Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные корпус, дозвуковые и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, а также механизмы управления створками. Сопло снабжено двумя вертикальными силовыми балками с отверстиями и двумя горизонтальными силовыми балками, содержащими проушины, а также шестью траверсами, закрепленными на корпусе. Каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками. Корпус снабжен выходным фланцем, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, при этом с внешней стороны вдоль каждого прямолинейного участка выходного фланца выполнены пазы с отверстиями в их стенках. Раскрыты размещения проушин, вертикальных силовых балок и траверс, а также раскрыта конструкция горизонтальных силовых балок. Технический результат заключается в снижении потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции и снижения габаритных размеров с сохранением параметров его регулирования. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей.

В качестве наиболее близкого аналога выбрано регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные с дозвуковыми створками, а также боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, а также механизмы управления дозвуковыми и сверхзвуковыми створками (патент RU 2674232, 05.12.2018 г.).

Недостатками прототипа являются значительные габаритные размеры, особенно в поперечном горизонтальном направлении, и недостаточная жесткость элементов конструкции, деформация которых приводит к дополнительным газодинамическим потерям при внешнем обтекании воздуха и протекании газа внутри проточной части регулируемого сопла, что приводит к ощутимым потерям эффективной тяги газотурбинного двигателя.

Техническим результатом, достигаемым заявленным устройством, является снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции и снижения габаритных размеров с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и газотурбинного двигателя в целом.

Указанный технический результат достигается тем, что известное регулируемое сопло, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные с друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, а также механизмы управления дозвуковыми и сверхзвуковыми створками, согласно настоящему изобретению оно дополнительно снабжено двумя вертикальными силовыми балками с отверстиями и двумя горизонтальными силовыми балками, содержащими проушины, а также шестью траверсами, закрепленными на корпусе, вдоль него по три в верхней и нижней его части, при этом каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, кроме того, механизмы управления створками поровну расположены в верхней и нижней части регулируемого сопла и шарнирно закреплены на траверсах, при этом корпус снабжен выходным фланцем, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, кроме того, с внешней стороны вдоль каждого прямолинейного участка выходного фланца выполнены пазы с ответными отверстиями в их стенках, причем проушины каждой горизонтальной силовой балки размещены в соответствующих пазах между ответными отверстиями в стенках пазов и связаны посредством подвижных соединений с выходным фланцем, а вертикальные силовые балки частично размещены в соответствующих пазах так, что их отверстия расположены между ответными отверстиями стенок пазов и связаны с выходным фланцем посредством подвижных соединений, при этом каждая траверса в области выходного фланца жестко закреплена на соответствующей горизонтальной силовой балке, кроме того, в горизонтальных силовых балках выполнены отверстия под элементы механизмов управления дозвуковыми и сверхзвуковыми створками, установленные в них с зазором.

Общеизвестно, что под действием эксплуатационных нагрузок происходит деформирование элементов регулируемых сопел, в большей степени сопел с плоскими участками, ограничивающими проточную часть. Наиболее значимыми в плане деформаций являются изгибные деформации элементов конструкции, вызванные повышенной температурой и давлением газа внутри проточной части. Накопленная деформация элементов конструкции может составлять десятки миллиметров и приводить к значительному изменению условий внешнего обтекания регулируемого сопла, протекания газа в проточной части и истекания из нее. Минимизация данной деформации элементов сопел является одной из приоритетных задач.

Также одной из приоритетных задач является обеспечение возможности регулирования критического и выходного сечений сопла, а также отклонения вектора тяги, при минимизации увеличения внешних габаритов регулируемого сопла. Тем более этот вопрос становится актуальным в случае наличия в выходной части регулируемого сопла значительных плоских участков, так как его элементы, ограничивающие эти участки, испытывают значительное воздействие от давления газа внутри них и значительные температурные нагрузки, что требует более значительных усилий со стороны системы управления для их отклонения и удержания в требуемом положении. Это требует создания специальных механизмов вокруг данных элементов и размещения их определенным образом вокруг проточной части.

