышенной температурой и давлением газа внутри проточной части. Накопленная деформация элементов конструкции может составлять десятки миллиметров и приводить к значительному изменению условий внешнего обтекания регулируемого сопла, протекания газа в проточной части и истекания из нее. Минимизация данной деформации элементов сопел является одной из приоритетных задач.

Также одной из приоритетных задач является обеспечение возможности регулирования критического и выходного сечений сопла, а также отклонением вектора тяги, при минимизации увеличения внешних габаритов регулируемого сопла. Тем более этот вопрос становится актуальным в случае наличия в выходной части регулируемого сопла значительных плоских участков, так как его элементы, ограничивающие эти участки, испытывают значительное воздействие от давления газа внутри них и значительные температурные нагрузки, что требует более значительных усилий со стороны системы управления для их отклонения и удержания в требуемом положении. Это требует создания специальных механизмов вокруг данных элементов и размещения их определенным образом вокруг проточной части.

Снабжение регулируемого сопла шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, двумя горизонтальными силовыми балками и четырьмя соединительными устройствами, и снабжение корпуса выходным фланцем прямоугольного поперечного сечения, позволяет увеличить изгибную жесткость корпуса за счет установки на нем траверс и выходного фланца, в том числе за счет возможности установки на последнем горизонтальных силовых балок, снижая деформации элементов регулируемого сопла от эксплуатационных нагрузок. Также это позволяет разместить элементы системы управления и механизмы управления на корпусе в верхней и нижней его части, что снижает поперечный горизонтальный габаритный размер сопла с сохранением параметров его регулирования. Это снижает сопротивление внешнему обтеканию и лучше сохраняет требуемую форму проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Снабжение каждой траверсы передним фланцем, донышком, стенками с полками и двумя задними дугообразными выступами, причем передний фланец закреплен на корпусе с возможностью перемещения вдоль сопла, а также соединение задней части каждой траверсы с корпусом посредством соответствующей горизонтальной силовой балки, позволяет увеличить изгибную жесткость корпуса с реализацией температурной развязки траверс вдоль корпуса и разместить элементы системы управления и механизмов управления в верхней и нижней частях корпуса, что снижает поперечный горизонтальный габаритный размер сопла с сохранением параметров его регулирования. Это снижает сопротивление внешнему обтеканию и лучше сохраняет требуемую форму проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Закрепление горизонтальных силовых балок на соответствующих горизонтальных участках выходного фланца позволяет увеличить изгибную жесткость последнего, что лучше сохраняет требуемую форму проточной части и увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Размещение механизмов управления створками в верхней и нижней части регулируемого сопла с шарнирным закреплением их на траверсах позволяет снизить поперечный горизонтальный габаритный размер сопла с сохранением параметров его регулирования и лучше сохраняет требуемую форму проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Жесткое закрепление каждого из соединительных устройств на корпусе между траверсами и шарнирное соединение с последними, а также шарнирное закрепление по одному на каждой траверсе и соединительном устройстве гидроцилиндров системы управления, позволяет более равномерно передавать на корпус нагрузки с элементов системы управления и механизмов управления посредством траверс и соединительных устройств, снижая локальные прогибы корпуса, что сохраняет требуемую форму проточной части и увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Выполнение в каждой траверсе поперечного паза, охватывающего горизонтальную силовую балку с передней стороны, со стороны корпуса и задней стороны позволяет обеспечить жесткое соединение траверсы с горизонтальной силовой балкой с минимизацией вертикального габаритного размера сопла, что лучше сохраняет требуемую форму проточной части и увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Выполнение на каждой траверсе последовательно расположенных от переднего фланца проушин, по одной проушине на каждой стенке для соединения с соответствующими соединительными устройствами, две проушины для крепления гидроцилиндра системы управления, расположенные между стенок, последовательно выполненные на стенках ближе к поперечному пазу две пары проушин для соединения с механизмами управления и по одной проушине для соединения с механизмами управления на краю каждого дугообразного выступа, а также расположение поперечного паза перед дугообразными выступами, а также выполнение донышка только в области поперечного паза, включая область двух пар проушин, и между дугообразными выступами, позволяет разместить элементы системы управления и механизмов управления в верхней и нижней частях регулируемого сопла с обеспечением требуемых жесткости и параметров регулирования критическим и выходным сечениями, а также вектором тяги, что сохраняет требуемую форму проточной части и увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Выполнение крепления каждой траверсы к горизонтальной силовой балке посредством фланцевых соединений по передней и задней части поперечного паза позволяет увеличить жесткость каждой системы корпус-выходной фланец-горизонтальная силовая балка-траверса, что лучше сохраняет требуемую форму проточной части и увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Выполнение, по меньшей мере, двух траверс с возможностью контакта с корпусом, помимо мест их крепления к корпусу, позволяет снизить поперечные деформации корпуса в работе, что лучше сохраняет требуемую форму проточной части и увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Кроме того, закрепление в местах возможного контакта с корпусом на траверсах подпятников позволяет увеличить площадь контакта, чем снижаются локальные деформации корпуса в местах контакта, что лучше сохраняет требуемую форму проточной части и увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей.

