Система и способ отделения отсека летательного аппарата

Группа изобретений относится к летательным аппаратам (ЛА) и может быть использована в системах отделения отсеков ЛА. Система отделения отсека ЛА содержит устройство крепления отделяемого отсека к ЛА и устройство отделения. В состав устройства отделения входит толкатель с охватывающей его оболочкой. Устройство крепления и устройство отделения соединены с бортовой кабельной сетью. На корпусе толкателя установлен твердотопливный газогенератор. Поршень выполнен в виде ступенчатого цилиндра с передним днищем, при этом цилиндрические поверхности стакана являются опорными для цилиндрических поверхностей поршня. Заплечик стакана служит упором для заплечика поршня в конце рабочего хода поршня. Достигается повышение надежности. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Группа изобретений относится к летательным аппаратам (ЛА) и может быть использована в системах отделения отсеков ЛА (головных частей, отсеков полезной нагрузки).

Известна система отделения отсека ЛА (головной части), представленная в книге Пенцак И.Н. «Теория полета и конструкция баллистических ракет», М. Машиностроение, 1974 г., стр. 235, рис. 12.6, содержащая устройство крепления, выполненное с возможностью расфиксации крепления, и устройство отделения с центральным пневмотолкателем, ось которого направлена по оси отделяемого отсека до его отделения, отсек снабжен упорным элементом, содержащим контактную поверхность для взаимодействия с толкателем.

Данное устройство имеет следующие недостатки.

Из-за пульсаций параметров воздушного потока, упругих колебаний корпуса ЛА и отделяемого отсека, направление силы толкателя периодически отклоняется от направления на центр тяжести отделяемого отсека, поэтому на отделяемый отсек действует пульсирующий момент силы отталкивания относительно его центра тяжести, что увеличивает динамические нагрузки, действующие на конструкцию отделяемого отсека и устройства отделения, вызывает вращение отделяемого отсека вокруг его центра тяжести и увеличивает погрешность параметров движения отсека после отделения и, как следствие, требует дополнительных затрат энергии на стабилизацию параметров отсека после отделения.

За ближайший аналог авторами принята система отделения отсека ЛА (патент RU 2651780, МПК B64G 1/64), содержащая устройство крепления отсека к летательному аппарату по стыковочным шпангоутам, выполненное с возможностью расфиксации крепления, и устройство отделения, установленное на летательном аппарате и снабженное толкателем, контактирующим с упорным элементом отсека, при этом ось толкателя направлена по оси летательного аппарата и отсека до их отделения, на стыковочном шпангоуте отсека выполнен посадочный пояс для стыковочного шпангоута летательного аппарата, а в состав устройства отделения введена охватывающая его оболочка с закрепленными на ней передним и задним фланцем, при этом передним фланцем оболочка закреплена с помощью крепежа на торце толкателя, а задним фланцем установлена в центральном отверстии стыковочного шпангоута отсека с возможностью упора в торец посадочного пояса, являющийся упорным элементом отсека.

Ближайший аналог имеет следующие недостатки.

Не предусмотрены срезные элементы для обеспечения необходимого давления страгивания толкателя и плавного, без рывков, хода толкателя.

Не определена последовательность работы газогенератора и срабатывания пироболтов для обеспечения надежной работы системы отделения до и после отделения отсека от ЛА.

Отсутствует техническое решение задачи расстыковки электроразъемов кабельной сети в ходе работы системы отделения.

Технической задачей, на решение которой направлены заявляемые технические решения, является повышение надежности работы системы отделения отсека ЛА, а также уменьшение энергозатрат на стабилизацию полетных параметров отсека после отделения от ЛА.

