Способ установки защитного футляра на действующий подземный трубопровод в стеснённых условиях и устройство для его осуществления



F16L57/00 - Укладка или замена неисправных труб; ремонт или соединение труб на поверхности воды или под водой (пайка или сварка B23K; подъемные устройства B66; гидротехнические сооружения, дренаж почвы E02B; земляные работы или подводное строительство E02D; машины для рытья траншей или сборки труб E02F; прокладка канализационных труб E03F 3/06; бурение буровых скважин E21B; проходка туннелей E21D; прокладка электрических или комбинированных оптических и электрических кабелей H02G; изготовление специальных соединений для труб, см. соответствующие рубрики для этих соединений)

Владельцы патента RU 2782946:

Паутов Валерий Иванович (RU)

Изобретение относится к области эксплуатации трубопроводов сетей инженерно-технического обеспечения и может быть использовано при установке на них защитных футляров в стесненных условиях. Способ установки защитного футляра на действующий подземный трубопровод в стесненных условиях включает пооперационные технологии выемки грунта на участках установки защитного футляра, укладки нижнего 2 и верхнего 3 сегментов защитных футляров с фиксацией их соединения между собой, продольного присоединения монтируемых частей защитного футляра к установленным на трубопровод частям защитного футляра, сохранения проектного положения трубопровода при производстве земляных и монтажных работ, обеспечения прочности, герметичности и долговечности конструкции «трубопровод-защитный футляр». Устройство для установки защитного футляра на действующий подземный трубопровод в стесненных условиях содержит монтажные крюки 20, попарно жестко закрепленные на каждом из продольных ребер каждого из верхних сегментов 3 защитного футляра, монтажные планки 21, выполненные с возможностью размещения в их внутренних полостях монтажных крюков 20 и попарно жестко закрепленные на каждом из продольных ребер каждого из нижних 2 сегментов защитного футляра, монтажные засовы 22, попарно жестко закрепленные в верхней части каждого из присоединяемых нижних 2 и верхних 3 сегментов защитного футляра, попарно жестко закрепленные на соответствующем нижнем 2 и верхнем 3 сегментах защитного футляра монтажные защелки 23, каждая из которых выполнена с подпружиненной маятниковой шторкой 25, с возможностью размещения монтажного засова 22 во внутренней полости монтажной защелки 23. 2 н.п. ф-лы, 15 ил.

 

Изобретение относится к области эксплуатации трубопроводов сетей инженерно-технического обеспечения и может быть использовано при установке на них защитных футляров в стесненных условиях.

В настоящее время одной из наиболее острых проблем, возникающих при строительстве объектов капитального строительства, в особенности - в крупных мегаполисах, является высокая плотность размещения существующих подземных трубопроводов сетей инженерно-технического обеспечения в стесненных условиях сложившейся городской застройки. В таких условиях выполнение работ по установке на трубопроводах защитных футляров с применением традиционных технологий, землеройной техники, материалов и оборудования сопряжено с высокими рисками повреждений не только смежных зданий и сооружений, но и самих трубопроводов (при этом наиболее высокие риски следует ожидать в отношении газопроводов). Прежде всего это относится к действующим трубопроводам, находящимся на расстоянии по горизонтали (в свету) от смежных зданий и сооружений, не позволяющем выполнять выемку грунта как механическим способом с применением известных промышленных образцов рабочих органов экскаватора, так и ручным способом на глубине более 1,0 м от поверхности земли.

При рассмотрении технической литературы, наиболее близко относящейся к данной проблематике, выявлен следующий ряд технических решений.

Известен способ ремонта трубопровода путем установки композитной муфты, включающий установку на его поврежденном участке цилиндрической муфты путем размещения вокруг трубопровода двух полумуфт, имеющих разделку кромок под сварку с образованием кольцевого зазора между внутренней поверхностью муфты и внешней поверхностью трубопровода, оснащение цилиндрической полумуфты по меньшей мере одним входным и по меньшей мере одним выходным патрубками, дробеструйную обработку поверхности поврежденного участка трубопровода и внутренней поверхности муфты перед ее установкой, герметизацию торцов муфты на трубопроводе и подачу в упомянутый кольцевой зазор через входной патрубок муфты композитного материала на основе эпоксидной смолы до появления композитного материала в выходном патрубке муфты, соединение муфт сваркой (патент на изобретение RU 2520778, кл. F16L 1/024, F16L 55/175, опубл. 27.06.2014 г., бюл. №18).

Недостатками данного способа являются:

отсутствие технологии и устройств механической выемки грунта, предотвращающих механические повреждения как самого трубопровода, так и близрасположенных зданий и сооружений;

отсутствие технологии монтажа на действующем трубопроводе композитной муфты;

опасность производства сварочных работ на трубопроводах, транспортирующих горючие и взрывоопасных вещества;

отсутствие технологии установки композитной муфты на протяженных участках действующего трубопровода.

