Способ очистки отработанных моторных минеральных масел

Изобретение относится к очистке нефтяных масел. Предложен способ очистки отработанных моторных минеральных масел, заключающийся в том, что очищаемое масло нагревают до 80°С, вносят добавку, приготовленную из 2 об. % очищаемого минерального масла, 1 об. % моноэтаноламина, раствора 1 об. % карбамида в 2 об. % гидроксида аммония, полученную смесь перемешивают, нагревают до 100°С и отстаивают в течение 20-24 часов. Технический результат – предложенный способ позволяет упростить процесс и повысить качество очистки отработанного моторного масла. 1 табл.

 

Изобретение относится к очистке нефтяных масел, в частности к очистке отработанных моторных минеральных масел от продуктов старения и загрязнений, и может быть использовано на предприятиях, эксплуатирующих и ремонтирующих двигатели внутреннего сгорания, а также в качестве основы для приготовления вторичных масел, смазок и технических жидкостей.

Известен способ, представленный в патенте РФ №2556221, МПК С10М 175/00, опубл. 10.07.2015 г., Бюл. №19, позволяющий очищать моторное масло путем предварительной обработки 2 об. % моноэтаноламина и 2 об. % изопропилового спирта в расчете на исходное сырье с последующим нагревом до 130 - 150°С и удалением осадка центрифугированием в течение 10 минут при частоте вращения 8000 об/мин. К недостаткам данного способа очистки отработанного масла для дальнейшего использования очищенного масла при производстве пластичных смазок и технических жидкостей, является его высокое кислотное число и низкая температура вспышки, что усложняет технологический процесс получения вторичных нефтепродуктов, их качество. Очищенное масло имеет неудовлетворительный цвет за счет остаточного содержания растворенных смол при их высоком содержании в исходном отработанном масле.

Известен способ, представленный в патенте РФ №2614244, МПК С10М 175/02, опубл. 24.03.2017. Бюл. 9, в котором при очистке отработанного моторного минерального масла используют в качестве коагулянтов моноэтаноламина, ортофосфорной кислоты и в качестве растворителей - изопропиловый спирт, метилкетон. Очистку осуществляют в два этапа. На первом этапе в отработанное масло вносят 1 об. % моноэтаноламина и 1 об. % изопропилового спирта с последующим нагревом до 110°С и центрифугированием, а на втором этапе в очищенное масло вносят 1 об. % моноэтаноламина и 1 об. % реагента, состоящего из 94% изопропилового спирта, 3% ортофосфорной кислоты и 3% метилкетона. После чего смесь нагревают до 120°С и центрифугируют.

К недостаткам данного способа относится сложность его реализации, высокие затраты на осуществление процесса. Внесение изопропилового спирта на первом и втором этапе очистки приводит к снижению температуры вспышки очищенного масла и его вязкости, что ограничивает применение очищенного масла в качестве дисперсионной среды для получения, например, пластичных смазок, моторных масел на данной основе.

Задачей данного изобретения является упрощение процесса и повышение качества очистки отработанного моторного масла за счет использования доступных реагентов и упрощения технологических процессов удаления.

Решение поставленной задачи обеспечивается предложенным способом, в котором очищаемое моторное минеральное масло нагревают до 80°С, готовят добавку из 2 об. %. очищаемого минерального масла, 1 об. %. моноэтаноламина, раствора 1 об. %. карбамида в 2 об. %. гидроксида аммония, полученную добавку вводят в общий объем очищаемого масла и перемешивают, полученную смесь нагревают до 100°С и отстаивают в течение 20-24 часов.

Способ осуществляют следующим образом: очищаемое отработанное моторное минеральное масло нагревают до 80°С, и в нагретое масло вносят добавку, которую готовят следующим образом: в 2 об. % очищаемого моторного масла вносят 1 об. % моноэтаноламина, раствор 1 об. %. карбамида в 2 об. %. гидроксида аммония. После внесения добавки - очищаемое масло перемешивают. Далее полученную смесь нагревают до 100°С и отстаивают в течение 20 - 24 часов.

Упрощение способа очистки с сохранением эффекта высокой степени очистки достигается тем, что раствор гидроксида аммония с карбамидом усиливает действие моноэтаноламина и позволяет его растворять в незначительном объеме с последующим помещением в объем очищаемого масла. Упрощение способа достигается и тем, что в процессе осаждения не используются специальные дорогостоящие центрифуги. Скоагулировавшие частицы загрязнений до размеров 50…100 мкм осаждаются под действием силы тяжести в емкости, например в баке-реакторе. Верхняя часть отстоявшегося масла 95…97% не содержит загрязнений. Образовавшийся осадок используют для приготовления консервационных защитных составов или утилизируют по другому направлению.

В таблице представлены результаты физико-химического анализа проб масел на примере отработанного моторного масла М-10Г2, а также масел, очищенных по известному способу и предлагаемому.

Анализируя данные таблицы, следует отметить, что вязкость масла и температура вспышки по сравнению с известным остались на высоком уровне, необходимом для получения вторичных продуктов - масел, смазок, технологических жидкостей. Содержание нерастворимого осадка несмотря на использование упрощенного процесса удаления - осаждения в поле гравитационных сил, не уступает по своему значению известному способу. На достаточно высоком уровне цвет масла, дополнительно свидетельствующий о качестве очистки и удалении из отработанного минерального моторного масла растворенных смол, продуктов сгорания топлива и углеродной основы масла.

Таким образом, заявленный способ позволяет проводить очистку отработанного моторного масла с использованием доступных реагентов и упростить технологические процессы удаления.

