Способ переработки отработанного масла

Изобретение относится к области нефтепереработки. В частности, к способу переработки отработанного масла, включающему предварительный его нагрев, отделение от отработанного масла механических примесей фильтрацией. Способ характеризуется тем, что очищенное от механических примесей отработанное масло нагревают до температуры 180-210°C, после чего из него испарением под атмосферным давлением отделяют воду и легкие углеводороды, обезвоженное и утяжеленное отработанное масло нагревают до температуры 340-360°С и подают в вакуумный испаритель для разделения под глубоким вакуумом на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток, при этом вакуумный остаток выводят снизу вакуумного испарителя, охлаждают и используют в качестве твердого топлива, а парогазовые продукты подвергают конденсации с получением дистиллята в качестве судового малосернистого топлива. Использование позволяет упростить процесс переработки отработанного масла с одновременным получением товарных продуктов, соответствующих нормативным требованиям. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл., 2 пр.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности, к способу переработки отработанных нефтяных масел с получением судового малосернистого топлива

Известен способ переработки отработанного масла, заключающийся в том, что его нагревают до 70-80°C и подвергают фильтрации с отделением масляной фазы от водно-масляного шлама, который можно использовать при производстве асфальта. Масляную фазу подвергают очистке путем хемосорбционной и адсорбционной фильтрации, после чего добавляют к свежему моторному маслу в количестве не более 30%. [Пат. РФ №2243254, кл. С10М 175/02, опубл. 27.12.2004]

Недостаток этого способа - сложность способа и нерациональное использование образующихся продуктов: производство асфальта из водно-масляного шлама требует испарения всей воды и добавление в его состав не менее 50% нефтяного остатка; масляная фаза при очистке образует отход - отработанный адсорбент, который не находит потребителя.

Наиболее близким к заявляемому объекту является способ переработки отработанного масла, включающий предварительную подготовку отработанного масла: отстаивание при температуре 60-65°C или центрифугирование. При этом из него удаляются механические примеси и вода, которые могут накапливаться в масле при эксплуатации техники, хранении и транспортировке. В некоторых случаях перед отстаиванием или центрифугированием, с целью вымывания оставшихся присадок и, как следствие, снижения зольности готовых продуктов, масла могут предварительно подвергаться промывке водой. Подготовленное масло подвергают вакуумной перегонке, где из него получают два потока I и II. Поток I представляет собой фракцию, выкипающую при температуре до 400°C, которая в своем составе содержит как топливо, попадающее в масло при эксплуатации техники, так и легкие фракции, образующиеся при вакуумной перегонке вследствие разложения углеводородного сырья. Поток II - фракция, выкипающая при температуре более 400°C, которая в своем составе содержит смолисто-асфальтеновые вещества, образующиеся при окислении углеводородов масла при эксплуатации техники [А.Б. Григоров «Комплексная переработка отработанных моторных масел». - Энергосбережение. Энергетика. Энергоаудит, №05 (99) 2012, стр. 40-44].

Недостаток данного способа - сложность процесса переработки отработанного масла, обусловленная, в частности, тем, что вакуумная перегонка отработанного масла требует ректификационную колонну для четкого разделения на дистиллятную фракцию и остаток с последующей атмосферной перегонкой дистиллятной фракции.

Изобретение направлено на упрощение процесса переработки отработанного масла с одновременным получением товарных продуктов, соответствующих нормативным требованиям.

Это достигается тем, что в способе переработки отработанного масла, включающем предварительный его нагрев, отделение от отработанного масла механических примесей фильтрацией, согласно изобретению очищенное от механических примесей отработанное масло нагревают до температуры 180-210°C, после чего из него испарением под атмосферным давлением отделяют воду и легкие углеводороды, обезвоженное и утяжеленное отработанное масло нагревают до температуры 340-360°C и подают в вакуумный испаритель для разделения под глубоким вакуумом на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток. Вакуумный остаток выводят снизу вакуумного испарителя, охлаждают и используют в качестве твердого топлива, а парогазовые продукты подвергают конденсации с получением дистиллята в качестве судового малосернистого топлива.

