Система обеспечения безопасности дорожного движения при ускоренном перемещении спецтранспорта

Изобретение относится к области обеспечения безопасности дорожного движения. Система содержит мобильные устройства участников дорожного движения, с приемопередатчиками GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС, блок обработки данных, содержащий соединенные между собой сервер приложений и сервер GSM-связи, дополнительно содержит сервер аутентификации спецтранспорта, выполняющий функцию разграничения доступа водителя спецтранспорта к использованию режима отображения ускоренного перемещения с автоматической трансляцией текущей геолокации спецтранспорта в мобильные приложения с навигацией. Сервер аутентификации спецтранспорта подключен к серверу приложений с навигацией и к серверу GSM-связи, мобильные устройства участников дорожного движения содержат установленное навигационное приложение, обеспечивающее оповещение участника дорожного движения в случае приближения к нему спецтранспорта, а бортовой блок спецтранспорта выполнен с возможностью оповещения водителя о приближении к местам, где сосредоточено скопление других участников дорожного движения с низкой скоростью перемещения, а также с возможностью оповещения водителя спецтранспорта о приближении других участников дорожного движения перемещающихся во встречном/боковом направлении. Достигается повышение безопасности перемещения спецтранспорта в условиях плотной городской застройки. 3 з.п. ф-лы, 3 пр., 2 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к области обеспечения безопасности дорожного движения при ускоренном перемещении спецтранспорта, в частности к системам предоставления в режиме реального времени участникам дорожного движения дополнительной полезной информации, ранее для них недоступной, для принятия оптимального решения на совершение маневров, обеспечивающих ускоренное перемещение спецтранспорта. Проблема автомобильных «пробок» в современных городах сегодня стоит достаточно остро. Возросшее количество средств личного автотранспорта при существующей пропускной способности проезжей части в городах создает существенные затруднения для ускоренного перемещения спецтранспорта, когда это необходимо, например, для спасения жизни человека. Под спецтранспортом в описываемом изобретении понимается, например, автомобили скорой помощи, пожарные автомобили и другие автомобили специальных служб, оборудованные специальными техническими средствами, дающими им приоритет проезда. В городской «пробке» зачастую сложно понять с какой стороны приближается спецтранспорт с включенными специальными техническими средствами, дающими право на приоритет проезда, так как звук сирены, например, слышно, а сам спецтранспорт скрыт от обзора другими участниками дорожного движения или элементами плотной городской застройки. Водители начинают реагировать в соответствии с правилами дорожного движения, как правило, когда спецтранспорт уже находится рядом с ними. Правила дорожного движения предписывают при приближении транспорта с включенными специальными техническими средствами (проблесковый маячок, сирена) принять вправо и остановиться для обеспечения его беспрепятственного проезда. Однако, во многих случаях, в условиях ограниченной ширины проезжей части в городе, для обеспечения беспрепятственного проезда спецтранспорта необходимо, чтобы водитель принял не вправо, а влево, или не останавливался, а продолжал движение с прежней скоростью. Если бы водители заблаговременно получали информацию о приближении спецтранспорта, в том числе о направлении его перемещения и о полосе дороги по которой он движется, то освобождали бы проезжую часть для его проезда раньше, что способствовало бы ускорению перемещения спецтранспорта в городе при сохранении требуемого уровня обеспечения безопасности дорожного движения. Повсеместное распространение сетей беспроводного доступа, а также система мобильной связи 5G, принятая к внедрению в рамках реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» позволяет найти технические подходы к решению этой проблемы.

Уровень техники

Из уровня техники известен способ обеспечения безопасности дорожного движения (RU №2469890 C2 G08G 1/16, G01C 21/04, B60W 30/08, дата публикации 20.12.2012). Недостатком такой системы является сложность ее исполнения в связи с большим количеством устройств, входящих в ее состав и отсутствие решений по оповещению участников дорожного движения о других событиях дорожной обстановки, представляющих повышенную опасность.

Известна автоматизированная система обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств (RU 2735873 С1 2020 года, G08G 1/00). Недостатком такой системы является сложность ее исполнения в связи с большим количеством устройств, входящих в ее состав, а также сложность ее реализации, например, в условиях плотной городской застройки.