Снабжение регулируемого сопла двумя вертикальными силовыми балками с отверстиями и двумя горизонтальными силовыми балками, содержащими проушины, а также шестью траверсами, закрепленными на корпусе, вдоль него по три в верхней и нижней его части, позволяет увеличить изгибную жесткость корпуса за счет установки на нем траверс и выходного фланца корпуса за счет установки на нем горизонтальных и вертикальных силовых балок, снижая деформации элементов регулируемого сопла от эксплуатационных нагрузок. Также это позволяет разместить силовые элементы системы управления и механизмы управления на корпусе в верхней и нижней его части, что снижает поперечный горизонтальный габаритный размер сопла с сохранением параметров его регулирования. Это снижает сопротивление внешнему обтеканию и лучше сохраняет требуемую форму проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Шарнирное соединение каждой из дозвуковых створок с боковыми стенками позволяет обеспечить возможность размещения механизмов управления в верхней и нижней части корпуса, что снижает поперечный горизонтальный габаритный размер сопла с сохранением параметров его регулирования и лучше сохраняет требуемую форму проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Размещение механизмов управления створками поровну в верхней и нижней части регулируемого сопла с шарнирным закреплением их на траверсах позволяет снизить поперечный горизонтальный габаритный размер сопла с сохранением параметров его регулирования и лучше сохраняет требуемую форму проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Снабжение корпуса выходным фланцем прямоугольной формы, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, позволяет увеличить жесткость элементов сопла и снижает изменение формы проточной части в работе, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Выполнение с внешней стороны вдоль каждого прямолинейного участка выходного фланца пазов с ответными отверстиями в их стенках таким образом, что, проушины каждой горизонтальной силовой балки размещены в соответствующих пазах между ответными отверстиями в стенках пазов и связаны посредством подвижных соединений с выходным фланцем, а вертикальные силовые балки частично размещены в соответствующих пазах так, что их отверстия расположены между ответными отверстиями стенок пазов и связаны с выходным фланцем посредством подвижных соединений, позволяет увеличить поперечную жесткость выходного фланца. Это позволяет снизить перемещения элементов сопла от эксплуатационных нагрузок, что лучше сохраняет требуемую форму проточной части и элементов внешних обводов, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Жесткое закрепление каждой траверсы в области выходного фланца на соответствующей горизонтальной силовой балке позволяет увеличить жесткость каждой системы корпус - выходной фланец - горизонтальная силовая балка - траверса, что лучше сохраняет требуемую форму проточной части и увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Выполнение в горизонтальных силовых балках отверстий под элементы механизмов управления дозвуковыми и сверхзвуковыми створками, установленные в них с зазором, позволяет обеспечить возможность размещения механизмов управления в верхней и нижней части корпуса, что снижает поперечный горизонтальный габаритный размер сопла с сохранением параметров его регулирования и лучше сохраняет требуемую форму проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей.

На фигуре 1 изображен продольный разрез вертикальной плоскостью нижней части регулируемого сопла турбореактивного двигателя.

На фигуре 2 подробнее показан выходной фланец корпуса в месте соединения с ним горизонтальных и вертикальных силовых балок, а также место соединения горизонтальной силовой балки с траверсой.

Регулируемое реактивное сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные корпус 1, содержащий выходной фланец 2 прямоугольной формы, жестко закрепленные на вертикальных участках фланца 2 по торцам две боковые стенки 3, две дозвуковые створки 4 и две сверхзвуковые створки 5, причем каждая из дозвуковых створок 4 соединена с боковыми стенками 3 посредством шарнирных соединений, дозвуковые створки 4 в свою очередь попарно соединены со сверхзвуковыми створками 5 посредством шарнирных соединений. Дозвуковые створки 4 и сверхзвуковые створки 5 соединены с механизмами управления 6 и могут проворачиваться под их действием (фиг. 1), регулируя тем самым площадь критического и выходного сечений, а также отклонение вектора тяги. Во фланце 2, на его прямолинейных участках с внешней стороны, выполнены пазы 7 с ответными отверстиями 8, выполненными в стенках пазов 7. Регулируемое сопло также снабжено двумя горизонтальными силовыми балками 9, каждая из которых содержит прямолинейный участок с проушинами 10. Причем каждая проушина 10 размещена в соответствующем пазу 7 между ответных отверстий 8, и в данном месте реализовано подвижное соединение посредством, например, оси. В частном случае реализации, каждая горизонтальная силовая балка 9 снабжена тремя проушинами 10. Также сопло содержит две вертикальные силовые балки 11 с отверстиями, которые размещены в соответствующих пазах 7 между ответных отверстий 8. Между стенок пазов 7 и вертикальными силовыми балками 11 реализованы подвижные соединения. Последние необходимы для частичной компенсации температурных расширений смежных элементов регулируемого сопла и снижения возникающих нагрузок в местах их соединений, в том числе и температурных за счет образования зазоров между ними и меньшей теплопередачи, но обеспечивая при этом связи в требуемых направлениях для увеличения совместной изгибной жесткости данных элементов. В частности, каждое подвижное соединение выполнено в виде цилиндрического шарнира. При этом в горизонтальных силовых балках 9 выполнены отверстия 12, в которых с зазором установлены элементы механизмов управления 6 (фиг. 2). Кроме того, регулируемое сопло содержит шесть траверс 13, расположенных вдоль корпуса 1, закрепленных передней частью на последнем, а задней частью закрепленных на соответствующих горизонтальных силовых балках 9. На траверсах 13 установлены механизмы управления 6. Причем и траверсы 13 и механизмы управления 6 поровну расположены в верхней и нижней части регулируемого сопла.

Устройство работает следующим образом.

В процессе работы турбореактивного двигателя изменяются площади критического и выходного сечений сопла, а также направление вектора тяги, за счет поворота дозвуковых створок 4 относительно боковых стенок 3 и изменения положения сверхзвуковых створок 5 под действием механизмов управления 6. При этом нагрузки от давления в проточной части от створок 4, 5 передаются на механизмы управления 6, а далее на корпус 1 посредством траверс 13, которые более равномерно их распределяют по корпусу 1, способствуя тем самым снижению его деформации, в том числе и выходного фланца 2, излишние деформации которого ограничивают горизонтальные силовые балки 9 и вертикальные силовые балки 11. Деформациям подвергаются не только описанные выше, но и остальные элементы регулируемого сопла, в том числе как образующие проточную часть, так и элементы внешнего обвода. Конструктивно данные деформации минимизируются.