Известен защитный кожух для трубопроводов, содержащий соединенные узлами крепления верхнюю и нижнюю части, выполненные в виде двух цилиндрических полуобечаек с диаметром, большим, чем диаметр защищаемого трубопровода, и снабженные по торцам узлами крепления между собой в рабочем их положении, охватывающем защищаемый трубопровод, упругодеформируемый компенсационный элемент в виде гофрированной трубы с амплитудой гофр, превышающей расстояние между внутренней поверхностью полуобечаек и наружной поверхностью защищаемого трубопровода или в виде спирали, навитой из упругодеформируемого материала, установленный в полости между внутренней поверхностью соединенных между собой полуобечаек и наружной поверхностью защищаемого трубопровода и взаимодействующий с этими поверхностями (патент на полезную модель RU 186886, кл. F16L 57/00, опубл. 23.04.2018 г., бюл. №4).

Недостатками данного защитного кожуха являются:

отсутствие технологии и устройств механической выемки грунта, предотвращающих механические повреждения как самого трубопровода, так и близрасположенных зданий и сооружений;

отсутствие технологии монтажа защитного кожуха на действующем трубопроводе;

отсутствие технологии установки защитного кожуха на протяженных участках действующего трубопровода.

Известно рабочее оборудование экскаватора, содержащее рукоять, ковш и стрелу, состоящую из двух частей, соединенных шарниром, гидроцилиндр поворота одной части относительно другой, стрела имеет специальный кронштейн для крепления гидроцилиндра рукояти, между ковшом и рукоятью установлено гидравлически управляемое дополнительное звено с кронштейном для крепления гидроцилиндра ковша, ось шарнира крепления дополнительного звена к рукояти расположена в плоскости перемещения рукояти, при этом привод поворота ковша включает телескопический гидроцилиндр и рычажный механизм, гидроцилиндр поворота дополнительного звена связан с рукоятью и шарнирно с дополнительным звеном, с возможностью отклонения его продольной оси в плоскости поворота дополнительного звена на угол 90° в каждую из двух сторон от среднего положения (патент на полезную модель RU 116519, кл. E02F3/28, опубл. 27.05.2012 г., бюл. №15).

Основным недостатком данного технического решения является отсутствие технологии применения рабочего оборудования экскаватора на действующем трубопроводе в стесненных условиях с исключением возможности механического повреждения как трубопровода, так и смежных с ним зданий и сооружений.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ локального ремонта действующего трубопровода, включающий подготовку ремонтируемого участка трубопровода, установку вкладыша, соединение на клеевом составе накладку с зачищенной от коррозии наружной поверхностью трубопровода, прижатие накладки к трубопроводу двумя устанавливаемыми по ее вертикальным краям стяжками, установку по окружности дефектного участка трубопровода армирующей сетки, размещение под нижней частью дефектного участка трубопровода нижней половины ремонтного футляра с подвешиванием ее на стропах, присоединенных к траверсе, заполнение пространства между нижней половиной ремонтного футляра и трубопроводом предварительно подготовленным цементно-песчаным раствором, нанесение цементно-песчаного раствора на поверхность трубопровода в месте последующей установки верхней половины ремонтного футляра, опускание верхней половины ремонтного футляра, жесткое соединение ее на сварке с нижней половиной ремонтного футляра, снятие стропы, выдержка дефектного участка трубопровода до окончательного затвердевания цементно-песчаного раствора, приведение трубопровода в готовность к перекачке (патент на изобретение RU 2729581, кл. F16L55/17, F16L55/175, опубл. 11.08.2020 г., бюл. №23).

Недостатками данного способа являются:

отсутствие технологии и устройств механической выемки грунта, предотвращающих механические повреждения как самого трубопровода, так и близрасположенных зданий и сооружений;

отсутствие технологии установки защитного футляра на протяженных участках действующего трубопровода.

Задача, решаемая в изобретении, заключается в устранении указанных недостатков путем применения способа, обеспечивающего возможность установки защитного футляра любой длины на действующий подземный трубопровод в стесненных условиях, с применением технологии и устройства для механической выемки грунта, предотвращающих механические повреждения трубопровода и близрасположенных зданий и сооружений, и с обеспечением требуемых прочности, герметичности и долговечности конструкции «трубопровод-защитный футляр».

