Воздушный винт и способ функционирования воздушного винта (варианты)
Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям воздушных винтов для винтокрылых летательных аппаратов. Воздушный винт содержит внутренний ряд лопастей воздушного винта и внешний ряд лопастей воздушного винта, установленный на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей. При этом лопасти внутреннего и внешнего ряда могут быть выполнены с изменяемым либо фиксированным шагом лопастей. На внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей установлены реактивные двигатели, обеспечивающие вращение воздушного винта. При этом воздушный винт может приводиться во вращение от выходного вала поршневого или турбореактивного двигателя внутреннего сгорания и реактивными двигателями, установленными на внешнем бандаже диска с лопастями внутреннего ряда лопастей воздушного винта. Увеличение или уменьшение потребной мощности на вращение воздушного винта зависит от углов установки лопастей внутреннего и/или внешнего рядов. Обеспечивается широкий диапазон регулирования тяги воздушного винта. 6 н.п. ф-лы, 1 ил.
Группа изобретений относится к области движителей для винтокрылых летательных аппаратов (ВЛА) любого типа и особенно предпочтительна для ВЛА, сочетающих в себе свойства вертолета, самолета или конвертоплана, использующих, как минимум один из вариантов исполнения винта с одним из трех вариантов привода: 1 - привода во вращение от выходного вала поршневого двигателя внутреннего сгорания и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта, или 2 - привода во вращение от выходного вала турбореактивного двигателя и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта или 3-е приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта, при этом увеличение или уменьшение потребной мощности на вращение воздушного винта зависит от угла установки лопастей внутреннего и/или внешнего рядов.
Из существующего уровня техники известен винт (пропеллер) - лопастной движитель летательных аппаратов, приводящийся в движение от выходного вала поршневого двигателя внутреннего сгорания или от выходного вала турбореактивного двигателя.
Однако из уровня техники не известен движитель летательных аппаратов в виде винта, содержащего внутренний ряд лопастей воздушного винта, при этом лопасти внутреннего ряда выполнены с фиксированным или изменяемым углом установки, внешний ряд лопастей воздушного винта, установленный на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей, при этом лопасти внешнего ряда выполнены с фиксированным или изменяемым углом установки, отличающегося тем, что приводится во вращение с одним из трех вариантов привода: - 1 варианта привода во вращение от выходного вала поршневого двигателя внутреннего сгорания и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта, или - 2 варианта привода во вращение от выходного вала турбореактивного двигателя и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта или - 3 варианта с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта, при этом увеличение или уменьшение потребной мощности на вращение воздушного винта зависит от угла установки лопастей внутреннего и/или внешнего рядов.
Таким образом, остается актуальной задача создания винта, содержащего внутренний ряд лопастей воздушного винта, при этом лопасти внутреннего ряда выполнены с фиксированным или изменяемым углом установки, внешний ряд лопастей воздушного винта, установленный на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей, при этом лопасти внешнего ряда выполнены с фиксированным или изменяемым углом установки, отличающегося тем, что приводится во вращение с одним из трех вариантов привода: - 1 варианта привода во вращение от выходного вала поршневого двигателя внутреннего сгорания и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта, или - 2 варианта привода во вращение от выходного вала турбореактивного двигателя и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта или - 3 варианта с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта, при этом увеличение или уменьшение потребной мощности на вращение воздушного винта зависит от угла установки лопастей внутреннего и/или внешнего рядов.
Задачей достижения технического результата, на который направлена заявленная группа изобретений, является создание винта, содержащего внутренний ряд лопастей воздушного винта, при этом лопасти внутреннего ряда выполнены с фиксированным или изменяемым углом установки, внешний ряд лопастей воздушного винта, установленный на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей, при этом лопасти внешнего ряда выполнены с фиксированным или изменяемым углом установки, отличающегося тем, что приводится во вращение с одним из трех вариантов привода: - 1 варианта привода во вращение от выходного вала поршневого двигателя внутреннего сгорания и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта, или - 2 варианта привода во вращение от выходного вала турбореактивного двигателя и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта или - 3 варианта с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта, при этом увеличение или уменьшение потребной мощности на вращение воздушного винта зависит от угла установки лопаток внутреннего и/или внешнего рядов.
Указанная задача (достижение технического результата) решается тем, что предложен винт по пункту 1 формулы изобретения. Указанная задача (достижение технического результата) решается также тем, что предложен винт по пункту 2 формулы изобретения.
Указанная задача (достижение технического результата) решается также тем, что предложен винт по пункту 3 формулы изобретения.
Технический результат достигается также в способах функционирования Воздушного винта по пунктам 4-6 формулы изобретения.
Сущность группы изобретений поясняется чертежом Фиг. 1.
На чертеже Фиг. 1 представлены пояснительные эскизы наиболее предпочтительного варианта исполнения винта (далее - ВВ) на эскизе Фиг. 1 (-1/1-), содержащего внутренний ряд лопастей воздушного винта в виде диска 4, например, с четырьмя лопастями 5, которые, например, имеют возможность изменения угла установки, например на плюс -минус 30 градусов Фиг. 1 (-1/3-), а на внешнем бандаже 1 диска 4 внутреннего ряда лопастей воздушного винта закреплены, например, четыре лопасти 3 внешнего ряда винта например, изменяемого шага винта, например приводом 2 в виде поворотного стержня. На эскизе Фиг. 1 (-1/2-) и Фиг. 1 (-1/3-) представлены пояснительные эскизы привода 6, например, в виде поворотного стержня, для изменения угла установки лопастей 5 с профилем 7, например на плюс - минус 30 градусов.
