Способ ультразвукового контроля головки рельса

Использование: для ультразвукового контроля головки рельса. Сущность изобретения заключается в том, что на поверхность катания головки рельса симметрично его продольной оси устанавливают блок пьезоэлектрических преобразователей и перемещают вдоль продольной оси рельса, при этом используют одну пару наклонных пьезоэлектрических преобразователей, развернутых перпендикулярно к продольной оси рельса, направленных в сторону боковых, соответственно, рабочей и нерабочей граней головки рельса, излучают и принимают ультразвуковые колебания в заданных временных зонах: зонах радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса, а также переотраженных сигналов от радиусного перехода боковой и верхней, соответственно с рабочей и нерабочей граней головки рельса; для определения наличия дефекта, блоком пьезоэлектрических преобразователей принимают многократно переотраженные сигналы, находящиеся во временной зоне между радиусными переходами боковой и нижней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса и радиусными переходами боковой и верхней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса; для измерения величины смещения акустического блока пьезоэлектрических преобразователей относительно продольной оси симметрии рельса определяют разницу времени сигналов, принятых каждым из наклонных пьезоэлектрических преобразователей в отдельности, направленных в сторону рабочей и нерабочей граней головки рельса от зон радиусных переходов боковой и нижней, также боковой и верхней, соответственно с рабочей и нерабочей граней головки рельса; для измерения бокового износа рельса, определяют время принятых сигналов наклонными пьезоэлектрическими преобразователями от зон радиусного перехода боковой и верхней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса и сравнивают со временем от зон радиусного перехода боковой и верхней граней головки в новом рельсе; для измерения вертикального износа рельса определяют время принятых сигналов от зон радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса и сравнивают со временем от зон радиусного перехода боковой и верхней граней головки в новом рельсе. Технический результат: повышение достоверности ультразвуковой дефектоскопии головки рельса. 20 ил.

 

Изобретение относится к области неразрушающего контроля на железнодорожном транспорте и может быть использовано при ультразвуковой дефектоскопии головки рельса, измерении величины смещения относительно продольной оси симметрии рельса, а также в частности для измерений геометрических размеров бокового и вертикального износа.

Известен способ ультразвукового контроля головки рельса, заключающийся в том, что на поверхности катания головки рельса симметрично его продольной оси устанавливают пару наклонных пьезоэлектрических преобразователей (ПЭП), развернутых под одинаковыми острыми углами относительно продольной оси рельса к боковым граням головки рельса, перемещают преобразователи вдоль продольной оси, излучают и принимают ультразвуковые колебания в заданных временных зонах и по параметрам принятых колебаний судят о наличии дефекта (RU №2184960, G01N 29/04, В61К 9/10, 10.07.2002).

Недостатком данного способа является низкая достоверность ультразвукового контроля головки рельса за счет смещения ПЭП относительно продольной оси головки рельса в процессе осуществления контроля данным способом.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ ультразвукового контроля головки рельса (RU №2308027, G01N 29/04, 10.07.2007), заключающийся в том, что на поверхность катания рельса устанавливают две идентичные пары наклонных ПЭП, направленные под определенным углом, навстречу друг к другу и на противоположные радиусные переходы боковой и нижней граней головки рельса, объединенные в единый измерительный блок и расположенные зеркально относительно продольной оси симметрии рельса, излучают зондирующие и принимают отраженные ультразвуковые сигналы всеми ПЭП, перемещают измерительный блок вдоль продольной оси рельса, о наличии дефекта судят по совместному анализу сигналов, принятых ПЭП, причем расположение и направленность ПЭП в каждой паре выбирают так, чтобы ультразвуковой сигнал излученный одним из них, отразившись от границы головки рельса, был вторым и наоборот при приеме его оценивают и используют для контроля акустического контакта ПЭП с поверхностью рельса, оценивают разность времени распространения времени распространения этих ультразвуковых сигналов в первой и второй паре ПЭП, по которым оценивают симметричность положения измерительного блока относительно продольной оси симметрии рельса.

