Способ опорожнения участка нефтепровода

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к способам опорожнения участка нефтепровода. Опорожнение участка нефтепровода 1, размещенного между линейными запорными устройствами 3, 4, осуществляют через перемычки 9, 12, 18 с запорными устройствами 10, 13, 19, монтируемые в зонах (h, h1) с минимальной высотой расположения относительно нулевого уровня в нижней части трубы, а также в зоне (H) с максимальной высотой расположения участка. В зоне с максимальной высотой расположения участка относительно нулевого уровня, в верхней части стенки трубы, монтируют перемычку 12 с запорным устройством 13 с возможностью поочередного сообщения полости участка с передвижной емкостью 6 и атмосферой через обратные клапаны 14, 15. Сначала опорожнение участка осуществляется в передвижную емкость 6 при закрытых остальных запорных устройствах, а при снижении давления в полости участка ниже атмосферного открывают запорные устройства 10, 19, установленные в зонах с минимальной высотой относительно нулевого уровня, и опорожнение участка осуществляют в передвижные емкости 5, 20. Изобретение позволяет упростить и повысить эффективность опорожнения участка нефтепровода. 2 ил.

 

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к способам опорожнения участка нефтепровода путем вытеснения из него нефти в передвижные емкости и автоцистерны.

Из уровня техники известен способ опорожнения участка нефтепровода, включающий пропуск по нему поршня-разделителя, который останавливают посредством клина частично закрытой задвижки, расположенной за дефектным участком. При этом полностью закрывают задвижку и перемещают разделитель в обратном направлении закачиваемыми через отвод инертными газами до частично закрытой задвижки, расположенной перед дефектным участком, с последующим ее полным закрытием (см. патент РФ №2079766, F16L 55/10, 20.05.1997).

Недостатком известного способа является сложность его осуществления и значительные затраты на подачу инертного газа.

Из уровня техники известен способ опорожнения участка нефтепровода, размещенного между линейными запорными устройствами, включающий монтаж перемычки, соединяющей опорожняемый участок с передвижной емкостью и снабженной, по меньшей мере, одним запорным устройством, создание избыточного давления в полости участка, откачку нефти в передвижную емкость из участка (см. патент РФ №2518748, F16L 55/10, 10.06.2014), который принят за прототип.

Недостатком известного способа является сложность создания избыточного давления подачей инертного газа.

Технической задачей заявленного изобретения является упрощение и повышение эффективности опорожнения участка трубопровода.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе опорожнения участка нефтепровода, ограниченного линейными запорными устройствами от смежных участков, включающий монтаж перемычки, соединяющей опорожняемый участок с передвижной емкостью и снабженной, по меньшей мере, одним запорным устройством, создание избыточного давления в полости участка, откачку нефти в передвижную емкость из участка, согласно техническому решению, монтаж перемычки осуществляется в каждой зоне с минимальной высотой расположения участка относительно нулевого уровня и смежных с ней зон участка в нижней части стенки трубы, а в зоне с максимальной высотой расположения участка относительно нулевого уровня, в верхней части стенки трубы, монтируется дополнительная перемычка с дополнительным запорным устройством с возможностью сообщения полости участка с атмосферой, при этом опорожнение участка в передвижные емкости сначала осуществляется при закрытом дополнительном запорном устройстве, а при снижении давления полости участка ниже атмосферного – при открытом дополнительном запорном устройстве.

Предлагаемый способ опорожнения участка трубопровода поясняется чертежами.

На фиг. 1 показана схема трубопровода с опорожняемым участком с одной низко расположенной зоной;

На фиг. 2 - схема трубопровода с опорожняемым участком с двумя низко расположенными зонами.

Согласно заявленному способу, опорожнение участка 1 (фиг. 1) трубопровода 2, расположенного между линейными запорными устройствами 3 и 4, например, задвижками, в передвижные емкости 5 и 6, например, автоцистерну.

Для этого, в зоне 7 с минимальной высотой «h» расположения участка 1, относительно нулевого уровня 8 (уровня моря), в нижней части стенки трубы, монтируется, как минимум, одна перемычка 9 с запорным устройством 10 с возможностью сообщения полости участка 1 с передвижной емкостью 5, например, автоцистерной посредством трубопровода (на фиг. не указан). В зоне 11 с максимальной высотой «H» расположения участка 1 относительно нулевого уровня 8, в верхней части стенки трубы, монтируется дополнительная перемычка 12 с запорным устройством 13 с возможностью последовательного сообщения полости участка 1 с передвижной емкостью 6 и атмосферой посредством обратных клапанов 14 и 15.

