Лифт грузопассажирский рудничный

Изобретение относится к области подъемно-транспортного оборудования. Лифт грузопассажирский рудничный содержит транспортировочный узел, верхнее и нижнее буферные устройства. На раме транспортировочного узла смонтированы кабина, привод и ловитель для аварийного торможения. Буферные устройства установлены соответственно на верхней секции направляющего монорельса и на нижней опорной площадке монорельсового става. Транспортировочный узел установлен с возможностью передвижения по направляющему монорельсу посредством обкатки зубчатого колеса выходного вала привода по рейке. Направляющий монорельс состоит из отдельных скрепленных между собой секций. Рейка закреплена на каждой секции. Положение рамы транспортировочного узла зафиксировано прижимными роликами для прямолинейного движения кабины вдоль направляющего монорельса. Каретка привода поджата к рейке прижимными роликами с зазором 1 - 1,5 мм. Выходной вал ловителя соединен зубчатой шестерней с рейкой. Ловитель снабжен датчиком, который выдает команду на отключение электропитания привода. Привод установлен над кабиной. Достигается повышение эксплуатационных надежности и безопасности лифта. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Область техники

Заявляемое техническое решение относится к области подъемно-транспортного оборудования и предназначено для перевозки людей или грузов между горизонтами, обустройства аварийных выходов в подземных выработках и на промышленных площадках шахт и рудников.

Уровень техники

Известен, например, подъемник (а.с. СССР №1175850 на изобретение, МПК B66B 11/08, 30.08.1985), содержащий кабину, связанную с одной из ветвей бесконечного тягового каната, огибающего установленный в нижней части шахты канатоведущий шкив и верхний отводной блок. При этом с целью повышения надежности с одновременным снижением потребляемой мощности привода, он снабжен кинематически связанным с канатоведущим шкивом натяжным грузом, установленным с возможностью вертикального перемещения, и противовесом, связанным с второй ветвью тягового каната.

Также известен шахтный подъемник (а.с. СССР №1266831 на изобретение, МПК B66B 15/08, 30.10.198), привод, направляющие, перемещающуюся по ним кабину с роликами и редуктором. Привод выполнен в виде установленного на кабине двигателя внутреннего сгорания. Кабина, перемещающаяся с роликами и редуктором по направляющим в виде роликовых реек, снабжена обводными звездочками, валом, на котором они установлены, и кожухами с фигурными направляющими, закрепленными на кабине. Бесконечный гибкий тяговый орган, посредством которого установленная на выходном валу редуктора приводная звездочка связана с приводом, выполнен в виде двухцепных гусениц. Гусеницы установлены в кожухи и снабжены выдвижными пальцами.

Указанный аналог [2] является по совокупности существенных признаков наиболее близким аналогом того же назначения к заявляемому техническому решению. Поэтому он принят в качестве прототипа.

Решаемой технической проблемой является необходимость повышения эксплуатационных показателей лифта грузопассажирского рудничного.

Канатная конструкция аналога [1] имеет низкую эксплуатационную безопасность. При этом у прототипа [2] сложная конструкция и отсутствуют средства безопасности.

Раскрытие заявляемого технического решения

Техническим результатом, обеспечиваемым заявляемым техническим решением, является повышение эксплуатационных надежности и безопасности лифта.

Другим техническим результатом является упрощение обслуживания лифта.

Сущность заявленного технического решения состоит в том, что лифт грузопассажирский рудничный содержит транспортировочный узел, на раме которого смонтированы кабина и привод. При этом привод установлен над кабиной. Отличается тем, что транспортировочный узел установлен с возможностью передвижения по направляющему монорельсу посредством обкатки зубчатого колеса выходного вала привода по рейке. При этом направляющий монорельс состоит из отдельных скрепленных между собой секций, причем рейка закреплена на каждой секции. При этом положение рамы транспортировочного узла зафиксировано прижимными роликами для прямолинейного движения кабины вдоль направляющего монорельса. Кроме того, каретка привода поджата к рейке прижимными роликами. При этом на раме транспортировочного узла смонтирован ловитель для аварийного торможения, выходной вал которого соединен зубчатой шестерней с рейкой. Причем ловитель снабжен датчиком, который выдает команду на отключение электропитания привода.

