Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных



Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных
A61H99/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2775805:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научный центр неврологии" (ФГБНУ НЦН) (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и нейропсихологии, и может быть использовано при проведении нейропсихологической реабилитации неврологических больных посредством групповых занятий, осуществляемых в игровой форме, и направленных на восстановление пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций. Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера содержит игровые элементы в виде базовых, рабочих, числовых карточек и игровых полей. Причем базовые и рабочие карточки имеют форму квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждого из которых нанесено защитное прозрачное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером. Числовые карточки имеют форму квадратов, размер которых аналогичен размеру базовых и рабочих карточек. Игровые поля включают в себя три типа полей: легкой степени сложности, повышенной степени сложности и числовые игровые поля, разделенных на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями. Причем количество и размеры игровых полей легкой степени сложности, игровых полей повышенной степени сложности и числовых игровых полей являются одинаковыми. При этом базовые, рабочие, числовые карточки и игровые поля размещены в коробке. 9 ил.

 

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационно-восстановительным играм и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении нейропсихологической реабилитации неврологических больных посредством групповых занятий, осуществляемых в игровой форме, и направленных на восстановление пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций.

Для эффективности нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения важное значение имеет выбор методов и форм занятий с неврологическими больными, имеющими нарушения различных психических функций.

Формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, принимать во внимание влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, с. 81, 82).

Одной из форм организации нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения, в основе которой лежит использования социальной среды и других социальных факторов, является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождении в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать, прежде всего, деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, с. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу, малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997).

Таким образом, групповые занятия способствует повышению эффективности нейропсихологической реабилитации, направленной на восстановление у неврологических больных различных психических процессов, включая пространственное восприятие и пространственную память, а также счет и счетные операции.

Одной из эффективных форм групповых занятий с неврологическими больными является проведение занятий в игровой форме, которая способствует усилению интереса больных к процессу занятий, обеспечивая перевод деятельности больных с произвольного на непроизвольный уровень и снижение утомляемости больных, что имеет важное значение для восстановления пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций.

Пространственное восприятие представляет собой способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение (Википедия. Психология восприятия пространства, найдено 20.08.2021 г. в сети Интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психология_восприятия_пространства).

Пространственная память представляет собой один из видов памяти, направленный на запоминание пространственного расположения предметов, людей, физических стимулов (Национальная психологическая энциклопедия, Пространственная память, найдено 20.08.2021 в сети Интернет по адресу: http://vocabulary.rii/termin/prostranstvennaja-pamjat.html).

Счет представляет собой действие по значению глагола «считать», определение каких-либо количественных показателей или определение количества однородных объектов (Википедия. Счет, найдено 20.08.2021 в сети Интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Счет).

Счетные операции представляют собой технологию счета, объединяющую представления и навыки человека о числах, математических алгоритмах арифметики (Википедия. Устный счет, найдено 20.08.2021 в сети Интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Устный_счет).

Нарушение пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций возникает вследствие различных неврологических заболеваний, связанных в первую очередь с поражением третичной теменно-височно-затылочной области головного мозга.

Данная область мозга обеспечивает реализацию пространственного нейропсихологического фактора, являющегося основой многих психических процессов, для реализации которых необходимо понимание структуры пространства и пространственных отношений (левое-правое, верх-низ и др.).

Понятие «нейропсихологический фактор» является одним из основополагающих понятий отечественной нейропсихологии, под которым понимается собственная функция той или иной мозговой структуры, определенный принцип ее работы (Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: учеб. пособие / Л.С. Цветкова. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2005. - 183 с.).

Таким образом, поражение третичной теменно-височно-затылочной области мозга приводит к нарушению связанного с данной областью пространственного нейропсихологического фактора, в результате чего страдают различные психические процессы, для нормальной работы которых необходим данный нейропсихологический фактор, обеспечивающий понимание пространственных отношений.

К таким психическим процессам относятся, прежде всего, пространственное восприятие и тесно связанные с ним пространственная память, счет и счетные операции, особенностью которых является то, что они наиболее грубо страдают при нарушении пространственного нейропсихологического фактора.

Поэтому для эффективного и полноценного восстановления данных психических процессов работа с ними должна осуществляться совместно, в единой системе методов, причем на первом этапе нейропсихологической реабилитации необходима, прежде всего, работа над восстановлением пространственного восприятия, создающая основу для восстановления пространственной памяти, счета и счетных операций.

Таким образом, эффективное восстановление пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций достигается за счет методов восстановительного обучения.

Так при работе над восстановлением пространственного восприятия и пространственной памяти используемые методы должны:

а) основываться на применении рабочего материала с изображениями, которые отличаются друг от друга пространственной ориентацией самих изображений или составляющих их частей, элементов;

б) быть доступными для использования больными с различной степенью нарушения пространственного восприятия и пространственной памяти;

в) обеспечивать возможность постепенного увеличения степени сложности заданий.

При этом методы, используемые для восстановления пространственного восприятия и пространственной памяти, имеют определенные различия.

Так, для восстановления пространственного восприятия используются методы, среди которых наиболее распространенными и эффективными являются:

а) методы, основывающиеся на поиске одного или нескольких вышеописанных изображений среди группы других аналогичных, но имеющих определенные отличия изображений путем их сравнительного анализа;

б) методы, основывающиеся на копировании одного или нескольких вышеописанных изображений на лист бумаги.

При этом степень сложности данных методов может увеличиваться за счет поворота используемых изображений на различные углы.

Для восстановления нарушенной пространственной памяти используются методы, среди которых наиболее распространенными и эффективными являются:

а) методы, основывающиеся на запоминании одного (или нескольких) вышеописанных изображений с последующим нахождением данных изображений по памяти среди группы других внешне схожих, но имеющих определенных отличия изображений (пассивное узнавание);

б) методы, основывающиеся на запоминании одного (или нескольких) вышеописанных изображений с последующим воспроизведением данных изображений по памяти путем их рисования или дорисовывания (активное воспроизведение).

При работе над восстановлением счета и счетных операций используемые методы должны:

а) основаться на выполнении упражнений как с реальными предметами (которые можно взять в руки, разложить в группы с различным количеством предметов и др.), так и с изображением различных предметов или объектов;

б) быть доступными для выполнения больными с различной степенью нарушения счета и счетных операций;

в) обеспечивать возможность постепенного увеличения степени сложности заданий.

При этом для эффективности восстановления счета и счетных операций имеет значение то, чтобы работа над восстановлением данных психических процессов осуществлялась в единой системе с восстановлением пространственного восприятия.

Еще одной важной составляющей, необходимой для полноценного восстановления пространственной памяти, пространственного восприятия, счета и счетных операций является длительность восстановительных занятий (от нескольких месяцев и более). В этой связи для проведения продолжительных курсов восстановительного обучения, необходимо значительное количество рабочего материала в виде методических пособий или использование такого рабочего материала, который позволяет формировать на его основе необходимое количество разнообразных заданий.

