Присадка к смазочным материалам

Изобретение относится к области разработки металлоплакирующих присадок к смазочным материалам. Предложена присадка к смазочным материалам, включающая смазочное масло и компонент меди, отличающаяся тем, что дополнительно содержит диэтаноламид олеиновой кислоты, а в качестве компонента меди используется медная пластина, при этом соотношение диэтаноламида олеиновой кислоты, компонента меди, смазочного масла в мас.% составляет: 15,0-19,3 : 0,4-2,4 : 78,3-84,6. Технический результат – предложенная присадка позволяет увеличить долговечность узлов трения деталей механизмов при сокращении затрат на их техническое обслуживание за счет снижения износа и коэффициента трения в трибосистеме. 2 пр.

 

Изобретение относится к области разработки металлоплакирующих присадок к смазочным материалам и может быть использовано для уменьшения износа трущихся поверхностей деталей машин и механизмов, особенно, при значительных контактных нагрузках.

Известны присадки к смазочным материалам (патент CN №1858168 А, опубл. 08.11.2006), содержащие наночастицы меди в составе смазочной композиции. Присадки на основе меди улучшают триботехнические свойства смазочных композиций, значительно уменьшают коэффициент трения и износ, гарантируют самовосстановление поверхностей трения. Однако недостатком такого изобретения является необходимость приготовления ультрадисперсных металлических порошков, введение которых в смазочные составы сопровождается их агрегированием, снижающим металлоплакирующее действие и триботехнические характеристики. Большой диапазон фракционного состава частиц металлов является одной из причин седиментационной неустойчивости, приводящей к расслоению композиции и образованию осадка, что требует дополнительного фильтрования, в том числе в процессе эксплуатации. В результате приготовления смазочных составов может произойти самовозгорание порошка при контакте с воздухом, так как ультрамелкие частицы металла проявляют высокую поверхностную активность. Кроме того, часто для увеличения растворимости компонентов в присадки добавляют воду, соли и/или кислоты, что усиливает корродирующие свойства таких композиций.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является присадка к смазочным материалам (патент RU №2625453 от 21.09.2016 г. по кл. С10М 125/04), включающая смазочное масло и компонент меди, выполненный в виде нанокластеров (порошков) меди. Существенными недостатками такой присадки является сложность приготовления металлических порошков. К тому же большой диапазон фракционного состава частиц металлов является одной из причин седиментационной неустойчивости, приводящей к расслоению композиции и образованию осадка, что требует дополнительного фильтрования, снижающим маталлоплакирующее действие и триботехнические характеристики, а также малая восстановительная активность таких составов, что создает трудности по плакированию медью трущихся соединений.

Из анализа известных аналогичных технических решений выявлено, что технической проблемой в данной области является необходимость расширения арсенала металлоплакирующих присадок к смазочным материалам.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является увеличение долговечности узлов трения деталей механизмов при сокращении затрат на их техническое обслуживание за счет снижения износа и коэффициента трения в трибосистеме.

Для решения указанной проблемы и достижения заявленного технического результата присадка к смазочным материалам, включающая смазочное масло и компонент меди, дополнительно содержит диэтаноламид олеиновой кислоты, а в качестве компонента меди используют медную пластину, помещенную в диэтаноламид олеиновой кислоты и смазочное масло, при следующем соотношении компонентов, мас. %: диэтаноламид олеиновой кислоты 15,0-19,3; медь в виде медной пластины 0,4-2,4; смазочное масло до 100%. В предлагаемой присадке компонент меди в виде медной пластины после окислительного растворения в диэтаноламиде олеиновой кислоты существует в виде хелатного комплекса, обеспечивающего хорошую растворимость медьсодержащего компонента и препятствующего преждевременному осаждению из смазочной композиции.

Ниже приведена формула хелатного комплекса меди с диэтаноламидом олеиновой кислоты:

Процесс плакирования медью подвижных деталей машин и механизмов происходит в результате термической диссоциации медного комплекса на трущихся поверхностях, восстановления ионов меди электронами, поступающих от атомов железа, входящих в состав этих деталей, и последующего осаждения атомов меди на этой поверхности с образованием сервовитной пленки. Все описанные выше реакции протекают в присутствии поверхностно-активного вещества, в роли которого выступает главный компонент присадки - диэтаноламид олеиновой кислоты, который, выступая в роли лиганда, координируется ионом двухвалентной меди. Признаком образования координационной связи между медью и азотом является окрашивание смазочной смеси в сине-зеленый цвет.

