Прокладка для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к прокладкам для подпятникового места надрессорной балки. Прокладку выполняют из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида в виде круглой пластины с центральным отверстием для шкворня. Полиамид выбирают из группы поликапроамид, полигексамителенадинамид, полигексаметиленсебацинамид, полигексаметилендодекандиамид, полиундеканамид и полидодекаамид. В качестве волокнистого наполнителя материал содержит углеродное волокно или смесь углеродного волокна со стекловолокном. Композиционный материал также содержит хаотично расположенные углеродные нанотрубки в виде однослойных, или многослойных с количеством слоев от 2 до 70, или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей с количеством слоев от 2 до 70. Внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина от 1 до 70 мкм. Содержание стекловолокна в его смеси с углеродным волокном волокнистого наполнителя композиционного полимерного антифрикционного материала выбрано от 2,58 до 11,5 масс. %. Количественное содержание компонентов, масс. %: углеродное волокно или смесь углеродного волокна со стекловолокном: 9,7-42,4, углеродные нанотрубки: 0,02-2,00, полиамид: остальное до 100%. Повышается разрушающее напряжение при растяжении и сжатии прокладки. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к прокладке для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, используемой в составе тележки железнодорожных средств рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки.

Известен подпятник надрессорной балки, содержащий износостойкий узел в виде неметаллической прокладки-вкладыша, выполненного из графитонаполненного полиамида и установленного на опорную поверхность подпятника, (см. патент РФ на полезную модель №190806, B61F 5/16, 12.07.2019).

Однако известная прокладка подпятника надрессорной балки при своем использовании имеет следующие недостатки:

- недостаточное разрушающее напряжение при растяжении (176 МПа),

- недостаточное разрушающее напряжение при сжатии (180 МПа),

- недостаточной ударной вязкостью по Шарпи на образцах без надреза (45-55 кДж/м2),

- недостаточным сроком службы из-за высокого суммарного износа в паре трения по стали 40Х,

- недостаточной стабильностью коэффициента трения (0,66-0,72) при трении по материалу контр-тела из стали 40Х,

- повышенной интенсивностью линейного изнашивания при трении по материалу контр-тела из стали 40Х (5×10-6 мкм/км),

- недостаточным модулем упругости при изгибе (3,5-4,15 ГПа)

Задачей изобретения является разработка прокладки для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида.

Техническим результатом является повышение разрушающего напряжения при растяжении, повышение разрушающего напряжения при сжатии, повышение ударной вязкости по Шарпи на образцах без надреза, увеличение срока безремонтной эксплуатации, сохранение коэффициента трения при трении по материалу контр-тела из стали 40Х, снижение интенсивности линейного изнашивания при трении по материалу контр-тела из стали 40Х, а также повышение модуля упругости при изгибе.

Технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что предложена прокладка для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, характеризующаяся тем, что выполнена в виде круглой пластины с центральным отверстием для установки шкворня в надрессорную балку из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, выбранного из группы поликапроамид (полиамид 6), полигексамителенадинамид (полиамид 66), полигексаметиленсебацинамид (полиамид 610), полигексаметилендодекандиамид (полиамид 612), полиундеканамид (полиамид 11) и полидодекаамид (полиамид 12), содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно или смесь углеродного волокна со стекловолокном, при этом композиционный полимерный антифрикционный материал содержит хаотично расположенные углеродные нанотрубки в виде однослойных, или многослойных с количеством слоев от 2 до 70 или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей с количеством слоев от 2 до 70, при этом внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина от 1 до 70 мкм, содержание стекловолокна в его смеси с углеродным волокном волокнистого наполнителя композиционного полимерного антифрикционного материала выбрано от 2,58 до 11,5 масс. %, при следующем количественном содержании компонентов, масс. %:

углеродное волокно или смесь

углеродного волокна со стекловолокном 9,7-42,4,
углеродные нанотрубки 0,02-2,00,
полиамид остальное до 100%.

При этом в качестве углеродного волокна волокнистого наполнителя композиционный полимерный антифрикционный материал содержит углеродное волокно, полученное из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна или из полиакрилонитрильного волокна. При этом углеродное волокно композиционного полимерного антифрикционного материала используют в виде резаного жгута или в виде резаной нити, а стекловолокно используют в виде резаной нити, при этом длина резанных жгута или нити углеродного волокна и стекловолокна выбрана от 1 мм до 60 мм. При этом прокладка для подпятникового места выполнена с наружным диаметром от 300 до 400 мм, с диаметром отверстия от 95 до 97 мм и толщиной от 5 до 7 мм.

