Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемого входного направляющего аппарата (ВНА) компрессора газотурбинного двигателя (ГТД). Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя содержит наружный корпус 1 и внутреннее кольцо 2 с установленными между ними направляющими лопатками, выполненными в виде неподвижных стоек 3, закрепленных в наружном корпусе 1 и внутреннем кольце 2, и поворотных закрылков 4 с верхними 5 и нижними 6 хвостовиками, установленными в подшипники 7 и 8 в соответствующих ответных отверстиях наружного корпуса 1 и внутреннего кольца 2. Привод поворотных закрылков 4 выполнен в виде установленного во внутреннем кольце 2 электрического мотор-редуктора 10, имеющего цилиндрическую шестерню 11 на выходном валу для передачи вращения на сектор цилиндрической шестерни 9, установленный на нижнем хвостовике 6 поворотного закрылка 4, через промежуточную шестерню 18 и зубчатые венцы колеса внутреннего зацепления 17 и плоского зубчатого колеса 16, выполненные на внутренней обойме 15 шарикового радиально-упорного подшипника 12 с разъемной наружной обоймой. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемого входного направляющего аппарата (ВНА) компрессора газотурбинного двигателя (ГТД).

Известно устройство для регулирования угла поворота лопаток направляющего аппарата компрессора, содержащее поворотные лопатки направляющего аппарата, установленные в наружном корпусе и внутреннем кольце, и механизм поворота лопаток. Хвостовики лопаток имеют поводки, шарнирно связанные с поводковым кольцом. Механизм поворота лопаток, имеющий в своем составе гидроцилиндры, связанные шарнирно посредством двуплечего рычага с поводковым кольцом, размещен на внешней стороне наружного корпуса (Патент РФ №2511880, F01D 17/16, F04D 29/56, опубликован 10.04.2014 г.).

Известному техническому решению присущи следующие недостатки - расположение механизма поворота лопаток на внешней стороне наружного корпуса ВНА ведет к увеличенным габаритам и массе ГТД.

Известно выбранное за прототип устройство - регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя, содержащий направляющие лопатки, состоящие из неподвижной стойки и поворотного закрылка. Каждая неподвижная стойка закреплена в наружном корпусе и внутреннем кольце ВНА. Поворотные закрылки выполнены с верхними и нижними цилиндрическими цапфами, установленными в подшипники в соответствующих ответных отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца ВНА. Нижние цапфы поворотных закрылков оснащены рычагами. Механизм поворота закрылков закреплен во внутреннем кольце ВНА со стороны нижних цапф закрылков и выполнен в виде силового гидроцилиндра с кольцевым поршнем. На наружной поверхности кольцевого поршня выполнены радиальные выступы, соединенные шарнирно с рычагами нижних цапф поворотных закрылков (Патент РФ №2691276, F01D 17/12, F04D 29/56, опубликован 11.06.2019 г.).

К недостаткам прототипа следует отнести неравномерный износ кольцевого поршня гидроцилиндра из-за перекоса, возникающего под нагрузкой на радиальные выступы на его наружной поверхности со стороны рычагов внутренних хвостовиков поворотных закрылков. Это повышает вероятность утечек гидросмеси через уплотнения в цилиндре. Размещение механизма поворота закрылков в закрытом ограниченном пространстве внутреннего кольца ВНА затрудняет его инспекцию и выявление утечек, потенциально опасных при попадании в проточную часть компрессора ГТД.

При создании предлагаемого изобретения решается задача расширения арсенала технических средств - регулируемых входных направляющих аппаратов компрессора.

В регулируемом входном направляющем аппарате компрессора газотурбинного двигателя, который содержит наружный корпус и внутреннее кольцо с установленными между ними направляющими лопатками, выполненными в виде неподвижных стоек, закрепленных в наружном корпусе и внутреннем кольце, и поворотных закрылков с верхними и нижними хвостовиками, установленными в подшипники в соответствующих ответных отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца, привод поворотных закрылков выполнен в виде установленного во внутреннем кольце электрического мотор-редуктора, имеющего цилиндрическую шестерню на выходном валу для передачи вращения на сектор цилиндрической шестерни, установленный на нижнем хвостовике поворотного закрылка, через промежуточную шестерню и зубчатые венцы колеса внутреннего зацепления и плоского зубчатого колеса, выполненные на внутренней обойме шарикового радиально-упорного подшипника, имеющего разъемную наружную обойму.

На фиг. 1 показан продольный разрез регулируемого ВНА компрессора ГТД; на фиг. 2 - механизм поворота закрылков ВНА.