Известна система контроля и оповещения о приближении подвижного состава (патент РФ от 03.08.2020 года № 2728967). Система содержит бортовой блок подвижного состава, мобильный телефон/смартфон пользователя и сервер, выполненный с возможностью приема сигналов с бортового блока и мобильного телефона/смартфона пользователя. Мобильный телефон/смартфон пользователя содержит установленное приложение, обеспечивающее оповещение пользователя в случае приближения подвижного состава при нахождении мобильного телефона/смартфона вблизи железнодорожных путей.

Недостатком системы является то, что ее работа направлена на обеспечение безопасности поездов и работающих на железнодорожных путях бригад, а также для пешеходов, маршрут движения которых пересекает железнодорожные пути и не относятся к системам оповещения участников дорожного движения о других событиях дорожной обстановки, представляющих повышенную опасность.

В качестве наиболее близкого аналога - прототипа выбрана система обеспечения безопасности дорожного движения (патент РФ № 2767795 от 22 марта 2022 года, опубл. в бюл. № 9 от 22 марта 2022 года).

Техническим результатом прототипа является повышение безопасности дорожного движения. Это достигается за счет предоставления в режиме реального времени участникам дорожного движения дополнительной информации, для выбора оптимального решения на совершение маневров, представляющих повышенную опасность.

Технический результат достигается за счет формирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, содержащей мобильные устройства участников дорожного движения, с приемопередатчиками GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС; блок обработки данных, содержащий соединенные между собой сервер приложений и сервер GSM-связи и выполненный с возможностью приема сигналов от приемопередатчиков GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС с мобильных устройств участников дорожного движения для определения информации об их геолокации в режиме реального времени относительно карты автомобильных дорог с последующим определением скорости участников дорожного движения, дополнительно содержит сервер расчета встречных скоростей, выполняющий функцию автоматической трансляции текущей геолокации приближающегося встречного транспорта с рассчитанной для него встречной скоростью, в том числе информации о скоростях, представляющих опасность в текущий момент времени, в мобильное приложение с навигацией; устройства (камеры) определения текущих скоростей автотранспорта, устанавливаемые на участках дорог с ограниченной видимостью, подключенные к серверу расчета встречных скоростей и передающие в режиме реального времени данные о скоростях автотранспорта, в том числе движущегося без мобильных устройств с установленным приложением и не подключенного к описываемой системе; мобильные устройства участников дорожного движения содержат установленное навигационное приложение, обеспечивающее оповещение участника дорожного движения о приближении к участкам дорог с ограниченной видимостью, о приближении других участников дорожного движения с указанием рассчитанной встречной скорости путем отображения навигационным приложением текущей дорожной обстановки на экране устройства.

Недостатком прототипа является то, что описываемая система в целом предназначена для обеспечения безопасности дорожного движения в условиях скоростного взаимного перемещения автотранспортных средств, т.е. в основном на автотрассах и автомагистралях. Система - прототип не описывает технического решения по предоставлению дополнительной полезной информации водителям о приближающемся к ним спецтранспорте с включенными специальными техническими средствами, дающими право на приоритетный проезд в условиях плотной городской застройки.

Технической проблемой, решаемой заявленным изобретением, является отсутствие у участников дорожного движения заблаговременной информации, необходимой для принятия оптимального решения на совершение маневра, обеспечивающего безопасное ускоренное перемещение спецтранспорта в условиях плотной городской застройки, что, в общем, относится к блоку технических проблем по формированию системы «умный город».

Раскрытие сущности изобретения

Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала средств обеспечения безопасного ускоренного перемещения спецтранспорта в условиях плотной городской застройки. Это становится возможным за счет предоставления в режиме реального времени участникам дорожного движения дополнительной информации, ранее для них недоступной, для выбора оптимального решения на совершение маневров, обеспечивающих безопасное ускоренное перемещение спецтранспорта в условиях плотной городской застройки.

