Болт разрывной

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам разделения. Болт разрывной для соединения и последующего быстрого разъединения стыкуемых элементов в условиях воздействия жидкой среды имеет силовой корпус, в глухую камеру которого установлен электродетонатор. В головке силового корпуса, имеющего внутреннюю конусную полость, охватывающую разделяющуюся часть силового корпуса, выполнены сквозные каналы. Каналы соединяют конусную полость с жидкой средой, в которую помещен болт разрывной. Достигается упрощение монтажа. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к системам разделения ракетно-космической, морской, авиационной техники.

Системы разделения, в которых применяются разрывные болты (РБ), имеют по сравнению с системами разделения, которые работают на основе механики, гидравлики, газодинамики и других физических принципах, ряд преимуществ, а именно: быстродействие, простоту конструкции и эксплуатации, высокую надежность, малые габариты и массу, низкое энергопотребление. Отличие РБ от традиционных средств разделения состоит в том, что работа по разделению соединяемых конструкций в них осуществляется за счет энергии взрыва.

Болты разрывные предназначены для соединения конструктивных элементов систем разделения и их быстрой расстыковки при разделении силового корпуса в заданный момент времени при подаче электрического тока на электровоспламенитель.

Надежность разделения силового корпуса РБ зависит как от конструктивных параметров силового корпуса и конструкции посадочного места, так и от условий, в которых происходит срабатывание РБ.

В настоящее время РБ нашли применение в глубоководных аппаратах для крепления и последующего отделения элементов конструкций этих аппаратов, например, для удержания и отдачи аварийного балласта при разделении силового корпуса под водой.

Разделение силового корпуса происходит за счет радиальной деформации стенки камеры силового корпуса в зоне расположения заряда бризантного взрывчатого вещества (БВВ) под действием газообразных продуктов его взрывчатого превращения. При достижении требуемой степени деформации стенки в области ее сопряжения с дном камеры возникают силовые напряжения. В случае, если возникшие силовые напряжения превышают механическую прочность стенки камеры силового корпуса происходит его разделение в этой зоне. При недостаточной степени деформации стенки силового корпуса разделение силового корпуса не происходит. Поэтому для обеспечения необходимой степени деформации стенки силового корпуса при детонации заряда БВВ в посадочном узле разделения, в который установлен РБ, или в головке силового корпуса формируется полость конусообразной формы, охватывающая разделяемую часть силового корпуса.

При применении РБ в жидких средах, например, под водой, вода через зазоры между силовым корпусом РБ и посадочным местом попадает в зону разделения силового корпуса (конусообразную полость). При детонации заряда, ввиду скоротечности процесса, и как следствие этого, высокой степени гидравлического сопротивления вытеканию воды через узкие зазоры, вода, которая обладает очень низкой сжимаемостью, препятствует деформации стенки камеры силового корпуса. В этом случае необходимый уровень деформации стенки камеры силового корпуса не может быть достигнут, что приведет к неразделению силового корпуса РБ и отказу в работе системы разделения в целом. Для исключения попадания воды в зону деформации стенки силового корпуса РБ при детонации заряда БВВ производится герметизации посадочного места с помощью резиновых прокладок и колец.

Известен способ удаления воды из зоны разделения стенки камеры силового корпуса РБ путем ее выдавливания деформируемой стенкой силового корпуса и газообразными продуктами взрывчатого превращения заряда БВВ через сформированные в посадочном месте узла разделения, в который установлен РБ, каналы достаточные для вытекания воды диаметра. Такой способ применяется в глубоководных аппаратах, в которых установлен болт разрывной РБ-30ГЛ ЛД 43.440.014.

Основными недостатками описанных выше конструктивных способов обеспечения разделения стенки камеры силового корпуса под водой является технологическая сложность изготовления посадочного места, необходимость проведения проверок на герметичность в процессе эксплуатации, для обеспечения требуемой механической прочности конструкции увеличение массы посадочного места при формировании в нем каналов, усложнение технологии сборки узла разделения.

Наиболее близкой по конструкции к предлагаемому изобретению является конструкция изобретения «Болт разрывной» (патент № RU 2740458, дата публикации: 14.01.2021), в головке силового корпуса которого для деформации стенки камеры силового корпуса сформирована полость конусообразной формы, охватывающая разделяемую часть силового корпуса. Однако, данная конструкция РБ при работе в жидких средах требует реализации конструктивных решений по защите конусной полости от попадания в нее жидкой среды (воды) путем герметизации посадочного места или путем выдавливания жидкой среды (воды) из конусной полости через каналы в посадочном месте, при деформации стенок силового корпуса.

Предлагаемая конструкция РБ исключает перечисленные недостатки. Для возможности выдавливания воды из конусной полости, сформированной в головке силового корпуса и охватывающей разделяемую часть силового корпуса, в головке силового корпуса проделаны сквозные каналы, которые соединяют внутреннюю конусную полость головки силового корпуса со средой, в которой находится РБ. При срабатывании заряда БВВ любого типа за счет деформации стенок силового корпуса и газообразных продуктов взрывчатого превращения заряда БВВ происходит выдавливание воды через каналы из зоны разделения, чем обеспечивается необходимая степень деформации стенки камеры силового корпуса. Таким образом, герметизация посадочного места и изготовление посадочного места сложной конфигурации (с каналами) под РБ не требуются.