Предпочтительно разделение в вакуумном испарителе обезвоженного и утяжеленного отработанного масла осуществлять при абсолютном давлении 15-20 мм рт. ст.

Целесообразно охлажденный вакуумный остаток подвергать гранулированию.

На чертеже показана принципиальная схема установки для переработки отработанного масла.

Установка содержит теплообменник 1 для предварительного нагрева отработанного масла, фильтр 2 для фильтрации отработанного масла от механических примесей, теплообменник 3 для нагрева очищенного от механических примесей масла, испаритель 4, работающий под атмосферным давлением, печь 5 для нагрева обезвоженного утяжеленного отработанного масла, вакуумный испаритель 6 для разделения отработанного масла под глубоким вакуумом на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток, конденсатор паров 7, оборудованный слоем регулярной насадки 8, холодильник воздушного охлаждения 9.

Способ осуществляют следующим образом.

Отработанное масло предварительно нагревают в теплообменнике 1 до температуры 80-100°C и подвергают фильтрации для отделения механических примесей при помощи фильтра 2, после чего очищенное от механических примесей отработанное масло нагревают в теплообменнике 3 до температуры 180-210°C с последующим испарением из него воды и легких углеводородов под атмосферным давлением в испарителе 4, затем обезвоженное утяжеленное отработанное масло нагревают в печи 5 до температуры 340-360°C и направляют, в вакуумный испаритель 6 для разделения под глубоким вакуумом на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток. Предпочтительно разделение в вакуумном испарителе 6 обезвоженного и утяжеленного отработанного масла осуществлять при абсолютном давлении 15-20 мм рт. ст.

Вакуумный остаток выводят снизу вакуумного испарителя 6, охлаждают и используют в качестве твердого топлива. Целесообразно после охлаждения твердое топливо подвергать гранулированию.

Полученную дистиллятную фракцию подают в конденсатор 7 под слой регулярной насадки 8, где за счет подачи охлажденного продукта происходит конденсация паров с образованием конденсата и несконденсировавшихся парогазовых продуктов. Процесс конденсации происходит при подаче на верхнюю часть слоя насадки 8 охлаждающей жидкости, в качестве которой используют охлажденный до температуры 50°C в холодильнике воздушного охлаждения 9 конденсат. Жидкий конденсат выводят с низа конденсатора для использования в качестве судового малосернистого топлива.

Несконденсировавшиеся парогазовые продукты отсасываются вакуум-насосом (не показано) сверху конденсатора 7.

Способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Отработанное масло, представляющее собой смесь отработанных автомобильных моторных масел, нагрели до температуры 80°C и отфильтровали от механических примесей, после чего нагрели до 200°C и отогнали испарением при атмосферном давлении воду и легкие углеводороды. Обезвоженное утяжеленное отработанное масло нагрели до температуры 350°C и подали в вакуумный испаритель, где при абсолютном давлении 15 мм рт. ст. произошло разделение отработанного масла на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток. Образовавшийся вакуумный остаток откачали насосом снизу вакуумного испарителя и охладили. Указанный вакуумный остаток, предназначенный для использования в качестве твердого топлива, подвергали гранулированию.

Полученную дистиллятную фракцию подали в конденсатор смешения под слой регулярной насадки, где образовался конденсат и несконденсировавшиеся парогазовые продукты. Для обеспечения процесса конденсации паров на верхнюю часть слоя насадки подавали охлаждающую жидкость, в качестве которой был использован конденсат, охлажденный до температуры 50°C в холодильнике воздушного охлаждения. Полученный в конденсаторе смешения конденсат служит для использования в качестве малосернистого судового топлива.

Пример 2. Смесь отработанных индустриальных масел былы переработана с получением судового топлива и твердого топлива, с той лишь разницей, что обезвоженное утяжеленное отработанное масло нагревали до температуры 360°C и разделение на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток в вакуумном испарителе осуществляли при абсолютном давлении 20 мм рт. ст.

