Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог



Владельцы патента RU 2771804:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет путей сообщения (ФГБОУ ВО ИрГУПС) (RU)

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для укрепления глинистых грунтов при возведении оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог. Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог содержит, мас.%: техногенный грунт - вскрышные породы с содержанием глинистых частиц не менее 16% 60-70, механоактивированную золу уноса сухого улавливания 10-20, минеральное вяжущее - быстротвердеющий портландцемент с минеральными добавками - класс прочности 32,5 6-8, воду 12-14, полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата 0,5-0,8 сверх 100%. Технический результат – повышение прочности при сжатии и растяжении при изгибе дорожно-строительного материала, снижение антропогенного воздействия отходов – вскрышных пород и отходов теплоэнергетики на природные экосистемы. 1 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для укрепления глинистых грунтов при возведении оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог.

Известна дорожная смесь для устройства оснований и морозозащитных слоев дорожных одежд (SU 481661, опубл. 25.08.1975 г.), содержащая грунт, цемент, пластифицирующую добавку, в качестве которой использован дивинилстирольный латекс, и воду при следующем соотношении компонентов, вес. ч.: грунт 100; цемент - 4-8; дивинилстирольный латекс - 2-4; вода - 5-20 в соответствии с оптимальной влажностью исходного грунта. Дорожная смесь обладает повышенной деформационной способностью.

Основным недостатком состава является недостаточная морозостойкость, что ограничивает возможности его использования в качестве покрытия переходного типа, а также высокая стоимость пластифицирующей добавки.

Известен состав для укрепления связного грунта (SU 883143, опубл. 23.11.1981 г.), включающий нефть, добавку и воду, где в качестве добавки используется кремнефтористый натрий, при соотношении ингредиентов, мас. %: нефть 25-40; кремнефтористый натрий 15-30; вода - остальное.

Недостатком состава является недостаточная прочность и водостойкость укрепленного грунта, а также необходимость введения в грунт высокотоксичной нефти и кремнефтористого натрия.

Известен укрепленный грунт для дорожного строительства, содержащий природный грунт и вяжущее, включающее водный раствор поливинилового спирта (патент RU №2324784, опубл. 2008 г.).

Недостатком такого укрепленного грунта для дорожного строительства является то, что введение в грунт 3-5% водного раствора поливинилового спирта в количестве, равном объему наполнителя в плотном сложении не приводит к повышению необходимой прочности, а увеличивает только морозостойкость. Кроме того, технология получения такого укрепленного грунта, включающая уплотнение сырьевой смеси и нагрев до 150 градусов, является трудоемкой и экономически невыгодной.

Наиболее близкой по техническому решению, принятой за прототип, является грунтовая смесь для дорожного строительства (патент РФ №2296831, опубл. 10.04.2007 г.), включающая нефтесодержащие отходы, минеральное вяжущее и добавку, в качестве нефтесодержащих отходов содержит нефтезагрязненный грунт, в качестве минерального вяжущего -портландцемент, в качестве добавки - лигносульфонаты технические порошкообразные, при следующем соотношении, мас. %: нефтезагрязненный грунт - 79,60-85,72; портландцемент - 14-20; лигносульфонаты технические порошкообразные - 0,28-0,4.

Недостатком данной смеси является необходимость введения от 14 до 20% вяжущего, что является экономически нецелесообразным.

Задачей изобретения является получение дорожно-строительного материала на основе техногенного грунта (вскрышных пород) и отходов теплоэнергетики с маркой по прочности Μ 40, что позволит снизить антропогенное воздействие отходов ГПК и ТЭК на природные экосистемы.

Указанный технический результат достигается тем, что в заявляемом укрепленном грунте для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог содержится техногенный грунт (вскрышные породы) с содержанием глинистых частиц не менее 16%; механоактивированная зола уноса сухого улавливания; минеральное вяжущее -портландцемент с минеральными добавками (класс прочности 32,5, быстротвердеющий); полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата; вода, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

вскрышные породы 60-70
механоактивированная зола уноса 10-20
портландцемент 6-8
полимерный композит 0,5-0,8 (сверх 100%)
вода 12-14

Достижение указанного технического результата обусловлено нанотехнологическим преобразованием структуры, достигаемым в процессе механической активации, а также образованием межмолекулярных водородных связей при взаимодействии поли(1-карбамоилэтилена) с продуктами гидролиза поливинилацетата, что способствует равномерному распределению и закреплению связующего. Использование механоактивированной золы уноса и полимерного композита в составе дорожно-строительного материала позволяет повысить предел прочности при сжатии и на растяжение при изгибе. Характеристика исходных материалов:

1. Техногенный грунт - вскрышные породы с содержанием глинистых частиц не менее 16%.