Вышеуказанная сущность является совокупностью существенных признаков заявленного технического решения, обеспечивающих достижение заявленного всех заявленных технических результатов.

В частных случаях допустимо выполнять техническое решение следующим образом.

Привод содержит предпочтительно два мотор-редуктора.

Каретка привода поджата к рейке прижимными роликами с преимущественным зазором 1-1,5 мм.

Лифт предпочтительно содержит верхнее и нижнее буферные устройства, которые установлены соответственно на верхней секции направляющего монорельса и на нижней опорной площадке монорельсового става.

Автором заявленного технического решения изготовлен опытный образец этого решения, испытания которого подтвердили достижение технического результата.

Краткое описание чертежей

На фигуре 1 показан общий вид лифта; на фиг. 2 - секция монорельса; на фиг. 3 - транспортировочный узел лифта.

Осуществление технического решения.

Лифт грузопассажирский рудничный (фиг. 1) содержит направляющий монорельс (1), транспортировочный узел (2), посадочные площадки (3), верхнее буферное устройство (4), нижнее буферное устройство (5), пост вызова площадок (6), пост машинного отделения (7), коробку соединительную (8), защитное сетчатое ограждение (9), кронштейн подвесного кабеля (10) и питающий кабель (11).

Направляющий монорельс (1) состоит из отдельных секций, скрепленных между собой и прикрепленных анкерными кронштейнами к стене восстающего ствола шахты при отсутствии опорной металлоконструкции шахты и сваркой к опорной металлоконструкции шахты при ее наличии. На каждой секции закреплена зубчатая рейка (12) (фиг. 2). Верхнее и нижнее буферные устройства (4, 5) служат как механические ограничители перемещения транспортировочного узла (2).

Транспортировочный узел (2) (фиг. 3) установлен с возможностью передвижения по направляющему монорельсу (1) посредством обкатки зубчатого колеса по рейке (12).

На раме (13) транспортировочного узла (2) смонтированы кабина (14), привод, ловитель (15) для аварийного торможения, а также электрооборудование и крыша.

Рама (13) устанавливается на направляющий монорельс (1) в сборе с кабиной (14) через верх, при снятом верхнем буферном устройстве (4). Положение рамы (13) зафиксировано прижимными роликами, которые обеспечивают прямолинейное движение кабины (14) вдоль направляющего монорельса (1).

Привод выполнен частотно-регулируемым и установлен на раме (13) над кабиной (14) и содержит предпочтительно два мотор-редуктора (16), которые перемещают кабину (14) вверх и вниз. На выходной вал мотор-редуктора (16) привода установлено зубчатое колесо, которое входит в зацепление с рейкой (12) направляющего монорельса (1). Питание привода осуществляется от сети переменного тока через частотный преобразователь и передача сигналов в кабину (14) и из нее осуществляется по сигнальному кабелю (11). Направление прямолинейного движения транспортировочного узла (2) определяют ходовые и опорные ролики (17).

Каретка привода (18) поджата к рейке (12) прижимными роликами с зазором 1-1,5 мм. При движении кабины (14) каретка приводов, благодаря "плавающей" конструкции, сама ориентируются по рейке (12), предотвращая возможное заклинивание из-за возможных незначительных неточностей монтажа направляющего монорельса (1). Каретка ловителя (15) установлена на раме (13) и ориентируется относительно зубчатой рейки подобно каретке приводов (18).

Кабина (14) выполнена с возможностью остановки на заданном горизонте автоматически по сигналам датчиков, установленных на кабине (14). Кабина (14) оборудована светильниками, аппаратом связи с диспетчером, постом приказов, лестницей для аварийного покидания кабины через люк в потолке. Вентиляция кабины (14) осуществляется естественным путем через отверстия в кабине (14). Двери кабины (19) выполнены с возможностью блокировки электромеханическим замком (не показан), который имеет возможность разблокировки при остановке кабины (14) на заданной площадке и нажатии соответствующей кнопки на посту «приказов», расположенном в кабине (14). Закрывание каждой из створок дверей (19) контролируется датчиком. При открытых дверях (19) пуск кабины (14) в штатном режиме невозможен.