Среди существенных признаков, характеризующих предложенную прокладку для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, отличительными являются:

- выполнение прокладки для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, выбранного из группы поликапроамид (полиамид 6), полигексамителенадинамид (полиамид 66), полигексаметиленсебацинамид (полиамид 610), полигексаметилендодекандиамид (полиамид 612), полиундеканамид (полиамид 11) и полидодекаамид (полиамид 12), содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно или смесь углеродного волокна со стекловолокном,

- дополнительное содержание в композиционном полимерном антифрикционном материале хаотично расположенных углеродных нанотрубок в виде однослойных, или многослойных с количеством слоев от 2 до 70 или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей с количеством слоев от 2 до 70, при этом внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина от 1 до 70 мкм,

- выбор содержания стекловолокна в его смеси с углеродным волокном волокнистого наполнителя композиционного полимерного антифрикционного материала от 2,58 до 11,5 масс. %,

- выбор количественного содержания компонентов композиционного полимерного антифрикционного материала, масс. %:

углеродное волокно или смесь

углеродного волокна со стекловолокном 9,7-42,4,
углеродные нанотрубки 0,02-2,00,
полиамид остальное до 100%,

- использование в качестве полиамида основы композиционного полимерного антифрикционного материала литьевых полиамидов.

- использование в качестве углеродного волокна волокнистого наполнителя при изготовлении прокладки для подпятникового места надрессорной балки из композиционного полимерного антифрикционного материала углеродного волокна, полученного из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна или из полиакрилонитрильного волокна,

- использование углеродного волокна композиционного полимерного антифрикционного материала в виде резаного жгута или в виде резаной нити,

- использование стекловолокна композиционного полимерного антифрикционного материала в виде резаной нити,

- использование резаных жгута или нити углеродного волокна и резанной нити стекловолокна длиной от 1 мм до 60 мм.

- выполнение прокладки с наружным диаметром от 300 до 400 мм, с диаметром отверстия от 95 до 97 мм и толщиной от 5 до 7 мм.

Экспериментальные и практические испытания предложенной прокладки для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро, изготовленных из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида показали ее высокую эффективность. Было установлено, что предложенная прокладка для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида обладает практически неограниченным сроком штатной безремонтной эксплуатации подвижного состава, практическим отсутствием эксплуатационной приработки пары трения при интервале эксплуатационных температур от минус 60°С до плюс 80°С. При этом достигнуто повышение разрушающего напряжения при растяжении до 180-210 МПа, достигнуто повышение разрушающего напряжения при сжатии до 194-218 МПа, достигнуто повышение ударной вязкости по Шарпи на образцах без надреза до 70-74 кДж/м2, обеспечено сохранение коэффициента трения при трении по материалу контр-тела из стали 40Х на уровне 0,09-013, достигнуто снижение интенсивности линейного изнашивания при трении по материалу контр-тела из стали 40Х с твердостью 32-38 HRC без смазки до 1×10-7-7×10-8 мкм/км, а также достигнуто повышение модуля упругости при изгибе до 4,85-5,08 ГПа.

В таблице 1 представлены составы предложенных прокладок для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро, изготовленных из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, а в таблице 2 показаны их штатные прочностные характеристики и характеристики трения.

Исследования ударной вязкости проводилось на маятниковом копре по методу Шарпи на образцах типа 2 без надреза по ГОСТ 4647-80. Исследование характеристик трения (характеристики трибологии) предложенных прокладок для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро, изготовленных из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида проводились на машине трения УМТ 2168.

Технология изготовления изделий из предложенного композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида с рабочими поверхностями скольжения не требует для своего использования специфического технологического оборудования.

Предложенная прокладка для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро, изготовленная из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида проста в понимании и не требует для своей иллюстрации предоставления чертежа.

Сокращения:

- масс. %. - массовые проценты,

- УВ(ВГВ) - углеродное волокно из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна,

- УВ(ПАН) - углеродное волокно из полиакрилонитрильного волокна,

- СВ - стекловолокно,

- УНТ - углеродные нанотрубки,

- полиамид 6 - поликапроамид,

- полиамид 66 - полигексамителенадинамид,

- полиамид 610 - полигексаметиленсебацинамид,

- полиамид 612 - полигексаметилендодекандиамид,

- полиамид 11 - полиундеканамид,

- полиамид 12 - полидодекаамид.