2. Зола уноса сухого улавливания, тип - кислая, содержание оксида кальция (СаО) - не более 10%, подвергнутая механической активации в течение 1 минуты.

3. Минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками: класс прочности - 32,5; быстротвердеющий.

4. Полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата (синтезирован в воде при 60°С; массовое соотношение ПАВ - 3:7).

5. Вода по ГОСТ 23732-2011.

Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог разработан в соответствии с требованиями ГОСТ 23558-94 путем подбора оптимального количества вяжущего в процентах от массы техногенного грунта, состоящего из вскрышных пород, и механоактивированной золы уноса с учетом оптимальной влажности. Основными критериями оценки оптимальности состава являлись прочностные характеристики.

Пример. В воздушно-сухую смесь техногенного грунта - вскрышных пород и механоактивированной золы уноса (время механоактивации 1 минута) вносили вяжущее - портландцемент с минеральными добавками. Состав смеси, мас. %: вскрышные породы - 60-70; механоактивированная зола уноса - 20-10; портландцемент - 8-6. Затем смесь перемешивали вручную и вводили полимерный композит (0,5-0,8 мас. % сверх 100%), растворенный в оптимальном количестве воды (12-14 мас. %), после чего снова перемешивали. Из полученной смеси каждого вида изготавливали образцы в соответствии с ГОСТ 23558-94. Прочностные характеристики получены на образцах, подвергнутых полному водонасыщению. Анализ физико-механических характеристик образцов проводили через 28 суток.

Физико-механические характеристики образцов приведены в таблице 1. Показано, что применение полимерного композита на основе поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата, а также механоактивированной золы уноса (за счет изменения реакционной способности твердых частиц под действием механических сил, сопровождающееся образованием новой поверхности) позволяет получить дорожно-строительный материал с маркой по прочности Μ 40 в соответствии с требованиями ГОСТ 23558-94.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог имеет прочность при сжатии 4-4,3 МПа и растяжении при изгибе 1,8-1,9 МПа при содержании вяжущего 6-8 мас. %. По прототипу прочность при сжатии 1,6 МПа и растяжении при изгибе 1,24 МПа достигнута при содержании вяжущего 8 мас. %. Такое отличие от прототипа дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности изобретения «новизна». Сравнение заявляемого укрепленного грунта для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог с прототипом и другими аналогичными техническими решениями в данной области не позволили выявить в них признаки, аналогичные отличительным признакам. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого укрепленного грунта для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог условию патентоспособности изобретения «изобретательский уровень».

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет утилизировать вскрышные породы и золы уноса в составах укрепленного грунта для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог и получать дорожно-строительный материал с прочностью при сжатии 4-4,3 МПа и прочностью на растяжении при изгибе 1,8-1,9 МПа в соответствии с ГОСТ 23558-94.

Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог содержит техногенный грунт - вскрышные породы с содержанием глинистых частиц не менее 16%, механоактивированную золу уноса сухого улавливания, минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками - класс прочности 32,5, быстротвердеющий, полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата, воду, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

вскрышные породы 60-70
механоактивированная зола уноса 10-20
портландцемент 6-8
полимерный композит 0,5-0,8 сверх 100%
вода 12-14



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области техногенных дисперсных грунтов и может быть использовано в качестве технологических отсыпок при строительных земляных работах. Легкий техногенный дисперсный грунт представляет собой экологически безопасный продукт утилизации сернисто-щелочных отходов сероочистки путем совместной грануляции с аморфным оксидом кремния в соотношении 360-440 мл сернисто-щелочного раствора на 1000 г сухого аморфного оксида кремния с последующим обжигом при температуре не ниже 700°С.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для устройства укрепляемых дорожных оснований. Состав для укрепления грунта содержит, мас.%: грунт, представленный суглинком или супесью, 20,5-72,5, вяжущее 18,0-68,0, комплексную химическую добавку 1,2-2,5, воду 8,3-9,0.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для укрепления песчаных, супесчаных и глинистых грунтов естественного происхождения при создании оснований автомобильных и железных дорог, при устройстве инженерных сооружений, площадок различного назначения, дорожек в садах и парках.

Группа изобретений относится к геокомпозитам, применяемым в качестве оснований, дополнительных слоев оснований и нижних слоев покрытий автомобильных дорог и аэродромов, грунта обратной засыпки при планировочных работах, сооружении откосов и земляных валов, для устройства гидроизоляционных конструктивных слоев, а также геохимических барьеров, в качестве материала обратной засыпки при производстве геоэкологических работ по рекультивации нарушенных территорий.