Недостатком данного способа является низкая достоверность, сложный подбор акустических параметров для блока, состоящего из двух идентичных наклонных пар ПЭП, при проведении ультразвукового контроля головки рельса и центровки относительно симметрии рельса не измеряются геометрические размеры горизонтального и вертикального износа головки рельса.

Задача изобретения - повышение достоверности ультразвуковой дефектоскопии головки рельса за счет измерения величины смещения ПЭП относительно продольной оси рельса, а также измерений геометрических размеров бокового и вертикального износа головки рельса.

Технический результат достигается тем, что в способе ультразвукового контроля головки рельса, заключающемся в том, что на поверхность катания головки рельса симметрично его продольной оси устанавливают блок пьезоэлектрических преобразователей и перемещают вдоль продольной оси рельса, используют одну пару наклонных пьезоэлектрических преобразователей, развернутых перпендикулярно к продольной оси рельса, направленных в сторону боковых, соответственно, рабочей и нерабочей граней головки рельса, излучают и принимают ультразвуковые колебания в заданных временных зонах: зонах радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса, а также переотраженных сигналов от радиусного перехода боковой и верхней, соответственно с рабочей и нерабочей граней головки рельса; для определения наличия дефекта, блоком пьезоэлектрических преобразователей принимают многократно переотраженные сигналы, находящиеся во временной зоне между радиусными переходами боковой и нижней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса и радиусными переходами боковой и верхней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса; для измерения величины смещения акустического блока пьезоэлектрических преобразователей относительно продольной оси симметрии рельса определяют разницу времени сигналов, принятых каждым из наклонных пьезоэлектрических преобразователей в отдельности, направленных в сторону рабочей и нерабочей граней головки рельса от зон радиусных переходов боковой и нижней, также боковой и верхней, соответственно с рабочей и нерабочей граней головки рельса; для измерения бокового износа рельса, определяют время принятых сигналов наклонными пьезоэлектрическими преобразователями от зон радиусного перехода боковой и верхней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса и сравнениют со временем от зон радиусного перехода боковой и верхней граней головки в новом рельсе; для измерения вертикального износа рельса определяют время принятых сигналов от зон радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса и сравнивают со временем от зон радиусного перехода боковой и верхней граней головки в новом рельсе.

Способ ультразвукового контроля головки рельса поясняется чертежами, где:

На фиг. 1 изображено расположение блока пьезоэлектрических преобразователей на головке рельсе, а также схема распространения излучаемых и принимаемых сигналов каждым из наклонных пьезоэлектрических преобразователей.

На фиг. 2 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-1, отраженных от зон радиусных переходов головки рельса.

На фиг. 3 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-2, отраженных от зон радиусных переходов головки рельса.

На фиг. 4 изображено расположение блока пьезоэлектрических преобразователей на головке рельсе, а также схема распространения излучаемых и принимаемых сигналов каждым из наклонных пьезоэлектрических преобразователей при отсутствии акустического контакта.

На фиг. 5 изображено расположение блока пьезоэлектрических преобразователей на головке рельсе, а также схема распространения излучаемых и принимаемых сигналов каждым наклонным пьезоэлектрическим преобразователем при определении горизонтального дефекта.

На фиг. 6 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-1, отраженных от зон радиусных переходов головки рельса при определении горизонтального дефекта.

На фиг. 7 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-2, отраженных от зон радиусных переходов головки рельса при определении горизонтального дефекта.

На фиг. 8 изображено расположение блока пьезоэлектрических преобразователей на головке рельсе, а также схема распространения излучаемых и принимаемых сигналов каждым наклонным пьезоэлектрическим преобразователем при определении вертикального дефекта.

На фиг. 9 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-1, отраженных от зон радиусных переходов головки рельса при определении вертикального дефекта.

На фиг. 10 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-2, отраженных от зон радиусных переходов головки рельса при определении вертикального дефекта.

На фиг. 11 изображено расположение блока пьезоэлектрических преобразователей на головке рельсе, а также схема распространения излучаемых и принимаемых сигналов каждым наклонным пьезоэлектрическим преобразователем при определении смещения блока ПЭП относительно продольной оси рельса.