Качество полученного по примерам 1 и 2 малосернистого судового топлива представлено в таблице 1, качество коксового остатка для использования в качестве твердого топлива - в таблице 2.

Как видно из таблицы 1, по предлагаемому способу (примеры 1 и 2) получено малосернистое судовое топливо по ГОСТ Р 5429-2010, которое соответствует судовому топливу марки RMB 30, из таблицы 2 - твердое топливо, соответствующее нефтяному топливному коксу по СТО 78689379-03-2016. При этом, по сравнению с наиболее близким аналогом, характеризующимся многостадийностью, предлагаемым способом достигнуто упрощение технологии переработки отработанного масла вследствие уменьшения количества стадий, а также исключения четкого разделения на дистиллятную фракцию и остаток в процессе вакуумной перегонки утяжеленного отработанного масла.

Таким образом, предлагаемый способ позволит по сравнению с наиболее близким аналогом упростить технологию переработки отработанного масла с одновременным получением ценных товарных продуктов высокого качества из дешевого исходного сырья.

1. Способ переработки отработанного масла, включающий предварительный его нагрев, отделение от отработанного масла механических примесей фильтрацией, отличающийся тем, что очищенное от механических примесей отработанное масло нагревают до температуры 180-210°C, после чего из него испарением под атмосферным давлением отделяют воду и легкие углеводороды, обезвоженное и утяжеленное отработанное масло нагревают до температуры 340-360°С и подают в вакуумный испаритель для разделения под глубоким вакуумом на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток, при этом вакуумный остаток выводят снизу вакуумного испарителя, охлаждают и используют в качестве твердого топлива, а парогазовые продукты подвергают конденсации с получением дистиллята в качестве судового малосернистого топлива.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что разделение в вакуумном испарителе обезвоженного и утяжеленного отработанного масла осуществляют при абсолютном давлении 15-20 мм рт. ст.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что охлажденный вакуумный остаток подвергают гранулированию.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области очистки и обезвоживания диэлектрических жидкостей, предпочтительно турбинных, трансформаторных, авиационных и гидравлических масел. Комплекс содержит фильтры грубой очистки, вакуумный аспирационный осушитель с вакуумным баком, поплавковыми датчиками уровня масла, поддон для приема протечек масла с поплавковым датчиком уровня, фильтр каплеотделителя и вакуумный насос, пробоотборник для загрязненного и очищенного масла, датчик определения влагосодержания и датчик для определения класса промышленной чистоты, электрофильтры с пакетами фокусирующих электродов, расположенные друг над другом.
Изобретение относится к способам обработки использованного углеводородного смазочного материала с маркой вязкости ISO 46 или выше и не содержит диалкилтиофосфата цинка и других координационных соединений цинка. Углеводородный смазочный материал содержит углеводородное масло группы II или углеводородное масло группы III, одну или более присадок к смазочному материалу, и (а) содержит осадок и/или нагар; (б) характеризуется изменением количества атомарного кислорода по меньшей мере на около 0,3 процента массового по сравнению с массой атомарного кислорода в первоначальном составе углеводородного смазочного материала; и/или (в) характеризуется увеличением ΔЕ по меньшей мере на около 25 при калориметрическом исследовании осадка на мембранном фильтре по сравнению с первоначальным составом углеводородного смазочного материала.

Изобретение относится к технологическому оборудованию для фильтрования и восстановления моторного масла в полевых условиях. Прибор для восстановления некондиционного моторного масла по показателю наличия механических примесей и воды состоит из емкости для масла с герметичной крышкой.

Изобретение относится к области регенерации отработавших смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС). Установка для регенерации отработавших смазочных масел содержит атмосферный резервуар, выход которого соединен с входом трубопровода, на линии которого установлен насос и выход которого соединен с входами как минимум двух трубопроводов, на линии каждого из которых установлен адсорбер и два перекрывающих устройства до и после него, выходы которых соединены с помощью трубопровода с входом атмосферного резервуара.

