Измеритель внешних возмущающих сил и моментов этих сил, действующих на фюзеляж одновинтового вертолета




Владельцы патента RU 2786133:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А." (СГТУ имени Гагарина Ю.А.) (RU)

Измеритель внешних возмущающих сил и моментов этих сил, действующих на фюзеляж одновинтового вертолета, содержит блок измерителей абсолютной угловой скорости, устройство подстройки моментов инерции, связанное с вычислителем момента, сумматоры, датчики нормальной и касательной составляющих силы тяги несущего винта, датчик крутящего момента и датчик тяги хвостового винта, вычислитель координат центра масс вертолета, соединенные определенным образом, а также шесть измерителей кажущихся ускорений по два размещенных датчика на каждую ось вертолета, выходы которых связаны с соответствующими сумматорами определения средних в паре ускорений. Обеспечивается одновременное измерение моментов внешних возмущающих сил и моментов управляющих сил, действующих на фюзеляж одновинтового вертолета по трем осям. 2 ил.

 

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности, к измерительным системам, использующим моделирующие устройства, и может быть применено как при создании комбинированных систем управления одновинтовым вертолетом, так и в качестве непосредственного измерителя при летных испытаниях вертолетов.

Известен бортовой измеритель моментов внешних сил, содержащий трехкомпонентный блок измерителей абсолютной угловой скорости, трехкомпонентное устройство подстройки моментов инерции, связанное с вычислителем момента, и сумматоры, входы которых подключены к вычислителю момента [1].

Недостатком известного измерителя [1] является то, что обеспечивается измерение моментов внешних сил в возмущенном движении, содержащих сумму управляющих и возмущающих моментов.

Для целей управления вертолетом путем создания САУ, работающей по принципу компенсации возмущений, возникает задача измерения суммарного момента внешних возмущающих сил, действующих на фюзеляж вертолета и, отдельно, определение управляющего момента. Решение данной задачи приведено в [2]. Недостатком является то, что он обеспечивает измерение только внешних возмущающих моментов. Для качественного управления требуется еще управление по поступательным ускорениям, т.е. требуется измерение еще и внешних возмущающих сил.

Целью изобретения является обеспечение одновременного измерения не только моментов внешних возмущающих сил и моментов управляющих сил, действующих на фюзеляж одновинтового вертолета, но также измерение внешних возмущающих сил по трем осям.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство введены датчики нормальных и касательных составляющих силы тяги несущего винта, датчик крутящего момента несущего винта, датчики изгибающих моментов несущего винта, и датчик тяги хвостового винта, вычислитель управляющих моментов, входы которого соединены с выходами датчиков, а выходы с входами сумматоров, а также вычислитель координат центра масс вертолета, выходы которого соединены с входами устройства подстройки моментов инерции и с входами вычислителя управляющих моментов. Кроме того, введены шесть однокомпонентных измерителей кажущихся ускорений.

На фиг. 1 представлена блок-схема измерителя моментов внешних сил, состоящая из датчиков 1, 2, касательных составлявших тяги несущего винта и датчиков 3, 4 изгибающих моментов несущего винта, датчика 5 нормальной составляющей тяги несущего винта и датчика 6 тяги хвостового винта; датчика 7 крутящего момента несущего винта, вычислителя 8 координат центра масс, трехкомпонентного блока 9 измерителей абсолютной угловой скорости, вычислителя 10 управляющих моментов, трехкомпонентного устройства 11 подстройки моментов инерции, вычислителя момента 12 и сумматоров 13, 14, 15. К вычислителям 10 и 12 подключен командный датчик 16 для поправок при сбросе груза или отстреле ракет.

На фиг. 2 представлены измерители кажущихся ускорений 17-22, установленных попарно по осям симметрии с разнесением на расстояния Lx,Ly,Lz на борту вертолета и подключенных к входам вычислителей 23. Расстояния до центра тяжести О (координаты Ха, Ya, Za) для первых акселерометров 17, 19, 21 в парах Az, Ay, Ах, показаны для начальных параметров и в дальнейшем уточняются работой вычислителей 10 и 12.

Выходы с 23 вместе с выходами с 10 и 12 подключены к входам вычислителя 24 возмущающих сил по осям вертолета.

Выходы трехкомпонентного блока 9 измерителей абсолютной скорости соединены с входами вычислителя момента 12, выходы которого соединены с входами сумматоров 13, 14, 15. Вторые входы сумматоров соединены с выходом вычислителя 10 управляющих моментов, входы которого соединены с выходами датчиков нормальной 1 и касательных 2, 3 составляющих тяги несущего винта, с выходами датчиков 4, 5 изгибающих моментов несущего винта, с выходом датчика 6 тяги хвостового винта, и с выходом датчика 7 крутящего момента несущего винта.