На фиг. 12 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-1, отраженных от зон радиусных переходов головки рельса при определении смещения блока ПЭП относительно продольной оси рельса.

На фиг. 13 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-2, отраженных от зон радиусных переходов головки рельса при определении смещения блока ПЭП относительно продольной оси рельса.

На фиг. 14 изображена номограмма зависимости изменения метрической величины от изменения времени распространения сигналов от радиусных переходов в головке рельса.

На фиг. 15 изображено расположение блока пьезоэлектрических преобразователей на головке рельсе, а также схема распространения излучаемых и принимаемых сигналов каждым из наклонных пьезоэлектрических преобразователей при определении бокового износа головки рельса.

На фиг. 16 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-1 при определении бокового износа головки рельса.

На фиг. 17 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-2 при определении бокового износа головки рельса.

На фиг. 18 изображено расположение блока пьезоэлектрических преобразователей на головке рельсе, а также схема распространения излучаемых и принимаемых сигналов каждым из наклонных пьезоэлектрических преобразователей при определении вертикального износа головки рельса.

На фиг. 19 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-1 при определении вертикального износа головки рельса.

На фиг. 20 изображен график электрических сигналов, принимаемых наклонным ПЭП-2 при определении вертикального износа головки рельса.

Способ ультразвукового контроля головки рельса осуществляют следующим способом.

На поверхности катания головки рельса симметрично его продольной оси устанавливают блок наклонных пьезоэлектрических преобразователей (ПЭП), состоящий из одной пары наклонных пьезоэлектрических преобразователей ПЭП-1 и ПЭП-2 и работающих в импульсном режиме излучение - прием, которые направленны в сторону зоны радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, в рабочую и нерабочую грань головки рельса, затем блок наклонных ПЭП перемещают вдоль продольной оси симметрии рельса (фиг. 1).

Излучаемые ультразвуковые сигналы каждым из наклонных ПЭП-1 и ПЭП-2 в сторону зон радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, с рабочей 1 и нерабочей 2 граней головки рельса отражаются и принимаются обратно в сторону ПЭП, при этом излученные сигналы также переотражаются в сторону радиусного перехода боковой и верхней, соответственно с рабочей 3 и нерабочей 4 граней головки рельса отражаются обратно в сторону ПЭП (фиг. 1), которые преобразуются ПЭП-1 (фиг. 2) и ПЭП-2 (фиг. 3) в характерные электрические сигналы.

Оценку результатов контроля проводят по совместному анализу сигналов, принятых всеми ПЭП, при этом возможны следующие варианты:

1. При отсутствии акустического контакта между блоком ПЭП и головкой рельса, сигналы от ПЭП-1 и ПЭП-2 не распространяются в объект контроля (фиг. 4).

2. При обнаружении горизонтального дефекта в головке рельса (фиг. 5) появляются многократно переотраженные сигналы, находящиеся до сигналов от временной зоны радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, с рабочей 1 и нерабочей 2 граней головки рельса, на одном или двух наклонных ПЭП (фиг. 5), которые преобразуются ПЭП-1 (фиг. 6) и ПЭП-2 (фиг. 7) в характерные электрические сигналы, при этом возможно уменьшение сигнала по амплитуде А (дБ) или полное пропадание.

3. При обнаружении вертикального дефекта в головке рельса (фиг. 8) появляются многократно переотраженные сигналы, находящиеся во временной зоне между сигналами от радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, с рабочей 1 и нерабочей 2 граней головки рельса и радиусным переходом от боковой и верхней, соответственно, с рабочей 3 и нерабочей 4 граней головки рельса, на одном или двух наклонных ПЭП (фиг. 8), которые преобразуются ПЭП-1 (фиг. 9) и ПЭП-2 (фиг. 10) в характерные электрические сигналы, при этом возможно уменьшение сигнала по амплитуде А (дБ) или полное пропадание.