Технический результат изобретения заключается в повышении безопасности и надежности установки защитного футляра на действующий подземный трубопровод.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается в результате того, что, согласно изобретению, способ установки защитного футляра на действующий подземный трубопровод в стесненных условиях заключается в том, что:

- перед началом установки защитного футляра выполняют выемку грунта над трубопроводом, до его верха, по всей длине устанавливаемого защитного футляра, на рукояти экскаватора закрепляют плоскостной землеройный рабочий орган, в верхней части каждого верхнего сегмента защитного футляра выполняют два ряда технологических отверстий, по 4 отверстия в каждом ряду на равном удалении друг от друга;

- при подготовке трубопровода к установке на нем передней части защитного футляра со стороны трубопровода, находящейся на расстоянии от близрасположенных зданий и сооружений менее минимально допустимого, на расстоянии друг от друга, примерно равном 0,5 ширины задней стенки плоскостного землеройного рабочего органа, заглубляют две направляющие сваи на глубину, при которой их нижние концы находятся ниже нижней отметки трубопровода примерно на 0,5 его диаметра, с обеспечением прилегания этих свай к боковой поверхности трубопровода, по направляющим сваям заглубляют плоскостной землеройный рабочий орган на глубину, при которой верхняя часть его маятникового захвата находится ниже нижней отметки трубопровода примерно на 0,25 его диаметра, поднимают плоскостной землеройный рабочий орган и сбрасывают грунт с маятникового захвата, ковшом экскаватора или вручную выполняют выемку грунта с противоположной стороны трубопровода, вручную вынимают грунт под нижней отметкой трубопровода, над участком трубопровода с выработанным грунтом устанавливают монтажные козлы, на продольных брусьях которых закрепляют два стропа на расстоянии друг от друга, примерно равном 0,7 длины нижнего или верхнего сегмента защитного футляра;

- на верхнюю часть трубопровода укладывают нижний сегмент защитного футляра, по стропам переводят его в нижнее положение, под нижнюю часть трубопровода, пространство между внутренней поверхностью нижнего сегмента защитного футляра и наружной поверхностью нижней части трубопровода заполняют цементно-песчаным раствором, выдерживают нижний сегмент защитного футляра на стропах до полного застывания цементно-песчаного раствора;

- верхний сегмент защитного футляра устанавливают на нижний сегмент защитного футляра с размещением его монтажных крюков во внутренней полости ответных монтажных планок нижнего сегмента защитного футляра, сдвигают верхний сегмент защитного футляра относительно нижнего сегмента защитного футляра до положения, при котором его кромка и кромка нижнего сегмента защитного футляра находятся в одной плоскости, пространство между внутренней поверхностью верхнего сегмента защитного футляра и наружной поверхностью верхней части трубопровода через технологические отверстия заполняют цементно-песчаным раствором, выдерживают смонтированную переднюю часть защитного футляра на стропах до полного застывания цементно-песчаного раствора, после чего снимают монтажные козлы со стропами;

- при подготовке трубопровода к установке второй части защитного футляра выполняют засыпку траншеи под передней частью защитного футляра до уровня, примерно равного 0,7 глубины залегания нижней отметки трубопровода, с послойным трамбованием грунта засыпки, затем повторяют те же действия по выемке грунта, как при подготовке трубопровода к установке передней части защитного футляра;

- при установке на трубопровод второй части защитного футляра нижний сегмент защитного футляра устанавливают в такой же последовательности, как при установке нижнего сегмента защитного футляра в передней части защитного футляра, помещают монтажные засовы на присоединяемом нижнем сегменте защитного футляра во внутренние полости ответных монтажных защелок защитного футляра на нижнем сегменте защитного футляра, смонтированном на передней части защитного футляра, сдвигают монтируемый нижний сегмент защитного футляра до фиксации положения его монтажных засовов в ответных монтажных защелках нижнего сегмента защитного футляра в передней части защитного футляра, пространство между внутренней поверхностью нижнего сегмента защитного футляра и наружной поверхностью нижней части трубопровода заполняют цементно-песчаным раствором, выдерживают нижний сегмент защитного футляра на стропах до полного застывания цементно-песчаного раствора;

- при установке на трубопровод второй части защитного футляра верхний сегмент защитного футляра устанавливают в такой же последовательности, как при установке верхнего сегмента защитного футляра в передней части защитного футляра, сдвигают монтируемый верхний сегмент защитного футляра до фиксации положения его монтажных засовов в ответных монтажных защелках верхнего сегмента защитного футляра в передней части защитного футляра, пространство между внутренней поверхностью верхнего сегмента защитного футляра и наружной поверхностью верхней части трубопровода через технологические отверстия заполняют цементно-песчаным раствором, выдерживают смонтированную вторую часть защитного футляра на стропах до полного застывания цементно-песчаного раствора, после чего снимают монтажные козлы со стропами;