Таким образом, для обеспечения эффективного и полноценного восстановления пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных, важное значение имеет соблюдение следующих условий:

а) проведение занятий в игровой форме, способствующей повышению эффективности нейропсихологической реабилитации за счет усиления интереса больных к восстановительным занятиям;

б) обеспечение возможности проведения игровых занятий не просто в виде какой-либо игры, а в виде множества различных игр и игровых заданий, способствующих поддержанию интереса больных к восстановительным занятиям;

в) реализация системного подхода к процессу восстановления пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций как взаимосвязанных психических процессов, основу которых составляет пространственный нейропсихологический фактор;

г) обеспечение возможности использования различных методов восстановления пространственного восприятия, основанных как на поиске одинаковых изображений (групп геометрических фигур), так и на воспроизведении данных изображений;

д) обеспечение возможности использования различных методов восстановления пространственной памяти, основанных как на узнавании запоминаемых изображений (групп геометрических фигур), так и на активном воспроизведении данных изображений;

е) обеспечение возможности использования различных методов восстановления счета и счетных операций, основанных как на подсчете количества предметов или объектов (карточек и выделенных геометрических фигур), так и на выполнении различных арифметических действий с данными числами;

ж) обеспечение возможности проведения долгосрочных курсов занятий по восстановления пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций за счет возможности формирования неограниченного количества разнообразных игровых заданий;

з) обеспечение возможности изменения степени сложности игровых заданий, позволяющее проводить занятия как с больными имеющими нарушения пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций выраженной степени, так и с больными, имеющими легкие и незначительные нарушения данных психических процессов.

В настоящее время, для занятий по восстановлению нарушенного пространственного восприятия и пространственной памяти используются различные печатные тренажеры и устройства.

Известен печатный тренажер-игра «Игровое обучение: тренировка памяти, представление о пространстве, представление о времени», который включает в себя упражнения на пространственное восприятие, одно из которых заключается в том, что занимающемуся необходимо скопировать расположенные в ячейках одной таблицы различные элементы (букв, цифр и др.) в ячейки другой аналогичной таблицы (Гурьев Ю.В. Игровое обучение: тренировка памяти, представление о пространстве, представление о времени. Пособие для детей 5-6 лет. СПб.: Изд. «КАРО», 2004, - С. 27).

Также известен печатный тренажер-игра «Память. Рабочая тетрадь», который включает в себя упражнения на пространственную память, одно из которых заключается в том, что занимающемуся необходимо запомнить месторасположение точек в ячейках таблицы, после чего перевернув данную страницу и по памяти поставить точки в ячейки аналогичной таблицы, расположенной на оборотной стороне листа (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Память. Рабочая тетрадь, ЗАО «РОСМЭН», ОАО «ИПК Чувашия», 2014, с. 17, 18).

Недостатками данных печатных тренажеров при их использовании для игровых занятий по восстановлению пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций у неврологических больных являются:

а) данные тренажеры не предназначены для проведения групповых занятий;

б) тренажеры также не предназначены для занятий по восстановлению счета и счетных операций;

в) отсутствие возможности проведения долгосрочных курсов занятий из-за недостаточного количества рабочего материала, содержащегося в тренажерах;

г) рабочий материал тренажеров может быть использован только однократно, так как после выполнения графических действий на листе бумаги остается след от пишущего инструмента;

д) отсутствие возможности изменения степени сложности заданий, что не позволяет проводить занятия с больными, имеющими нарушения пространственного восприятия и пространственной памяти различной степени выраженности;

е) данные тренажеры предназначены для занятий с детьми и могут вызывать негативную реакцию у некоторых взрослых больных.

В настоящее время, для занятий по восстановлению нарушенного счета и счетных операций у неврологических больных также используются различные печатные тренажеры и устройства.

Известен печатный тренажер «Мои первые задачки: математика и деньги», основу заданий которого составляют счетные операции с изображениями монет разного номинала, заключающиеся, например, в пересчете количества изображений монет разного номинала, соотнесении изображения групп монет с заданным числом, выполнении арифметических действий с использованием изображений монет и др. (Воронина Т.П., Мои первые задачки: математика и деньги, Ростов на Дону: Феникс, 2018, 32 с.).

Недостатками данного печатного тренажера при его использовании у неврологических больных являются:

а) данный тренажер не предназначен для проведения групповых занятий;

б) рабочие материалы данного тренажера не предназначены для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти;

в) отсутствие возможности проведения долгосрочных курсов занятий из-за недостаточного количества рабочего материала, содержащегося в данном тренажере;

г) данный тренажер предназначен для занятий с детьми и может вызывать негативную реакцию у некоторых взрослых больных.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-панель для групповых занятий по восстановлению счетных операций и зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 202838 от 11.12.2020). Данное игровое устройство представляет собой пластиковое основание прямоугольной формы, на обеих сторонах которого выполнены одинаковые ячейки-углубления, которые расположены в виде перевернутого равнобедренного треугольника таким образом, что между двумя соседними ячейками-углублениями каждого ряда располагается одна ячейка-углубление находящегося ниже ряда.

При работе над восстановлением счетных операций один из больных вписывает цифры в верхний ряд ячеек-углублений, после чего другой больной осуществляет сложение или иное арифметическое действие с данными цифрами, вписывая полученные результаты в расположенный ниже ряд ячеек-углублений.

При работе над восстановлением зрительно-пространственной памяти один из больных выделяет отдельные ячейки-углубления на лицевой стороне основания путем вписывания в них различных изображений (символов, значков), после чего другой больной запоминает данные изображения и их месторасположение, и по памяти вписывает их в ячейки-углубления оборотной стороны основания.

Недостатками данного устройства при его использовании у неврологических больных являются:

а) данное устройство не предназначено для проведения занятий в игровой форме;

б) данное устройство не предназначено для занятий по восстановлению пространственного восприятия и счета;

в) необходимость постоянно передавать устройство в процессе занятий от одного больного к другому.

С целью преодоления недостатков вышеперечисленных печатных тренажеров и устройств разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных» (далее по тексту «Нейропсихологическая игра-тренажер»).

Задачами, на решение которых направлено заявленное изобретение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера» в игровой форме, способствующей повышению эффективности нейропсихологической реабилитации за счет усилению интереса больных к восстановительным занятиям;

б) обеспечение возможности проведения занятий не в виде какой-либо отдельной игры, а в виде множества различных игр и игровых заданий, способствующих поддержанию интереса больных к восстановительным занятиям;

в) реализация системного подхода к процессу восстановления пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций как взаимосвязанных психических процессов, основой которых является пространственный нейропсихологический фактор;

г) обеспечение возможности использования различных методов восстановления пространственного восприятия, основанных как на поиске одинаковых изображений (групп геометрических фигур), так и на воспроизведении данных изображений;

д) обеспечение возможности использования различных методов восстановления пространственной памяти, основанных как на узнавании, так и на активном воспроизведении запоминаемых изображений (групп геометрических фигур);

е) обеспечение возможности проведения продолжительных курсов занятий по восстановлению пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций за счет возможности формирования неограниченного количества игровых заданий;

ж) обеспечение возможности изменения степени сложности игровых заданий, позволяющих проводить занятия, как с больными имеющими нарушения пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций выраженной степени, так и с больными, имеющими легкие и незначительные нарушения данных психических процессов;

з) простота изготовления «Нейропсихологической игры-тренажера», способствующая ее широкому внедрению в клиническую практику;

и) удобство использования и легкость освоения «Нейропсихологической игры-тренажера», обеспечивающие возможность проведения занятий, как в клинических, так и в домашних условиях, после выписки больных из клиники.

Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера, обеспечивающего формирование неограниченного количества долгосрочных курсов игровых занятий различной степени сложности по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций, как взаимосвязанных психических процессов, и способствующего усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий.