4. При смещении блока ПЭП на величину ΔL относительно продольной оси симметрии рельса изменяется путь (фиг. 11), соответственно и время распространения Т1 и Т2 сигналов от радиусного перехода боковой и нижней на ΔT для соответствующего ПЭП с рабочей и нерабочей граней головки рельса, при этом время распространения сигналов Т3 и Т4 от радиусного перехода боковой и верхней грани не изменяется (фиг. 11), которые преобразуются ПЭП-1 (фиг. 12) и ПЭП-2 (фиг. 13) в характерные электрические сигналы. Определение зависимости изменения метрической величины ΔL смещения от времени распространения сигналов ΔT от радиусных переходов в головке рельса происходит по специальной номограмме (фиг. 14).

Например: смещение блока ПЭП на величину ΔL относительно продольной оси симметрии рельса, изменяется путь и время T1, Т2 сигналов по сравнению с сигналами Т1Ц, Т2Ц без смещения (фиг. 11), преобразованные ПЭП-1 (фиг. 12) и ПЭП-2 (фиг. 13) электрические сигналы сравнивают между собой для определения разницы сигналов ΔТ (фиг. 12, 13), с последующим переводом ΔТ в метрическую величину ΔL через номограмму (фиг. 14), при этом путь и время распространения сигналов Т3, Т4 от радиусных переходов боковой нижней и верхней граней не изменяются (фиг. 11-13).

5. При наличии бокового износа головки рельса на величину ΔL изменяется путь и время распространения сигнала Т3 и (или) Т4 от радиусного перехода боковой и верхней, соответственно, с рабочей 3 и (или) нерабочей 4 граней головки рельса в каждом из наклонных ПЭП, (фиг. 15), которые преобразуются ПЭП-1 (фиг. 16) и ПЭП-2 (фиг. 17) в характерные электрические сигналы, для определения бокового износа проводят сравнение измеренного времени распространения сигнала со временем в новом рельсе Т3Н и (или) Т4Н, с последующим переводом в метрическую величину через номограмму (фиг. 14), при этом время распространения сигналов Т1 и Т2 от радиусного перехода боковой и нижней грани не изменяется (фиг. 15).

Например: при появлении бокового износа с нерабочей грани 3 головки рельса изменяется путь и время Т3 сигнала по сравнению с сигналом Т3Н от с нерабочей грани 3Н головки в новом рельсе на величину ΔL (фиг. 15), преобразованные ПЭП-1 (фиг. 16), электрические сигналы сравнивают между собой с последующим определением разницы сигналов ΔT (фиг. 16) с последующим переводом ΔТ в метрическую величину ΔL через номограмму (фиг. 14), при этом время распространения сигналов Т1 и Т2 от радиусного перехода боковой и нижней грани не изменяется (фиг. 15).

6. При наличии вертикального износа головки рельса смещаются радиусные переходы боковой и верхней грани на величину ΔL соответственно, с рабочей 3 и нерабочей 4 граней головки рельса, при этом изменяется путь сигнала от радиусного перехода боковой и нижней T1, Т2, а также от радиусного перехода боковой и верхней Т3, Т4, соответственно, с рабочей 1, 3 и нерабочей 2, 4 граней головки рельса на каждом ПЭП (фиг. 18), которые преобразуются ПЭП-1 (фиг. 19) и ПЭП-2 (фиг. 20) в характерные электрические сигналы, для определения вертикального износа проводят сравнение времени T1, Т2, Т3, Т4 со временем в новом рельсе Т1Н, Т2Н и Т3Н, Т4Н (фиг. 18-20), с последующим переводом в метрическую величину через номограмму (фиг. 14), при этом время распространения сигналов T1, Т2 и Т3, Т4 от радиусных переходов боковой нижней и верхней граней изменяется в равных временных интервалах. Например: при появлении вертикального износа, изменяется путь и время Т1, Т2, Т3, Т4 сигналов по сравнению с сигналами Т1Н, Т2Н, Т3Н, Т4Н в новом рельсе на величину ΔL (фиг. 18), преобразованные ПЭП-1 (фиг. 19) и ПЭП-2 (фиг. 20) электрические сигналы сравнивают между собой для определения разницы сигналов ΔТ (фиг. 19, 20), с последующим переводом ΔТ в метрическую величину ΔL через номограмму (фиг. 14), при этом путь и время распространения сигналов T1, Т2 и Т3, Т4 от радиусных переходов боковой нижней и верхней граней изменяется на величину ΔL соответственно, с рабочей 3 и нерабочей 4 граней головки рельса в равных интервалах (фиг. 18-20).

