Способ подъема затонувшего объекта методом продувки с автостабилизацией по дифференту и скорости всплытия

Изобретение относится к области работ по подъему затонувших объектов, в частности кораблей, судов, плавучих доков и плавучих сооружений, имеющих значительные по величине внутренние объемы, продувка которых газовыми средами ведет к созданию необходимых для подъема сил плавучести. Для подъема затонувшего объекта герметизируют верхнюю часть корпуса объекта, разделенного на отдельные отсеки, устанавливают в отсеках отжимные трубы и подают в отсеки по воздушным рукавам сжатый воздух, который отжимает воду, выходящую через отжимные трубы. Размещение отжимных труб в продуваемых отсеках выполняют со смещением к оконечностям поднимаемого объекта. Продувку производят в определенной последовательности с чередованием продуваемых отсеков, начиная с отсека в поднимаемой в первую очередь более заглубленной оконечности. Достигается безопасность подъема затонувшего объекта за счет ограничения динамики всплытия поднимаемого объекта и придания ему управляемого характера. 3 ил.

 

Изобретение относится к области работ по подъему затонувших объектов, в частности, кораблей, судов, плавучих доков и других плавучих сооружений, имеющих значительные по величине внутренние объемы, продувка которых газовыми средами ведет к созданию необходимых для подъема сил плавучести.

Известен способ подъема затонувшего объекта путем осушения его отсеков продувкой сжатым воздухом. Способ заключается в герметизации верхней части корпуса затонувшего объекта, разделенного на отдельные отсеки, в установке в отсеках отжимных труб и в подаче в отсеки по воздушным рукавам сжатого воздуха, который отжимает воду, выходящую через отжимные трубы [1]. Данный способ принят за прототип.

Недостаток способа, взятого в качестве прототипа, заключается в неконтролируемом быстром (динамичном) увеличении дифферента и скорости вертикального перемещения поднимаемого объекта при всплытии, вызванных одномоментным преодолением силы присоса, создающим избыточную подъемную илу, расширением внутренних воздушных объемов с самопродувкой неполностью продутых отеков вследствие падения внешнего гидростатического давления и их перемещением в сторону опережающей при всплытии оконечности. Возникает опасность механического разрушения продутых объемов и обратного затопления поднимаемого объекта.

Задачей изобретения является обеспечение безопасности подъема затонувшего объекта за счет ограничения динамики всплытия поднимаемого объекта и придания ему управляемого характера.

Задача решается тем, что отжимные трубы, имеющие достаточно большое проходное сечение, в отсеках поднимаемого объекта, лежащего на глубине, равной не более одной трети от его длины, размещают со сдвигом в сторону ближе расположенной оконечности, а отсеки полностью продувают по нижние края отжимных труб в определенной последовательности, начиная с крайнего отсека в более заглубленной оконечности, которую планируется поднять в первую очередь, с переходом к продувке крайнего, расположенного ближе к середине поднимаемого объекта отсека в противоположной оконечности, затем переходят к следующему отсеку в оконечности, планируемой к подъему в первую очередь, и снова возвращаются в противоположную оконечность до тех пор, пока не произойдет всплытие поднимаемого объекта одной, заранее заданной оконечностью. По окончании всплытия продувают оставшуюся на грунте оконечность, что приводит к полному всплытию поднимаемого объекта на поверхность. Особенностью создания сил плавучести является обусловленная размещением отжимных труб со смещением форма водоизмещающих объемов, величина которых в поднимаемой в первую очередь более заглубленной оконечности заведомо больше благодаря меньшему непродуваемому клиновидному объему. С началом всплытия знак дифферента меняется, и непродуваемые клиновидные объемы за счет выхода воздуха через отжимные трубы появляются в поднимаемой оконечности, уменьшая скорость всплытия и ограничивая дифферент. Этим реализуется автостабилизация процесса всплытия.

Новыми отличительными признаками являются размещение отжимных труб в продуваемых отсеках со смещением к оконечностям поднимаемого объекта и их продувка в определенной последовательности с чередованием продуваемых отсеков, начиная с отсека в поднимаемой в первую очередь более заглубленной оконечности.

На фиг. 1 показана схема размещения отжимных труб и на виде сбоку очередность продувки отсеков поднимаемого объекта при подъеме первой, более заглубленной оконечности.

На фиг. 2 показана схема изменения формы продутых объемов при смене знака дифферента, за чет которой реализуется принцип автостабилизации пространственного перемещения.

На фиг. 3 показана схема размещения отжимных труб в поперечном сечении поднимаемого объекта.