Технический результат достигается тем, что создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых, рабочих, числовых карточек и игровых полей, причем базовые и рабочие карточки выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждого из которых нанесено защитное прозрачное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером, а на лицевую поверхность каждой базовой карточки нанесена группа одинаковых по форме и размерам геометрических фигур белого цвета, которые размещены по краям каждой базовой карточки - по одной геометрической фигуре в каждом из ее четырех углов и по две геометрические фигуры в каждой из ее четырех сторон, при этом расстояние между соседними геометрическими фигурами является одинаковым, а геометрические фигуры предназначены для вписывания в них изображений легко стирающимся водным маркером, в центральной части каждой базовой карточки имеется центральная область, не содержащая каких-либо изображений, и предназначенная для вписывания в нее чисел посредством водного маркера, на одной из боковых сторон над геометрическими фигурами каждой базовой карточки размещена метка, на лицевую поверхность каждой рабочей карточки нанесено изображение группы геометрических фигур одинаковых по форме и размерам, аналогичное изображению группы геометрических фигур на базовой карточке, причем одна часть геометрических фигур рабочей карточки выделена в случайном порядке каким-либо одним цветом, для обозначения количества десятков в числе, заданном посредством выделенных геометрических фигур на данной рабочей карточке, а другая часть геометрических фигур - каким-либо другим цветом, для обозначения количества единиц в числе, заданном посредством выделенных геометрических фигур на данной рабочей карточке, при этом часть геометрических фигур не выделена цветом и имеет белый цвет, аналогичный геометрическим фигурам на базовых карточках, на одной из боковых сторон каждой рабочей карточки над геометрическими фигурами размещена метка, аналогичная метке на базовой карточке, числовые карточки выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму квадратов, размер которых аналогичен размеру базовых и рабочих карточек, на лицевой поверхности каждой числовой карточки нанесены двузначные числа, соответствующие числам десятков и единиц, которые заданы в виде выделенных двумя цветами геометрических фигур на рабочих карточках, количество числовых карточек равно количеству рабочих карточек, а игровые поля включают в себя три типа полей: легкой степени сложности, повышенной степени сложности и числовые игровые поля, которые выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму и разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями, причем на каждую квадратную область игрового поля легкой степени сложности и повышенной степени сложности нанесены изображения групп геометрических фигур, часть которых выделена двумя цветами, аналогично изображению группы геометрических фигур на рабочих карточках, причем между игровыми полями легкой и повышенной степени сложности имеются два типа различий: на игровые поля легкой степени сложности в квадратных областях нанесены метки, аналогичные меткам на рабочих карточках, а изображения групп геометрических фигур не повернуты на угол, кратный 90 градусам, игровые поля повышенной степени сложности не содержат меток, а часть изображений групп геометрических фигур повернута на угол, кратный 90 градусам, на каждую квадратную область числового игрового поля нанесены изображения двузначных чисел, соответствующих числам на числовых карточках, а также числам, заданным в виде выделенных двумя цветами геометрических фигур на рабочих карточках, причем количество игровых полей легкой степени сложности, игровых полей повышенной степени сложности и числовых игровых полей является одинаковым, размеры игровых полей также являются одинаковыми и зависят от количества расположенных на каждом поле квадратных областей, при этом базовые, рабочие, числовые карточки и игровые поля размещены в коробке, выполненной из пластика или картона.

Сущность заявленного изобретения «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия, а также пространственной памяти, счета и счетных операций у неврологических больных» поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - коробка для размещения базовых, рабочих, числовых карточек и игровых полей;

На фиг. 2 - базовые карточки;

На фиг. 3, 4 - рабочие карточки;

На фиг. 5, 6 - числовые карточки;

На фиг. 7 - игровые поля легкой степени сложности;

На фиг. 8 - игровые поля повышенной степени сложности;

На фиг. 9 - числовые игровые поля.

Заявленная «Нейропсихологическая игра-тренажер» представляет собой размещенный в коробке (см. фиг. 1) комплект игровых элементов, включающий в себя: базовые карточки (см. фиг. 2), рабочие карточки (см. фиг. 3, 4), числовые карточки (см. фиг. 5, 6), а также игровые поля различных типов и уровней сложности (см. фиг. 7, 8, 9), предназначенные для проведения занятий с неврологическими больными по восстановлению пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций в игровой форме.

Коробка «Нейропсихологической игры-тренажера» (см. фиг. 1) выполнена из пластика или картона и имеет форму прямоугольника (горизонтально или вертикально ориентированного) или квадрата.

На лицевой поверхности коробки размещено изображение эмблемы ФГБНУ «Научный центр неврологии», в котором разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер», фамилии авторов и название «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций», под которым расположено изображение одного из числовых игровых полей и изображения шести рабочих карточек.

Базовые и рабочие карточки (см. фиг. 2-4) выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждого из которых нанесено защитное прозрачное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения в процессе занятий графических действий посредством легко стирающегося водного маркера.

Указанные ниже цветовые выделения и размеры базовых, рабочих и числовых карточек, а также игровых полей данной конкретной «Нейропсихологической игры-тренажера» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе ее создания.

Каждая базовая карточка (см. фиг. 2) содержит на лицевой поверхности изображение группы из 12 (двенадцати) одинаковых по форме и размерам геометрических фигур (1а) белого цвета, которые размещены по краям каждой базовой карточки следующим образом: по одной геометрической фигуре (1а) расположено в каждом из четырех углов базовой карточки, и по две геометрические фигуры (1а) в каждой из четырех сторон базовой карточки, между геометрическими фигурами (1а), расположенными по ее углам. При этом расстояние между соседними геометрическими фигурами (1а) является одинаковым.

Геометрические фигуры (1а) базовых карточек могут иметь форму квадратов, кругов, восьмиугольников или какую-либо иную форму, которые предназначены для выделения цветом и вписывания в них изображений (букв, цифр, значков) посредством легко стирающегося водного маркера.

В центральной части каждой базовой карточки расположена центральная область, не содержащая каких-либо изображений, которая предназначена для вписывания в нее чисел посредством аналогичного водного маркера.

На одной из сторон между одним из наружных краев каждой базовой карточки и расположенными около этого края геометрическими фигурами (1а) находится метка (2) (имеющая, например, форму круга), характеризующая пространственную ориентацию базовой карточки.

Таким образом, метка (2) служит индикатором пространственной ориентации базовой карточки в процессе занятий.

Общее количество базовых карточек, входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» может составлять от шести до двенадцати и более штук.

Каждая рабочая карточка (см. фиг. 3, 4) содержит на лицевой поверхности изображение группы из 12 (двенадцати) одинаковых по форме и размерам геометрических фигур, аналогичное изображению группы геометрических фигур (1а) на базовой карточке (см. фиг. 2), но отличается тем, что:

а) часть геометрических фигур (16) выделена в случайном порядке каким-либо цветом, или оттенком какого-либо цвета, например, светло-серым, и обозначает количество десятков в числе, заданном посредством выделенных геометрических фигур (1б, 1в) на данной рабочей карточке;

6) часть геометрических фигур (1в) выделена в случайном порядке каким-либо другим цветом, или оттенком какого-либо цвета, например, темно-серым, и обозначает количество единиц в числе, заданном посредством выделенных геометрических фигур (1б, 1в) на данной рабочей карточке.

При этом часть геометрических фигур (1а) на некоторых рабочих карточках может быть не выделена каким-либо цветом, и иметь белый цвет, аналогично геометрическим фигурам (1а) на базовых карточках.

Так, например, если изображение группы геометрических фигур (1а, 1б, 1в) на рабочей карточке (см. фиг. 4, крайняя слева рабочая карточка в верхнем ряду) включает в себя четыре геометрические фигуры (1б), выделенные светло-серым цветом (обозначающим количество десятков) и пять геометрических фигур (1в), выделенных темно-серым цветом (обозначающим количество единиц), то на данной рабочей карточке посредством выделенных геометрических фигур (1б, 1в) задано число «45» (сорок пять). При этом четыре оставшиеся геометрические фигуры (1а) данной рабочей карточки не выделены каким-либо цветом.

Наряду с выделением геометрических фигур на рабочих карточках различными цветами, они могут быть выделены каким-либо иным образом, например, различной штриховкой или расположенными внутри геометрических фигур точками и кружками.