На фигуре 1 изображен продольный разрез вертикальной плоскостью нижней части регулируемого сопла турбореактивного двигателя.

На фигуре 2 подробнее показана траверса.

На фигуре 3 подробнее показано в изометрии место соединения траверсы с горизонтальной силовой балкой.

На фигуре 4 подробнее показано расположение соединительных устройств на корпусе.

Регулируемое реактивное сопло турбореактивного двигателя, содержит последовательно установленные корпус 1, содержащий выходной фланец 2 прямоугольной формы, жестко закрепленные на вертикальных участках фланца 2 по торцам две боковые стенки 3, две дозвуковые створки 4 и две сверхзвуковые створки 5, причем каждая из дозвуковых створок 4 соединена с боковыми стенками 3 посредством шарнирных соединений, дозвуковые створки 4 в свою очередь попарно соединены со сверхзвуковыми створками 5 посредством шарнирных соединений. Дозвуковые створки 4 и сверхзвуковые створки 5 соединены с механизмами управления 6 и могут проворачиваться под их действием (фиг. 1), регулируя тем самым площадь критического и выходного сечений, а также отклонение вектора тяги. Регулируемое сопло включает систему управления с гидроцилиндрами 7, систему коммуникаций и агрегаты управления, обеспечивающие посредством механизмов управления 6 возможность отклонения дозвуковых створок 4 и сверхзвуковых створок 5. А также включает поровну установленные в верхней и нижней его частях шесть траверс 8, расположенных вдоль корпуса 1, и четыре соединительных устройства 9, каждое из которых жестко закреплено на корпусе 1 между траверс 8 и шарнирно соединено с последними (фиг. 4). Это позволяет более равномерно передавать на корпус 1 нагрузки с гидроцилиндров 7 и механизмов управления 6. Регулируемое сопло также снабжено двумя горизонтальными силовыми балками 10, каждая из которых содержит прямолинейный участок с проушинами 11, посредством которых крепится к выходному фланцу 2 на его прямолинейных участках с внешней стороны (фиг. 3). При этом на каждой траверсе 8 выполнены передний фланец 12, донышко 13, стенки 14 с полками 15 и два задних дугообразных выступа 16, а также поперечный паз 17. Передний фланец 12 закреплен на корпусе 1 с возможностью перемещения вдоль условной оси сопла, а задняя часть каждой траверсы 8 соединена с соответствующей горизонтальной силовой балкой 10 посредством фланцев 18. Таким образом осуществляется температурная развязка между корпусом 1 и траверсами 8, что необходимо для компенсации их относительных перемещений и снижению возникающих нагрузок в местах их соединений. Горизонтальная силовая балка 10 установлена в поперечных пазах 17. В частном случае реализации каждая траверса содержит последовательно расположенные от переднего фланца 12 проушины: по одной проушине 19 на каждой стенке 14 для соединения с соответствующими соединительными устройствами 9, две проушины 20 для крепления гидроцилиндра 7 системы управления, расположенные между стенок 14, последовательно выполненные на стенках ближе к поперечному пазу 17 две пары проушин 21 для соединения с механизмами управления 6 и по одной проушине 21 на краю каждого дугообразного выступа 16 (фиг. 2). Траверсы 8 выполнены с возможностью контакта в работе с корпусом 1, помимо места соединения по переднему фланцу 12. В частном случае реализации на каждой траверсе 8 в местах возможного контакта при помощи сварки закреплены подпятники 22. Также на траверсах 8 установлены и шарнирно закреплены элементы механизмов управления 6 посредством проушин 21. И траверсы 8, и механизмы управления 6 поровну расположены в верхней и нижней части регулируемого сопла. Причем система управления позволяет осуществлять независимое управление створками 4, 5, расположенных в верхней и нижней части регулируемого сопла.

Сборка регулируемого сопла проверена на электронном макете, часть которого представлена на фиг. 2, 3, 4.

Устройство работает следующим образом.