Ловитель (15) предназначен для остановки кабины (14) при превышении допустимой скорости перемещения и соединен с рейкой (12) зубчатой шестерней. Ловитель (15) имеет в своей конструкции датчик, который при срабатывании ловителя выдает команду на отключение электропитания привода.

Посадочные площадки (3) имеют защитные сетчатые ограждения (9) и на горизонтах оборудованы распашными дверями, пультом с кнопкой вызова кабины и светильником (не показано).

Нижнее и верхнее буферные устройства (4, 5) установлены на нижней опорной площадке лифтовой шахты и на верхней секции направляющего монорельса (1), служат в качестве амортизатора при аварийном спуске или подъеме кабины (14).

В отличие от аналога [1] и прототипа [2] конструкция лифта обеспечивает повышение эксплуатационных надежности и безопасности конструкции.

Примеры конкретного выполнения

Пример 1. Двери кабины (19) могут быть: распашными одно или двухстворчатыми, складными типа «гармошка», открывающимися во внутрь вручную или электро-механически, типа «гильотина» одностворчатыми, открывающимися в вертикальной плоскости движения электромеханическим приводом и типа рольставней.

Пример 2. Двери посадочных площадок (3) открываются вручную и блокируются электромеханическим замком в закрытом состоянии. Закрытие каждой створки дверей контролируется датчиком - при открытых дверях пуск кабины (14) в "рабочем" (штатном) режиме невозможен.

Реализация заявляемого технического решения не ограничивается приведенными выше примерами.

Описание работы.

Для движения лифта вверх или вниз включают частотно-регулируемый привод, при этом растормаживаются дисковые электромагнитные тормоза. За счет частотного регулирования питания мотор-редуктора происходит плавный разгон и торможение транспортировочного узла.

Мотор-редукторы (16), вращая зубчатые колеса, начинают перемещать кабину (14) в зависимости от выбранного направления движения вдоль направляющего монорельса (1). При отключении привода, например, при остановке у посадочной площадки (3), срабатывают встроенные тормоза. Движение кабины (14) прекращается.

При аварийном движении кабины (14) лифта вниз с критической скоростью (от номинальной) срабатывает система привода ловителя и начинается аварийное торможение.

Выходной вал ловителя (15) с шестерней находится в зацеплении с рейкой (12). При превышении скорости центробежный механизм ограничителя скорости, соединенный с шестерней входит в зацепление с фрикционным тормозным механизмом. Дальнейшее вращение центробежного механизма совместно с тормозным барабаном вводит в затягивающий винтовой парой контакт с тормозными накладками корпуса ловителя (15), начиная процесс плавного самозаклинивания и экстренного торможения. Датчик ловителя (15) выдает команду на отключение электропитания привода. При этом так же срабатывают встроенные тормоза мотор-редукторов (16), и движение кабины (14) лифта прекращается.

Промышленная применимость.

Заявляемое техническое решение реализовано с использованием промышленно выпускаемых устройств и материалов и найдет широкое применение в горной и горнодобывающей промышленности.

1. Лифт грузопассажирский рудничный, содержащий транспортировочный узел, на раме которого смонтированы кабина и привод, отличающийся тем, что содержит верхнее и нижнее буферные устройства, которые установлены соответственно на верхней секции направляющего монорельса и на нижней опорной площадке монорельсового става, причем транспортировочный узел установлен с возможностью передвижения по направляющему монорельсу посредством обкатки зубчатого колеса выходного вала привода по рейке, при этом направляющий монорельс состоит из отдельных скрепленных между собой секций, причем рейка закреплена на каждой секции, кроме того, положение рамы транспортировочного узла зафиксировано прижимными роликами для прямолинейного движения кабины вдоль направляющего монорельса, при этом каретка привода поджата к рейке прижимными роликами с зазором 1 - 1,5 мм, кроме того, на раме транспортировочного узла смонтирован ловитель для аварийного торможения, выходной вал которого соединен зубчатой шестерней с рейкой, при этом ловитель снабжен датчиком, который выдает команду на отключение электропитания привода, а привод установлен над кабиной.