Технический результат достигается за счет формирования системы обеспечения безопасности дорожного движения при ускоренном перемещении спецтранспорта (фиг. 1), содержащей бортовой блок спецтранспорта, в состав которого входит приемопередатчик GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС для определения в режиме реального времени геолокации спецтранспорта; мобильные устройства других участников дорожного движения, содержащие приемопередатчик GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС для определения в режиме реального времени геолокации других участников дорожного движения; блок обработки данных, содержащий соединенные между собой сервер приложений и сервер GSM-связи и выполненный с возможностью приема сигналов с приемопередатчиков GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС с бортового блока спецтранспорта и мобильных устройств других участников дорожного движения для определения информации об их геолокации в режиме реального времени относительно карты города с последующим определением скорости движения и времени прибытия спецтранспорта до каждого места нахождения других участников дорожного движения с упомянутыми мобильными устройствами оповещения и с возможностью передачи сигналов на упомянутые приемопередатчики GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС, отличающейся тем, что система дополнительно содержит сервер аутентификации спецтранспорта и интеграции данных о движении спецтранспорта в сервер приложений, при этом сервер аутентификации выполняет функцию разграничения доступа водителя спецтранспорта к использованию режима отображения ускоренного перемещения с автоматической трансляцией текущей геолокации спецтранспорта в мобильные приложения с навигацией, при этом сервер аутентификации спецтранспорта подключен к серверу приложений с навигацией и к серверу GSM-связи; мобильные устройства оповещения участников дорожного движения выполнены в виде смартфона/планшета/штатного встроенного навигатора и содержат установленное навигационное приложение, обеспечивающее оповещение участника дорожного движения в случае приближения к нему спецтранспорта (фиг. 2), а бортовой блок спецтранспорта выполнен с возможностью оповещения водителя о приближении к местам, где сосредоточено скопление других участников дорожного движения с низкой скоростью перемещения, а также с возможностью оповещения водителя спецтранспорта о приближении других участников дорожного движения перемещающихся во встречном/боковом направлении и не снизивших скорость перемещения, путем отображения навигационным приложением текущей дорожной обстановки на экране устройства с добавлением упомянутых элементов оповещения.

За счет использования приемников GPS/ГЛОНАСС в составе мобильных устройств участников дорожного движения обеспечивается возможность определения их местоположения в режиме реального времени. За счет наличия приемопередатчика GSM-связи данная информация в онлайн-режиме передается посредством сети GSM в сервер приложений, где накладывается на карту города, определяется скорость движения.

За счет наличия сервера аутентификации спецтранспорта и интеграции данных о движении спецтранспорта в сервер приложений, и подключенных к серверу аутентификации сервера GSM-связи и сервера мобильных приложений обеспечивается возможность разграничения доступа водителя спецтранспорта к использованию режима отображения ускоренного перемещения с автоматической трансляцией текущей геолокации спецтранспорта в мобильные приложения с навигацией. За счет наличия связи сервера аутентификации спецтранспорта с сервером приложений, обеспечивается возможность оповещения водителя спецтранспорта о приближении к местам, где сосредоточено скопление других участников дорожного движения с низкой скоростью перемещения, а также с возможностью оповещения водителя спецтранспорта о приближении других участников дорожного движения перемещающихся во встречном/боковом направлении и не снизивших скорость перемещения.

Таким образом, заявленная система обеспечивает в режиме реального времени предоставление участникам дорожного движения дополнительной полезной информации, для принятия ими оптимального решения на совершение маневров, обеспечивающих безопасное ускоренное перемещение спецтранспорта в условиях плотной городской застройки, что расширяет арсенал средств по обеспечению безопасного ускоренного перемещения спецтранспорта, и, в целом, повышает безопасность дорожного движения в городе.

В частных случаях реализации заявленного изобретения система может быть выполнена следующим образом.

Бортовой блок спецтранспорта снабжен возможностью передачи голосовых рекомендаций другим участникам дорожного движения через мобильное приложение при одновременном блокировании трансляции музыки, видеороликов и телефонного разговора.

Приложение мобильного телефона/смартфона/планшета/штатного встроенного навигатора участников дорожного движения выполнено с возможностью оповещения водителя спецтранспорта об отсутствии возможности движения автомобиля по техническим причинам.