Способ очистки отработанных моторных минеральных масел, заключающийся в том, что очищаемое масло нагревают до 80°С, готовят добавку из 2 об. % очищаемого минерального масла, 1 об. % моноэтаноламина, раствора 1 об. % карбамида в 2 об. % гидроксида аммония, полученную добавку вводят в общий объем очищаемого масла и перемешивают, полученную смесь нагревают до 100°С и отстаивают в течение 20-24 часов.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам обработки использованного углеводородного смазочного материала с маркой вязкости ISO 46 или выше и не содержит диалкилтиофосфата цинка и других координационных соединений цинка. Углеводородный смазочный материал содержит углеводородное масло группы II или углеводородное масло группы III, одну или более присадок к смазочному материалу, и (а) содержит осадок и/или нагар; (б) характеризуется изменением количества атомарного кислорода по меньшей мере на около 0,3 процента массового по сравнению с массой атомарного кислорода в первоначальном составе углеводородного смазочного материала; и/или (в) характеризуется увеличением ΔЕ по меньшей мере на около 25 при калориметрическом исследовании осадка на мембранном фильтре по сравнению с первоначальным составом углеводородного смазочного материала.
Настоящее изобретение относится к способу регенерации отработанного моторного масла путем загрузки масла и сорбента в емкостный аппарат в соотношении от 12:1 до 8:1 масс. и перемешивания, например, при помощи якорной мешалки не менее 1 часа.

Изобретение относится к процессам регенерации отработанных триарилфосфатных огнестойких турбинных масел. Способ регенерации заключается в том, что в отработанное бутилированное или ксиленольное огнестойкое турбинное масло в количестве 0,4-0,8 масс.

Изобретение относится к области регенерации отработавших смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС). Установка для регенерации отработавших смазочных масел содержит атмосферный резервуар, выход которого соединен с входом трубопровода, на линии которого установлен насос и выход которого соединен с входами как минимум двух трубопроводов, на линии каждого из которых установлен адсорбер и два перекрывающих устройства до и после него, выходы которых соединены с помощью трубопровода с входом атмосферного резервуара.

Изобретение относится к области регенерации использованных смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС) и атомных электростанциях (АЭС). Способ регенерации использованного смазочного масла содержит последовательные этапы: этап, на котором осуществляют добавление 5%-ного водного раствора Na2CO3 в использованное смазочное масло и их перемешивание при температуре 50-56°С; этап, на котором осуществляют охлаждение полученной смеси до комнатной температуры с последующим отделением водного слоя от органического слоя; этап, на котором осуществляют экстрагирование водой органического слоя; этап, на котором к органическому слою добавляют безводный Na2SO4 и осуществляют их перемешивание; этап, на котором получают отфильтрованный органический слой путем фильтрования полученной смеси через фильтр; этап, на котором осуществляют перегонку отфильтрованного органического слоя в вакууме.

Изобретение относится к тепловой и атомной энергетике, нефтегазодобывающей промышленности, более конкретно к регенерации жидкостей на основе сложных эфиров фосфорной кислоты, а именно к регенерации отработанных синтетических масел. Описан способ регенерации жидкостей на основе сложных эфиров фосфорной кислоты, в том числе масло огнестойкое синтетическое турбинное, путем обработки жидкостей адсорбирующим материалом, в качестве адсорбирующего материала используют иониты, затем осуществляют термовакуумную сушку и механическую фильтрацию, в качестве ионитов используют отработанные ионообменные смолы водоподготовки, а именно сильноосновный анионит типа АВ-17-8 или сильнокислотный катионит типа КУ-2-8.

Изобретение относится к области регенерации использованных смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС). Способ регенерации использованных смазочных масел содержит следующие последовательные этапы: этап, на котором производят подогрев регенерируемого смазочного масла до 60-80°С; этап, на котором производят механическую фильтрацию регенерируемого смазочного масла; этап, на котором производят адсорбционную очистку регенерируемого смазочного масла путем его взаимодействия с ионообменной смолой, содержащей гидроокись тетраалкиламмония, пришитую к сополимеру стирола и дивинила, с массовым содержанием влаги 25-50% с одновременным подогревом до 60-80°С; этап, на котором производят дегидратацию регенерируемого смазочного масла с одновременным подогревом до 60-80°С; этап, на котором производят фильтрацию регенерируемого смазочного масла в центробежном фильтре.

Изобретение относится к области тепловой и атомной энергетики, нефтегазодобывающей промышленности, к способам очистки жидких смазочных материалов. Способ очистки жидкого смазочного материала, включающий этап очистки жидкого смазочного материала от примесей ионов, включающий как минимум две стадии адсорбционной очистки, на каждой из которых осуществляется обработка жидкого смазочного материала при температуре 40-80°С гранулами ионообменных смол со средним диаметром 0,5-0,7 мм и максимальным отклонением от среднего значения диаметра не более 0,05 мм, этап разделения жидкого смазочного материала и гранул ионообменных смол.

Изобретение относится к области регенерации использованных смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС). Установка для регенерации использованных смазочных масел содержит атмосферный резервуар, выход которого соединен с помощью трубопровода, на котором установлен насос и механический фильтр, с входами как минимум двух параллельных трубопроводов, на каждом из которых установлен адсорбер и два перекрывающих устройства до и после него.

Настоящее изобретение описывает способ регенерации отработанного энергетического масла, включающий удаление механических примесей, подогрев, вакуумную сушку и дегазацию, адсорбционную обработку и последующий ввод базового пакета присадок и отличающийся тем, что перед адсорбционной обработкой вводят деактиватор металлов в виде антраниловой кислоты, а для адсорбционной обработки применяют гранулированный алюмосиликатный адсорбент.

Изобретение относится к области нефтепереработки. В частности, к способу переработки отработанного масла, включающему предварительный его нагрев, отделение от отработанного масла механических примесей фильтрацией.
Наверх