Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам управления угловым положением поворотных направляющих лопаток компрессора газотурбинного двигателя (ГТД). Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя, содержащем цилиндрическую втулку, по меньшей мере на участке внутренней поверхности которой выполнен слой графита, установленную и жестко закрепленную в промежуточном корпусе, в которой установлена ось, на которой жестко закреплены два рычага, один из которых соединен со штоком силового цилиндра, а второй - с приводом направляющих аппаратов, при этом на участке наружной поверхности оси, расположенном непосредственно в зоне контакта втулки и оси выполнено, по меньшей мере, одно отверстие и/или канавка, в котором установлен, по меньшей мере, один графитовый элемент, подпружиненный к внутренней поверхности втулки с помощью пружины. Технический результат, достигаемый заявленным устройством, заключается в повышении износостойкости трущихся поверхностей заявленного устройства и, как следствие, повышению срока последнего. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам управления угловым положением поворотных направляющих лопаток компрессора газотурбинного двигателя (далее ГТД).

В качестве прототипа выбрано известное устройство управления направляющими аппаратами компрессора ГТД, содержащее передающий элемент представляющий собой цилиндрическую втулку, закрепленную на промежуточном корпусе компрессора на которой соосно закреплены два рычага, один из которых соединен со штоком силового цилиндра, а второй - с приводом направляющих аппаратов, цилиндрическая втулка закреплена на промежуточном корпусе компрессора (RU 2674173 С1).

Недостаток известного устройства состоит в том, что при перекладке механизмов управления в месте контакта трущихся поверхностей оси о втулку возникает износ и вынос графитового покрытия из зоны контакта. После чего происходит быстрый износ трущихся поверхностей под действием сил, создаваемых (возникающих) при перемещении поршня (штока) гидроцилиндра, и сил, создаваемых (возникающих) на поворотных направляющих аппаратах компрессора от давления воздушного потока на профиль пера лопатки. В результате устройство имеет относительно низкий ресурс. Износ устройства управления направляющими аппаратами компрессора приводит к заклиниванию механизации или разрушению деталей механизации из-за повышенных усилий от гидроцилиндра в результате заклинивания, вследствие чего поворотные лопатки не осуществляют поворот на необходимый угол при заданном режиме работы двигателя, при этом на поворотных лопатках происходит срыв потока воздуха, в результате которого происходит ухудшение параметров двигателя или его отказ. Износ поверхностей трения и увеличение зазора, помимо заклинивания механизации, ведет к перекосу уплотнительных элементов, которые не способны обеспечить герметичность проточной части двигателя из-за перекоса втулки, что приводит к снижению параметров двигателя.

Технический результат, достигаемый заявленным устройством, заключается в повышении износостойкости трущихся поверхностей заявленного устройства и, как следствие, повышению срока последнего.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя, содержащем цилиндрическую втулку, по меньшей мере на участке внутренней поверхности которой выполнен слой графита, установленную и жестко закрепленную в промежуточном корпусе, в которой установлена ось, на которой жестко закреплены два рычага, один из которых соединен со штоком силового цилиндра, а второй - с приводом направляющих аппаратов, при этом на участке наружной поверхности оси, расположенном непосредственно в зоне контакта втулки и оси выполнено, по меньшей мере, одно отверстие и/или канавка, в котором установлен, по меньшей мере, один графитовый элемент, подпружиненный к внутренней поверхности втулки с помощью пружины.

Наличие отверстий на локальных участках наружной поверхности оси, расположенных непосредственно в зоне контакта втулки и оси, в которые установлены графитовые вставки, подпружиненные к внутренней поверхности втулки, приводит к тому, что при работе устройства истираясь о наружную поверхность втулки, графитовый элемент натирает внутреннюю поверхность втулки слоем графита, что обеспечивает слой смазки, который постоянно восполняется по мере истирания и уноса графита из зоны контакта трущихся поверхностей. Следовательно, это приводит к увеличению срока службы заявленного устройства.

Отверстие и/или канавка выполнены глухим или сквозным. Выполнение отверстий и/или канавки глухим или сквозным является различными вариантами исполнения заявленного устройства.

Предпочтительно, чтобы ось, являясь силовым элементом устройства, была выполнена из материала, более твердого, чем материал, из которого выполнена втулка, для того, чтобы при работе устройства управления направляющими аппаратами компрессора основной износ шел по внутренней поверхности втулки, тем самым не ослабляя силовую часть устройства.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей.

На фиг. 1 показано заявленное устройство в собранном виде.

На фиг. 2 показано заявленное устройство в разобранном виде.