Изобретение относится к области регенерации использованных смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС) и атомных электростанциях (АЭС). Способ регенерации использованного смазочного масла содержит последовательные этапы: этап, на котором осуществляют добавление 5%-ного водного раствора Na2CO3 в использованное смазочное масло и их перемешивание при температуре 50-56°С; этап, на котором осуществляют охлаждение полученной смеси до комнатной температуры с последующим отделением водного слоя от органического слоя; этап, на котором осуществляют экстрагирование водой органического слоя; этап, на котором к органическому слою добавляют безводный Na2SO4 и осуществляют их перемешивание; этап, на котором получают отфильтрованный органический слой путем фильтрования полученной смеси через фильтр; этап, на котором осуществляют перегонку отфильтрованного органического слоя в вакууме.

Изобретение относится к тепловой и атомной энергетике, нефтегазодобывающей промышленности, более конкретно к регенерации жидкостей на основе сложных эфиров фосфорной кислоты, а именно к регенерации отработанных синтетических масел. Описан способ регенерации жидкостей на основе сложных эфиров фосфорной кислоты, в том числе масло огнестойкое синтетическое турбинное, путем обработки жидкостей адсорбирующим материалом, в качестве адсорбирующего материала используют иониты, затем осуществляют термовакуумную сушку и механическую фильтрацию, в качестве ионитов используют отработанные ионообменные смолы водоподготовки, а именно сильноосновный анионит типа АВ-17-8 или сильнокислотный катионит типа КУ-2-8.

Изобретение относится к смазке машин и двигателей. Способ получения цилиндрового масла, согласно которому обеспечивают свежее системное масло, обеспечивают свежее цилиндровое масло и смешивают свежее системное масло со свежим цилиндровым маслом, причем свежее системное масло имеет более низкое значение общего щелочного числа (TBN), чем свежее цилиндровое масло, и причем цилиндровое масло и свежее цилиндровое масло являются проточными цилиндровыми маслами для использования в крейцкопфных дизельных двигателях и содержат щелочные присадки.

Изобретение относится к области регенерации использованных смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС). Способ регенерации использованных смазочных масел содержит следующие последовательные этапы: этап, на котором производят подогрев регенерируемого смазочного масла до 60-80°С; этап, на котором производят механическую фильтрацию регенерируемого смазочного масла; этап, на котором производят адсорбционную очистку регенерируемого смазочного масла путем его взаимодействия с ионообменной смолой, содержащей гидроокись тетраалкиламмония, пришитую к сополимеру стирола и дивинила, с массовым содержанием влаги 25-50% с одновременным подогревом до 60-80°С; этап, на котором производят дегидратацию регенерируемого смазочного масла с одновременным подогревом до 60-80°С; этап, на котором производят фильтрацию регенерируемого смазочного масла в центробежном фильтре.

Изобретение относится к нефтехимической и газовой промышленности, в частности к способам разделения и очистки отработанных технологических жидкостей, таких как гликоли, моторные, турбинные и трансформаторные масла. Способ тепловой регенерации отработанных технологических жидкостей включает подачу жидкости в верхнюю часть пленочного испарителя.

Изобретение относится к устройствам автоматической защиты при отключении электрического питания производственной линии регенерации отработанного смазочного масла, в частности к компенсирующим устройствам автоматической защиты при отключении электрического питания производственной линии регенерации отработанного смазочного масла.
Изобретение относится к модификации процессов горения топлив. Предложен модификатор твёрдых, жидких или газообразных топлив, характеризующийся тем, что в составе модификатора топлива для твёрдых топлив содержатся основные компоненты, вместе составляющие не менее 70% по массе, обладающие энергоплотностью не ниже Evγ=75 кДж/см3, плотностью не более 5,3 г/см3, а состав модификатора содержит следующие основные вещества в мас.%: SiO2 – 32 … 42; MgO – 30…40; Fe2O3 – 4 … 8; Fe3O4 – 5…14; Al2O3 – 3 - 10; CaO – 3…5; а также TiO2; SO3; Н2О, содержание которых не превышает 1 мас.%; с крупностью частиц 20–40 мкм в пределах 80% по массе модификатора.
Наверх