Данный способ реализуется путем подключения к железнодорожным съемным и (или) мобильным средствам ультразвуковой дефектоскопии следующим образом:

каждый из наклонных ПЭП по отдельному кабелю подключается, соответственно, к генератору и своему приемнику. Через электронный ключ поочередно электрические сигналы поступают на каждый из наклонных ПЭП, где преобразуются в механические колебания, затем отразившись от радиусных переходов боковой нижней и верхней граней головки рельса и (или) дефекта принимаются каждым из ПЭП приемником, и преобразуются обратно в электрические сигналы, которые после обработки, в цифрой форме поступают на процессор устройства, который обрабатывает и выводит полученную информацию на экран (Кретов Е.Ф. «Ультразвуковая дефектоскопия в энергомашиностроении». СПб.: Свен, 2007. Стр. 146-158).

По сравнению с прототипом данный способ позволяет повысить достоверность ультразвуковой дефектоскопии головки рельса минимум в два раза за счет того, что используют одну пару наклонных ПЭП, развернутых перпендикулярно к продольной оси рельса, направленных в сторону боковых, соответственно, рабочей и нерабочей граней головки рельса, излучают и принимают ультразвуковые колебания в заданных временных зонах: зонах радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса, а также переотраженных сигналов от радиусного перехода боковой и верхней, соответственно с рабочей и нерабочей граней головки рельса, а также за счет измерения величины смещения ПЭП относительно продольной оси рельса, а также измерений геометрических размеров бокового и вертикального износа головки рельса.

Способ ультразвукового контроля головки рельса, заключающийся в том, что на поверхность катания головки рельса симметрично его продольной оси устанавливают блок пьезоэлектрических преобразователей и перемещают вдоль продольной оси рельса, отличающийся тем, что используют одну пару наклонных пьезоэлектрических преобразователей, развернутых перпендикулярно к продольной оси рельса, направленных в сторону боковых, соответственно, рабочей и нерабочей граней головки рельса, излучают и принимают ультразвуковые колебания в заданных временных зонах: зонах радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса, а также переотраженных сигналов от радиусного перехода боковой и верхней, соответственно с рабочей и нерабочей граней головки рельса; для определения наличия дефекта, блоком пьезоэлектрических преобразователей принимают многократно переотраженные сигналы, находящиеся во временной зоне между радиусными переходами боковой и нижней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса и радиусными переходами боковой и верхней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса; для измерения величины смещения акустического блока пьезоэлектрических преобразователей относительно продольной оси симметрии рельса определяют разницу времени сигналов, принятых каждым из наклонных пьезоэлектрических преобразователей в отдельности, направленных в сторону рабочей и нерабочей граней головки рельса от зон радиусных переходов боковой и нижней, также боковой и верхней, соответственно с рабочей и нерабочей граней головки рельса; для измерения бокового износа рельса, определяют время принятых сигналов наклонными пьезоэлектрическими преобразователями от зон радиусного перехода боковой и верхней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса и сравнивают со временем от зон радиусного перехода боковой и верхней граней головки в новом рельсе; для измерения вертикального износа рельса определяют время принятых сигналов от зон радиусного перехода боковой и нижней, соответственно, с рабочей и нерабочей граней головки рельса и сравнивают со временем от зон радиусного перехода боковой и верхней граней головки в новом рельсе.