К блоку обработки информации дополнительно подключен сервер Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), выполняющий функцию записи и хранения голосовых рекомендаций водителя спецтранспорта другим участникам дорожного движения, и функцию трансляции дополнительных команд управления дорожной ситуацией в приложение смартфона/планшета/штатного встроенного навигатора других участников дорожного движения через сервер приложений.

Краткое описание чертежей

Заявленное изобретение поясняется следующими фигурами, иллюстрирующими частный случай его выполнения:

Фиг. 1 - блок-схема системы обеспечения безопасности дорожного движения при ускоренном перемещении спецтранспорта;

Фиг. 2 - пример отображения дорожной ситуации и рекомендаций водителям на экране мобильного устройства; а) при встречном приближении спецтранспорта; б) при приближении спецтранспорта сзади.

Позициями на чертежах обозначены следующие элементы:

1.1, 1.2, 1.n - мобильные устройства участников дорожного движения с установленным и активированным приложением навигации, где n - общее количество участников дорожного движения, подключенных к системе;

2.1, 2.2, 2.n - приемопередатчик GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС соответственно 1-го, 2-го, n-го мобильного устройства участников дорожного движения, подключенных к системе;

3 - блок обработки информации;

4 - сервер приложений;

5 - сервер GSM-связи;

6 - сервер аутентификации спецтранспорта и интеграции данных в серверы приложений;

7.1, 7.m - автомобили спецтранспорта, где m - общее количество автомобилей спецтранспорта, прошедших процедуру аутентификации на конкретный момент времени;

8.1, 8.m - бортовые блоки спецтранспорта с приемопередатчиками GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС подключенные к системе, где m - общее количество автомобилей спецтранспорта, прошедших процедуру аутентификации на конкретный момент времени;

9 - сервер ГИБДД.

Система обеспечения безопасности дорожного движения при ускоренном перемещении спецтранспорта содержит:

мобильные устройства 1.1 - 1.n участников дорожного движения с установленным и активированным приложением навигации с приемопередатчиками, соответственно 2.1 - 2.n GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС;

блок обработки информации 3, который состоит из сервера приложений 4 с сохраненными в нем картами городов, сервера GSM-связи 5, выполненного с возможностью обмена (приема и передачи) сигналов с приемопередатчиками 2.1 - 2.n GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС мобильных устройств 1.1 - 1.n участников дорожного движения и сервера 6 аутентификации спецтранспорта, осуществляющего процедуру многофакторной аутентификации спецтранспорта на предмет предоставления права на приоритет при ускоренном перемещении по городу и интеграции данных о перемещении спецтранспорта в серверы приложений с навигацией;

мобильные устройства 1.1 - 1.n участников дорожного движения выполнены с возможностью приема и передачи сигналов на сервер приложений 4 и содержат установленное навигационное приложение, обеспечивающее оповещение участника дорожного движения о приближении спецтранспорта и рекомендаций по совершению маневра, обеспечивающего ускоренное перемещение спецтранспорта путем отображения навигационным приложением текущей дорожной обстановки на экране устройства с добавлением упомянутых элементов оповещения.

бортовые блоки спецтранспорта 8.1 - 8.m с приемопередатчиками GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС подключенные к системе, как прошедшие процедуру аутентификации на конкретный момент времени для соответственно конкретных автомобилей спецтранспорта 7.1 - 7.m, внесенных в базу данных сервера аутентификации уполномоченным органом государственной власти, в котором зарегистрирована каждая конкретная единица спецтранспорта.

Осуществление изобретения.

Система обеспечения безопасности дорожного движения при ускоренном перемещении спецтранспорта работает следующим образом.

Участники дорожного движения устанавливают на свои мобильные устройства (смартфоны/планшеты/встроенные автомобильные навигаторы) навигационное приложение.