На фиг. 1 изображен РБ, установленный в стыкуемые элементы (1) который включает силовой корпус (2), в глухую внутреннюю камеру которого установлен электродетонатор (3). В головке силового корпуса имеется внутренняя конусная полость (4), охватывающая область, в которой происходит радиальная деформация стенки камеры силового корпуса при детонации заряда БВВ. В головке силового корпуса выполнены сквозные каналы (5), которые соединяют конусную полость с наружной средой, в которой находится РБ.

При срабатывании заряда БВВ под действием давления, вызываемого деформацией стенки силового корпуса и газообразными продуктами взрывчатого превращения, происходит удаление воды из зоны разделения через сквозные каналы, выполненные в головке силового корпуса, чем обеспечивается требуемая деформация стенки камеры силового корпуса и его разделение с последующим расхождением стыкуемых элементов.

При применении предлагаемой конструкции РБ не требуется герметизация посадочного места под РБ с последующей проверкой герметичности разделяемого стыка или формирования в посадочном месте под РБ сквозных каналов, что снижает механическую прочность разделяемого стыка и значительно упрощает технологию его изготовления и монтажа.

1. Болт разрывной для соединения и последующего быстрого разъединения стыкуемых элементов в условиях воздействия жидкой среды, представляющий собой силовой корпус, в глухую камеру которого установлен электродетонатор, отличающийся тем, что в головке силового корпуса, имеющей внутреннюю конусную полость, охватывающую разделяющуюся часть силового корпуса, выполнены сквозные каналы, соединяющие конусную полость с жидкой средой, в которую помещен болт разрывной.

2. Болт разрывной по п. 1, отличающийся тем, что расположение и направление сквозных каналов, выполненных в головке силового корпуса, не регламентируется.

3. Болт разрывной по п. 1, отличающийся тем, что количество сквозных каналов не регламентируется.

4. Болт разрывной по п. 1, отличающийся тем, что сквозные каналы могут быть выполнены любой формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к системам сброса или отделения объектов летательного аппарата. Система разделения ступеней ракеты включает силовые узлы крепления шпангоутов разделяемых конструкций, привалочные поверхности, выполненные в торцевых плоскостях шпангоутов, пироузлы расфиксации силовых узлов крепления и толкатель отделения.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к узлам стыковки отсеков летательных аппаратов. Сущность: силовой элемент несущей конструкции снабжают механическими замками, закрепленными по периферии, каждый из которых снабжен Г-образным поворотным звеном, разделенным осью поворота на плечо захвата, обеспечивающее захват выступа силового элемента полезной нагрузки с его тыльной стороны, и плечо упора, взаимодействующее с фиксирующим звеном, выполненным в виде штока, снабженного поперечными ползунами и расположенного под плечом упора, в положении захвата.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к соединительным устройствам для многоступенчатых ракет, средствам разъединения. Предложено устройство разделения элементов конструкции под водой, которое содержит два элемента конструкции, соединенные между собой пироболтами.

Изобретение относится к способам разделения элементов конструкции, преимущественно ступеней ракет, и может быть использовано в области авиационной и ракетной техники. Способ разделения элементов летательного аппарата включает изготовление силовых фланцев стыкуемых элементов, штока, установленных в гильзу удерживающих вкладышей, и корпуса, в который устанавливают пиропатрон.

Изобретение относится к системам разделения элементов конструкции, преимущественно ступеней ракет, и может быть использовано в области авиационной и ракетной техники. Система разделения элементов летательного аппарата включает силовые фланцы стыкуемых элементов, шток, установленные в гильзу удерживающие вкладыши и корпус с установленным в него пиропатроном.

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для разделения силовых конструкций космических аппаратов. Система разделения силовых конструкций космических аппаратов содержит силовые узлы, установленные по окружности разделяемых конструкций.

Группа изобретений относится к летательным аппаратам (ЛА) и может быть использована в системах отделения отсеков ЛА. Система отделения отсека ЛА содержит устройство крепления отделяемого отсека к ЛА и устройство отделения.

Изобретение относится к области ракетной и космической техники, в частности к детонационным устройствам. Универсальный инициатор-резак для бортовых детонационных систем разделения, содержащий прочный не разрушаемый при срабатывании металлический корпус цилиндрической формы с внутренней соосной полостью - зарядной камерой в верхней его части, в которой размещен взрывной элемент - инициирующее устройство, заряд взрывчатого вещества, и с двумя диаметрально расположенными относительно корпуса в противоположной нижней части его боковыми приливами с полостями, в которые заведены концевые элементы не разрушаемых трансляторов детонации и/или концы детонирующих удлиненных зарядов со снаряженными колпачками на торцах.

Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к системе разделения. Узел разделения отсеков ракеты включает силовые узлы крепления шпангоутов разделяемых отсеков, пироузлы расфиксации силовых узлов крепления и толкатель отделения.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к узлам стыковки отсеков летательных аппаратов. Способ стыковки отсеков со съемными фланцами включает изготовление шпилек, гаек, фланцев стыкуемых отсеков.

Группа изобретений относится к космической технике. Обслуживающий спутник для обеспечения услуг по поддержанию положения для основного спутника.
Наверх