- при необходимости установки на трубопровод очередных частей защитного футляра применяют такую же последовательность действий, как при установке второй части защитного футляра.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается также в результате того, что, согласно изобретению, устройство для установки защитного футляра на действующий подземный трубопровод в стесненных условиях содержит монтажные крюки, попарно жестко закрепленные на каждом из продольных ребер каждого из верхних сегментов защитного футляра на расстоянии от кромок верхнего сегмента защитного футляра, примерно равном 0,25 его длины, монтажные планки, выполненные с возможностью размещения в их внутренних полостях монтажных крюков и попарно жестко закрепленные на каждом из продольных ребер каждого из нижних сегментов защитного футляра на расстоянии от кромок нижнего сегмента защитного футляра, соответствующем положению монтажных крюков при установке верхнего сегмента защитного футляра на нижний сегмент защитного футляра, монтажные засовы, попарно жестко закрепленные в верхней части каждого из присоединяемых нижних и верхних сегментов защитного футляра на равном удалении друг от друга и от продольных ребер соответствующего нижнего и верхнего сегмента защитного футляра, попарно жестко закрепленные на соответствующем нижнем и верхнем сегментах защитного футляра монтажные защелки, каждая из которых выполнена с подпружиненной маятниковой шторкой, с возможностью размещения монтажного засова во внутренней полости монтажной защелки, плоскостной землеройный рабочий орган, включающий заднюю стенку с жестко закрепленными на ее нижнем ребре двумя коронками, маятниковый захват, подвижно установленный на петлях, неподвижно присоединенных к нижней части задней стенки, режущую кромку, жестко закрепленную на задней стенке под петлями, две гибкие связи, присоединенные к боковым ребрам задней стенки и к верхней части маятникового захвата.

Изобретение поясняется фиг. 1-15.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема выемки грунта плоскостным землеройным рабочим органом, общий вид.

На фиг. 2 изображена принципиальная схема заглубления плоскостного землеройного рабочего органа, вид в поперечном разрезе (позиция I).

На фиг. 3 изображена принципиальная схема выемки грунта плоскостным землеройным рабочим органом, вид в поперечном разрезе (позиция II).

На фиг. 4 изображена принципиальная схема выемки грунта с обратной стороны трубопровода по отношению к стороне с выемкой грунта плоскостным землеройным рабочим органом, вид в поперечном разрезе (позиция III).

На фиг. 5 изображена принципиальная схема установки нижнего сегмента защитного футляра на трубопровод, вид в поперечном разрезе (позиция IV).

На фиг. 6 изображена принципиальная схема установки нижнего сегмента защитного футляра в нижней части трубопровода с заполненным пространством между ними цементно-песчаным раствором, вид в поперечном разрезе (позиция V).

На фиг. 7 изображена принципиальная схема установки верхнего сегмента защитного футляра в верхней части трубопровода с заполненным пространством между ними цементно-песчаным раствором, вид в поперечном разрезе (позиция VI).

На фиг. 8 изображена принципиальная схема предварительного закрепления трубопровода с защитным футляром грунтом засыпки в проектном положении, вид в поперечном разрезе (позиция VII).

На фиг. 9 изображена принципиальная схема соединения между собой смежных нижних сегментов защитного футляра, вид в продольном разрезе (позиция VIII).

На фиг. 10 изображена принципиальная схема установки верхнего сегмента защитного футляра на участок трубопровода, примыкающий к участку трубопровода с установленным защитным футляром, вид в продольном разрезе (позиция IX).

На фиг. 11 изображена принципиальная схема соединения между собой смежных верхних сегментов защитного футляра, вид в продольном разрезе (позиция X).

На фиг. 12 изображена принципиальная схема установки крюка верхнего сегмента защитного футляра в ответной запорной планке нижнего сегмента защитного футляра, вид в разрезе.

На фиг. 13 изображена принципиальная схема фиксации крюка верхнего сегмента защитного футляра в ответной запорной планке нижнего сегмента защитного футляра, вид в разрезе.

На фиг. 14 изображена принципиальная схема установки засова устанавливаемого верхнего сегмента защитного футляра в ответной монтажной защелке смежного верхнего сегмента защитного футляра, вид в разрезе.

На фиг. 15 изображена принципиальная схема фиксации засова устанавливаемого верхнего сегмента защитного футляра в ответной монтажной защелке смежного верхнего сегмента защитного футляра, вид в разрезе.

На фиг. 1-15 применены следующие обозначения:

1 - трубопровод;

2 - нижний сегмент защитного футляра;

3 - верхний сегмент защитного футляра;

4 - технологическое отверстие;

5 - продольное замковое соединение;

6 - торцевое замковое соединение;

7 - цементно-песчаный раствор;

8 - плоскостной землеройный рабочий орган;

9 - экскаватор;

10 - направляющая свая;

11 - задняя стенка;

12 - маятниковый захват;

13 - режущая кромка;

14 - коронка;

15 - гибкая связь;

16 - петля;

17 - участок с выработанным грунтом;

18 - строп;

19 - монтажные козлы;

20 - монтажный крюк;

21 - монтажная планка;

22 - монтажный засов;

23 - монтажная защелка;

24 - продольный брус;

25 - подпружиненная маятниковая шторка.

Способ установки защитного футляра на действующий подземный трубопровод в стесненных условиях и устройство для его осуществления реализуются следующим образом.