Поставленная задача достигается тем, что система отделения отсека ЛА, содержит устройство крепления отделяемого отсека к ЛА по стыковым шпангоутам, выполненное с возможностью расфиксации крепления и устройство отделения, ось которого направлена по оси ЛА и отделяемого отсека, на стыковом шпангоуте отделяемого отсека выполнен посадочный пояс для стыкового шпангоута ЛА, а в состав устройства отделения входит толкатель с охватывающей его оболочкой, обеспечивающей возможность упора в торец посадочного пояса отделяемого отсека, при этом устройство крепления и устройство отделения соединены с бортовой кабельной сетью, при этом крепление отделяемого отсека к ЛА производится пироболтами, толкатель состоит из корпуса толкателя, герметично соединенного с ним стакана, и размещенного внутри стакана поршня с герметичным уплотнением, при этом поршень зафиксирован относительно стакана срезными элементами, а на корпусе толкателя установлен герметично твердотопливный газогенератор, причем бортовая кабельная сеть по стыку отделяемого отсека с ЛА выполнена с электроразъемами, одной частью закрепленными на отсеке и ответной частью на ЛА. Кроме того, внутренняя поверхность стакана образована цилиндрами большего и меньшего диаметра и заплечиком, а поршень выполнен в виде ступенчатого цилиндра с передним днищем, при этом цилиндрические поверхности стакана являются опорными для цилиндрических поверхностей поршня, а заплечик стакана служит упором для заплечика поршня в конце рабочего хода поршня. При этом герметичное уплотнение размещено по цилиндрам большего диаметра, а срезные элементы установлены по цилиндрам меньшего диаметра.

Поставленная задача применительно к способу отделения отсека ЛА достигается тем, что производится расфиксация устройства крепления отделяемого отсека к ЛА и срабатывание устройства отделения путем воздействия толкателя через оболочку на отделяемый отсек, при этом после срабатывания газогенератора высокое давление газов редуцируется в объеме корпуса толкателя и при его дальнейшем нарастании происходит расфиксация поршня за счет среза срезных элементов и перемещение поршня до упора оболочкой в торец посадочного пояса отделяемого отсека, после этого по сигналу системы управления, передаваемого через кабельную сеть, происходит срабатывание пироболтов и перемещение порщня с оболочкой до момента упора поршня в стакан, при этом отсек отделяется от ЛА с расстыковкой электроразъемов кабельной сети.

Предложенное техническое решение поясняется чертежами.

На фиг. 1 показаны отделяемый отсек 1 и ЛА 2, которые соединены по стыковым шпангоутам 3 и 4 пироболтами 5 устройства крепления, при этом стыковой шпангоут 4 ЛА 2 опирается на посадочный пояс 6 стыкового шпангоута 3 отделяемого отсека 1. В состав устройства отделения входит толкатель 7 с охватывающей его оболочкой 8. В свою очередь толкатель 7 состоит из корпуса толкателя 9, герметично соединенного с ним стакана 10 и поршня 11, а на корпусе толкателя герметично установлен газогенератор 12.

В поршне 11 выполнен заплечик 13, а стакане 10 - ответный ему заплечик 14. Оболочка 8 выполнена с возможностью упора в торец 15 посадочного пояса 6 стыкового шпангоута 3 отделяемого отсека 1.

Размером L=L0 представлено первоначальное расстояние между заплечиком 13 поршня 11 и заплечиком 14 стакана 10.

На фиг. 2 дан вид по выноске А. Здесь показаны оболочка 8, соединенная с поршнем 11 и стакан 10, соединеный с поршнем 11 срезным элементом 16.

На фиг. 3 дан вид по выноске Б. Здесь показаны корпус толкателя 9, соединенный со стаканом 10, поршень 11 и газогенератор 12, внутри которого размещена пороховая шашка 17.

На фиг. 4 отражен момент после срабатывания газогенератора 12, при этом под действием силы давления газов на поршень 11 происходит срез срезных элементов 16 и перемещение поршня 11 с оболочкой 8 до упора фланцем оболочки 8 в торец 15 стыкового шпангоута 3. Размер L<L0 определяет оставшийся запас хода поршня 11 после подачи команды по бортовой кабельной сети на срабатывание пироболтов 5.

На фиг. 5 показан момент после срабатывания пироболтов 5. Это позволяет под действием силы давления газов на корпус толкателя 9 начать отделение отсека 1 от ЛА 2. Размер L станет равным 0, когда заплечик поршня 11 соприкоснется с заплечиком стакана 10.