Такое выполнение конструкции позволяет уменьшить ее габариты и увеличить жесткость за счет оригинальности расположения и соединения ее элементов, снизить потери при внешнем обтекании и внутри проточной части с сохранением параметров регулирования сопла, что увеличивает его КПД и газотурбинного двигателя в целом.

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, а также механизмы управления дозвуковыми и сверхзвуковыми створками, отличающееся тем, что снабжено двумя вертикальными силовыми балками с отверстиями и двумя горизонтальными силовыми балками, содержащими проушины, а также шестью траверсами, закрепленными на корпусе, вдоль него по три в верхней и нижней его части, при этом каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, кроме того, механизмы управления створками поровну расположены в верхней и нижней частях регулируемого сопла и шарнирно закреплены на траверсах, при этом корпус снабжен выходным фланцем, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, кроме того, с внешней стороны вдоль каждого прямолинейного участка выходного фланца выполнены пазы с ответными отверстиями в их стенках, причем проушины каждой горизонтальной силовой балки размещены в соответствующих пазах между ответными отверстиями в стенках пазов и связаны посредством подвижных соединений с выходным фланцем, а вертикальные силовые балки частично размещены в соответствующих пазах так, что их отверстия расположены между ответными отверстиями стенок пазов и связаны с выходным фланцем посредством подвижных соединений, при этом каждая траверса в области выходного фланца жестко закреплена на соответствующей горизонтальной силовой балке, кроме того, в горизонтальных силовых балках выполнены отверстия под элементы механизмов управления дозвуковыми и сверхзвуковыми створками, установленные в них с зазором.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, и четырьмя соединительными устройствами, каждое из которых установлено на корпусе между траверсами.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя снабжено механизмами увеличения жесткости боковых стенок, двумя вертикальными силовыми балками, каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя включает корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя включает корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Техническим результатом, достигаемым заявленным устройством, является снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и газотурбинного двигателя в целом.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулированных сопел турбореактивных двигателей (ТРД). Регулируемое сопло ТРД содержит установленный в корпусе теплозащитный экран, выполненный в виде двух поясов, расположенных по ходу движения газового потока турбореактивного двигателя, причем концевой участок первого пояса заведен во второй пояс с контактом по близлежащим поверхностям, при этом каждый из поясов выполнен в виде секций, размещенных по окружности, каждая из которых жестко соединена с корпусом, при этом на концевом участке любой из секций второго пояса, расположенном непосредственно над первым поясом, выполнены выштамповки с образованием между поясами, по окружности, трех продольных охлаждающих каналов и продольного ребра жесткости, выполненного по центру центрального продольного охлаждающего канала секции, причем вершина продольного ребра жесткости выполнена скругленной и контактирует с наружной поверхностью первого пояса, кроме того, суммарная ширина продольных охлаждающих каналов любой из секций составляет от 0,6 до 0,8 от общей ширины секции, а соотношение ширины любого из боковых охлаждающих каналов S составляет 0,2…0,3 от ширины центрального охлаждающего канала d.

Изобретение относится к области авиации, в частности к соплам сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС) с устройствами для снижения шума струи воздушно-реактивного двигателя. Шумоглушащее сопло воздушно-реактивного двигателя содержит дозвуковую (1) и сверхзвуковую (2) части с прямоугольной формой критического сечения (3) сопла, расположенные в сверхзвуковой части верхние (7) и нижние (6) ряды отклоняемых по управляющему сигналу шумоглушения створок.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей (далее ТРД). В плоском сопле ТРД, согласно настоящему изобретению, участок любой из боковых стенок, расположенный за корпусом, выполнен в виде пересекающихся продольных и поперечных гофр с образованием продольных и поперечных сообщающихся между собой канавок, в поперечном разрезе выполненных дугообразной выпуклой формы относительно продольной оси двигателя, причем между пересекающимися продольными и поперечными гофрами образованы вогнутые участки относительно продольной оси двигателя, при этом со стороны внутренней поверхности каждого из упомянутых участков, с зазором относительно него, установлено по плоскому теплозащитному экрану, жестко зафиксированному относительно первого, кроме того на наружной поверхности любого из плоских теплозащитных экранов выполнены поперечные ребра жесткости, каждое из которых выполнено в поперечном разрезе дугообразной формы, установлено непосредственно под поперечным гофром боковой стенки и жестко зафиксировано на наружной поверхности теплозащитного экрана посредством соединительных силовых элементов, выполненных зацело с ним, причем высота любого из поперечных ребер жесткости меньше или равна расстоянию между вершиной вогнутого относительно продольной оси двигателя участка любой из боковых стенок и ближайшей к ней точки на поверхности теплозащитного экрана.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции реактивных сопел турбореактивных двигателей (ТРД). Изобретение позволит улучшить охлаждение как поворотных створок, так и секций экрана корпуса сопла, что повышает надежность его работы.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму.
Наверх