Выходы вычислителя 8 координат центра масс, соединены с входами вычислителя 10 управляющих моментов и с входами трехкомпонентного устройства 11 подстройки моментов инерции, выходы которого соединены с входами вычислителя момента 12

Работает измеритель возмущающих моментов следующим образом.

Трехкомпонентный блок 9 измерителей абсолютной угловой скорости, измеряет компоненты абсолютной угловой скорости и дает полную информацию о вращательном движении объекта на вход вычислителя момента 12. Вычислитель 12 определяет суммарные моменты по динамическим уравнениям, описывающим вращательное движение объекта. От внешних датчиков 16 или от оператора на вход вычислителя 8 координат центра масс и на вход устройства 11 подстройки моментов инерции поступают сигналы X1…Xn, об изменении массы горючего в топливных баках, о перемещении грузов и т.д. Сигналы с 16 поступают и на входы вычислителей 10, 12 для оперативной коррекции параметров.

Вычислитель 8 координат центра масс вычисляет изменения координат центра масс объекта, которые поступают на вход устройства 11 подстройки моментов инерции, пересчитывающего моменты инерции вертолета с учетом изменения массы отдельных элементов и передающего сигналы об этом в вычислитель момента 12. Эти же сигналы поступают и на вход вычислителя 10 управляющих моментов, на который также поступают сигналы с датчиков 1, 2, 3 составляющих тяги несущего винта, с датчиков 4, 5 изгибающих моментов, с датчика 6 тяги хвостового винта и с датчика 7 крутящего момента несущего винта.

С выхода вычислителя 10 снимается значение величин управляющих моментов относительно текущего значения центра масс вертолета, которые поступают на вторые входы сумматоров 13, 14, 15. На первые входы сумматоров поступают сигналы с вычислителя момента 12. С выходов сумматоров снимаются сигналы, пропорциональные суммарным моментом внешних сил, действующих на объект. Указанные моменты являются возмущающими моментами внешних сил.

Сигналы акселерометров в парах Az, Ay, Ах, индекс 1 оговорен выше, а с индексом 2 для акселерометров 18, 20, 22, не равны в общем случае,

Здесь учитывается, что имеются погрешности от центростремительных ускорений при вращении объекта вокруг осей.

Средние значения

При условиях Xa=-Lx/2, Ya=-Ly/2, Za=-Lz/2, т.е. при симметричном расположении акселерометров относительно центра тяжести О, средние значения дают точные значения измеряемых ускорений Wx, Wy, Wz.

При нарушении симметрии, вплоть до смены знака координат первых датчиков, как показано на фиг. 2, необходима коррекция для средних значений по соотношениям

Сигналы Wx, Wy, Wz или приводим к горизонтальной системе координат.

Динамические уравнения поступательных движений вертолета:

Управляющие сигналы , , вырабатываются в элементах 17-22 (акселерометры), а также в 23-24. Определяются , , и компенсируются через посредство , , .

Измеренные блоком 9 абсолютные угловые скорости ωх, ωу, ωz. Алгоритмы вычислителя 12 моментов суммарных внешних сил Мх, Му, Mz на основе этих угловых скоростей имеют вид:

где Jx, Jy, Jz - моменты инерции ЛА. Угловые ускорения определяются по алгоритмам НУИ Льюинбергера на основе кинематических соотношений, связывающих угловые скорости ωx(t), ωy(t), ωz(t) с их производными.

Выделение моментов внешних возмущающих сил производится в сумматорах 13, 14, 15. Управляющие сигналы , , вырабатываются в элементах 1, 2, 3 и 6.

Положительный эффект заключается в том, что измеряется не только сумма управляющего и возмущающего моментов, действующих на весь объект, но и отдельно моменты внешних возмущающих сил, действующих на фюзеляж вертолета и моменты со стороны винтов; измерения этих моментов необходимо для построения системы управления, работающей по принципу компенсации возмущений.

Источники:

1. Авторское свидетельство СССР №538610, кл. G05В 17/02, 1975.

2. Плотников П.К. Бортовой измеритель моментов внешних сил. Авт.св. №537610, кл. G05В 17/02, 1975.