В процессе работы турбореактивного двигателя изменяются площади критического и выходного сечений сопла, а также направление вектора тяги, за счет поворота дозвуковых створок 4 относительно боковых стенок 3 и изменения положения сверхзвуковых створок 5 под действием механизмов управления 6. При этом нагрузки от давления в проточной части от створок 4, 5 передаются на механизмы управления, а далее на корпус 1 посредством траверс 8, которые более равномерно их распределяют по корпусу 1, способствуя тем самым снижению его деформации, в том числе и выходного фланца 2, излишние деформации которого ограничивают горизонтальные силовые балки 9. Деформациям подвергаются не только описанные выше, но и остальные элементы регулируемого сопла, в том числе как образующие проточную часть, так и элементы внешнего обвода. Конструктивно данные деформации минимизируются.

Такое выполнение конструкции позволяет уменьшить ее габариты и увеличить жесткость за счет оригинальности расположения и соединения ее элементов, снизить потери при внешнем обтекании и внутри проточной части с сохранением параметров регулирования сопла, что увеличивает его КПД и газотурбинного двигателя в целом.

1. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, включающее корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками, соединенную с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления, отличающееся тем, что сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, двумя горизонтальными силовыми балками и четырьмя соединительными устройствами, корпус включает в себя выходной фланец прямоугольной формы, причем каждая траверса содержит передний фланец, донышко, стенки с полками и два задних дугообразных выступа, причем передний фланец закреплен на корпусе с возможностью перемещения вдоль сопла, а задняя часть каждой траверсы соединена с корпусом посредством соответствующей горизонтальной силовой балки, последние закреплены на соответствующих горизонтальных участках выходного фланца, при этом механизмы управления установлены на траверсах и шарнирно соединены с последними, каждое из соединительных устройств жестко закреплено на корпусе между траверсами и шарнирно соединено с последними, система управления створками содержит гидроцилиндры, шарнирно закрепленные по одному на каждой траверсе и соединительном устройстве, а в каждой траверсе выполнен поперечный паз, охватывающий горизонтальную силовую балку с передней стороны, со стороны корпуса и задней стороны, при этом каждая траверса содержит последовательно расположенные от переднего фланца проушины, по одной проушине на каждой стенке для соединения с соответствующими соединительными устройствами, две проушины для крепления гидроцилиндра системы управления, расположенные между стенок, последовательно выполненные на стенках ближе к поперечному пазу две пары проушин для соединения с механизмами управления и по одной проушине для соединения с механизмами управления на краю каждого дугообразного выступа, причем поперечный паз расположен перед дугообразными выступами, а донышко выполнено только в области поперечного паза, включая область двух пар проушин, и между дугообразными выступами, кроме того крепление траверсы к горизонтальной силовой балке выполнено посредством фланцевых соединений по передней и задней части поперечного паза, притом, по меньшей мере, две траверсы выполнены с возможностью контакта с корпусом, помимо мест их крепления к корпусу.

2. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя по п. 1, отличающееся тем, что в местах возможного контакта с корпусом на траверсах закреплены подпятники.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Техническим результатом, достигаемым заявленным устройством, является снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и газотурбинного двигателя в целом.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулированных сопел турбореактивных двигателей (ТРД). Регулируемое сопло ТРД содержит установленный в корпусе теплозащитный экран, выполненный в виде двух поясов, расположенных по ходу движения газового потока турбореактивного двигателя, причем концевой участок первого пояса заведен во второй пояс с контактом по близлежащим поверхностям, при этом каждый из поясов выполнен в виде секций, размещенных по окружности, каждая из которых жестко соединена с корпусом, при этом на концевом участке любой из секций второго пояса, расположенном непосредственно над первым поясом, выполнены выштамповки с образованием между поясами, по окружности, трех продольных охлаждающих каналов и продольного ребра жесткости, выполненного по центру центрального продольного охлаждающего канала секции, причем вершина продольного ребра жесткости выполнена скругленной и контактирует с наружной поверхностью первого пояса, кроме того, суммарная ширина продольных охлаждающих каналов любой из секций составляет от 0,6 до 0,8 от общей ширины секции, а соотношение ширины любого из боковых охлаждающих каналов S составляет 0,2…0,3 от ширины центрального охлаждающего канала d.