Перемычка 12 может быть оснащена манометром 16, также датчиком, или реле давления (на фиг. не показаны).

В случае наличия на участке 1 (фиг. 2), например, двух, низко расположенных зон 7 и 17 соответственно высотой «h» и «h1» относительно нулевого уровня 8, в нижней части стенок трубы зон 7 и 17 монтируются перемычки 9 и 18 с запорными устройствами 10 и 19. Опорожнение газовой фазы из участка 1 осуществляется через запорное устройство 13 в автоцистерну 6, а жидкости – через запорные устройства 10 и 19 в автоцистерны 5 и 20.

Способ опорожнения жидкости, включая газ, из участка осуществляется следующим образом.

После выбора опорожняемого участка 1 (фиг. 1) закрываются близко расположенные от участка 1 линейные запорные устройства 3 и 4 трубопровода 2. С учетом рельефа местности и в соответствии с проектной документацией прокладки трубопровода 2, определяются зоны 7 и 11 участка 1 с минимальной «h» и максимальной «H» высотой над нулевым уровнем 8, т.е., уровнем моря. Далее в нижней части стенки трубы зоны 7 участка 1 монтируется перемычка 9 с запорным устройством 10. Выход запорного устройства 10 сообщается с передвижной емкостью, например, с автоцистерной 5. В верхней части стенки трубы зоны 11 участка 1 монтируется дополнительная перемычка 12 с дополнительным запорным устройством 13 с возможностью последовательного сообщения полости участка 1 с передвижной емкостью 6, например, автоцистерной и атмосферой посредством обратных клапанов 14 и 15.

Опорожнение полости участка 1 трубопровода 2 начинается с открытия запорного устройства 13 с последующим заполнением автоцистерны 6 газовой фазой, которая, при ее наличии, накапливается в верхней части участка 1, ближе к зоне 11 с максимальной высотой «H» над нулевым уровнем 8. При полном опорожнении газа из участка 1, определяемое снижением давления в полости участка по манометру 16, открывается запорное устройство 10 с последующим заполнением жидкости в автоцистерну 5.

Таким образом, в начальном этапе осуществляется опорожнение газовой фазы за счет избыточного давления, а далее, свободного движения жидкости вниз за счет силы тяжести с последующим заполнением освободившейся части участка 1 воздухом из атмосферы.

Так как задвижка 10 установлена в самой нижней зоне участка 1, остаточный объем жидкости будет минимальным. Оставшаяся в полости участка 1 жидкость (нефть) может быть извлечена, например, насосом автоцистерны 5.

Процесс опорожнения жидкости из участка 1 (фиг. 2) с двумя низко расположенными зонами 7 и 17 осуществляется аналогичным образом. Сначала опорожняется газовая фаза в передвижную емкость 6 при открывании запорного устройства 13. Со снижением давления в полости участка 1 открываются запорные устройства 10 и 19 с последующим опорожнением жидкости в передвижные емкости (автоцистерны) 5 и 20.

Таким образом, процесс опорожнения участка трубопровода от нефти с содержанием газа осуществляется поэтапно: сначала отбирается газовая фаза с самой верхней зоны участка, а затем жидкость с самой нижней зоны участка. Обеспечивается практически полный забор из участка газовой фазы (при ее наличии), а затем жидкости с использованием рельефа местности прокладки трубопровода.

Способ опорожнения участка нефтепровода, размещенного между линейными запорными устройствами, включающий монтаж перемычки, соединяющей опорожняемый участок с передвижной емкостью и снабженной, по меньшей мере, одним запорным устройством, создание избыточного давления в полости участка, откачку нефти в передвижную емкость из участка, отличающийся тем, что монтаж перемычки осуществляется в каждой зоне с минимальной высотой расположения участка относительно нулевого уровня и смежных с ней зон участка в нижней части стенки трубы, а в зоне с максимальной высотой расположения участка относительно нулевого уровня, в верхней части стенки трубы, монтируется дополнительная перемычка с дополнительным запорным устройством с возможностью поочередного сообщения полости участка с дополнительной передвижной емкостью и атмосферой через обратные клапаны, при этом сначала опорожнение участка осуществляется в дополнительную передвижную емкость при закрытых остальных запорных устройствах, установленных в зонах с минимальной высотой расположения участка, а при снижении давления в полости участка ниже атмосферного – при открытых запорных устройствах, установленных в зонах с минимальной высотой расположения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к запирающему устройству для запирания трубы. Запирающее устройство (2) имеет центральную ось (8) и несущий элемент (4), по меньшей мере одну уплотняющую контактную поверхность (6) и по меньшей мере одно приводное устройство по меньшей мере с одним установочным элементом (10), переводимым относительно несущего элемента (4) из первого положения во второе положение, в котором запирающее устройство (2) находится в уплотняющем положении, причем установочный элемент (10) установлен с возможностью поворота относительно несущего элемента (4) вокруг приводной оси (12), наклон которой к центральной оси (8) запирающего устройства не превышает 10°, причем приводное устройство включает в себя эксцентриковый элемент (14), поворачиваемый вокруг приводной оси (12) и имеющий обращенную от приводной оси (12) поверхность (16) скольжения, расположенную на переменном расстоянии от приводной оси (12), разработка простого и быстро монтируемого запирающего элемента с наиболее технологически надежным уплотнением.