Выполняют монтаж плоскостного землеройного рабочего органа 8 (см. фиг. 1), для чего на нижнем ребре его задней стенки 11 на равном удалении от ее боковых ребер и друг от друга жестко закрепляют две коронки 14, к нижней части задней стенки 11, на ее боковых краях, неподвижно присоединяют две петли 16 с установленным в них маятниковым захватом 12, в нижней части задней стенки 11, под петлями 16, жестко закрепляют режущую кромку 13, к боковым ребрам задней стенки 11, над петлями 16, и к верхней части маятникового захвата 12 присоединяют две гибкие связи 15. Заднюю стенку 11 плоскостного землеройного рабочего органа 8 закрепляют на рукояти экскаватора 9. Для выполнения продольных замковых соединений 5 (см. фиг. 9-11) на каждом из продольных ребер каждого из верхних сегментов защитного футляра 3 на расстоянии от его кромок, примерно равном 0,25 его длины, попарно жестко закрепляют монтажные крюки 20, а на каждом из продольных ребер каждого из нижних сегментов защитного футляра 2 на расстоянии от кромок нижнего сегмента защитного футляра, соответствующем положению монтажных крюков 20 при установке верхнего сегмента защитного футляра 3 на нижний сегмент защитного футляра 2 попарно жестко закрепляют монтажные планки 21, выполненные с возможностью размещения в их внутренних полостях монтажных крюков 20. Для выполнения торцевых замковых соединений 6 в верхней части каждого из присоединяемых нижних 2 и верхних 3 сегментов защитного футляра на равном удалении друг от друга и от продольных ребер соответствующего нижнего 2 и верхнего 3 сегмента защитного футляра попарно жестко закрепляют монтажные засовы 22, а на соответствующем нижнем 2 и верхнем 3 сегментах защитного футляра попарно жестко закрепляют монтажные защелки 23, каждую из которых выполняют с подпружиненной маятниковой шторкой 25, с возможностью размещения монтажного засова 22 во внутренней полости монтажной защелки 23. Для обеспечения заполнения пространства между внутренней поверхностью нижнего сегмента защитного футляра 2 и наружной поверхностью нижней части трубопровода 1 цементно-песчаным раствором 7 в верхней части каждого верхнего сегмента защитного футляра 3 выполняют два ряда технологических отверстий 4, по 4 отверстия в каждом ряду на равном удалении друг от друга.

По всей длине участка трубопровода 1, на который предусматривается установка защитного футляра, выполняют выемку грунта до верха трубопровода 1 на глубину, позволяющую определить его габариты по ширине (см. фиг. 2).

Для предотвращения повреждения изоляционного покрытия трубопровода 1 в процессе выемки грунта с его стороны, находящейся на расстоянии от близрасположенных зданий и сооружений менее минимально допустимого, заглубляют две направляющие сваи 10 с обеспечением их прилегания к боковой поверхности трубопровода 1 на расстоянии друг от друга, примерно равном 0,5 диаметра трубопровода 1, на глубину, при которой их нижние концы находятся ниже нижней отметки трубопровода 1 примерно на 0,5 его диаметра (см. фиг. 2). Плоскостной землеройный рабочий орган 8 устанавливают с прилеганием его задней стенки 11 к направляющим сваям 10 и заглубляют на глубину, при которой верхняя часть его маятникового захвата 12 находится ниже нижней отметки трубопровода 1 примерно на 0,25 его диаметра (см. фиг. 2). При подъеме плоскостного землеройного рабочего органа 8 маятниковый захват 12 под воздействием грунта наклоняется относительно задней стенки 11 на величину, ограниченную длиной гибких связей 15, и выталкивает вверх находящийся над ним грунт (см. фиг. 3). После поднятия плоскостного землеройного рабочего органа 8 сбрасывают грунт с маятникового захвата 12. Выемку грунта с противоположной стороны трубопровода 1 выполняют ковшом экскаватора 9 или вручную на ту же глубину, как и глубина выемки грунта, выполненная плоскостным землеройным рабочим органом 8, на ширину относительно трубопровода 1, обеспечивающую возможность выполнения работ в траншее вручную (см. фиг. 4). Вынимают вручную грунт под нижней отметкой трубопровода 1 до выемки, выполненной плоскостным землеройным рабочим органом 8 (см. фиг. 5). Над участком с выработанным грунтом 17 устанавливают монтажные козлы 19 с длиной продольных брусьев 24, примерно равной 1,2 длины нижнего 2 или верхнего 3 сегмента защитного футляра, на продольных брусьях 24 закрепляют два стропа 18 на расстоянии друг от друга, примерно равном 0,7 длины нижнего 2 или верхнего 3 сегмента защитного футляра (см. фиг. 5).

Нижний сегмент защитного футляра 2 при помощи подъемного механизма (не показан) опускают через монтажные козлы 19 на верхнюю часть трубопровода 1 (см. фиг. 5), переводят его по стропам 18 в нижнее положение, под нижнюю часть трубопровода 1 (см. фиг. 6). Пространство между внутренней поверхностью нижнего сегмента защитного футляра 2 и наружной поверхностью нижней части трубопровода 1 заполняют цементно-песчаным раствором 7, не допуская образования в нем пустот, выдерживают нижний сегмент защитного футляра 2 на стропах 18 до полного застывания цементно-песчаного раствора 7.