Изобретение относится к области авиации, в частности к соплам сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС) с устройствами для снижения шума струи воздушно-реактивного двигателя. Шумоглушащее сопло воздушно-реактивного двигателя содержит дозвуковую (1) и сверхзвуковую (2) части с прямоугольной формой критического сечения (3) сопла, расположенные в сверхзвуковой части верхние (7) и нижние (6) ряды отклоняемых по управляющему сигналу шумоглушения створок.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей (далее ТРД). В плоском сопле ТРД, согласно настоящему изобретению, участок любой из боковых стенок, расположенный за корпусом, выполнен в виде пересекающихся продольных и поперечных гофр с образованием продольных и поперечных сообщающихся между собой канавок, в поперечном разрезе выполненных дугообразной выпуклой формы относительно продольной оси двигателя, причем между пересекающимися продольными и поперечными гофрами образованы вогнутые участки относительно продольной оси двигателя, при этом со стороны внутренней поверхности каждого из упомянутых участков, с зазором относительно него, установлено по плоскому теплозащитному экрану, жестко зафиксированному относительно первого, кроме того на наружной поверхности любого из плоских теплозащитных экранов выполнены поперечные ребра жесткости, каждое из которых выполнено в поперечном разрезе дугообразной формы, установлено непосредственно под поперечным гофром боковой стенки и жестко зафиксировано на наружной поверхности теплозащитного экрана посредством соединительных силовых элементов, выполненных зацело с ним, причем высота любого из поперечных ребер жесткости меньше или равна расстоянию между вершиной вогнутого относительно продольной оси двигателя участка любой из боковых стенок и ближайшей к ней точки на поверхности теплозащитного экрана.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции реактивных сопел турбореактивных двигателей (ТРД). Изобретение позволит улучшить охлаждение как поворотных створок, так и секций экрана корпуса сопла, что повышает надежность его работы.

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя, содержащей наружный капот, при этом данный капот содержит внутреннюю стенку, образующую вместе с неподвижной внутренней конструкцией кольцевой канал вторичного воздушного потока, и реактивное сопло выброса этого вторичного воздушного потока. Сопло содержит по меньшей мере одно отверстие, по меньшей мере один задний непрерывный концевой сегмент, расположенный ниже по потоку за указанным отверстием, по меньшей мере одну створку, совершающую попеременное движение между закрытым положением и открытым положением, разрешающим прохождение через данное отверстие части вторичного воздушного потока.

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя, содержащей наружный капот, при этом данный капот содержит внутреннюю стенку, образующую вместе с неподвижной внутренней конструкцией кольцевой канал вторичного воздушного потока, и реактивное сопло выброса этого вторичного воздушного потока. Сопло содержит по меньшей мере одно отверстие, по меньшей мере один задний непрерывный концевой сегмент, расположенный ниже по потоку за указанным отверстием, по меньшей мере одну створку, совершающую попеременное движение между закрытым положением и открытым положением, разрешающим прохождение через данное отверстие части вторичного воздушного потока.

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в конструкции беспилотных самолетов-вертолетов. Беспилотный малозаметный самолет-вертолет (БМСВ) снабжен на концах левого и правого поворотных профилированных кронштейнов (ППК) однолопастными несущими винтами (НВ), используемыми при выполнении вертикального и короткого взлета/посадки или на переходных и барражирующих режимах полета.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям плоских многофункциональных выходных устройств для трехконтурного газотурбинного двигателя изменяемого цикла. Плоское выходное устройство трехконтурного газотурбинного двигателя изменяемого цикла содержит корпус основного соплового канала, состоящий из дозвуковой части, сужающейся в поперечном сечении полости корпуса, сообщенной входным сечением с каналами первого и второго контура двигателя и имеющей в выходном сечении прямоугольную форму, и сверхзвуковой части с увеличивающейся по потоку газа площадью прямоугольного поперечного сечения полости корпуса, состыкованной с дозвуковой частью в выходном ее сечении, и две обечайки, закрепленные на корпусе основного соплового канала с образованием верхнего и нижнего дополнительных сопловых каналов, сообщенных с каналом третьего контура двигателя.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло содержит последовательно установленные и шарнирно соединенные друг с другом корпус, дозвуковые и сверхзвуковые створки, а также внешние створки, соединенные с корпусом и сверхзвуковыми створками, боковые стенки, соединенные с корпусом.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму. Каждая из дозвуковых и сверхзвуковых створок выполнена в поперечном разрезе уголковой формы, образованной двумя пластинами, соединенными по торцам под тупым углом, вершина которого направлена от продольной оси турбореактивного двигателя. Каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми стенками. Между верхним торцом выходного фланца и близлежащим торцом верхней дозвуковой створки, а также между нижним торцом выходного фланца и близлежащим торцом нижней дозвуковой створки установлено по уплотнительному элементу, жестко соединенному с выходным фланцем. Поверхности уплотнительных элементов, близлежащие к соответствующим им дозвуковым створкам, выполнены с возможностью контакта с последними и образованы двумя коническими поверхностями, оси конусов которых совпадают с осью вращения соответствующей дозвуковой створки. Каждая из близлежащих поверхностей дозвуковых и сверхзвуковых створок, расположенных вдоль осей их шарнирных соединений, выполнены коническими. Технический результат заключается в увеличении жесткости элементов сопла. 2 ил.
Наверх