1. Прокладка для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, характеризующаяся тем, что выполнена в виде круглой пластины с центральным отверстием для установки шкворня в надрессорную балку из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, выбранного из группы поликапроамид, полигексамителенадинамид, полигексаметиленсебацинамид, полигексаметилендодекандиамид, полиундеканамид и полидодекаамид, содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно или смесь углеродного волокна со стекловолокном, при этом композиционный полимерный антифрикционный материал содержит хаотично расположенные углеродные нанотрубки в виде однослойных, или многослойных с количеством слоев от 2 до 70, или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей с количеством слоев от 2 до 70, при этом внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина от 1 до 70 мкм, содержание стекловолокна в его смеси с углеродным волокном волокнистого наполнителя композиционного полимерного антифрикционного материала выбрано от 2,58 до 11,5 масс. %, при следующем количественном содержании компонентов, масс. %:

углеродное волокно или смесь
углеродного волокна со стекловолокном 9,7-42,4
углеродные нанотрубки 0,02-2,00
полиамид остальное до 100%

2. Прокладка для подпятникового места по п. 1, характеризующаяся тем, что в качестве углеродного волокна волокнистого наполнителя композиционный полимерный антифрикционный материал содержит углеродное волокно, полученное из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна или из полиакрилонитрильного волокна.

3. Прокладка для подпятникового места по п. 1, характеризующаяся тем, что углеродное волокно композиционного полимерного антифрикционного материала используют в виде резаного жгута или в виде резаной нити, а стекловолокно используют в виде резаной нити, при этом длина резаных жгута или нити углеродного волокна и стекловолокна выбрана от 1 до 60 мм.

4. Прокладка для подпятникового места по п. 1, характеризующаяся тем, что выполнена с наружным диаметром от 300 до 400 мм, с диаметром отверстия от 95 до 97 мм и толщиной от 5 до 7 мм.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области железнодорожных транспортных средств, в частности к способам модернизации тележек грузовых вагонов. При модернизации подпятника надрессорной балки растачивают диаметр подпятника.

Устройство для передачи усилий между рамой (1) ходовой части и кузовом вагона рельсового транспортного средства имеет два лемнискатных поводка (4, 5), которые посредством первых шарниров (6, 7) соединены с рамой (1) ходовой части, коромысло (10), имеющее среднюю точку (11) шарнирного соединения, в которой может опираться шкворень (12) кузова вагона, при этом лемнискатные поводки (4, 5) посредством вторых шарниров (8, 9) соединены с коромыслом (10), и образуется Z-образная система, и при этом в шарнирах (6, 7, 8, 9) и в коромысле (10) расположены упругодеформируемые элементы (13).

Тележка содержит Н-образную раму, состоящую из боковин и поперечной балки, установленную через буксовое рессорное подвешивание на колесные пары с электродвигателями и редукторами, систему гидравлических гасителей колебаний, упругие элементы второй ступени рессорного подвешивания, промежуточную раму со шкворнем, взаимодействующую с кузовом и установленную на Н-образной раме тележки через опоры скольжения.

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство для подвижного состава железных дорог включает контактные соединения стержней малого радиуса с опорами большого радиуса, обеспечивающие качение.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции пятника и пятниковых мест железнодорожного подвижного состава. Пятник железнодорожного подвижного состава содержит опорную поверхность, упорную поверхность, отверстие для шкворня и привалочную поверхность.

Раскрыта конструкция двухосной трехэлементной грузовой тележки с измененной конструкцией надрессорной балки, боковых рам, центрального рессорного подвешивания и узла, передающего нагрузку от боковой рамы на подшипники колесных пар. Обеспечивается разработка новой конструкции типовой двухосной трехэлементной грузовой тележки с улучшенными характеристиками.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к опорам кузова вагона на тележку, и может быть использовано при ремонте и изготовлении тележек вагона. Подпятниковый узел тележки вагона включает подпятник и сталеполимерную антифрикционную вставку.

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Узел износостойкой пластины тормозной балки для направляющего элемента тормозной балки содержит износостойкую пластину тормозной балки и направляющий элемент тормозной балки.

Узел соединения ходовой тележки и рамы содержит пятник и подпятник. Между ними расположен элемент, имеющий твердость ниже твердости пятника и подпятника.
Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов.
Наверх