Результаты испытаний присадки.

Триботехнические свойства присадки исследовались на стандартной машине трения типа Амслер - «МИ». Метод оценки заключался в использовании роликовых испытательных установок, предусматривающих синхронное измерение скорости изнашивания и момента сил трения в течение всего опыта без разъединения зоны трения.

Испытания проводились при нагрузке Ρ 115,15 кгс и линейной скорости скольжения V 0,37 м/с. В качестве базы сравнения использовалась смесь смазочного масла с диэтаноламидом олеиновой кислоты на аналогичном режиме испытания при следующем соотношении компонентов, мас. %: диэтаноламид олеиновой кислоты 15,0-19,3; смазочное масло до 100%.

Пример 1. Все заявляемые компоненты при минимальном их содержании, мас. %: диэтаноламид олеиновой кислоты 15,0; медь в виде медной пластины 0,4; смазочное масло до 100%.

Пример 2. Все заявляемые компоненты при максимальном их содержании, мас. %: диэтаноламид олеиновой кислоты 19,3; медь в виде медной пластины 2,4; смазочное масло до 100%.

Заявленный интервал значения вводимых компонентов оптимален для достижения заявленного технического результата. При увеличении количественных значений компонентов не происходит снижения износа для всех значений концентрации присадки, что может быть связано с достаточным количеством металлоплакирующего компонента. А при снижении их количества не наблюдается должного уменьшения коэффициента трения.

Результаты испытаний указывают, что применение присадки обеспечивает снижение скорости изнашивания в 3 раза, температуры трения на 10°С, момента трения Мтр в 4 раза, коэффициента трения f в 4 раза.

После проведения экспериментов был проведен сравнительный анализ предлагаемого изобретения и наиболее близкого аналога. По сравнению с прототипом техническое решение позволяет существенно снизить износ и коэффициент трения в трибосистеме, увеличить долговечность узлов трения деталей механизмов при сокращении затрат на их техническое обслуживание.

Присадка к смазочным материалам, включающая смазочное масло и компонент меди, отличающаяся тем, что дополнительно содержит диэтаноламид олеиновой кислоты, а в качестве компонента меди используется медная пластина, при этом соотношение диэтаноламида олеиновой кислоты, компонента меди, смазочного масла в мас.% составляет: 15,0-19,3 : 0,4-2,4 : 78,3-84,6.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к твердым смазкам, используемым при механической обработке отверстий осевым инструментом с помощью свёрл, фрез, метчиков. Твердая смазка содержит стеариновую кислоту, пчелиный воск, дисульфид молибдена и серу при следующем соотношении компонентов, мас.%: пчелиный воск 24-26, дисульфид молибдена 14-16, сера 4-6, стеариновая кислота - остальное.

Изобретение относится к жидким смазочным составам на кремнийорганической основе, в частности к низкотемпературным смесевым смазочным маслам на полиэтилсилоксановой основе, которые находят применение в различных отраслях транспорта, промышленности, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, трансмиссий и высоконагруженных узлов вертолетов для обеспечения работы узлов трения в экстремальных условиях.

Изобретение относится к производству смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) и их концентратам, используемых при механической обработке металлов, а именно для магнитно-абразивной обработки, и может быть использовано в различных отраслях промышленности. Концентрат смазочно-охлаждающих жидкостей содержит триэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты, гидроокись калия и полиметилсилоксановую жидкость, а в качестве отходов масложирового производства используют смесь жировых гудронов и соапстоки растительных, мас.%: отходы масложирового производства 30,0-40,0; триэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 5,0-7,0; гидроокись калия 2,0-3,0; полиметилсилоксановая жидкость 0,1 -0,2; вода 49,8-62,9.
В настоящем изобретении предложена композиция смазочного масла для автомобильной коробки передач, содержащая: в качестве низковязких базовых масел: (i) от 45 до 95% мас. синтетического низковязкого базового масла Фишера-Тропша с кинематической вязкостью при 100°С от 1 мм2/с до 2 мм2/с и от 0 до 25% мас.