Изобретение относится к предохранительному разъединителю, способному предотвращать воздействие момента, возникающего при раскачивании заправочного шланга, на предохранительный разъединитель и надежно отделяющий элемент предохранительного разъединителя стороны устройства заправки водородом от элемента стороны транспортного средства, когда к заправочному шлангу прикладывается растягивающее усилие, большее или равное заданному значению.

Изобретение относится к предохранительным соединениям. Предохранительное соединение (100) согласно изобретению включает в себя: вставку (10) цилиндрической формы, в которой выполнен канал (1A); головку (20), в которой выполнен канал (21A), продолжающийся к каналу (1A) во вставке (10); и отсечной клапан, установленный в канале (21A) головки (20), открывающийся, когда вставку (10) вставляют в головку (20), и закрывающийся, когда вставку (10) отсоединяют от головки, при этом центральные оси каналов (1A, 21A) вставки (10) и головки (20) не формируют прямую линию.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации трубопроводных систем. Заглушка плоская поворотная состоит из двух полукорпусов.

Изобретение относится к оборудованию для нефтедобывающей промышленности, а именно к оборудованию, применяемому при установке задвижек и запорных устройств на трубопроводе, работающем под давлением, без его остановки. Устройство для закручивания и откручивания заглушки содержит рукоятку (1), уплотнение (18), шток с резьбой (2), задвижку (22), фланец (19) с внутренней конической резьбой (20), магниты неодимовые (16), заглушку (17), кран сброса давления (11).

Изобретение относится к области эксплуатации и ремонта действующих газопроводов и может применяться для очистки газосборного коллектора от жидкости, а также при подготовке коллектора к эксплуатации в осенне-зимний период в целях снижения коэффициента сопротивления из-за накопившейся жидкой фазы. Техническим результатом является сокращение временных, технологических и материальных затрат при очистке газосборного коллектора, а также предотвращение потерь углеводородного сырья.

Изобретение относится к вспомогательным устройствам для трубопроводной сети, предназначенным для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе или герметичного разделения смежных полостей трубопроводов в процессе эксплуатации, а также для выполнения аварийных, ремонтных и диагностических работ в производственных целях.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к технологиям проведения демонтажных работ выведенного из эксплуатации (изношенного) газо-, нефтепровода в местах прохождения технологических эстакад газо-, нефтепроводов. Способ демонтажа выведенного из эксплуатации газо- или нефтепровода включает вскрытие грунта до верхней образующей трубы, резку трубы и ее транспортировку.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к технологиям проведения демонтажных работ выведенного из эксплуатации (изношенного) газо-, нефтепровода в местах прохождения технологических эстакад газо-, нефтепроводов. Способ демонтажа выведенного из эксплуатации газо- или нефтепровода включает вскрытие грунта до верхней образующей трубы, резку трубы и ее транспортировку.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для перекрытия трубопроводов в технологических целях (монтаж, ремонт, испытания и т.п.). Устройство для перекрытия трубопровода содержит неподвижный и подвижный фланцы 1, 2 с бобышками, сальниковое уплотнение 3, закрепленное на внешней стороне подвижного фланца, патрубок 4 под сальниковое уплотнение, поворотный кронштейн 5, оснащенный вкладышами в виде глухого 6 и кольцевого 7 дисков для перекрытия и пропускания потока транспортируемой среды.

Группа изобретений относится к области работ по врезке в трубопроводы под давлением. Варианты осуществления системы обслуживания полиэтиленовой (ПЭ) трубы по настоящему раскрытию могут включать в себя плавкий ПЭ фитинг (F), образующий ответвительное соединение с секцией или участком (Р) ПЭ трубопровода, клапан (10), соединенный с фитингом и содержащий средства быстрого соединения/разъединения, и аппарат, выполненный с возможностью соединения с клапаном и содержащий ответные средства быстрого соединения/разъединения.
Наверх