При движении автотранспортных средств в режиме реального времени за счет навигационно-связного модуля определяются координаты их местоположений. Этот модуль осуществляет передачу на сервер следующих данных: направление перемещения, координаты местоположения, сервер приложений по изменению координат во времени определяет скорость движения автомобиля и накладывает движение на карту города. Сервер при этом сохраняет полученные данные, сопоставляет их с картой города и ведет в базе данных поиск аутентифицированных автомобилей спецтранспорта подключенных к системе и находящихся вблизи.

Бортовые блоки спецтранспорта с приемопередатчиками GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС, которые тоже могут быть выполнены в виде зафиксированного за каждой конкретной единицей спецтранспорта смартфона/планшета/встроенного автомобильного навигатора, предварительно вносятся в базу данных сервера аутентификации через уполномоченный орган государственной власти, в котором зарегистрирована каждая конкретная единица спецтранспорта. В этой же базе данных уполномоченным органом могут выставляться территориальные и (или) временные ограничения для каждой конкретной единицы спецтранспорта, а также устанавливаться правила аутентификации для каждой конкретной единицы спецтранспорта. Например, для автомобиля скорой помощи может быть установлено правило аутентификации, при котором решение на трансляцию ускоренного перемещения автомобиля в приложения с навигацией принимает не только водитель, но и врач - руководитель бригады скорой помощи. В этом случае ключей для аутентификации будет два - у водителя и у врача, выдаваться они будут персонально в начале смены, и будут иметь ограниченный срок действия - до конца смены.

Водители спецтранспорта (или, например, руководители бригад, использующих спецтранспорт), через бортовые блоки спецтранспорта с приемопередатчиками GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС, выполняют процедуру аутентификации своего специального транспортного средства на предмет доступа конкретного спецтранспорта к использованию режима отображения ускоренного перемещения с автоматической трансляцией текущей геолокации спецтранспорта в мобильные приложения с навигацией путем ввода персонального ключа (ключей) аутентификации с установленным сроком действия.

Сервер аутентификации спецтранспорта и интеграции данных о движении спецтранспорта в сервер приложений, при соблюдении всех правил аутентификации (наличия конкретного аутентифицируемого объекта в базе данных; отсутствия для каждого аутентифицируемого объекта временных и территориальных ограничений в районе/регионе на конкретный текущий момент времени; соответствия ключа (или ключей) аутентификации; соответствие сроков действия ключа (или ключей) аутентификации текущему моменту времени) устанавливает для аутентифицированного объекта временной интервал, в течение которого он допущен к использованию через сервер приложений режима отображения ускоренного перемещения с автоматической трансляцией текущей геолокации спецтранспорта в мобильные приложения с навигацией, и к приему информации от сервера приложений о приближении других участников дорожного движения перемещающихся во встречном/боковом направлении и не снизивших скорость перемещения, путем отображения навигационным приложением текущей дорожной обстановки на экране устройства с добавлением упомянутых элементов оповещения. Мобильные приложения мобильных устройств (смартфоны/планшеты/штатные встроенные автомобильные навигаторы) осуществляют прием с сервера таких данных. В зависимости от взаимного местоположения и скорости участников дорожного движения сервер приложений выбирает наиболее адекватный вариант маневра, для обеспечения беспрепятственного проезда спецтранспорта, и, исходя из полученных данных, своевременно включает оповещение, при одновременном блокировании трансляции музыки, видеороликов и телефонного разговора, например: «Навстречу едет скорая помощь по вашей полосе! Примите вправо, сбавьте скорость!», или «Вас догоняет скорая помощь по правой полосе. Примите влево, стоп!»

В любой момент времени участник дорожного движения имеет возможность видеть карту автомобильных дорог города с трансляцией местоположений и направлений перемещения автомобилей спецтранспорта, находящихся вблизи от него.

Водитель спецтранспорта имеет возможность передачи голосовых рекомендаций другим участникам дорожного движения через мобильное приложение при одновременном блокировании у них трансляции музыки, видеороликов и телефонного разговора. Например, в некоторых случаях водителю, чтобы пропустить спецтранспорт необходимо совершить маневр, который предполагает нарушение правил дорожного движения. В этом случае, если нарушение, например, автоматически зафиксировано камерой, то водитель может обратиться к данным сервера ГИБДД, выполняющего функцию записи и хранения голосовых рекомендаций водителя спецтранспорта другим участникам дорожного движения, для того, чтобы исключить штраф не по своей вине.