Изобретение относится к строительному производству, а именно к подземным способам гидроизоляции обделки эксплуатируемого подземного сооружения в обводненных грунтах. Способ гидроизоляции эксплуатируемого подземного сооружения в обводненных грунтах включает бурение из подземного сооружения (1) через его обделку (2) в обводненный грунт (4) скважин (3), нагнетание через скважины (3) в грунт (4) цементного раствора (5) под давлением с обеспечением его гидроразрыва (6) и нанесение на наружную поверхность обделки (8) подземного сооружения (1) гидроизоляционной оболочки (7), после нагнетания цементного раствора (5) в грунт (4) через скважины (3) между скважинами (3) из подземного сооружения (1) в обделку (2) устанавливают инъекционные трубки (9), в которые поочередно нагнетают цементно-силикатный раствор (10), создают под действием давления нагнетания раствора (10) на грунт (4) напротив инъекционной трубки (9) зародышевую щель (11) между наружной поверхностью обделки (8) и грунтом (4), производят гидрорасчленение зародышевой щели (11) по контакту поверхности обделки (8) с грунтом (4) и заполняют щель гидрорасчленения (12) цементно-силикатным раствором (10) до отказа в его поглощении.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для создания функциональных слоев земляного полотна путем комплексного укрепления местных грунтов при строительстве автомобильных и железных дорог. Технический результат - повышение физико-механических характеристик композиции для устройства функциональных слоев земляного полотна.
Группа изобретений относится к дорожному строительству и может быть использовано для стабилизации грунтов при создании оснований для различных плоскостных и линейных объектов: верхние и нижние слои оснований дорожных одежд капитального типа, покрытия и основания облегченного и переходного типа, морозозащитные слои дорожных одежд, верхние части рабочего слоя земляного полотна автомобильных дорог, железные и грунтовые дороги.

Изобретение относится к области строительства, а именно для укрепления и защиты грунтов в поверхностной части насыпных сооружений для восстановления или увеличения их прочности. Способ защиты грунтов от эрозии, включающий пропитку грунта водным раствором поливинилового спирта с последующим перемешиванием пропитанного криогелем грунта при помощи средств механизации.

Группа изобретений относится к строительству, а именно к упрочнению скального грунта путем инъекции в скальный грунт затвердевающего водно-цементного раствора с использованием операции бурения скважины, технологически совмещенной с операцией инъекции. Буровой инъектор для цементации скального грунта содержит подающую трубу, нижний конец которой выполнен с выпускным отверстием для подачи водно-цементного раствора в зону цементации, и защитную трубу, на нижнем конце которой установлен буровой наконечник, а верхний конец выполнен открытым, и раздуваемый рукав с манжетами на концах, при помощи которых рукав установлен на подающей трубе так, что часть этой трубы находится внутри рукава с образованием соответствующего кольцевого пространства, в области которого в боковой стенке подающей трубы выполнены сквозные отверстия, предназначенные для подачи водно-цементного раствора в указанное кольцевое пространство для формирования в этом пространстве пакера в процессе цементации скального грунта, при этом подающая труба вместе с указанным рукавом расположена внутри защитной трубы и соединена своим нижним концом с нижним концом защитной трубы при помощи разъемного соединения, способного передавать вращательный момент от подающей трубы к буровому наконечнику.

Изобретение относится к усилению железнодорожного земляного полотна на участках в зоне примыкания к искусственным сооружениям и может найти применение на строящихся участках железнодорожных магистралей, а также при неотложных и планово-предупредительных работах на эксплуатируемых участках пути. Способ усиления земляного полотна железнодорожного пути в зоне примыкания к искусственному сооружению включает нагнетание твердеющего раствора с двух сторон земляного полотна под наклоном к горизонтальной плоскости с образованием упрочняющей опорной системы, предварительно осуществляют нагнетание твердеющего раствора посредством погружения инъекторов по контуру габарита приближения строения вертикально, а нагнетание твердеющего раствора под наклоном производится инъекторами, погружаемыми вне зоны габарита приближения строения, с постепенной проработкой грунтов земляного полотна до глубины: hi=z ⋅ (1-li/L), где: z – мощность рабочей зоны земляного полотна; li – расстояние до искусственного сооружения; L – длина переходного участка, а мощность рабочей зоны земляного полотна определяют по формуле: , где: σ0-р – напряжения на основной площадке в подрельсовом сечении на глубине h0 от подошвы шпалы; σi-р – напряжения в земляном полотне на глубине hi от подошвы шпалы; λр – коэффициент затухания, зависящий от скорости подвижного состава.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для устройства укрепляемых дорожных оснований. Состав для укрепления грунта содержит, мас.%: грунт, представленный суглинком или супесью, 20,5-72,5, вяжущее 18,0-68,0, комплексную химическую добавку 1,2-2,5, воду 8,3-9,0.
Наверх