На одной из сторон между одним из наружных краев каждой рабочей карточки и расположенными около этого края геометрическими фигурами (1а, 1б, 1в) находится метка (2), аналогичная метке (2) на базовой карточке, которая определяет пространственную ориентацию каждой рабочей карточки, то есть служит индикатором пространственной ориентации рабочей карточки в процессе занятий.

Общее количество рабочих карточек (см. фиг. 3, 4), входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» может составлять от двенадцати до тридцати шести и более штук.

В качестве примеров рабочих карточек (см. фиг. 3, 4) представлены 24 рабочие карточки, содержащие выделенные двумя цветами (светло-серым и темно-серым) геометрические фигуры (1б, 1в), количество которых обозначает следующие числа: «34» -«43», «35» - «53», «36» - «63», «37» - «73», «38» - «83», «39» - «93», «45» - «54», «46» -«64», «47» - «74», «48» - «84», «56» - «65», «57» - «75».

Рабочие карточки отличаются друг от друга степенью сложности, которая зависит от количества выделенных (двумя цветами или иным образом) геометрических фигур (1б, 1в). Так, например, рабочая карточка с тремя геометрическими фигурами (1б), выделенными светло-серым цветом, и четырьмя геометрическими фигурами (1в), выделенными темно-серым цветом, которые обозначают число «34», является более простой для больных по сравнению с рабочей карточкой с пятью геометрическими фигурами (1б), выделенными светло-серым цветом, и семью геометрическими фигурами (1в), выделенными темно-серым цветом, которые обозначают число «57».

Таким образом, структура изображений вышеописанных рабочих карточек, содержащих изображения выделенных (двумя цветами или иным образом) геометрических фигур (1б, 1в), обеспечивает возможность работы над восстановлением следующих психических процессов:

а) пространственного восприятия путем анализа пространственного расположения выделенных геометрических фигур (1б, 1в);

б) пространственной памяти путем запоминания пространственного расположения выделенных геометрических фигур (1б, 1в);

в) счета путем подсчитывания количества выделенных геометрических фигур (1б, 1в) с целью определения соответствующего им числа;

г) счетных операций путем выполнения арифметических действий с числами, заданными посредством выделенных геометрических фигур (1б, 1в).

Числовые карточки (см. фиг. 5, 6) выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму квадратов, размер которых аналогичен размеру базовых и рабочих карточек.

Числовые карточки (см. фиг. 5, 6) содержат на лицевых поверхностях двузначные числа (4), соответствующие числам, которые содержатся в виде выделенных (двумя цветами, или иным способом) геометрических фигур (1б, 1в) на рабочих карточках (см. фиг. 3, 4).

Общее количество числовых карточек (см. фиг. 5, 6) входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» равно количеству рабочих карточек.

Оборотные стороны базовых, рабочих и числовых карточек (на фигурах не показаны) могут иметь белый цвет (а также какую-либо фоновую заливку) или содержать какое-либо изображение, например, изображение эмблемы ФГБНУ «Научный центр неврологии», в котором разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер».

Наряду с вышеописанными базовыми, рабочими и числовыми карточками, «Нейропсихологическая игра-тренажер» включает в себя игровые поля, обеспечивающие разнообразие игровых методов, направленных на восстановления пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций.

Игровые поля «Нейропсихологической игры-тренажера» (см. фиг. 7, 8, 9) выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму и разделены на одинаковые квадратные области (4), отделенные друг от друга прямыми линиями.

Игровые поля являются одинаковыми по количество квадратных областей (4) на каждом игровом поле, которое может составлять четыре (2×2 или 1×4) шт., шесть (3×2) шт. (см. фиг. 7, 8, 9), восемь (4×2) шт., девять (3×3) шт., или иное количество квадратных областей (4).

При этом игровые поля «Нейропсихологической игры-тренажера» различаются на следующие три типа:

а) игровые поля легкой степени сложности (см. фиг. 7), предназначенные для использования на начальной стадии занятий, когда больным доступно выполнение только простых игровых заданий;

б) игровые поля повышенной степени сложности (см. фиг. 8), предназначенные для использования на более поздних стадиях занятий, когда больным доступно выполнение более сложных игровых заданий;

в) числовые игровые поля (см. фиг. 9), предназначенные для использования при работе над восстановлением нарушенного счета и счетных операций.

Игровые поля легкой степени сложности (см. фиг. 7) отличаются тем, что в квадратных областях (4) данных игровых полей содержатся изображения групп геометрических фигур и меток, которые полностью идентичны изображениям групп геометрических фигур (1а, 1б 1в) и меток (3) на рабочих карточках (см. фиг. 3, 4).

Таким образом, пространственное расположение выделенных геометрических фигур (1б, 1в) на рабочих карточках (см. фиг. 3, 4) и игровых полях легкой степени сложности (см. фиг. 7) является одинаковым, что облегчает процесс поиска одинаковых изображений групп выделенных геометрических фигур (1б, 1в) на рабочих карточках (см. фиг. 3, 4) и игровых полях легкой степени сложности (см. фиг. 7).

Игровые поля повышенной степени сложности (см. фиг. 8) характеризуются тем, что их квадратные области не содержат меток, а изображения группы геометрических фигур аналогичны изображениям групп геометрических фигур (1а, 1б, 1в) на рабочих карточках (см. фиг. 3, 4), но изображения групп геометрических фигур на данных игровых полях могут быть повернуты на какой-либо угол, кратный 90 градусам (90, 180, 270 градусов), или располагаться в начальном положении, без поворота.

Таким образом, отсутствие меток и повороты изображений группы геометрических фигур на игровых полях повышенной степени сложности (см. фиг. 8), затрудняет процесс поиска групп одинаковых геометрических фигур на рабочих карточках (см. фиг. 3, 4) и игровых полях повышенной степени сложности (см. фиг. 8), поэтому процесс работы с данными игровыми полями является более сложным.

Числовые игровые поля (см. фиг. 9) отличаются тем, что их квадратные области (4) содержат двузначные числа, соответствующие числам, которые содержатся на числовых карточках (см. фиг. 5, 6), а также числам, содержащихся в виде выделенных (двумя цветами или иным образом) геометрических фигур (1б, 1в) на рабочих карточках (см. фиг. 3, 4).

Количество игровых полей легкой степени сложности (см. фиг. 7), игровых полей повышенной степени сложности (см. фиг. 8) и числовых полей (см. фиг. 9), входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера», является одинаковым и зависит от количества рабочих карточек (см. фиг. 3, 4).

Так, например, если количество рабочих карточек составляет 24 (двадцать четыре) штуки (см. фиг. 3, 4), а каждое игровое поле содержит 6 (шесть) квадратных областей, то количество игровых полей каждого типа будет составлять 4 (четыре) игровых поля (см. фиг. 7, 8, 9).

Размеры базовых, рабочих и числовых карточек (см. фиг. 2-6) являются одинаковыми и могут составлять от 50×50 до 100×100 мм.

Размеры игровых полей (см. фиг. 7, 8, 9) являются одинаковыми и зависят от количества расположенных на каждом игровом поле квадратных областей (4), размер стороны каждой из которых аналогичен размеру стороны карточки (базовой, рабочей, числовой) карточки или на 1-10 мм превышает размер стороны базовой карточки (базовой, рабочей, числовой).

Размеры коробки (см. фиг. 1) «Нейропсихологической игры-тренажера» зависят от размеров, размещаемых в ней игровых полей (см. фиг. 7, 8, 9).

Работа с использованием заявленной «Нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных» осуществляются следующим образом.

Перед началом проведения занятий по восстановлению пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций специалист подбирает группу больных, имеющих примерно одинаковую степень выраженности нарушений данных психических процессов.