Сервер ГИБДД кроме функции записи и хранения голосовых рекомендаций водителя спецтранспорта другим участникам дорожного движения, имеет также функцию трансляции дополнительных команд управления дорожной ситуацией от сотрудников ГИБДД в приложение смартфона/планшета/штатного встроенного навигатора других участников дорожного движения через сервер приложений.

Пример 1

Водитель №1 едет на автомобиле по городу по левой полосе. В автомобиле громко играет музыка. Перед ним едет автобус №2. Навстречу по разделительной полосе едет автомобиль скорой помощи с включенными специальными средствами - проблесковый маячок и сирена. В этот момент времени водитель не видит автомобиль скорой помощи, так как автобус серьезно ограничивает обзор, и не слышит сирену из-за громкой музыки. Водитель автобуса №2, руководствуясь правилами, начинает перестроение в правую полосу для обеспечения проезда автомобиля скорой помощи, который едет навстречу. Водитель №1 думает, что автобус совершает обычное перестроение и объезжает его. Только в этот момент он начинает видеть автомобиль скорой помощи, но справа от него теперь находится автобус, и чтобы освободить полосу для проезда автомобиля скорой помощи теперь требуется дополнительное время. Именно эти дорожные ситуации, в которых водителям недоступна заблаговременная информация для принятия верного решения, являются факторами замедляющими перемещение спецтранспорта в условиях плотного городского движения.

Рассмотрим тот же пример, с использованием описанной системы.

Водитель №1 едет на автомобиле по городу по левой полосе (приложение включено). Перед ним едет автобус №2 (приложение включено). Навстречу по разделительной полосе едет автомобиль скорой помощи с включенными специальными средствами - проблесковый маячок и сирена. При этом автомобиль скорой помощи прошел процедуру аутентификации и подключен к системе. В автомобиле №1 громко играет музыка. Сервер приложений, учитывая взаимное местоположение и скорости участников дорожного движения, выбирает наиболее адекватный вариант маневра, для обеспечения беспрепятственного проезда спецтранспорта, и, исходя из полученных данных, своевременно включает оповещение в приложения автомобиля №1 и автобуса №2, при одновременном блокировании трансляции музыки, например: «Навстречу едет скорая помощь по вашей полосе! Примите вправо, сбавьте скорость!». Водитель №1 и водитель автобуса №2 сбрасывают скорость и перестраиваются в правый ряд. Всё происходит заблаговременно, перемещение автомобиля скорой помощи не замедлилось.

Пример 2

Водитель №1 едет на автомобиле по городу по правой полосе. В автомобиле громко играет музыка. За ним едет автомобиль скорой помощи с включенными специальными средствами - проблесковый маячок и сирена. Они приближаются к перекрестку, на котором автомобилю скорой помощи необходимо повернуть направо. Водитель №1 из-за громкой музыки не сразу замечает автомобиль скорой помощи. А заметив, начинает действовать по правилам - сбрасывает скорость и у самого перекрестка прижимается вправо, ограничивая возможность поворота направо для проезда автомобиля скорой помощи. Теперь автомобилю скорой помощи требуется время, чтобы объехать его слева, для поворота в нужном направлении.

Рассмотрим тот же пример, с использованием описанной системы.

Водитель №1 со смартфоном (приложение включено) едет на автомобиле по городу по правой полосе. В автомобиле громко играет музыка. За ним едет автомобиль скорой помощи с включенными специальными средствами - проблесковый маячок и сирена. Они приближаются к перекрестку, на котором автомобилю скорой помощи необходимо повернуть направо. При этом автомобиль скорой помощи прошел процедуру аутентификации и подключен к системе. Сервер приложений, учитывая взаимное местоположение и скорости участников дорожного движения, а также построенный маршрут автомобиля скорой помощи выбирает наиболее адекватный вариант маневра, для обеспечения беспрепятственного проезда спецтранспорта, и, исходя из полученных данных, своевременно включает оповещение в приложение автомобиля №1 «ВАС ДОГОНЯЕТ скорая помощь по ПРАВОЙ полосе! Примите ВЛЕВО! СТОП!». Водитель №1 перестраивается в левый ряд и останавливается. Всё происходит заблаговременно, перемещение автомобиля скорой помощи не замедлилось.

