Электропривод переключения делителя передач
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Электропривод переключения делителя передач содержит линейный электропривод или линейный электродвигатель, подсоединенный к рычагу механизма переключения делителя, или электродвигатель, подсоединенный к валу механизма переключения делителя, и датчик включения делителя. Упрощается конструкция и повышается надежность. 2 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к автомобилестроению, и может быть использована в устройствах управления делителя передач в коробках передач.
Известен механизм переключения делителя передач КПП автомобиля, содержащий корпус, цилиндр, поршень со штоком, взаимодействующий с приводом делителя, и воздухораспределитель, сообщенный с полостью цилиндра и пневмосистемой автомобиля. Цилиндр выполнен съемным, а воздухораспределитель сообщен непосредственно с пневмосистемой автомобиля (см. патент ПМ RU №101516 МПК F16H 59/08).
Известен механизм переключения делителя передач, содержащий корпус, съемный цилиндр, поршень со штоком, взаимодействующий с приводом делителя, и пневмораспределитель. Поршень выполнен съемным (см. патент ПМ RU №139010, МПК F16H 59/08).
Недостатками таких механизмов переключения делителя передач является необходимость в подводе воздуха от пневмосистемы автомобиля.
Известна пневмосистема управления делителем, содержащая редукционный клапан, кран управления, механизм переключения передач с воздухораспределителем, клапана включения делителя, упора штока клапана и воздухопроводов (см. книгу «Автомобили КАМАЗ типа 6×4», Руководство по эксплуатации, Москва, «Машиностроение», 1991 г., с. 87-91).
Недостатками такой пневмосистемы управления делителем являются необходимость в подводе воздуха от пневмосистемы автомобиля, сложность конструкции, сложность ремонта и обслуживания, большая металлоемкость, высокая себестоимость.
Была поставлена задача на упрощение конструкции управления делителем, повышение надежности и долговечности.
Указанная задача решается тем, что электропривод переключения делителя передач содержит линейный электропривод или линейный электродвигатель, подсоединенный к рычагу механизма переключения делителя, или электродвигатель, подсоединенный к валу механизма переключения делителя, и датчик включения делителя.
Установка линейного электропривода или линейного электродвигателя, подсоединенного к рычагу механизма переключения делителя, или электродвигателя, подсоединенного к валу механизма переключения делителя, и датчика включения делителя, позволяет упростить конструкцию управления делителем, повысить надежность и долговечность.
На фиг. 1 схематично изображена схема управления делителем с помощью линейного электропривода или линейного электродвигателя, подсоединенного к рычагу механизма переключения делителя;
На фиг. 2 схематично изображена схема управления делителем с помощью электродвигателя, подсоединенного к валу механизма переключения делителя.
Электропривод переключения делителя передач состоит из вала механизма переключения делителя 1, с установленным на нем рычагом механизма переключения делителя 2. Линейный электропривод или линейный электродвигатель 3 подсоединен к рычагу механизма переключения делителя 2. На рычаге переключения передач 4 расположен рычаг переключателя 5, соединенный через провод 6 с блоком управления 7, который в свою очередь, через провода 6 соединен с линейным электроприводом или линейным электродвигателем 3 и с датчиком включения делителя 8. Датчик включения делителя 8 контактирует с упором 9, закрепленным на толкателе поршня пневмоусилителя выключения сцепления 10 связанным с педалью сцепления 11.
Возможен вариант электропривода переключения делителя передач, где вместо линейного электропривода или линейного электродвигателя 3 устанавливается электродвигатель 12, подсоединенный к валу механизма переключения делителя 1 непосредственно (условно не показано) или через механизмы и детали, между электродвигателем 12 и валом механизма переключения делителя 1.
Электропривод переключения делителя передач работает следующим образом.
Выбор передачи в делителе производится перемещением рычага переключателя 5 при предварительно выключенном сцеплении, через педаль сцепления 11, воздействующей на толкатель поршня пневмоусилителя выключения сцепления 10. При этом, упор 9, закрепленный на толкателе поршня пневмоусилителя выключения сцепления 10, воздействует на датчик включения делителя 8, включая его. Сигналы от датчика включения делителя 8, и от рычага переключателя 5, через блок управления 7, включают линейный электропривод или линейный электродвигатель 3, или электродвигатель 12. Линейный электропривод или линейный электродвигатель 3, воздействуя на рычаг механизма переключения делителя 2, или электродвигатель 12, воздействуя на вал механизма переключения делителя 1, переключает в механизме делителя передачу.
Процесс обратного переключения механизма делителя передач производится аналогично.
Возможность осуществления изобретения и обеспечения при этом технического результата, выражающегося в упрощении конструкции управления делителем, повышении надежности и долговечности, подтверждена приведенными чертежами и описанием электропривода переключения делителя передач.
Электропривод переключения делителя передач, содержащий линейный электропривод или линейный электродвигатель, подсоединенный к рычагу механизма переключения делителя, или электродвигатель, подсоединенный к валу механизма переключения делителя, и датчик включения делителя.