Работа по восстановлению пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций с использованием набора игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» является единым системным процессом и строится таким образом, что на начальном этапе занятий работа в первую очередь направлена на восстановление нарушенного пространственного восприятия, которое является основой для дальнейшего восстановления нарушенной пространственной памяти, счета и счетных операций.

Для работы по восстановлению нарушенного пространственного восприятия и пространственной памяти используются различные формы игр, реализация которых обеспечивается посредством игровых элементов в виде базовых и рабочих карточек, а также игровых полей легкой и повышенной степени сложности.

Главными особенностями данных форм игр является то, что они:

а) имеют простые правила, доступные для легкого усвоения неврологическими больными;

б) доступны для больных с выраженными нарушениями пространственного восприятия и пространственной памяти;

в) обеспечивают возможность постепенного увеличения степени сложности игровых заданий;

г) обеспечивают реализацию процесса восстановительных занятий в виде интересной и привлекательной для больных игровой деятельности.

Основными нейропсихологическими играми, направленными на восстановление нарушенного пространственного восприятия, и реализуемыми посредством игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» является следующая группа игр: «Пространственный анализ», «Пространственное лото», «Выделение геометрических фигур».

Важной особенностью «Нейропсихологической игры-тренажера» является то, что часть игр, реализуемых посредством набора игровых элементов, основана на случайном выборе рабочих карточек, что в определенной степени выравнивает возможности выигрыша для больных с различной степенью нарушения пространственного восприятия.

Игра «Пространственный анализ».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в игре может составлять от 2-х до 4-х человек.

Перед больными располагается два игровых поля легкой степени сложности (см. фиг. 7), а специалист выдает каждому больному по три рабочие карточки (см. фиг. 3, 4) и устанавливает порядок выполнения больными ходов.

При этом оставшиеся рабочие карточки располагаются перед больными стопкой, таким образом, что бы их лицевая сторона находилась снизу.

Далее больной, который должен выполнить первый ход, сравнивает изображения групп геометрических фигур (1а, 1б, 1в), включающие в себя выделенные двумя цветами геометрические фигуры (1б, 1в), на своих рабочих карточках с изображениями групп выделенных геометрических фигур в квадратных областях (4) игровых полей, осуществляя пространственный анализ расположения выделенных геометрических фигур (1б, 1в).

В случае если ни одно из изображений группы геометрических фигур (1а, 1б, 1в) на его рабочих карточках не совпадает с изображениями групп геометрических фигур на игровых полях, то право выполнения хода переходит к следующему больному.

В случае если какое-либо из изображений группы геометрических фигур (1а, 1б, 1в) на его рабочих карточках совпадает с изображением группы геометрических фигур на игровых полях, то он показывает данную рабочую карточку другим больным (чтобы они могли убедиться в идентичности группы изображений), после чего переворачивает данную рабочую карточку лицевой стороной вниз и закрывает ею соответствующее изображение группы геометрических фигур на игровом поле. После этого больной получает право сбросить одну из двух других рабочих карточек, если размещенное на ней изображение группы геометрических фигур (1а, 1б, 1в) отсутствует на игровом поле.

Далее больной берет из стопки одну или две новые рабочие карточки, чтобы у него снова было три рабочих карточки.

После этого другой больной (больные) выполняет аналогичные действия со своими рабочими карточками и т.д.

Выигравшим считается тот больной, который первым избавился от рабочих карточек, а проигравшим тот, у которого осталось наибольшее количество рабочих карточек.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении пространственного восприятия, осуществляется усложнение процесса игры путем использования игровых полей повышенной степени сложности (см. фиг. 8), которые отличаются тем, что не содержат метки.

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Пространственный анализ» может осуществляться и по другим правилам.

Игра «Пространственное лото».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре, определяется количеством игровых полей входящих в комплектацию набора элементов «Нейропсихологическая игра-тренажер» и может составлять от 2-х до 4-х человек.

Перед началом игры, специалист выдает каждому больному по одному игровому полю легкой степени сложности (см. фиг. 7), или по два, если позволяет количество игровых полей.

После этого специалист последовательно предъявляет больным рабочие карточки (см. фиг. 3, 4) таким образом, что бы метка (2) каждой предъявляемой рабочей карточки располагалась сверху, а каждый из больных сравнивает изображение группы геометрических фигур (1а, 16, 1в) на предъявляемой рабочей карточке с изображениями групп геометрических фигур на используемом игровом поле.

После того, как кто-либо из больных нашел на используемом игровом поле изображение группы геометрических фигур, аналогичное изображению группы геометрических фигуры (1а, 1б, 1в) на предъявляемой рабочей карточке, он забирает данную рабочую карточку и кладет ее лицевой стороной вниз, закрывая аналогичное изображение группы геометрических фигуры на своем игровом поле.

В случае если никто из больных не забрал предъявленную специалистом рабочую карточку, то она откладывается в сторону.

Выигрывает тот больной, который первым закрыл все изображения групп геометрических фигур на используемом игровом поле.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении пространственного восприятия, осуществляется усложнение процесса игры путем:

а) предъявления групп геометрических фигур (1а, 1б, 1в) на рабочих карточках с поворотом на различные углы, кратные 90 градусам, которые определяются меткой (2), служащей индикатором пространственной ориентации изображения группы геометрических фигур (1а, 1б, 1в) на рабочей карточке (например, при повороте на 180 градусов метка (2) будет располагаться сбоку, при повороте на 270 градусов - снизу);

б) использования игровых полей повышенной степени сложности (см. фиг. 8), квадратные области (4) которые не содержат меток, а изображения групп геометрических фигур повернуты на различные углы.

Игра «Выделение геометрических фигур»

В данном случае специалист располагает перед больными несколько (от 2-х и более) рабочих карточек (см. фиг. 3, 4), и выдает каждому больному по несколько базовых карточек (см. фиг. 2), количество которых соответствует количеству рабочих карточек.

На начальном этапе занятий рабочие и базовые карточки каждого больного располагаются таким образом, чтобы находящиеся на них метки (2) располагались сверху.

После этого каждый из больных должен легко стирающимся водным маркером, выделить геометрические фигуры (1а) базовых карточек, которые соответствуют выделенным (например светло-серым и темно-серым цветом) геометрическим фигурам (1б, 1в) рабочих карточек.

Выделение геометрических фигур (1а) на базовой карточке может осуществляться путем вписывания в них букв (например, например, буквы «С», обозначающий светлосерый цвет и буквы «Т», обозначающий темно-серый цвет) или цифр (например, цифры «1», обозначающий светло-серый цвет и цифры «2», обозначающий темно-серый цвет) или каких-либо значков (например, галочек и точек).

Таким образом, на начальном этапе занятий, работа осуществляется путем непосредственного копирования выделенных геометрических фигур (1б, 1в) рабочих карточек путем их выделения на базовых карточках.

На более поздних этапах занятий рабочие карточки располагаются таким образом, чтобы расположенные на них группы геометрических фигур (1а, 1б, 1в) были повернуты на какой-либо угол, кратный 90 градусам, что является более сложным вариантом задания, так как больным требуется осуществить мысленный поворот каждой рабочей карточки, учитывая расположения ее метки (2).

После завершения задания, осуществляется проверка правильности его выполнения путем непосредственного сравнения рабочих и базовых карточек с выделенными каждым больным геометрическими фигурами.

В данной игре выигрывает тот больной, который выполнил задание первым и допустил меньшее количество ошибок.

Важной особенностью игры «Выделение геометрических фигур», является то, что в отличие от рассмотренных выше игр, основанных на поиске одинаковых изображений групп геометрических фигур (1а, 1б, 1в) на рабочих карточках и игровых полях, данная игра включает в себя выполняемые больным графические действия, заключающиеся в выделении водным маркером геометрических фигур (1а) на базовых карточках.