Работа ВВ, описанного по чертежу Фиг. 1 осуществляется следующим образом. В исходном положении ВВ лопасти 3 внешнего ряда воздушного винта с приводом 2 установлены в положение минимального о шага воздушного винта Фиг. 1 (-1/1 -), а лопасти 5 внутреннего ряда лопастей воздушного винта с приводом 6 в положение нулевого угла установки Фиг. 1 (-1/2-) и Фиг. 1 (-1/3-). Затем включают привод во вращение ВВ по одному из возможных трех вариантов привода: 1 - привода во вращение от выходного вала поршневого двигателя внутреннего сгорания и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта, или 2 - привода во вращение от выходного вала турбореактивного двигателя и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта или 3-е приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта до номинальных оборотов ВВ.
Далее одновременно или раздельно осуществляют широкое регулирование в пределах диапазона до максимальной мощности ВВ с помощью привода 6 и/или привода 2, и при этом увеличение или уменьшение потребной мощности на вращение воздушного винта зависит от угла установки лопастей внутреннего и/или внешнего рядов.
При необходимости реверса тяги ВВ положение угла установки лопастей внутреннего ряда, регулируемых с помощью привода 6 переводят в отрицательные значения Фиг. 1 (-1/3-), а шаг внешнего ряда лопастей винта в минимальные значения регулируемого с помощью привода 2. При этом, например для выполнения сложных фигур высшего пилотажа на летательных аппаратах, возможны режимы работы ВВ, когда углы установки лопастей внутреннего ряда в положение максимальной мощности ВВ, а шаг внешнего ряда лопастей винта в минимальном значении и наоборот. Указанные возможные режимы работы ВВ в сочетании с различными тяговыми возможностями в способах функционирования Воздушного винта по пунктам 4-6 формулы изобретения могут придавать новые полетные возможности и летные качества для существующих и/или новых типов летательных аппаратов.
Алгоритм работы других вариантов исполнения ВВ аналогичен вышеописанному.
Благодаря вышеперечисленному в группе изобретений достигается технический результат, заключающийся в создании винта, содержащего внутренний ряд лопастей воздушного винта, при этом лопасти внутреннего ряда выполнены с фиксированным или изменяемым углом установки, внешний ряд лопастей воздушного винта, установленный на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей, при этом лопасти внешнего ряда выполнены с фиксированным или изменяемым углом установки, отличающегося тем, что приводится во вращение с одним из трех вариантов привода: - 1 варианта привода во вращение от выходного вала поршневого двигателя внутреннего сгорания и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта, или - 2 варианта привода во вращение от выходного вала турбореактивного двигателя и с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей воздушного винта или - 3 варианта с приводом во вращение реактивными двигателями, закрепленными на внешнем бандаже внутреннего лопастей ряда воздушного винта, при этом увеличение или уменьшение потребной мощности на вращение воздушного винта зависит от угла установки лопастей внутреннего и/или внешнего рядов.
Литература:
1. Воздушный винт // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
2. Воздушный винт // Энциклопедия «Техника». - 2006. // Энциклопедия «Техника». - М: Росмэн. 2006.
3. Воздушный винт // Энциклопедия «Техника». - 2006. // Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
4. Г.С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. - М.: Машиностроение, 1974.
1. Воздушный винт, содержащий внутренний ряд лопастей воздушного винта, при этом лопасти внутреннего ряда выполнены с фиксированным углом установки, а также внешний ряд лопастей воздушного винта, установленный на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей, при этом лопасти внешнего ряда выполнены с изменяемым углом установки, отличающийся тем, что на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей установлены реактивные двигатели, обеспечивающие вращение воздушного винта.
2. Воздушный винт, содержащий внутренний ряд лопастей воздушного винта, при этом лопасти внутреннего ряда выполнены с изменяемым углом установки, а также внешний ряд лопастей воздушного винта, установленный на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей, при этом лопасти внешнего ряда выполнены с фиксированным углом установки, отличающийся тем, что на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей установлены реактивные двигатели, обеспечивающие вращение воздушного винта.
3. Воздушный винт, содержащий внутренний ряд лопастей воздушного винта, при этом лопасти внутреннего ряда выполнены с изменяемым углом установки, а также внешний ряд лопастей воздушного винта, установленный на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей, при этом лопасти внешнего ряда выполнены с изменяемым углом установки, отличающийся тем, что на внешнем бандаже внутреннего ряда лопастей установлены реактивные двигатели, обеспечивающие вращение воздушного винта.
4. Способ функционирования воздушного винта по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что воздушный винт приводится во вращение от выходного вала поршневого двигателя внутреннего сгорания и также приводится во вращение реактивными двигателями, установленными на внешнем бандаже диска с лопастями внутреннего ряда лопастей воздушного винта, и при этом увеличение или уменьшение потребной мощности на вращение воздушного винта зависит от углов установки лопастей внутреннего и/или внешнего рядов.
5. Способ функционирования воздушного винта по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что воздушный винт приводится во вращение от выходного вала турбореактивного двигателя и также приводится во вращение реактивными двигателями, установленными на внешнем бандаже диска с лопастями внутреннего ряда лопастей воздушного винта, и при этом увеличение или уменьшение потребной мощности на вращение воздушного винта зависит от углов установки лопастей внутреннего и/или внешнего рядов.
6. Способ функционирования воздушного винта по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что воздушный винт приводится во вращение реактивными двигателями, установленными на внешнем бандаже диска с лопастями внутреннего ряда лопастей воздушного винта, и при этом увеличение или уменьшение потребной мощности на вращение воздушного винта зависит от углов установки лопастей внутреннего и/или внешнего рядов.