Регулируемый ВНА компрессора ГТД содержит наружный корпус 1 и внутреннее кольцо 2, между которыми установлены направляющие лопатки, выполненные в виде неподвижных стоек 3 и поворотных закрылков 4. Неподвижные стойки 3 закреплены в наружном корпусе 1 и внутреннем кольце 2. Поворотные закрылки 4 выполнены с верхними 5 и нижними 6 хвостовиками, установленными в подшипники 7 и 8 в соответствующих ответных отверстиях в наружном корпусе 1 и внутреннем кольце 2. На нижнем хвостовике 6 поворотного закрылка 4 установлен сектор цилиндрической шестерни 9. Во внутреннем кольце 2 установлен электрический мотор-редуктор 10 с цилиндрической шестерней 11 на его выходном валу, а также шариковый радиально-упорный подшипник 12 с разъемной наружной обоймой, состоящей из переднего 13 и заднего 14 колец. На внутренней обойме 15 подшипника 12 выполнены зубчатые венцы: плоского зубчатого колеса 16 и колеса внутреннего зацепления 17. Зубчатый венец колеса внутреннего зацепления 17 находится в зацеплении с цилиндрической шестерней 11 на выходном валу мотор-редуктора 10 через промежуточную шестерню 18. Зубчатый венец плоского зубчатого колеса 16 находится в зацеплении с сектором цилиндрической шестерни 9 на нижнем хвостовике 6 поворотного закрылка 4. Ось промежуточной шестерни 18 установлена на кронштейне 19 заднего кольца 14 наружной обоймы подшипника 12.

Устройство работает следующим образом.

При работе ГТД для поворота закрылка 4 на определенный угол подается питание на электрический мотор-редуктор 10. Шестерня 11 на его выходном валу через промежуточную шестерню 18 и зубчатый венец колеса внутреннего зацепления 17 приводит во вращение плоское зубчатое колесо 16. Находящийся в зацеплении с зубчатым венцом плоского зубчатого колеса 16 сектор цилиндрической шестерни 9, установленный на нижнем хвостовике 6 поворотного закрылка 4 поворачивает его. Вращение хвостовиков 5 и 6 закрылка 4 осуществляется в подшипниках 7 и 8, установленных в наружном корпусе 1 и внутреннем кольце 2. Силовая связь внутреннего кольца 2 с наружным корпусом 1 осуществляется посредством закрепленных в них неподвижных стоек 3. Суммарное усилие от выполненных на внутренней обойме 15 подшипника 12 зубчатых венцов плоского зубчатого колеса 16 и колеса внутреннего зацепления 17, передается через кольца 13 и 14 наружной обоймы подшипника 12 на внутреннее кольцо 2. Усилие с промежуточной шестерни 18 передается на внутреннее кольцо 2 через кронштейн 19 заднего кольца 14 наружной обоймы подшипника 12.

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя, характеризующийся тем, что содержит наружный корпус и внутреннее кольцо с установленными между ними направляющими лопатками, выполненными в виде неподвижных стоек, закрепленных в наружном корпусе и внутреннем кольце, и поворотных закрылков с верхними и нижними хвостовиками, установленными в подшипники в соответствующих ответных отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца, привод поворотных закрылков выполнен в виде установленного во внутреннем кольце электрического мотор-редуктора, имеющего цилиндрическую шестерню на выходном валу для передачи вращения на сектор цилиндрической шестерни, установленный на нижнем хвостовике поворотного закрылка, через промежуточную шестерню и зубчатые венцы колеса внутреннего зацепления и плоского зубчатого колеса, выполненные на внутренней обойме шарикового радиально-упорного подшипника, имеющего разъемную наружную обойму.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений касается способа эксплуатации циркуляционного насоса, в частности, в системе отопления с приводом насоса с переменной скоростью. В способе система управления насосом модифицирует текущую рабочую точку насоса так, чтобы снизить шумовыделение насоса.

Настоящее изобретение относится к насосному и измельчительному устройству (1), включающему: по меньшей мере, один погружной насос (3), размещенный в резервуаре (2), являющемся подходящим для приема поступающего материала (5), и привод (4), предназначенный для приведения в действие погружного насоса (3).