На фиг. 6 показано, что отделяемый отсек 1 и ЛА 2 уже не связаны друг с другом и отдаляются, совершая независимый полет.

На фиг. 7 представлены вид В и сечение Г-Г. Здесь изображена одна из групп электроразъемов бортовой кабельной сети по стыку отделяемого отсека 1 с ЛА 2, при этом одна часть 18 показанного электроразъема закреплена на отделяемом отсеке 1, а ответная часть 19 закреплена на ЛА 2. После срабатывания пироболтов 5 и при отделении отсека 1 от ЛА 2 происходит расстыковка ответных частей 18 и 19 электроразъемов бортовой кабельной сети.

Система отделения отсека ЛА как устройство описана выше (см. фиг. 1 - фиг. 7 с описаниями).

Способ отделения отсека ЛА заключается в следующем.

После срабатывания газогенератора 12 высокое давление газов редуцируется в объеме корпуса толкателя 9 и при его дальнейшем нарастании происходит расфиксация поршня 11 за счет среза срезных элементов 16 и перемещение поршня 11 до упора оболочкой 8 в торец 15 посадочного пояса 6 отделяемого отсека 1. После этого по сигналу системы управления, передаваемого через кабельную сеть, происходит срабатывание пироболтов 5 и перемещение поршня 11 с оболочкой 8 до момента упора поршня 11 в стакан 10, при этом отсек 1 отделяется от ЛА 2 с расстыковкой ответных частей 18 и 19 электроразъема бортовой кабельной сети.

Таким образом, фланец оболочки 8, во-первых, оперт по периметру окружности торца 15 и, во-вторых, зацентрирован в отверстии 14 шпангоута 4, следовательно, усилие от толкателя 7 будет передаваться по всей площади (по всему периметру) торца 15 шпангоута 3, создавая условия для надежного перемещения по опорному поясу 6 в ходе отделения отсека 1 от ЛА 2.

Предложенные система и способ отделения отсека ЛА успешно прошли лабораторно-стендовые и летно-конструкторские испытания в составе ЛА в диапазоне температур ±50°С.

Использование предлагаемых технических решений позволит повысить надежность и точность отделения отсека от ЛА, а также уменьшить энергозатраты на стабилизацию полетных параметров отсека после его отделения от ЛА.

1. Система отделения отсека летательного аппарата (ЛА), содержащая устройство крепления отделяемого отсека к ЛА по стыковым шпангоутам, выполненное с возможностью расфиксации крепления, и устройство отделения, установленное на ЛА, ось которого направлена по оси ЛА и отделяемого отсека, на стыковом шпангоуте отделяемого отсека выполнен посадочный пояс для стыкового шпангоута ЛА, а в состав устройства отделения входит толкатель с охватывающей его оболочкой, обеспечивающей возможность упора в торец посадочного пояса отделяемого отсека, при этом устройство крепления и устройство отделения соединены с бортовой кабельной сетью, отличающаяся тем, что крепление отделяемого отсека к ЛА производится пироболтами, толкатель состоит из корпуса толкателя, герметично соединенного с ним стакана и размещенного внутри стакана поршня с герметичным уплотнением, при этом поршень зафиксирован относительно стакана срезными элементами, а на корпусе толкателя установлен герметично твердотопливный газогенератор, при этом бортовая кабельная сеть по стыку отделяемого отсека с ЛА выполнена с электроразъемами, одной частью закрепленными на отсеке и ответной частью на ЛА.

2. Система отделения отсека ЛА по п. 1, отличающаяся тем, что внутренняя поверхность стакана образована цилиндрами большего и меньшего диаметра и заплечиком, а поршень выполнен в виде ступенчатого цилиндра с передним днищем, при этом цилиндрические поверхности стакана являются опорными для цилиндрических поверхностей поршня, а заплечик стакана служит упором для заплечика поршня в конце рабочего хода поршня.

3. Система отделения отсека ЛА по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что герметичное уплотнение размещено по цилиндрам большего диаметра, а срезные элементы установлены по цилиндрам меньшего диаметра.