2. Лифт по п. 1, отличающийся тем, что привод содержит два мотор-редуктора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительным подъемникам. Устройство для подъема строительных грузов при малоэтажном строительстве является сборно-разборным, состоит из двух основных и промежуточных секций, мотор-редуктора.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к подъемным средствам для транспортировки пожарных расчетов с пожарно-техническим вооружением, а также спасения и эвакуации людей, и может быть использовано при чрезвычайной ситуации (например, в случае пожара) на различных сооружениях, в том числе и высотных.

Изобретение касается несущего каркаса для размещения внутри башни, в частности внутри башни ветроэнергетической установки, и касается каркасного модуля для такого несущего каркаса, а также касается башни с таким несущим каркасом и ветроэнергетической установки с башней с таким несущим каркасом. Далее, данное изобретение касается способа сооружения и/или эксплуатации несущего каркаса и способа сооружения башни.

Изобретение относится к грузовому транспорту на магнитном подвесе и предназначено для доставки грузов в высотные и подземные сооружения в вертикальном положении. Вертикальный магнитолевитационный транспортный путь на магнитном подвесе содержит монорельс и подвижную каретку с манипулятором, статор линейного электродвигателя, взаимодействующий с ротором каретки, постоянные магниты монорельса и каретки, электромагнит боковой стабилизации.

Изобретение относится к устройствам для перемещения грузов на борту судна (корабля), а именно к устройствам, обеспечивающим вертикальное перемещение грузов между различными палубами судна (корабля). Судовой (корабельный) подъемник с одновинтовым приводом содержит грузовую платформу, выполненную с возможностью перемещения вдоль неподвижных вертикальных направляющих, привод вертикального перемещения платформы, включающий вертикально закрепленный ходовой винт с ходовой гайкой, привод ходового винта, траверсу, шарнирно соединенную с грузовой платформой и с ходовой гайкой, силовую опору ходового винта.

Изобретение относится к механизмам грузоподъемных устройств, преимущественно вертикальных подъемников для инвалидов-колясочников. Привод включает проходящую сквозь раму (1) подъемника и корпус каретки (5) приводную трубу (2), вертикально установленную в опорах (3) балок (4) подъемника.

Система вертикального и горизонтального перемещения одной или нескольких кабин (20) для транспортировки людей и предметов в подъемно-передвигающей установке с конструкцией (10) портального типа, предназначенная для преодоления находящихся над поверхностью земли и в прямом, и обратном направлениях в автоматическом режиме таких препятствий, как автомобильные дороги, железнодорожные пути, водные пути и другие препятствия, создаваемые проезжими частями и не только, в частности, для пешеходов, которая может применяться над землей или под землей.

Изобретение относится к механизмам грузоподъемных устройств, преимущественно вертикальных подъемников для инвалидов-колясочников. Привод включает проходящую сквозь корпус (1) каретки трубу (2), вертикально установленную в опорах (3) в нижней и верхней балках (4, 5) подъемника, ролики (6), взаимодействующие с трубой (2), расположенные радиально и наклонно под одинаковым углом к оси трубы (2) с возможностью изменения усилия прижатия к последней пропорционально весу груза, транспортируемого на соединенной с корпусом каретки платформе.

Привод // 2517023
Изобретение относится к линейному приводу. Линейный привод (1) содержит электродвигатель, соединенный через зубчатую передачу со шпинделем, на котором установлена шпиндельная гайка, прикрепленная к приводному элементу, оснащенному передним связующим звеном (3).

Изобретение относится к судовому оборудованию для погрузки и выгрузки грузов, в частности к судовым подъёмникам. Подъёмник содержит грузовую платформу и привод вертикального перемещения платформы, включающий приводные редукторы и два вертикально закрепленных с возможностью вращения ходовых винта с ходовыми гайками, каждая из которых через соответствующую компенсирующую муфту кинематически связана с ответной кареткой, которая шарнирно соединена с платформой и установлена с возможностью перемещения вдоль соответствующих неподвижных вертикальных направляющих.

Изобретение относится к шахтной подъемно-транспортной установке с транспортирующим средством и тормозным устройством для защиты от переподъема транспортирующего средства, простирающимся в продольном направлении путем перемещения для транспортирующего средства, а также примыкающим к нижнему или верхнему концу пути перемещения путем переподъема.
Наверх