На фиг. 1-3 обозначены вода (1), поверхность воды (2), поднимаемый объект (3), отжимная труба (4), воздушный рукав (5), непродуваемый клиновидный объем (6), продутый объем (7), грунт (8).

Технико-экономическое преимущество заявляемого способа подъема затонувшего объекта по сравнению известным аналогом, принятым за прототип, заключается в обеспечении безопасного подъема затонувшего объекта и в исключении дополнительных расходов при выполнении судоподъемных работ, связанных с авариями, вызванными разрушением продуваемых объемов избыточным внутренним давлением при быстром (динамичном) всплытии.

Литература

1. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ. Часть 1. Методы аварийно-спасательных и судоподъемных работ. М.: Военное издательство, 1963. - С. 143.

Способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в герметизации верхней части корпуса затонувшего объекта, разделенного на отдельные отсеки, в установке в отсеках отжимных труб и в подаче в отсеки по воздушным рукавам сжатого воздуха, который отжимает воду, выходящую через отжимные трубы, отличающийся тем, что размещение отжимных труб в продуваемых отсеках выполняют со смещением к оконечностям поднимаемого объекта, а продувку производят в определенной последовательности с чередованием продуваемых отсеков, начиная с отсека в поднимаемой в первую очередь более заглубленной оконечности, чем обеспечивается автостабилизация всплытия, выраженная в автоматическом уменьшении дифферента и скорости вертикального перемещения за счет изменения формы непродуваемых объемов в отсеках.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области работ по подъему затонувших крупногабаритных объектов. Для подъема затонувшего объекта нагнетают в отсеки сжатый воздух через воздушные рукава и в отжимают из отсеков воду через специальные водоотливные/отжимные трубы.

Изобретение относится к области спасательных работ и касается подъема затонувших объектов и поддержания на плаву тонущих объектов восстановлением их плавучести. Предложен способ восстановления плавучести затонувшего или тонущего судна выдавливанием воды из затопленных полостей судна через отверстия с введением в полости судна гибких непроницаемых для газов оболочек с нагнетаемой в них газообразной смесью, выдавливающих из полостей судна воду, при этом гибкие эластичные непроницаемые для газов оболочки, выполненные в виде малоразмерных относительно объемов полостей судна газовых емкостей с индивидуальными газонаполнителями, срабатывающими от воздействия воды, и в сложенном виде обладающих отрицательной плавучестью, уложенных в складку в раскладывающиеся футляры, посредством направляющих трубопроводов через отверстия подают в полости судна, заполненные водой, причем газонаполнители срабатывают от воздействия воды и начинают нагнетать газообразную смесь в непроницаемые для газа оболочки газовых емкостей, увеличивая их в объеме, которые заполняют пространство полостей судна, деформируя друг друга и заполнением вытесняя воду, и придают судну положительную плавучесть.

Изобретение относится к области работ по подъему затонувших крупногабаритных объектов, в частности плавучих доков, танкеров и других кораблей и судов. Предложен способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в герметизации корпуса объекта, подаче сжатого воздуха (газа) в его отсеки и удалении воды из отсеков через водоотливные (отжимные) трубы, причем водоотливные (отжимные) трубы устанавливают со смещением к оконечностям продуваемых отсеков: в носовых отсеках - в сторону носовой оконечности объекта, в кормовых отсеках - в сторону кормовой оконечности объекта, а подачу сжатого воздуха (газа) в отсеки выполняют, начиная с отсека поднимаемой оконечности, наиболее удаленного от миделя, затем продувают отсек противоположной оконечности, наиболее близко расположенный к миделю, с постепенным приближением продутых отсеков поднимаемой оконечности к миделю, а отсеков противоположной оконечности - от миделя к оконечности, при этом в качестве поднимаемой оконечности выбирается более заглубленная оконечность затонувшего объекта.

Изобретение относится к способу выгрузки полистирола из полостей судна перед выполнением ремонта или утилизацией. .
Изобретение относится к подводному кораблестроению и касается технологии аварийного всплытия подводной лодки при пожаре или взрыве, приводящем к потере ее плавучести. .

Изобретение относится к способу выгрузки полистирола из полостей судна, в частности при ремонте и утилизации судов. .
Изобретение относится к области аварийно-спасательных работ, в частности к способу подъема затонувших судов восстановлением их плавучести выдавливанием воды воздухом. .

Изобретение относится к судоподъемной технике и может найти применение при подъеме затонувших плавучих средств. .

Изобретение относится к подводно-техническим работам, в частности к средствам для подъема затонувших судов. .
Наверх