Верхний сегмент защитного футляра 3 при помощи подъемного механизма (не показан) опускают через монтажные козлы 19 на нижний сегмент защитного футляра 2 с размещением монтажных крюков верхнего сегмента защитного футляра 3 во внутренней полости ответных монтажных планок нижнего сегмента защитного футляра 2 (см. фиг. 7, 12). Верхний сегмент защитного футляра 3 сдвигают относительно нижнего сегмента защитного футляра 2 до положения, при котором его кромка и кромка нижнего сегмента защитного футляра 2 находятся в одной плоскости (см. фиг. 13). Пространство между внутренней поверхностью верхнего сегмента защитного футляра 3 и наружной поверхностью верхней части трубопровода 1 через технологические отверстия 4 заполняют цементно-песчаным раствором 7, не допуская образования в нем пустот, выдерживают смонтированную переднюю часть защитного футляра на стропах 18 до полного застывания цементно-песчаного раствора 7, что обеспечивает требуемые параметры прочности, герметичности и долговечности конструкции «трубопровод-защитный футляр», после чего снимают монтажные козлы 19 со стропами 18 (см. фиг. 8).

При подготовке участка трубопровода 1 к установке второй части защитного футляра для обеспечения сохранения проектного положения трубопровода 1 выполняют засыпку траншеи под передней частью защитного футляра до уровня, примерно равного 0,7 глубины залегания нижней отметки трубопровода, с послойным трамбованием грунта засыпки (см. фиг. 8). Последующие действия по выемке грунта на участке размещения второй части защитного футляра выполняют по технологии, применяемой при выемке грунта на участке установки передней части защитного футляра.

При установке на трубопровод 1 второй части защитного футляра нижний сегмент защитного футляра 2 устанавливают в такой же последовательности, как при установке нижнего сегмента защитного футляра 2 в передней части защитного футляра (см. фиг. 9), при этом монтажные засовы 22 на присоединяемом нижнем сегменте защитного футляра 2 помещают во внутренние полости ответных монтажных защелок 23 защитного футляра на нижнем сегменте защитного футляра 2, смонтированном на передней части защитного футляра, сдвигают монтируемый нижний сегмент защитного футляра 2 до фиксации положения его монтажных засовов 22 в ответных монтажных защелках 23 нижнего сегмента защитного футляра 2 в передней части защитного футляра посредством выполненных на монтажных защелках 23 подпружиненных маятниковых шторок 25. Пространство между внутренней поверхностью нижнего сегмента защитного футляра 2 и наружной поверхностью нижней части трубопровода 1 заполняют цементно-песчаным раствором 7, не допуская образования в нем пустот, выдерживают нижний сегмент защитного футляра на стропах 18 до полного застывания цементно-песчаного раствора 7.

Установку верхнего сегмента защитного футляра 3 второй части защитного футляра выполняют в такой же последовательности, как при установке верхнего сегмента защитного футляра 3 в передней части защитного футляра (см. фиг. 10), при этом сдвигают монтируемый верхний сегмент защитного футляра 3 до фиксации положения его монтажных засовов 22 в ответных монтажных защелках 23 верхнего сегмента защитного футляра 3 в передней части защитного футляра посредством выполненных на монтажных защелках 23 подпружиненных маятниковых шторок 25 (см. фиг. 11, 14, 15). Пространство между внутренней поверхностью верхнего сегмента защитного футляра 3 и наружной поверхностью верхней части трубопровода 1 через технологические отверстия 4 заполняют цементно-песчаным раствором 7, не допуская образования в нем пустот, выдерживают смонтированную вторую часть защитного футляра на стропах 18 до полного застывания цементно-песчаного раствора 7, после чего снимают монтажные козлы 19 со стропами 18.

При необходимости установки на трубопровод 1 очередных частей защитного футляра применяют такую же последовательность действий, как при установке второй части защитного футляра.

Таким образом, в результате реализации предложенного технического решения обеспечивается повышение безопасности и надежности установки защитного футляра на действующий подземный трубопровод в стесненных условиях за счет установки защитного футляра любой длины на действующий подземный трубопровод, с применением технологии и устройства для механической выемки грунта, предотвращающих механические повреждения трубопровода и близрасположенных зданий и сооружений, с обеспечением требуемых прочности, герметичности и долговечности конструкции «трубопровод-защитный футляр».