Наряду с перечисленными выше играми, занятия по восстановлению нарушенного пространственного восприятия с использованием набора элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» могут осуществляться посредством других игр.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении пространственного восприятия, в процесс занятий постепенно включаются игры, направленные на восстановление пространственной памяти, счета и счетных операций. При этом продолжается использование игр, направленных на восстановление пространственного восприятия, которые на данном этапе занятий должны иметь более высокую степень сложности.

Основными играми, направленными на восстановление нарушенной пространственной памяти с использованием игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» является следующая группа игр: «Пространственное экспресс-лото», «Запоминание выделенных геометрических фигур».

Игра «Пространственное экспресс-лото»

Данная игра аналогична описанной выше игре «Пространственное лото» и отличается тем, что специалист предъявляет больным каждую рабочую карточку (см. фиг. 3, 4) на определенный интервал времени, в течение которого больные должны запомнить изображение группы геометрических фигур и осуществить поиск аналогичного изображения группы геометрических фигур (1а, 1б, 1в) на своих игровых полях, в качестве которых используются игровые поля легкой степени сложности (см. фиг. 7).

Если ни один из больных не забрал предъявленной рабочей карточки, то она откладывается специалистом в сторону.

В случае если больной пропустил рабочую карточку с изображением группы геометрических фигур (1а, 1б, 1в), которая имеется на его игровом поле, то он теряет возможность закрыть квадратную область (4) с изображением данной группы геометрических фигур на своем игровом поле, что уменьшает его шансы на выигрыш.

Выигрывает тот больной, который первым закрыл все изображения групп геометрических фигур на используемом игровом поле.

Игра «Запоминание выделенных геометрических фигур»

В данном случае специалист выдает больным по несколько базовых карточек (см. фиг. 2), после чего последовательно предъявляет им для запоминания по одной рабочей карточке (см. фиг. 3, 4), показывая каждую из них в течение определенного интервала времени (от 15 и более секунд), за который они должны запомнить месторасположение выделенных геометрических фигур (1б, 1в).

На начальном этапе занятий, специалист предъявляет рабочие карточки в одинаковом положении, таким образом, чтобы метка (2) каждой рабочей карточки располагалась сверху.

После предъявления рабочей карточки (см. фиг. 3, 4), каждый больной, используя легко стирающийся водный маркер, по памяти выделяет на одной из базовых карточек (см. фиг. 2) геометрические фигуры (1а), расположенные аналогично геометрическим фигурам (1б, 1в), которые были выделены (например, светло-серым и темно-серым цветом) на предъявленной для запоминания рабочей карточке.

Выделения геометрических фигур (1а) на базовой карточке может осуществляться путем вписывания в них букв (например, буквы «С», обозначающий светло-серый цвет и буквы «Т», обозначающий темно-серый цвет) или цифр (например, например, цифры «1», обозначающий светло-серый цвет и цифры «2», обозначающий темно-серый цвет) или каких-либо значков (например, галочек и точек).

После завершения задания, осуществляется проверка правильности его выполнения путем непосредственного сравнения рабочих и базовых карточек с выделенными каждым больным геометрическими фигурами.

В данной игре выигрывает тот больной, который допустил меньшее количество ошибок.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении пространственной памяти осуществляется усложнение игрового задания путем:

а) предъявления рабочей карточки с повернутым изображением группы геометрических фигур на угол, кратный 90 градусам, индикатором которого является положение метки (2);

б) уменьшения интервала времени, в течение которого предъявляется каждая рабочая карточка.

Важной особенностью игры «Запоминание выделенных геометрических фигур» является то, что в отличие от игры, основанной на запоминании и последующем узнавании изображений групп геометрических фигур, данная игра включает в себя графические действия, заключающиеся в запоминании выделенных геометрических фигур (1б, 1в) на рабочих карточках и последующем выделении по памяти аналогичных геометрических фигур (1а) на базовых карточках.

Таким образом, набор игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» обеспечивает возможность применения в ходе занятий по восстановлению пространственной памяти различных игровых заданий, основанных как на узнавании запоминаемых групп изображений геометрических фигур (1а, 1б, 1в), так и на воспроизведении выделенных геометрических фигур (1б, 1в) путем их выделения водным маркером на базовых карточках.

Кроме вышеперечисленных игр, занятия по восстановлению нарушенной пространственной памяти с использованием набора элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» могут осуществляться посредством других игр.

Для работы по восстановлению нарушенного счета и счетных операций используются различные формы игр, реализация которых обеспечивается посредством игровых элементов в виде базовых, рабочих и числовых карточек, а также числовых игровых полей и игровых полей легкой или повышенной степени сложности.

Главными особенностями данных форм игры является то, что они:

а) имеют простые правила, доступные для легкого усвоения неврологическими больными;

б) доступны для больных с выраженными нарушениями счета и счетных операций;

в) обеспечивают возможность постепенного увеличения степени сложности игровых заданий;

г) обеспечивают реализацию процесса восстановительных занятий в виде интересной и привлекательной для больных игровой деятельности.

Занятия по восстановлению нарушенного счета и счетных операций осуществляются путем использования игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» в виде:

а) перевернутых лицевой стороной вниз базовых, рабочих и числовых карточек, которые больные могут раскладывать в стопки с заданным специалистом количеством карточек, перемещать карточки из одной стопки в другую при выполнении упражнений на арифметические действия и др.;

б) базовых карточек (см. фиг. 2), в ходе работы с которыми больные выделяют водным маркером заданное количество геометрических фигур (1а) белого цвета путем вписывания в них изображений (букв, цифр, значков) легко стирающимся водным маркером, а также выполняют с ними различные действия с использованием других игровых элементов;

в) рабочих карточек (см. фиг. 3, 4), в ходе работы с которыми больные подсчитывают количество выделенных (двумя цветам или иным образом) геометрических фигур (1б, 1в) и вписывают водным маркером полученные числа в центральные области рабочих карточек, а также выполняют с ними различные действия с использованием других игровых элементов;

г) числовых карточек (см. фиг. 5, 6), в ходе работы с которыми больные выполняют арифметические действия (сложения, вычитания и др.) с цифрами, составляющие двузначные числа данных карточек, а также выполняют с ними различные действия с использованием других игровых элементов;

д) игровых полей легкой и повышенной степени сложности (см. фиг. 7, 8) путем выполнения с ними различных действий с использованием числовых карточек (см. фиг. 5, 6);

е) числовых игровых полей (см. фиг 9) путем выполнения с ними различных действий с использованием рабочих карточек (см. фиг. 3, 4) и числовых карточек (см. фиг. 5, 6).

Основными играми, направленными на восстановление нарушенного счета и счетных операций с использованием игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» является следующая группа игр: «Подсчитывание карточек», «Подсчитывание выделенных фигур», «Фигурно-числовое лото», «Парные карточки».

Игра «Подсчитывание карточек».

Данная игра используется на начальных стадиях занятий по восстановлению счета и счетных операций у больных с выраженными нарушениями данных психических процессов.

Данная игра основывается на подсчитывании количества базовых, рабочих и числовых карточек, перевернутых лицевой стороной вниз.

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х до 4-х, и более человек.

В начале игры специалист раскладывает на рабочем столе несколько групп карточек (включающих в себя по 2-10 карточек), а каждый из больных должен подсчитать количество карточек в каждой группе и записать полученное число в рабочую тетрадь. При необходимости больной может взять в руки любую из групп карточек и пересчитать их.

После того, как больные выполнили задание, специалист раскладывает карточки в новые группы, с другим количеством карточек, а больные снова подсчитывают количество рабочих карточек в каждой группе и записывают полученные числа.

