Способ квалиметрии психофизиологической подготовки летчика вертолета к пилотированию с применением очков ночного видения

Изобретение относится к области инженерной психологии и эргономики. В начале и по завершении курса психофизиологической подготовки за заданное время летчик в четкой последовательности выполняет разгон скорости, горку, пикирование, вираж левый, вираж правый, спираль левую восходящую и спираль правую нисходящую. До и после выполнения маневров у летчика фиксируют частоту пульса и частоту дыхания. В результате определяют величины, на основании которых рассчитывают величину показателя психофизиологической подготовки летчика (К). По величине К качество психофизиологической подготовки летчика оценивают как «низкое», если величина К неотрицательная, и «высокое», если величина К отрицательная. Обеспечивается возможность квалиметрии психофизиологической подготовки летчика вертолета к пилотированию с применением очков ночного видения.

 

Изобретение относится к области инженерной психологии и эргономики и может применяться в системе психофизиологической подготовки летного состава.

Из уровня техники известен способ адаптивного управления тренажёрной подготовкой операторов сложных систем (патент на изобретение RU № 2599135), который включает задание количественных требований к тренажерной подготовке оператора, формирование баз данных операций, нештатных ситуаций, операторских функций, формирование из базы данных массивов операций и нештатных ситуаций для выполнения оператором на тренировках, также способ включает формирование исходных циклограмм всех тренировок, задание закона формирования планируемых максимальных интенсивностей потоков информации по формуле, определение планового значения максимальных интенсивностей потоков информации для очередной тренировки.

Недостатком этого технического решения является сложность реализации и невозможность применения для решения задач квалиметрии психофизиологической подготовки летчика вертолета к пилотированию с применением очков ночного видения.

Технической задачей изобретения является расширение арсенала способов управления психофизиологической подготовкой летного состава.

Решение технической задачи достигается тем, что способ квалиметрии психофизиологической подготовки летчика вертолета к пилотированию с применением очков ночного видения заключается в том, что: в начале и по завершении курса психофизиологической подготовки за заданное время летчик в четкой последовательности выполняет разгон скорости, горку, пикирование, вираж левый, вираж правый, спираль левую восходящую и спираль правую нисходящую – до и после этого у летчика фиксируют частоту пульса и частоту дыхания: ЧПдоН – частота пульса до начала выполнения последовательности в начале курса, уд/мин, ЧПпослеН – частота пульса после завершения выполнения последовательности в начале курса, уд/мин, ЧДдоН – частота дыхания до начала выполнения последовательности в начале курса, раз/мин, ЧДпослеН – частота пульса после завершения выполнения последовательности в начале курса, раз/мин, ЧПдоК – частота пульса до начала выполнения последовательности в конце курса, уд/мин, ЧПпослеК – частота пульса после завершения выполнения последовательности в конце курса, уд/мин, ЧДдоК – частота дыхания до начала выполнения последовательности в конце курса, раз/мин, ЧДпослеК – частота пульса после завершения выполнения последовательности в конце курса, раз/мин, затем рассчитывают величину показателя психофизиологической подготовки летчика (К):

К = (|ЧПпослеК – ЧПдоК| – |ЧПпослеН – ЧПдоН|) + (|ЧДпослеК – ЧДдоК| – |ЧДпослеН – ЧДдоН|), и по величине К качество психофизиологической подготовки летчика оценивают как «низкое», если величина К неотрицательная, и «высокое», если величина К отрицательная.

Технический результат, достигаемый заявленной совокупностью признаков, заключается в обеспечении возможности квалиметрии психофизиологической подготовки летчика вертолета к пилотированию с применением очков ночного видения.

Реализация заявленного способа заключается в том, что:

1. В начале и по завершении курса психофизиологической подготовки за заданное время летчик в четкой последовательности выполняет разгон скорости, горку, пикирование, вираж левый, вираж правый, спираль левую восходящую и спираль правую нисходящую – последовательность выполнения маневров может быть любой, но в начале и в конце курса психофизиологической подготовки она должна совпадать, причем время, отводимое на выполнение последовательности выполнения маневров в начале и в конце курса психофизиологической подготовки должно быть одинаковым.

2. До и после выполнения маневров у летчика фиксируют частоту пульса и частоту дыхания, при этом время от фиксации до начала выполнения и от завершения выполнения упражнения до фиксации в начале и в конце курса психофизиологической подготовки должно быть одинаковым и, как правило, не превышать трех минут. Фиксация показателей может быть реализована с помощью биорадиолокации или датчиков, встроенных в экипировку, или фитнесс-браслетов или любым другим способом, причем способ фиксации в начале и в конце курса психофизиологической подготовки должен совпадать.

3. В результате выполнения пункта 2 определяют величины:

ЧПдоН – частота пульса до начала выполнения последовательности в начале курса, уд/мин,

ЧПпослеН – частота пульса после завершения выполнения последовательности в начале курса, уд/мин,

ЧДдоН – частота дыхания до начала выполнения последовательности в начале курса, раз/мин,

ЧДпослеН – частота пульса после завершения выполнения последовательности в начале курса, раз/мин,

ЧПдоК – частота пульса до начала выполнения последовательности в конце курса, уд/мин,

ЧПпослеК – частота пульса после завершения выполнения последовательности в конце курса, уд/мин,

ЧДдоК – частота дыхания до начала выполнения последовательности в конце курса, раз/мин,

ЧДпослеК – частота пульса после завершения выполнения последовательности в конце курса, раз/мин.