Изобретение относится к получению концентрата смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ), который применяется в виде водных растворов при механической обработке металлов, в частности на операциях лезвийной и абразивной обработки всех видов черных и цветных металлов, и их сплавов. Предложен способ получения концентрата смазочно-охлаждающей жидкости, включающий последовательное смешение и механическое перемешивание в реакторе при комнатной температуре компонентов: стеарата имидазолина меди, ацетата (олеата триэтаноламина), олеата (стеарат)триэтаноламина, триэтаноламина, с последующим вводом в полученную смесь при постоянном перемешивании с интервалом 5-10 минут компонентов: полиэтиленгликоля, пеногасителя, оксиэтилированного нонилфенола, трилона Б и воды; перемешивание полученного раствора в реакторе в течение 30 минут до получения однородной массы.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, подходящей для смазки двигателей внутреннего сгорания и обеспечивающей пониженный показатель износа, для уменьшения износа в присутствии диалкилдитиофосфатного соединения цинка и сажи, причем азотсодержащий беззольный диспергатор имеет функциональность (F) от 1,5 до 1,9, причем функциональность (F) определена в соответствии со следующей формулой:F = (SAP x Mn)/((1122 x A.I.) - (SAP x MW)) (1), где SAP представляет собой число омыления, причем число омыления представляет собой количество миллиграммов КОН, потребленных при полной нейтрализации кислотных групп в одном грамме содержащего янтарную группу продукта реакции, как определено в соответствии с ASTM D94; Mn обозначает среднечисленную молекулярную массу исходного олефинового полимера; A.I.

Изобретение относится к составам смазочных материалов, в частности смазкам для тяжелонагруженных узлов трения колесных и гусеничных транспортных средств и может быть использовано в бортовых редукторах и приводных механизмах техники, работающей в интервале температур от минус 60°С (кратковременно от минус 65°С) до 150°С.
Настоящее изобретение относится к смазочным композициям, содержащим базовое масло и присадку для уменьшения летучести, для конкретного применения в картере двигателя внутреннего сгорания, в частности двигателя внутреннего сгорания, используемого в пассажирских автомобилях или в фургонах малой грузоподъемности; указанное базовое масло содержит 80% или более одного или более базовых масел, полученных способом Фишера-Тропша, по массе базового масла; полученная в результате композиция, содержащая указанное базовое масло и указанную присадку для уменьшения летучести, имеет кинематическую вязкость при 100°C (в соответствии с ASTM D445) от 3,8 до 16,3 мм2/с, низкотемпературную вязкость при холодном запуске двигателя не более 6200 сП при -35°С (ASTM D5293) и летучесть по NOACK не более 15% в соответствии с ASTM D5800B; указанная присадка для уменьшения летучести выбрана из модификатора трения на основе молибдена, аминного антиоксиданта и их комбинаций; указанная присадка для уменьшения летучести добавляется в количестве в диапазоне от 0,5 мас.% до 5 мас.%, а количество присутствующего базового масла находится в диапазоне от 60 до 99 мас.% по отношению к общей массе указанной смазочной композиции.
Изобретение относится к пластичной смазке, применяемой для смазывания трущихся поверхностей «металл-металл» и «металл-резина», обеспечивающих надежную эксплуатацию автотормозных приборов в диапазоне температур узлов трения от минус 60°С до плюс 120°С (кратковременно до плюс 150°С) и при температуре атмосферного воздуха от минус 60°С до плюс 60°С.
Изобретение относится к способу получения жирового солидола. 1/2 части массы отработанного очищенного моторного масла смешивают с нерафинированным растительным маслом подсолнечника, нагретого до 60-80°С, и прибавляют известковое молоко, омыляют при температуре 95-100°С в течение не менее 1 часа, впоследствии прибавляют оставшуюся 1/2 части отработанного моторного масла.

Изобретение относится к твердым смазкам, используемым при механической обработке отверстий осевым инструментом с помощью свёрл, фрез, метчиков. Твердая смазка содержит стеариновую кислоту, пчелиный воск, дисульфид молибдена и серу при следующем соотношении компонентов, мас.%: пчелиный воск 24-26, дисульфид молибдена 14-16, сера 4-6, стеариновая кислота - остальное.
Наверх