Далее вышеописанная последовательность действий повторяется несколько раз, после чего осуществляется проверка полученных результатов.

Для этого специалист просит больных показать на пальцах рук первое число, затем следующее и т.д. Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Наряду с вышеописанной игрой, перевернутые карточки могут использоваться и в других игровых заданиях и упражнениях, в которых они иллюстрирует количественный состав различных чисел, способствуя восстановлению понимания нарушенной структуры числа.

Игра «Подсчитывание выделенных фигур».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х до 4-х человек.

Перед началом игры специалист выдает каждому больному по несколько рабочих карточек (см. фиг. 3, 4), перевернутых лицевой стороной вниз.

Далее, по команде специалиста, больные переворачивают рабочие карточки и подсчитывают выделенные двумя цветами (или иным образом) геометрические фигуры (1б, 1в) на каждой рабочей карточке, и вписывают получаемые двузначные числа в центральные области рабочих карточек.

Если геометрические фигуры выделены светло-серым и темно-серым цветом, то количество выделенных светло-серым цветом геометрических фигур (1б) обозначает количество десятков, а количество выделенных темно-серым цветом геометрических фигур (1в) обозначает количество единиц в данном числе.

Выигрывает больной, который первым вписал числа и допустил меньшее количество ошибок.

Другой вариант данной игры основывается на использовании базовых карточек (см. фиг. 2), и заключается в том, что больные делятся на группы по два человека, в каждой из которых один из больных выделяет водным маркером геометрические фигуры (1а) базовой карточки каким-либо образом: путем вписывания в них букв (например, например, буквы «С», обозначающий светло-серый цвет и буквы «Т», обозначающий темно-серый цвет), или цифр (например, например, цифры «1», обозначающий светло-серый цвет и цифры «2», обозначающий темно-серый цвет), или каких-либо значков (например, галочек и точек).

После этого другой больной каждой группы должен подсчитать количество выделенных геометрических фигур, и вписать полученные числа в центральные области рабочих карточек.

Далее больные каждой группы меняются ролями и выполняют вышеописанные действия, после чего больные совместно осуществляют проверку правильности выполнения заданий. Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Более сложный вариант данной игры заключается в том, что после подсчета выделенных геометрических фигур, больным требуется произвести определенные арифметические операции (сложение, вычитание, умножение) с цифрами полученных двузначных чисел, и вписать это число в центральную область рабочей карточки. Игра «Фигурно-числовое лото».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре, определяется количеством игровых полей входящих в комплектацию игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» и может составлять от 2-х до 4-х человек.

Перед началом игры специалист выдает каждому больному по одному числовому игровому полю (см. фиг. 9), или по два, если позволяет количество игровых полей.

После этого специалист последовательно предъявляет больным по одной рабочей карточке (см. фиг. 3, 4) а каждый из больных определяет число, соответствующее предъявляемой рабочей карточке путем подсчета количества выделенных двумя цветами геометрических фигур (1б, 1в).

Если геометрические фигуры выделены светло-серым и темно-серым цветом, то количество выделенных светло-серым цветом геометрических фигур (1б) обозначает количество десятков, а количество выделенных темно-серым цветом геометрических фигур (1в) обозначает количество единиц в данном числе.

После определения числа рабочей карточки, каждый из больных сверяет данное число с числами на используемых числовых игровых полях (см. фиг. 9). Если у кого-либо из больных данные числа совпадают, он забирает данную рабочую карточку и кладет ее лицевой стороной вниз, закрывая данное число на своем числовом игровом поле.

В случае если никто из больных не забрал предъявленную специалистом рабочую карточку, то она откладывается в сторону.

Выигрывает тот больной, который первым закрыл все числа на используемом числовом игровом поле или числовых игровых полях, если их несколько.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении счета, происходит усложнение заданий, заключающееся в том, что специалист предъявляет каждую рабочую карточку на ограниченный интервал времени.

Наряду с вышеописанным способом, данная игра может осуществляться аналогичным образом, но не на числовых игровых полях (см. фиг 9), а на игровых полях легкой или повышенной степени сложности (см. фиг. 7, 8).

В данном случае, каждый из больных получает по одному или два игровых полях легкой или повышенной степени сложности (в данном случае степень сложности игровых полей не влияет на сложность игры), а специалист предъявляет больном числовые рабочие карточки (см. фиг. 5, 6).

Игра «Парные карточки».

Количество занимающихся определяется количеством рабочих и числовых карточек, входящих в комплектацию набора игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» и может составлять от 2-х до 4-х и более больных.

Данная игра осуществляется по правилам традиционной игры «Парные карточки» («Мемори») и отличается от нее тем, что вместо изображений предметов или объектов используются числовые карточки (см. фиг. 5, 6), содержащие двузначные числа (3) и рабочие карточки (см. фиг. 3, 4), содержащие изображения выделенных геометрических фигур (1б, 1в), соответствующие двузначным числам (3) на числовых карточках.

В данном случае, специалист подбирает определенное количество пар числовых и рабочих карточек (от 3-х и более пар), соответствующих одинаковым числам (число на каждой числовой карточке должно соответствовать числу, представленному в виде выделенных геометрических фигур (1б, 1в) на одной из используемых рабочих карточек).

После этого специалист перемешивает числовые и рабочие карточки и раскладывает их на поверхности стола рядами в случайном порядке таким образом, что бы каждая числовая и рабочая карточка находилась лицевой стороной вверх.

Далее, больные в течение заданного специалистом интервала времени (от 50-ти и более секунд) определяют числа, соответствующие выделенным геометрическим фигурам (1б, 1в) на рабочих карточках, и запоминают месторасположение пар числовых и рабочих карточек, содержащих одинаковые числа, после чего все карточки переворачиваются лицевой стороной вниз.

Далее, один из больных переворачивает две карточки (одну числовую, а другую рабочую), которые, по его мнению, содержат одинаковые числа (на одной из которых число представлено в виде цифр, а на другой в виде выделенных геометрических фигур).

В случае если числа на данных карточках являются одинаковыми, то больной забирает их себе, получая при этом право выполнить еще один ход, перевернув две другие карточки.

В случае если числа на данных карточках не являются одинаковыми, то больной снова переворачивает их лицевой стороной вниз, а право выполнения следующего хода переходит к другому больному.

Далее, вышеописанная последовательность действий повторяется необходимое количество раз, а выигрывает тот больной, который собрал большее количество пар числовых и рабочих карточек.

По мере достижения больными положительных результатов счета и счетных операций, осуществляется усложнение процесса игры путем использования большего количества пар числовых и рабочих карточек.

Кроме вышеперечисленных игр, занятия по восстановлению нарушенного счета и счетных операций с использованием набора элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» могут осуществляться посредством и других игр.

Наряду с занятиями по восстановлению пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций у неврологических больных, набор игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» может эффективно использоваться в следующих случаях:

а) при проведении занятий по профилактической тренировке пространственной памяти у неврологических больных;

б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций;

в) при проведении нейропсихологических тренингов с людьми пожилого возраста;

г) в качестве настольной игры, способствующей развитию и тренировке пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций у здоровых детей;

д) в качестве тренажера пространственной памяти для здоровых взрослых людей, желающих совершенствовать свою память.

Таким образом, заявленное изобретение «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных» обеспечивает возможность проведения с неврологическими больными долгосрочных курсов занятий по восстановлению пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций в игровой форме, с использованием различных игр и игровых заданий, способствующих усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий.

Кроме того данная игра обеспечивает возможность формирования неограниченного количества заданий различной степени сложности, направленных на восстановление пространственного восприятия, пространственной памяти, счета и счетных операций как взаимосвязанных психических процессов, совместная работа над которыми оказывает положительное влияние на восстановление каждого из данных психических процессов, способствуют, тем самым, повышению эффективности всего процесса нейропсихологической реабилитации.