На фиг. 3 показана ось заявленного устройства с круглыми глухими отверстиями и графитовыми элементами.

На фиг. 4 показана ось заявленного устройства с глухим продольным пазом и графитовым элементом.

Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя содержит цилиндрическую втулку 1, по меньшей мере на участке внутренней поверхности 2 которой выполнен слой графита, установленную и жестко закрепленную в промежуточном корпусе (на фигах не показан), в которой установлена ось 3, на которой жестко закреплены два рычага 4 и 5, один 4 из которых соединен со штоком силового цилиндра (на фигах не показан), а второй 5 - с приводом направляющих аппаратов (на фигах не показан), при этом на участке наружной поверхности оси 6, расположенном непосредственно в зоне контакта втулки 1 и оси 3 выполнено, по меньшей мере, одно отверстие 7 и/или канавка 8, в котором установлен, по меньшей мере, один графитовый элемент 9, подпружиненный к внутренней поверхности 2 втулки 1 с помощью пружины 10.

Отверстие 7 и/или канавка 8 выполнены глухим или сквозным. В случае выполнения сквозного отверстия 7 (на фигах не показано) графитовый элемент 9 размещается с двух сторон отверстия. Пружина 10 при такой компоновке установлена между графитовыми элементами 9 и двумя торцами упирается в них.

Ось 3 выполнена из материала, более твердого, чем материал из которого выполнена втулка 1.

При необходимости изменить положение направляющего аппарата компрессора газотурбинного двигателя гидроцилиндр передает усилие на рычаг 4 устройства управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя. Рычаг 4 в свою очередь передает усилие на ось 3 устройства, которая проворачивается в закрепленной на корпусе втулке 1 и передает усилие на нижний рычаг 5 устройства, который в свою очередь посредством тяги передает усилие на привод направляющих аппаратов компрессора. При повороте устройства наружная поверхность оси 6 трется о внутреннюю поверхность втулки 2. Подпружиненная графитовая вставка 9, проворачиваясь вместе с осью 3 относительно втулки 1, истирается в месте контакта и оставляет след из графита на внутренней поверхности 2 втулки 1. Так графит доставляется в зону трения наружной цилиндрической поверхности оси 3 и внутренней цилиндрической поверхности 2 втулки 1. Смазка в свою очередь уменьшает усилие необходимое для проворота оси 3 во втулке 1 под нагрузкой, которую должен преодолеть гидроцилиндр со стороны направляющих аппаратов компрессора.

1. Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя, характеризующееся тем, что содержит цилиндрическую втулку, по меньшей мере, на участке внутренней поверхности которой выполнен слой графита, установленную и жестко закрепленную в промежуточном корпусе, в которой установлена ось, на которой жестко закреплены два рычага, один из которых соединен со штоком силового цилиндра, а второй - с приводом направляющих аппаратов, при этом на участке наружной поверхности оси, расположенном непосредственно в зоне контакта втулки и оси выполнено, по меньшей мере, одно отверстие и/или канавка, в котором установлен, по меньшей мере, один графитовый элемент, подпружиненный к внутренней поверхности втулки.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что отверстие и/или канавка выполнено глухим или сквозным.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что ось выполнена из материала, более твердого, чем материал, из которого выполнена втулка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции подшипниковых опор для класса герметичных насосов, в частности для подкласса насосов с магнитной муфтой. Техническая задача, на решение которой направлено предлагаемое решение, заключается в создании надежной и простой в изготовлении конструкции подшипниковых опор с мокрым ротором, повышении КПД насоса с магнитной муфтой, повышении химической стойкости опор и их защиты от абразивных включений с применением серийно выпускаемых подшипников.

Изобретение предназначено для использования в области энергетики. Предложена турбомашина 1, содержащая корпусную конструкцию и вал, поддерживаемый в ней с возможностью вращения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при технологических операциях сборки магнитных подвесов центробежных нагнетателей, их ремонте и иных работах по регулировке положения подвижных элементов вращающихся механизмов относительно неподвижных. Элементы для регулировки положения радиальных блоков датчиков размещаются за пределами корпуса опор.

Изобретение относится к интегрированному мотору-компрессору. Уравновешивающий и уплотняющий поршень для интегрированного мотора-компрессора содержит уравновешивающий поршень (50), выполненный с возможностью установки на валу (38) мотора-компрессора для компенсации перепада давлений, прилагаемых к колесам (34, 35, 36, 37) секции сжатия мотора-компрессора, между давлением всасывания и давлением нагнетания, уплотнительное устройство (51), окружающее уравновешивающий поршень и выполненное с возможностью установки на корпусе (31) мотора-компрессора (30) для обеспечения герметичности секции сжатия.