Сухое газовое уплотнение, предназначенное для уплотнения вала турбомашины, содержащее стыковочное кольцо (34), выполненное с возможностью его присоединения к валу (14) турбомашины с обеспечением вращения указанного кольца со скоростью вращения вала, первичное кольцо (36), обеспечивающее уплотнение напротив стыковочного кольца (34), причем первичное кольцо выполнено с возможностью неповоротного присоединения к неподвижной части турбомашины, один или более упругих элементов (38), предварительно нагруженных для подталкивания первичного кольца (36) к стыковочному кольцу (34), причем первичное кольцо уплотнения присоединено к держателю (100) посредством неповоротной системы, содержащей один или более неповоротных штифтов или штырей (40) и промежуточный элемент или носитель (50), присоединенный к первичному кольцу (36) и действующий в качестве втулки-толкателя для осевого подталкивания первичного кольца (36) к стыковочному кольцу (34) под действием предварительно нагруженного упругого элемента (38); при этом имеется один или более датчиков, выполненных с возможностью измерения усилий и/или нагрузок, прикладываемых к первичному кольцу (36) и/или к одному или более упругим элементам, и/или с возможностью измерения смещений первичного кольца (36) или промежуточного элемента (50), для раннего выявления неисправности уплотнения, причем указанные один или более датчиков указанного уплотнения содержат один или более датчиков, принадлежащих к группе, состоящей из датчика (42, 80) смещения для измерения осевого смещения первичного кольца, датчика (90) смещения для измерения осевого смещения промежуточного элемента (50), тензометрического датчика (41) для измерения вращающего момента, прикладываемого к первичному кольцу (36), датчиков (80) нагрузки для измерения статической нагрузки, действующей на носитель и/или первичное кольцо, датчиков (80) нагрузки для измерения колебаний носителя и/или первичного кольца.

Группа изобретений относится к печам и вентиляторам для печей. Вентилятор (1) для печей содержит: опорную пластину (5), перпендикулярную оси (X) вращения и снабженную первой поверхностью (6), ограничивающей заднюю сторону (3) вентилятора (1), и второй поверхностью (7), направленной к передней стороне (2).

Группа изобретений касается способа эксплуатации циркуляционного насоса с переменной скоростью, в частности, в системе отопления. Система управления насосом в способе эксплуатации, по меньшей мере, сенсорно определяет физический эксплуатационный параметр насоса и непосредственно или опосредованно сравнивает, по меньшей мере, с одним сохраненным контрольным значением, чтобы оценить данный вариант установки насоса.

Согласно настоящему изобретению предложена система измерения турбулентности потока (18) турбомашины, в частности компрессора турбомашины. Система (30) содержит: первый приемный элемент (47) с первым датчиком (52) давления и первым отверстием (48); второй приемный элемент (54) со вторым датчиком (58) давления и вторым отверстием (56), выполненным под наклоном относительно первого отверстия (48); и датчик (53) температуры.

Изобретение относится к нефтяному машиностроению и предназначено для разборки многоступенчатых погружных центробежных насосов, применяемых для откачки пластовой жидкости из скважин при нефтедобыче. Устройство содержит направляющую раму, на которой последовательно установлены прижатые друг к другу пневмомолот, насадка с коническими посадочными поверхностями, отрезок трубы с боковым окном, ступенчатый фланец, прижатый к торцу указанного корпуса.

Изобретение относится к области насосных установок, предназначенных для нагнетания под высоким давлением жидкости, например, для поддержания пластового давления. Установка горизонтальная насосная содержит опорную раму, электродвигатель, соединенный посредством муфты с упорной камерой, и секционный центробежный насос.

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в насосных агрегатах. Модуль радиального смещения содержит цилиндрический корпус и размещенный внутри него вал с концевыми посадочными элементами для соединения со смещенными по оси соединяемыми валами.

Группа изобретений относится к фиксатору (29) насосного подшипника для насоса влажного хода, причем фиксатор (29) насосного подшипника содержит радиально внутреннюю секцию (49), радиальный подшипник (37) с внутренней поверхностью (41) скольжения, выполненной с возможностью обеспечения смазочной пленки между поверхностью (41) скольжения и роторным валом (13) насоса (1), причем радиальный подшипник (37) установлен в радиально внутреннюю секцию (49), и радиально внешнюю секцию (51), продолжающуюся радиально наружу от секции (49).

Приводной механизм для привода первого и второго регулировочных элементов служащих для регулировки ориентации лопаток первой и второй спрямляющих ступеней турбомашины, соответственно, включает в себя средства для одновременного привода обоих регулировочных элементов в движение. Средства для привода обоих регулировочных элементов включают ведущее колесо, выполненное с возможностью одновременного приведения в движение первого и второго регулировочного элемента, а также две ступени зубчатой передачи.
Наверх