4. На основании величин, определенных в пункте 3, рассчитывают величину показателя психофизиологической подготовки летчика (К):

К = (|ЧПпослеК – ЧПдоК| – |ЧПпослеН – ЧПдоН|) + (|ЧДпослеК – ЧДдоК| – |ЧДпослеН – ЧДдоН|). Величина К измеряется в условных единицах.

5. По величине К качество психофизиологической подготовки летчика оценивают как «низкое», если величина К неотрицательная (больше или равна нулю), и «высокое», если величина К отрицательная (меньше нуля).

Пример реализации способа

Два летчика вертолета прошли идентичный курс психофизиологической подготовки летчика к пилотированию с применением очков ночного видения

Показатель Летчик 1 Летчик 2
ЧПдоН, уд/мин 67 70
ЧПпослеН, уд/мин 69 68
ЧДдоН, раз/мин 21 19
ЧДпослеН, раз/мин 19 16
ЧПдоК, уд/мин 67 67
ЧПпослеК, уд/мин 68 67
ЧДдоК, раз/мин 20 15
ЧДпослеК, раз/мин 19 17
К, ед. –2 1

На основании рассчитанных величин К качество психофизиологической подготовки Летчика 1 оценивают как «высокое», а качество психофизиологической подготовки Летчика 2 оценивают как «низкое».

Динамика изменения величины К во времени позволяет судить о динамике качества психофизиологической подготовки и, при необходимости, реализовывать персонифицированные программы психофизиологической подготовки летчика.

Способ квалиметрии психофизиологической подготовки летчика вертолета к пилотированию с применением очков ночного видения, характеризующийся тем, что:

в начале и по завершении курса психофизиологической подготовки за заданное время летчик в четкой последовательности выполняет разгон скорости, горку, пикирование, вираж левый, вираж правый, спираль левую восходящую и спираль правую нисходящую –

до и после этого у летчика фиксируют частоту пульса и частоту дыхания

ЧПдоН – частота пульса до начала выполнения последовательности в начале курса, уд/мин,

ЧПпослеН – частота пульса после завершения выполнения последовательности в начале курса, уд/мин,

ЧДдоН – частота дыхания до начала выполнения последовательности в начале курса, раз/мин,

ЧДпослеН – частота пульса после завершения выполнения последовательности в начале курса, раз/мин,

ЧПдоК – частота пульса до начала выполнения последовательности в конце курса, уд/мин,

ЧПпослеК – частота пульса после завершения выполнения последовательности в конце курса, уд/мин,

ЧДдоК – частота дыхания до начала выполнения последовательности в конце курса, раз/мин,

ЧДпослеК – частота пульса после завершения выполнения последовательности в конце курса, раз/мин,

затем рассчитывают величину показателя психофизиологической подготовки летчика (К)

К = (|ЧПпослеК – ЧПдоК| – |ЧПпослеН – ЧПдоН|) + (|ЧДпослеК – ЧДдоК| – |ЧДпослеН – ЧДдоН|), и по величине К качество психофизиологической подготовки летчика оценивают как «низкое», если величина К неотрицательная, и «высокое», если величина К отрицательная.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам (УТС) по подготовке экипажей поисково-спасательных вертолетов к действиям, необходимым для спасения людей, терпящих бедствие на воде. Тренажер спасательного вертолета содержит макет кабины вертолета и бассейн.

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам по подготовке экипажа и кабинного состава вертолета к действиям, необходимым для выживания в особых (аварийных и катастрофических) ситуациях, которые в силу различных причин могут возникнуть при полетах над водной поверхностью различных акваторий, в том числе над штормовым морем.

Изобретение относится к авиационному тренажеростроению и может быть использовано для первоначального обучения, наращивания и поддержания профессионального мастерства летчиков по пилотированию вертолетов и боевому применению авиационных средств поражения. .

Изобретение относится к тренажерам экипажа вертолетов. .

Изобретение относится к аттракционам и может быть использовано для тренировок спортсменов и начинающего летного состава. .

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к области авиационных тренажеров, а более конкретно к устройствам имитации визуальной обстановки при полете ночью. .

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для диагностики ликвородинамических, сосудистых и сопутствующих им нарушений в работе центральной нервной системы. С помощью энцефаловизиометрии получают данные о медленно-волновой мозговой активности в виде показателей уровня постоянных потенциалов пациента (УПП) пациента в пяти зонах - лобной (Fz), центральной / теменной (Cz), затылочной (Oz), правой (Td) и левой (Ts) височных в состоянии покоя пациента.

Изобретение относится к биомедицинской технике и может быть использовано для стимулирования конечности испытуемого животного с целью усугубления хронизации нейропатической боли. Устройство моделирования хронической нейропатической боли содержит электростимулятор и камеру для испытуемого животного.
Наверх