Объектом изобретения является система для приведения во вращение ротора газотурбинного двигателя относительно кожуха статора, при этом ротор содержит кольцевой ряд лопаток. Эта приводная система содержит: держатель (100), первый конец (101а) которого выполнен с возможностью удержания передней кромки первой лопатки кольцевого ряда и второй конец (101b) которого выполнен с возможностью удержания задней кромки первой лопатки; электрический двигатель (110), содержащий вал и корпус (111), закрепленный на держателе (100); и колесо (120), связанное с валом двигателя (110) и имеющее поверхность (121) качения, при этом колесо расположено таким образом, чтобы поверхность (121) качения могла входить в контакт с кольцевой стенкой кожуха статора, когда держатель (100) установлен на первой лопатке.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемого входного направляющего аппарата (ВНА) компрессора газотурбинного двигателя (ГТД). Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя содержит наружный корпус 1 и внутреннее кольцо 2 с установленными между ними направляющими лопатками, выполненными в виде неподвижных стоек 3, закрепленных в наружном корпусе 1 и внутреннем кольце 2, и поворотных закрылков 4 с верхними 5 и нижними 6 хвостовиками, установленными в подшипники 7 и 8 в соответствующих ответных отверстиях наружного корпуса 1 и внутреннего кольца 2.

Группа изобретений касается способа эксплуатации циркуляционного насоса, в частности, в системе отопления с приводом насоса с переменной скоростью. В способе система управления насосом модифицирует текущую рабочую точку насоса так, чтобы снизить шумовыделение насоса.

Настоящее изобретение относится к насосному и измельчительному устройству (1), включающему: по меньшей мере, один погружной насос (3), размещенный в резервуаре (2), являющемся подходящим для приема поступающего материала (5), и привод (4), предназначенный для приведения в действие погружного насоса (3).

Сухое газовое уплотнение, предназначенное для уплотнения вала турбомашины, содержащее стыковочное кольцо (34), выполненное с возможностью его присоединения к валу (14) турбомашины с обеспечением вращения указанного кольца со скоростью вращения вала, первичное кольцо (36), обеспечивающее уплотнение напротив стыковочного кольца (34), причем первичное кольцо выполнено с возможностью неповоротного присоединения к неподвижной части турбомашины, один или более упругих элементов (38), предварительно нагруженных для подталкивания первичного кольца (36) к стыковочному кольцу (34), причем первичное кольцо уплотнения присоединено к держателю (100) посредством неповоротной системы, содержащей один или более неповоротных штифтов или штырей (40) и промежуточный элемент или носитель (50), присоединенный к первичному кольцу (36) и действующий в качестве втулки-толкателя для осевого подталкивания первичного кольца (36) к стыковочному кольцу (34) под действием предварительно нагруженного упругого элемента (38); при этом имеется один или более датчиков, выполненных с возможностью измерения усилий и/или нагрузок, прикладываемых к первичному кольцу (36) и/или к одному или более упругим элементам, и/или с возможностью измерения смещений первичного кольца (36) или промежуточного элемента (50), для раннего выявления неисправности уплотнения, причем указанные один или более датчиков указанного уплотнения содержат один или более датчиков, принадлежащих к группе, состоящей из датчика (42, 80) смещения для измерения осевого смещения первичного кольца, датчика (90) смещения для измерения осевого смещения промежуточного элемента (50), тензометрического датчика (41) для измерения вращающего момента, прикладываемого к первичному кольцу (36), датчиков (80) нагрузки для измерения статической нагрузки, действующей на носитель и/или первичное кольцо, датчиков (80) нагрузки для измерения колебаний носителя и/или первичного кольца.

Группа изобретений относится к печам и вентиляторам для печей. Вентилятор (1) для печей содержит: опорную пластину (5), перпендикулярную оси (X) вращения и снабженную первой поверхностью (6), ограничивающей заднюю сторону (3) вентилятора (1), и второй поверхностью (7), направленной к передней стороне (2).

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемого входного направляющего аппарата (ВНА) компрессора газотурбинного двигателя (ГТД). Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя содержит наружный корпус 1 и внутреннее кольцо 2 с установленными между ними направляющими лопатками, выполненными в виде неподвижных стоек 3, закрепленных в наружном корпусе 1 и внутреннем кольце 2, и поворотных закрылков 4 с верхними 5 и нижними 6 хвостовиками, установленными в подшипники 7 и 8 в соответствующих ответных отверстиях наружного корпуса 1 и внутреннего кольца 2.
Наверх