Заявленная «Нейропсихологическая игра-тренажер» вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Благодаря простоте изготовления и удобству практического применения игровых элементов, «Нейропсихологическая игра-тренажер» может найти широкое применение в клинической практике.

Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых, рабочих, числовых карточек и игровых полей, причем базовые и рабочие карточки имеют форму квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждого из которых нанесено защитное прозрачное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером, а на лицевую поверхность каждой базовой карточки нанесена группа одинаковых по форме и размерам геометрических фигур белого цвета, которые размещены по краям каждой базовой карточки - по одной геометрической фигуре в каждом из ее четырех углов и по две геометрические фигуры в каждой из ее четырех сторон, при этом расстояние между соседними геометрическими фигурами является одинаковым, а геометрические фигуры предназначены для вписывания в них изображений водным маркером, в центральной части каждой базовой карточки имеется центральная область, не содержащая каких-либо изображений и предназначенная для вписывания в нее чисел посредством водного маркера, на одной из боковых сторон над геометрическими фигурами каждой базовой карточки размещена метка, на лицевую поверхность каждой рабочей карточки нанесено изображение группы геометрических фигур одинаковых по форме и размерам, аналогичное изображению группы геометрических фигур на базовой карточке, причем одна часть геометрических фигур рабочей карточки выделена в случайном порядке каким-либо одним цветом, для обозначения количества десятков в числе, заданном посредством выделенных геометрических фигур на данной рабочей карточке, а другая часть геометрических фигур - каким-либо другим цветом, для обозначения количества единиц в числе, заданном посредством выделенных геометрических фигур на данной рабочей карточке, при этом часть геометрических фигур не выделена цветом и имеет белый цвет, аналогичный геометрическим фигурам на базовых карточках, на одной из боковых сторон над геометрическими фигурами каждой рабочей карточки размещена метка, аналогичная метке на базовой карточке, числовые карточки выполнены в форме квадратов, размер которых аналогичен размеру базовых и рабочих карточек, на лицевой поверхности каждой числовой карточки нанесены двузначные числа, соответствующие числам десятков и единиц, которые заданы в виде выделенных двумя цветами геометрических фигур на рабочих карточках, количество числовых карточек равно количеству рабочих карточек, а игровые поля включают в себя три типа полей: легкой степени сложности, повышенной степени сложности и числовые игровые поля, которые разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями, причем на каждую квадратную область игрового поля легкой степени сложности и повышенной степени сложности нанесены изображения групп геометрических фигур, часть которых выделена двумя цветами, аналогично изображению группы геометрических фигур на рабочих карточках, причем между игровыми полями легкой и повышенной степени сложности имеются два типа различий: на игровые поля легкой степени сложности в квадратных областях нанесены метки, аналогичные меткам на рабочих карточках, а изображения групп геометрических фигур не повернуты на угол, кратный 90 градусам, игровые поля повышенной степени сложности не содержат меток, а часть изображений групп геометрических фигур повернута на угол, кратный 90 градусам, на каждую квадратную область числового игрового поля нанесены изображения двузначных чисел, соответствующих числам на числовых карточках, а также числам, заданным в виде выделенных двумя цветами геометрических фигур на рабочих карточках, причем количество игровых полей легкой степени сложности, игровых полей повышенной степени сложности и числовых игровых полей является одинаковым, размеры игровых полей также являются одинаковыми и зависят от количества расположенных на каждом поле квадратных областей, при этом базовые, рабочие, числовые карточки и игровые поля размещены в коробке.



 

Похожие патенты:

Заявленная группа изобретений относится к обучающим настольным играм и может быть использована как способ формирования навыка построения симметричных изображений во взаимосвязи с тренировкой глазомера и устройство для его осуществления. Способ включает в себя следующий набор операций: размещение игровых элементов на одной из частей игровой поверхности в ряды с минимальными зазорами как между игровыми элементами в одном ряду, так и между рядами; перемещение игровых элементов из образованных на игровой поверхности рядов на часть игровой поверхности, свободную от рядов игровых элементов.

Настоящее изобретение относится к средствам обучения, предназначенным для проведения экспериментов, в частности к учебной установке для выполнения экспериментов по квантовой оптике для целей изучения протоколов квантовой криптографии. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет снабжения передающего и принимающего блоков комбинацией управляющих и функциональных ПЛИС, соединенных с вычислительными компьютерными устройствами, обеспечивая удобную и быструю установку требуемых параметров эксперимента с использованием установленной оптической схемы.

Изобретение относится к области обучения живописи, графике, дизайну, от простых до сложных гармонических сочетаний цвета и предназначено для формирования в процессе обучения у пользователя навыков выбора и создания цветовых решений. Устройство для обучения восприятию цветовых решений содержит рамочной формы основание, между двумя противоположно расположенными элементами которой по всей площади проема основания размещены расположенные параллельно друг другу валы, закрепленные в указанных противоположно расположенных элементах основания с возможностью вращения каждый вокруг собственной оси, при этом на поверхности каждого вала сформированы по длине вала по крайней мере два участка поверхности в форме полос каждый, на каждом из которых нанесено графическое изображение, отличное от графического изображения на смежно расположенном участке, при этом валы расположены горизонтально, а концы осей вращения каждого вала выведены через элементы рамы наружу и снабжены рукоятками для ручного вращения вала.

Изобретение относится к средствам дистанционного обучения, используемым при проведении удаленного обучения пользователя решению модельных и теоретических задач по естественнонаучным и инженерным дисциплинам и подготовке к сдаче вступительных аттестационных экзаменов. Техническим результатом является визуализация управляемых пользователем процессов, что повышает качество подготовки при выборе решения.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе восстановительного обучения и профилактической тренировки вербальной памяти у больных неврологической клиники. Создание учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти осуществляют путем нанесения на листы А5 различных слов, включая существительные, прилагательные, глаголы и предлоги в виде не менее двух колонок, и создания прозрачных пленок с нанесенным на них непрозрачным фоном - пленок-фильтров, таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению колонкам и словам в них, причем слева и справа от каждой прозрачной области нанесены пунктирные линии, соединяющие каждое слово левой части пособия с соответствующим словом его правой части, при этом листы с нанесенными словами и пленки с прозрачными областями размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти. Создают на листах А4 группы предметных однородных изображений, различающихся по внешнему виду, и прозрачные пленки с нанесенным на них непрозрачным фоном таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном количественном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению предметным изображениям.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при проведении восстановительного обучения с больными неврологической клиники, имеющих нарушения зрительной сферы и образов-представлений. Создание рисунка по сетке в процессе проведения занятий по восстановлению нарушенной зрительной сферы и образов-представлений у больных неврологической клиники проводят путем формирования изображений, с которых создают рисунки, и прозрачных пленок с ячейками размером 1,0×1,0 см и более.

Изобретение относится к медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов и может быть использовано для определения профессиональных возможностей, профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению. .

Изобретение относится к системе транспортного обслуживания, к специальному образованию, в частности, для обучения логистике, для планирования и анализа индивидуальных туристических маршрутов, а также в качестве игрового элемента для развлечения и развития пространственного воображения. .

Изобретение относится к настольным играм и может быть использовано в играх на досках, например в го. Игра го с перемещающимися штоками содержит доску, расчерченную через равные промежутки вертикальными и горизонтальными линиями, в пересечении которых выполнены отверстия для прохождения сквозь них штоков, устройства перемещения подвижных ползунков с штоками, набор черных и белых игровых фишек с центральными отверстиями и сосуды с крышками для хранения игровых фишек.
Наверх