1. Способ установки защитного футляра на действующий подземный трубопровод в стесненных условиях, заключающийся в том, что:

- перед началом установки защитного футляра выполняют выемку грунта над трубопроводом, до его верха, по всей длине устанавливаемого защитного футляра, на рукояти экскаватора закрепляют плоскостной землеройный рабочий орган, в верхней части каждого верхнего сегмента защитного футляра выполняют два ряда технологических отверстий, по 4 отверстия в каждом ряду на равном удалении друг от друга;

- при подготовке трубопровода к установке на нем передней части защитного футляра со стороны трубопровода, находящейся на расстоянии от близрасположенных зданий и сооружений менее минимально допустимого, на расстоянии друг от друга, примерно равном 0,5 ширины задней стенки плоскостного землеройного рабочего органа, заглубляют две направляющие сваи на глубину, при которой их нижние концы находятся ниже нижней отметки трубопровода примерно на 0,5 его диаметра, с обеспечением прилегания этих свай к боковой поверхности трубопровода, по направляющим сваям заглубляют плоскостной землеройный рабочий орган на глубину, при которой верхняя часть его маятникового захвата находится ниже нижней отметки трубопровода примерно на 0,25 его диаметра, поднимают плоскостной землеройный рабочий орган и сбрасывают грунт с маятникового захвата, ковшом экскаватора или вручную выполняют выемку грунта с противоположной стороны трубопровода, вручную вынимают грунт под нижней отметкой трубопровода, над участком трубопровода с выработанным грунтом устанавливают монтажные козлы, на продольных брусьях которых закрепляют два стропа на расстоянии друг от друга, примерно равном 0,7 длины нижнего или верхнего сегмента защитного футляра;

- на верхнюю часть трубопровода укладывают нижний сегмент защитного футляра, по стропам переводят его в нижнее положение, под нижнюю часть трубопровода, пространство между внутренней поверхностью нижнего сегмента защитного футляра и наружной поверхностью нижней части трубопровода заполняют цементно-песчаным раствором, выдерживают нижний сегмент защитного футляра на стропах до полного застывания цементно-песчаного раствора;

- верхний сегмент защитного футляра устанавливают на нижний сегмент защитного футляра с размещением его монтажных крюков во внутренней полости ответных монтажных планок нижнего сегмента защитного футляра, сдвигают верхний сегмент защитного футляра относительно нижнего сегмента защитного футляра до положения, при котором его кромка и кромка нижнего сегмента защитного футляра находятся в одной плоскости, пространство между внутренней поверхностью верхнего сегмента защитного футляра и наружной поверхностью верхней части трубопровода через технологические отверстия заполняют цементно-песчаным раствором, выдерживают смонтированную переднюю часть защитного футляра на стропах до полного застывания цементно-песчаного раствора, после чего снимают монтажные козлы со стропами;

- при подготовке трубопровода к установке второй части защитного футляра выполняют засыпку траншеи под передней частью защитного футляра до уровня, примерно равного 0,7 глубины залегания нижней отметки трубопровода, с послойным трамбованием грунта засыпки, затем повторяют те же действия по выемке грунта, как при подготовке трубопровода к установке передней части защитного футляра;

- при установке на трубопровод второй части защитного футляра нижний сегмент защитного футляра устанавливают в такой же последовательности, как при установке нижнего сегмента защитного футляра в передней части защитного футляра, помещают монтажные засовы на присоединяемом нижнем сегменте защитного футляра во внутренние полости ответных монтажных защелок защитного футляра на нижнем сегменте защитного футляра, смонтированном на передней части защитного футляра, сдвигают монтируемый нижний сегмент защитного футляра до фиксации положения его монтажных засовов в ответных монтажных защелках нижнего сегмента защитного футляра в передней части защитного футляра, пространство между внутренней поверхностью нижнего сегмента защитного футляра и наружной поверхностью нижней части трубопровода заполняют цементно-песчаным раствором, выдерживают нижний сегмент защитного футляра на стропах до полного застывания цементно-песчаного раствора;

- при установке на трубопровод второй части защитного футляра верхний сегмент защитного футляра устанавливают в такой же последовательности, как при установке верхнего сегмента защитного футляра в передней части защитного футляра, сдвигают монтируемый верхний сегмент защитного футляра до фиксации положения его монтажных засовов в ответных монтажных защелках верхнего сегмента защитного футляра в передней части защитного футляра, пространство между внутренней поверхностью верхнего сегмента защитного футляра и наружной поверхностью верхней части трубопровода через технологические отверстия заполняют цементно-песчаным раствором, выдерживают смонтированную вторую часть защитного футляра на стропах до полного застывания цементно-песчаного раствора, после чего снимают монтажные козлы со стропами;

- при необходимости установки на трубопровод очередных частей защитного футляра применяют такую же последовательность действий, как при установке второй части защитного футляра.