4. Способ отделения отсека ЛА, заключающийся в расфиксации устройства крепления отделяемого отсека к ЛА и срабатывании устройства отделения путем воздействия толкателя через оболочку на отделяемый отсек, отличающийся тем, что после срабатывания газогенератора высокое давление газов редуцируется в объеме корпуса толкателя и при его дальнейшем нарастании происходит расфиксация поршня за счет среза срезных элементов и перемещение поршня до упора оболочкой в торец посадочного пояса отделяемого отсека, после этого по сигналу системы управления, передаваемому через кабельную сеть, происходит срабатывание пироболтов и перемещение поршня с оболочкой до момента упора поршня в стакан, при этом отсек отделяется от ЛА с расстыковкой электроразъемов кабельной сети.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетной и космической техники, в частности к детонационным устройствам. Универсальный инициатор-резак для бортовых детонационных систем разделения, содержащий прочный не разрушаемый при срабатывании металлический корпус цилиндрической формы с внутренней соосной полостью - зарядной камерой в верхней его части, в которой размещен взрывной элемент - инициирующее устройство, заряд взрывчатого вещества, и с двумя диаметрально расположенными относительно корпуса в противоположной нижней части его боковыми приливами с полостями, в которые заведены концевые элементы не разрушаемых трансляторов детонации и/или концы детонирующих удлиненных зарядов со снаряженными колпачками на торцах.

Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к системе разделения. Узел разделения отсеков ракеты включает силовые узлы крепления шпангоутов разделяемых отсеков, пироузлы расфиксации силовых узлов крепления и толкатель отделения.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к узлам стыковки отсеков летательных аппаратов. Способ стыковки отсеков со съемными фланцами включает изготовление шпилек, гаек, фланцев стыкуемых отсеков.

Изобретение относится к способам сброса или отделения объектов, преимущественно ступеней ракет, отсеков и полезных нагрузок от несущих конструкций летательного аппарата, на любых участках траектории полета, и может быть использовано в области авиационной и ракетной техники. Способ разделения отсеков ракеты включает изготовление силовых узлов крепления шпангоутов разделяемых отсеков, пироузлов расфиксации силовых узлов крепления и толкателя отделения.

Изобретение относится к системам сброса или отделения объектов, преимущественно ступеней ракет, отсеков, обтекателей, защитных экранов и полезных нагрузок, от несущих конструкций летательного аппарата на любых участках траектории полета и может быть использовано в области авиационной и ракетной техники.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к узлам стыковки отсеков летательных аппаратов. Узел стыковки отсеков со съемными фланцами, включающий шпильки, гайки, фланцы стыкуемых отсеков, при этом фланец одного из отсеков выполнен съемным.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для разделения и сброса головного обтекателя (ГО) ракеты-носителя (РН). Устройство разделения и сброса ГО РН состоит из створок, соединенных между собой замками продольного стыка и соединенных с РН замками поперечного стыка, приводов сброса.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам разделения ракетно-космической, морской и авиационной техники, а именно к болтам разрывным. Болт разрывной содержит силовой корпус, в глухую внутреннюю камеру которого помещены заряд бризантного взрывчатого вещества (БВВ) и электродетонатор.

Изобретение относится к узлам стыковки отсеков летательных аппаратов. Узел стыковки отсеков содержит шпангоуты стыкуемых отсеков, в один из которых установлен диск с распределенными по диаметру захватами с возможностью проворота относительно продольной оси, а также ограничители, зубчатый замок и герметизирующее уплотнение, пружины, качалки, плавающие гайки, через которые проходят регулирующие болты, и фиксирующие гайки.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, а более конкретно к узлам стыковки отсеков летательных аппаратов. Способ стыковки отсеков включает установку герметизирующего уплотнения на фланцы стыкуемых отсеков.

Группа изобретений относится к средствам и способам стыковки, преимущественно при обслуживании некооперированных космических аппаратов (КА). Обслуживающий КА (10) служит для стыковки с камерой (18) двигателя клиентского КА (11) посредством узла захвата (20), установленного на стыковочной платформе (14) со стойками (16), упирающимися в стыковочное кольцо (19) КА (11).
Наверх