Пример 3

Водитель №1 со смартфоном (приложение включено) едет на автомобиле по городу по левой полосе. За ним едет автомобиль скорой помощи с включенными специальными средствами - проблесковый маячок и сирена. При этом автомобиль скорой помощи прошел процедуру аутентификации и подключен к системе. Сервер приложений транслирует в приложение автомобиля №1 геолокацию автомобиля скорой помощи. Правая полоса плотно занята автомобилями, скорость движения низкая. Встречные полосы плотно заняты автомобилями, скорость движения очень низкая (пробка). Они приближаются к перекрестку, на котором автомобилю скорой помощи необходимо ехать прямо. Перекресток регулируется светофорами, нанесены стоп-линии, на перекрестке нанесена желтая диагональная сетка (разметка 1.26 ПДД, «вафельная разметка»), перекресток оборудован камерами автоматической видеофиксации нарушений. Подъехав к стоп-линии на красный свет водитель автомобиля №1 должен остановиться, в противном случае камерой автоматически зафиксируется грубое нарушение ПДД, влекущее за собой крупный штраф. Водитель скорой помощи, воспользовавшись возможностью системы, передает голосовую рекомендацию через приложение, которую слышат все участники дорожного движения вблизи «Серая тойота П432КЕ, проедьте чуть прямо и вправо». Водитель №1 понимая, что рекомендация касается только него, выполняет указанные действия, сервер ГИБДД сохранил голосовую рекомендацию водителя спецтранспорта, штрафа не будет.

Таким образом, работа заявленной системы направлена на исключение случаев замедления проезда спецтранспорта, возникающих за счет отсутствия у водителей заблаговременной информации, для выбора оптимального решения на совершение соответствующих маневров.

1. Система обеспечения безопасности дорожного движения при ускоренном перемещении спецтранспорта, содержащая бортовой блок спецтранспорта, в состав которого входит приемопередатчик GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС для определения в режиме реального времени геолокации спецтранспорта; мобильные устройства других участников дорожного движения, содержащие приемопередатчик GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС для определения в режиме реального времени геолокации других участников дорожного движения; блок обработки данных, содержащий соединенные между собой сервер приложений и сервер GSM-связи и выполненный с возможностью приема сигналов с приемопередатчиков GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС с бортового блока спецтранспорта и мобильных устройств других участников дорожного движения для определения информации об их геолокации в режиме реального времени относительно карты города с последующим определением скорости движения и времени прибытия спецтранспорта до каждого места нахождения других участников дорожного движения с упомянутыми мобильными устройствами оповещения и с возможностью передачи сигналов на упомянутые приемопередатчики GSM-связи и GPS/ГЛОНАСС, отличающаяся тем, что система дополнительно содержит сервер аутентификации спецтранспорта и интеграции данных о движении спецтранспорта в сервер приложений, при этом сервер аутентификации выполняет функцию разграничения доступа водителя спецтранспорта к использованию режима отображения ускоренного перемещения с автоматической трансляцией текущей геолокации спецтранспорта в мобильные приложения с навигацией, при этом сервер аутентификации спецтранспорта подключен к серверу приложений с навигацией и к серверу GSM-связи; мобильные устройства оповещения участников дорожного движения выполнены в виде смартфона/планшета/штатного встроенного навигатора и содержат установленное навигационное приложение, обеспечивающее оповещение участника дорожного движения в случае приближения к нему спецтранспорта, а бортовой блок спецтранспорта выполнен с возможностью оповещения водителя о приближении к местам, где сосредоточено скопление других участников дорожного движения с низкой скоростью перемещения, а также с возможностью оповещения водителя спецтранспорта о приближении других участников дорожного движения, перемещающихся во встречном/боковом направлении и не снизивших скорость перемещения, путем отображения навигационным приложением текущей дорожной обстановки на экране устройства с добавлением упомянутых элементов оповещения.