2. Устройство для установки защитного футляра на действующий подземный трубопровод в стесненных условиях, содержащее монтажные крюки, попарно жестко закрепленные на каждом из продольных ребер каждого из верхних сегментов защитного футляра на расстоянии от кромок верхнего сегмента защитного футляра, примерно равном 0,25 его длины, монтажные планки, выполненные с возможностью размещения в их внутренних полостях монтажных крюков и попарно жестко закрепленные на каждом из продольных ребер каждого из нижних сегментов защитного футляра на расстоянии от кромок нижнего сегмента защитного футляра, соответствующем положению монтажных крюков при установке верхнего сегмента защитного футляра на нижний сегмент защитного футляра, монтажные засовы, попарно жестко закрепленные в верхней части каждого из присоединяемых нижних и верхних сегментов защитного футляра на равном удалении друг от друга и от продольных ребер соответствующего нижнего и верхнего сегмента защитного футляра, попарно жестко закрепленные на соответствующем нижнем и верхнем сегментах защитного футляра монтажные защелки, каждая из которых выполнена с подпружиненной маятниковой шторкой, с возможностью размещения монтажного засова во внутренней полости монтажной защелки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ограничительным упорам. Упор устанавливается в защитной стене.

Группа изобретений относится к защитному устройству для концевой части стальной трубы с наружной резьбой. Технический результат – улучшение операции посадки трубы, облегчение выравнивания концов труб.

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для разделения силовых конструкций космических аппаратов. Система разделения силовых конструкций космических аппаратов содержит силовые узлы, установленные по окружности разделяемых конструкций.

Изобретение относится к области внутритрубной диагностики трубопроводов. Способ выявления растущих дефектов магистральных трубопроводов включает определение критерия выявления растущих дефектов, осуществление внутритрубной диагностики магистрального трубопровода путем пропуска внутритрубных инспекционных приборов (ВИП), определение на основании полученной информации величины параметра сигнала от дефекта, соответствующего выбранному для определения критерия выявления растущих дефектов; сопоставление величины параметра сигнала от дефекта с величиной соответствующего параметра сигнала от дефекта предыдущего пропуска ВИП; выявление разницы этих величин; проведение сравнения полученной разницы и критерия выявления растущих дефектов.

Изобретение относится к фитингу для взаимного соединения низкоуглеродистых стальных труб с полиолефиновой футеровкой. Соединяющее трубы устройство для присоединения к футерованной полиолефином трубе содержит трубный фитинг, содержащий полый корпус с каналом, имеющим первый внутренний диаметр на первом торце, второй внутренний диаметр, находящийся вблизи второго торца и превышающий вышеупомянутый первый внутренний диаметр, и конус между первым торцом и вторым торцом, уплотнительное кольцо, имеющее внутренний диаметр и наружный конус на одном торце и стыковочный рельеф на внутренней поверхности фитинга, причем цилиндрическая полиолефиновая футеровка, которая в месте расширения и прижатия к внутренней поверхности вышеупомянутой трубы имеет внутренний диаметр, практически равный внутреннему диаметру уплотнительного кольца, прикреплена к трубному фитингу посредством вставки вышеупомянутой футеровки в канал и последующей вставки уплотнительного кольца в вышеупомянутую футеровку, в результате чего прижатая часть вышеупомянутой футеровки оказывается в зацеплении со стыковочным рельефом.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефти и газа и может быть использовано для защиты подземных трубопроводов, прокладываемых в скальных и/или мерзлых грунтах. Целью изобретения является создание способа защиты подземного трубопровода от механических повреждений, исключающего указанные недостатки аналогов и прототипа, снижение трудоемкости обустройства траншеи в скальных, грунтах, а также повышение эксплуатационной надежности трубопровода.

Изобретение относится к вспомогательной оснастке для защиты от механических повреждений сквозных отверстий и бонок, изготовленных с определенным допуском и предназначенных для посадки с соответствующим классом точности, может быть использовано в машиностроении, в частности на предприятиях авиационной промышленности, при проведении агрегатно-сборочных работ.

Изобретение относится к области строительства и ремонта подземных газопроводов, проложенных в слое сезонно протаивающего и промерзающего грунта. Для исключения возможности возникновения аварийных ситуаций, связанных с деформированием газопроводных труб при замерзании грунтовых вод, поступающих при разгерметизации уплотнений в межтрубное пространство футляра, предусматривается размещение в нижней части футляра хлористого кальция.

Изобретение относится к трубным резьбовым компонентам бурильных труб, применяемых в нефтяных и газовых скважинах. Технический результат – обеспечение блокировки свинчивания.

Изобретение относится к трубам, резервуарам и сосудам с водостойким барьером, а также способам их изготовления. Конструктивный элемент железобетонной конструкции содержит железобетонный каркас 104 и головку 106 вокруг отверстия.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при бестраншейной замене старых подземных трубопроводов, при ремонте и реконструкции подземных коммуникаций. Способ включает разрушающее воздействие на старый трубопровод рабочим органом, пропускание последнего по оси старого трубопровода с затягиванием нового трубопровода при помощи рабочего органа, приспособленного для прокладки нового трубопровода большего диаметра, чем старый трубопровод, и извлечение обломков старого трубопровода на поверхность через его неразрушенную часть.
Наверх