 

Похожие патенты:

Использование: для оценки дефектов в головке рельсов и определения профиля поверхности катания. Сущность изобретения заключается в том, что в окрестности предполагаемого дефекта на поверхность катания и на обе подголовочные поверхности головки рельса устанавливают пары взаимонаправленных электроакустических преобразователей, перемещают их по указанным поверхностям вдоль головки рельса, зондируют головку рельса, для чего преобразователями с обеих подголовочных поверхностей излучают ультразвуковые сигналы и принимают их преобразователями на поверхности катания, фиксируют границы дефекта теневым методом, совместно анализируют их и определяют размеры и ориентацию дефекта, при этом возбуждение и прием ультразвуковых колебаний проводят линейками пьезопластин, размещенных поперек головки рельса в роликовых преобразователях с упругой оболочкой, количество пьезопластин в линейках выбирают исходя из требуемой разрешающей способности, оценку внутреннего дефекта и вычисление профиля поверхности катания рельсов производят с учетом сигналов, полученных всеми приемными преобразователями.

Использование: для контроля полимерных композитных материалов (ПМК) и идентификации дефектов. Сущность изобретения заключается в том, что используют метод лазерного воздействия с фиксацией акустической эмиссии временного и спектрального сигналов, с помощью датчиков выявляют качественно и количественно изменения в структуре ПКМ по анализу временного, фазового смещения волнового поля и спектрального сигналов, полученных одномоментно, определяют деструктивную зону частотной области образца и её геометрию.

Использование: для виброакустического анализа молотильно-дробильного оборудования. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для виброакустического анализа молотильно-дробильного оборудования включает по меньшей мере один датчик для получения данных о вибрации, средства обработки данных с возможностью получения и извлечения из полученных от датчиков данных о режимах работы оборудования, при этом устройство снабжено по меньшей мере одним датчиком для получения данных об акустических колебаниях и средствами машинного обучения, выполненными в виде нейроморфного чипа и связанными со средствами обработки данных для распознавания и/или запоминания режимов работы оборудования.

Использование: для обнаружения дефектов в головке рельса. Сущность изобретения заключается в том, что в окрестности предполагаемого дефекта на нижние грани головки рельса устанавливают наклонные электроакустические преобразователи, синхронно перемещают их по указанным поверхностям, зондируют головку рельса, для чего преобразователем с одной нижней грани излучают ультразвуковые сигналы, принимают отраженные от плоскости дефекта эхо-сигналы преобразователем на другой нижней грани головки рельса, анализируют их и определяют наличие дефекта в головке рельса, при этом возбуждение и прием ультразвуковых колебаний проводят линейками пьезопластин, размещенными поперек головки рельса в роликовых преобразователях с упругой оболочкой, дополнительно на поверхность катания головки рельса размещают роликовый преобразователь с пьезопластинами, сонаправленными с пьезопластинами на нижних гранях головки рельса, и перемещают его синхронно с преобразователями на нижних гранях, количество пьезопластин в линейках выбирают исходя из требуемой разрешающей способности и полноты озвучивания дефекта, границы продольной трещины определяют теневым методом, а параметры локальных неровностей поверхности катания - по времени пробега ультразвуковых колебаний от нижней грани до поверхности катания.

Использование: для ультразвукового контроля электропроводящих цилиндрических объектов. Сущность способа заключается в том, что в контролируемой зоне цилиндрического объекта последовательно возбуждают ультразвуковые поперечные, продольные и рэлеевские волны с использованием электромагнитно-акустических преобразователей проходного и накладного типов, регистрируют серию импульсов ультразвуковых волн, многократно прошедших по сечению и периметру цилиндрического объекта, с помощью тех же электромагнитно-акустических преобразователей, по полученным осциллограммам определяют разность времен распространения между m-м и n-м импульсами, по значениям этих времен с учетом известных значений диаметра объекта, плотности материала объекта и поправочного коэффициента на скорость рэлеевской волны определяют скорости акустических волн и упругие модули по сечению объекта и в пределах поверхностного слоя, измеряют огибающие амплитуд серии импульсов ультразвуковых волн, по которым судят о наличии дефектов типа нарушения сплошности в объеме объекта и в пределах поверхностного слоя.