2. Система обеспечения безопасности дорожного движения при ускоренном перемещении спецтранспорта по п. 1, отличающаяся тем, что бортовой блок спецтранспорта снабжен возможностью передачи голосовых рекомендаций другим участникам дорожного движения через мобильное приложение при одновременном блокировании трансляции музыки, видеороликов и телефонного разговора.

3. Система обеспечения безопасности дорожного движения при ускоренном перемещении спецтранспорта по п. 2, отличающаяся тем, что приложение смартфона/планшета/штатного встроенного навигатора других участников дорожного движения выполнено с возможностью оповещения водителя спецтранспорта об отсутствии возможности движения автомобиля по техническим причинам.

4. Система обеспечения безопасности дорожного движения при ускоренном перемещении спецтранспорта по п. 2, отличающаяся тем, что к блоку обработки информации дополнительно подключен сервер Государственной инспекции безопасности дорожного движения, выполняющий функцию записи и хранения голосовых рекомендаций водителя спецтранспорта другим участникам дорожного движения, и функцию трансляции дополнительных команд управления дорожной ситуацией в приложение смартфона/планшета/штатного встроенного навигатора других участников дорожного движения через сервер приложений.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу управления движением. Способ управления движением транспортного средства с использованием транспортного средства.

Изобретение относится к способу управления движением. Способ управления движением транспортного средства содержит установку множества пороговых значений отмены, соответствующих соответствующим сценам движения, причем пороговые значения отмены используются для отмены автономного управления рулевым управлением и перехода к ручному управлению водителем, обнаружение сцены движения транспортного средства во время выполнения автономного рулевого управления, извлечение порога отмены, соответствующего обнаруженной сцене движения, из множества установленных пороговых значений отмены и определение на основе извлеченного порога отмены, отменять ли автономное управление рулевым управлением и переходить к ручному управлению водителем.

Предложен способ управления движением транспортного средства. Предоставляют транспортному средству, движущемуся по маршруту к предварительно установленному пункту назначения, информацию об обгоне относительно того, принимать ли выполнение функции помощи при обгоне для обгона предшествующего транспортного средства путем смены полос движения посредством автономного управления движением.

Определяют позицию главного транспортного средства (1). Определяют позицию другого транспортного средства (4а) на второй противоположной полосе движения (3).

Устанавливают точку определения управления (CP0-CP7) на первом маршруте (R1), по которой движется рассматриваемое транспортное средство (A). Точка определения управления (CP0-CP7) определяет, следует ли осуществлять движение или остановить рассматриваемое транспортное средство (A), с использованием информации о ситуации движения.

Изобретение относится к способу управления транспортным средством. Способ управления транспортным средством содержит этап получения от датчиков информации об окружающей среде рассматриваемого транспортного средства, определение положения въезда, указывающего положение пункта назначения въезда рассматриваемого транспортного средства, при этом положение въезда расположено на второй полосе движения, смежной первой полосе движения, по которой движется рассматриваемое транспортное средство.

Изобретение относится к области безопасности дорожного движения. В способе предупреждения столкновений транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов передают на сервер данные от транспортных средств, движущихся вне населенных пунктов, и идентифицирующие номера устройств сотовой связи участников дорожного движения в режиме реального времени.

Группа изобретений относится к способу и устройству помощи при вождении. Устройство помощи при вождении содержит датчик и контроллер.

Группа изобретений относится к способу и устройству помощи при вождении. Устройство помощи при вождении содержит датчик и контроллер.

Изобретение относится к способу управления движением. Способ управления движением для транспортного средства содержит этапы, на которых получают информацию о левосторонней границе пригодной для движения области дороги и информацию о правосторонней границе пригодной для движения области дороги, генерируют поле потенциалов в пространстве пригодной для движения области дороги.

Группа изобретений относится к системе и способу оптимизации движения автотранспорта по определенной территории. Система управления движением содержит: механизмы мониторинга, механизмы регулирования дорожного движения/навигационных систем, наборы аналитических машин, комплекты оценочных машин, контрольный механизм.
Наверх