Использование: для определения размеров зерна в листовом металлопрокате. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют генерацию на участке объекта контроля серии ультразвуковых импульсов и приём сигналов, обусловленных взаимодействием этих импульсов с материалом объекта контроля, а также амплитудно-частотный анализ принятого сигнала, осуществляемый после окончания воздействия импульсов, выделение информативных параметров принимаемых сигналов, по значениям которых определяют средний размер зерна на исследуемом участке объекта контроля, при этом частота максимума спектра по крайней мере одного из ультразвуковых импульсов, излученных на исследуемый участок объекта контроля, удовлетворяет заданному условию, после чего средний размер зерна вычисляют по заданной формуле.

Использование: для контроля дефектов. Сущность изобретения заключается в том, что подвижное контрольное устройство на наличие дефектов содержит корпус подвижного контрольного устройства, выполненный с возможностью проверки объекта контроля на наличие дефекта при перемещении по поверхности объекта контроля и устройство подачи воды, выполненное отдельно от корпуса подвижного контрольного устройства и выполненное с возможностью подачи воды, необходимой для проверки, на поверхность объекта контроля, причем на корпусе подвижного контрольного устройства расположен лист регулировки потока, выполненный с возможностью выталкивания воды, подаваемой на поверхность объекта контроля от устройства подачи воды, в направлении перемещения и формирования линии потока для подачи воды между датчиком контроля, выполненным с возможностью проверки объекта контроля на наличие дефектов, и поверхностью объекта контроля одновременно с перемещением корпуса подвижного контрольного устройства.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к постовым системам контроля технического состояния буксовых узлов движущегося поезда. В способе акустического контроля состояния буксовых узлов колесных пар движущегося поезда при прохождении поезда на измерительном участке протяженностью не менее 2,5 оборота колеса идентифицируют каждый буксовый узел каждой колесной пары и измеряют акустические шумы, сгенерированные каждым буксовым узлом, с помощью приемников акустического сигнала, каждый из которых преобразует акустический сигнал в электрический, который предварительно обрабатывают путем соответствующего усиления и фильтрации, преобразуют из аналоговой формы в цифровую и компенсируют искажения, вносимые электроакустическим трактом.

Использование: для проталкивания инспекционных и ремонтных систем трубопроводов. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для проталкивания инспекционных и ремонтных систем трубопроводов содержит кабель-трос и размещенное на его оголовке техническое средство для крепления проталкиваемой системы, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит соединенные между собой кабель-тросом и объединенные в секции приводные модули с колесными парами, каждая секция содержит как минимум два приводных модуля с колесными парами, приводные модули распределены в каждой секции равномерно по ее длине, секции соединены между собой герметичными разъемами, установленными на кабель-тросе в начале и конце секций, причем в качестве кабель-троса используют гибкий силовой композитный кабель, диаметр колес составляет не менее трех диаметров силового композитного кабеля и выбирается из условия обеспечения контакта колесных пар с поверхностью трубопровода, а материал гибкого силового композитного кабеля выбирается из условия исключения возможности его провисания и обеспечения поворота секций на угол до 120°.

Использование: для диагностики технического состояния трубопровода. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют генерирование механических колебаний в стенке трубопровода посредством инерциального резонатора и регистрацию колебаний трубопровода посредством пьезоэлектрического датчика, при этом инерциальным резонатором возбуждают резонансные колебания в стенке трубопровода, после чего при мгновенном отключении внешнего источника питания инерциального резонатора происходит дальнейшее вращение резонатора по инерции с замедлением частоты вращения при выбеге резонатора до полной остановки; во время выбега резонатора происходит непрерывная регистрация затухающих колебаний стенок трубопровода пьезоэлектрическим датчиком; записанный затухающий сигнал колебания стенок трубопровода разбивается на необходимое количество одинаковых временных интервалов, по каждому из которых формируется спектр для последующего сравнения полученных временных спектров на предмет перераспределения колебательной энергии в этих спектрах, при этом по декременту затухания каждой частоты судят о наличии и размерах дефекта; при этом критерием, определяющим необходимое количество одинаковых временных интервалов, является скорость затухания записанного сигнала: чем меньше скорость затухания сигнала, тем больше количество одинаковых временных интервалов; при этом величина одинаковых временных интервалов определяется частотой дискретизации технических средств.
Наверх