Измеритель внешних возмущающих сил и моментов этих сил, действующих на фюзеляж одновинтового вертолета, содержащий блок измерителей абсолютной угловой скорости, устройство подстройки моментов инерции, связанное с вычислителем момента, и сумматоры, выходы которых подключены к вычислителю момента, отличающийся тем, что в его состав дополнительно введены датчики нормальной и касательной составляющих силы тяги несущего винта, датчик крутящего момента и датчик тяги хвостового винта, вычислитель координат центра масс вертолета, при этом входы управляющих моментов соединены с выходами указанных датчиков, а выходы - с входами сумматоров, а выходы вычислителя координат центра масс вертолета соединены с входами устройства подстройки моментов инерции и с входами вычислителя управляющих моментов, в состав измерителя внешних возмущающих сил и моментов этих сил введены шесть измерителей кажущихся ускорений по два размещенных датчика на каждую ось вертолета, их выходы связаны с соответствующими сумматорами определения средних в паре ускорений, в правых частях уравнений поступательных движений вертолета учитываются управляющие силы.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области навигации ЛА и предназначена для управления воздушным движением и обеспечения безопасности полетов путем использования сигналов автоматического зависимого наблюдения на борту ЛА. Задают аэронавигационную информацию об аэродроме, координаты точек приема сигналов, максимально допустимые разности между оцененными координатами ЛА и принятыми, вычисленной путевой скоростью и принятой.

Изобретение относится к способу машинного обучения, специально адаптированное для изображений. Способ формирования обучающей выборки для систем управления беспилотных электропоездов заключается в приеме информации от сканирующих окружающее пространство датчиков, предварительной обработке полученной информации и записи исходного набора кадров, выделении на кадрах объектов и их классификации.

Изобретение относится к самоуправляемым ТС. В способе управления боковым движением самоуправляемого ТС устанавливают параметры управления линейно-квадратичного регулятора; получают общие параметры ТС и коэффициент усиления параметра управления в соответствии с параметрами управления и общими параметрами.

Изобретение относится к способу завершения полета дрона в установленном районе аварийной посадки при осуществлении мониторинга состояния воздушной линии электропередачи (ВЛЭП). Для реализации способа активизируют автопилот дрона, реагирующий на электромагнитное поле, формируемое ВЛЭП, направляющий дрон вдоль ее трассы в заранее установленный район аварийной посадки, расположенный между двух ее опор ВЛЭП, являющихся его границами, используют транспозицию проводов, обеспечивающую изменение параметров электромагнитного поля ВЛЭП, предварительно задают команду автопилоту дрона на активизацию режима аварийной посадки, после того как его чувствительные элементы зафиксируют изменение параметров электромагнитного поля, формируемого ВЛЭП, контролируют скорость, направление и продолжительность полета дрона до потери связи с наземным пунктом управления, вычисляют расстояние, пройденное дроном в штатном режиме, и идентифицируют первоочередной на пути его дальнейшего следования заранее установленный район аварийной посадки и время аварийной посадки.

Изобретение относится к устройствам управления движением автономных необитаемых подводных аппаратов, а именно к приборам управления, использующим информацию от датчиков кинематических параметров и датчиков гидростатического давления. В устройстве управления используются блок измерения линейных ускорений, блок измерения угловых скоростей, датчик давления, построенные на микроэлектромеханических цифровых датчиках, блок вычисления, состоящий из трех микроконтроллеров, блок сопряжения с основной и резервной линией передачи информации и блок питания.

Изобретение относится к способу автономной посадки беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Для автономной посадки БПЛА выполняют его перемещение к приблизительной области посадки, содержащей группу (группы) источников света, включающую расположенный в центре главный источник (источники) света, и не менее двух вспомогательных источников света, расположение и цвета которых известны БПЛА, захватывают изображение области посадки посредством камеры БПЛА, преобразуют цветовое пространство в цветовое пространство HSV, в котором определяют результирующее световое пятно, образованное группой (группами) источников света, выполняют дальнейшее перемещение БПЛА в направлении области посадки.

Изобретение относится к способу автоматического управления продольным движением БЛА при наличии ветрового возмущения. Для этого формируют сигнал управления, при формировании которого применяют сигнал оценки приращения угла атаки, вызванного ветровым возмущением, пропущенный через изодромное звено и умноженный на передаточный коэффициент, а также формируют дискретный оптимальный фильтр Калмана.

Система автоматического управления по крену и курсу беспилотного летательного аппарата (БЛА) при посадке содержит привод управления элеронами, привод управления рулем направления, идентификатор бокового ветра, формирователь задающих воздействий, переключатель адаптивных задающих воздействий, переключатель передаточных чисел, адаптивный регулятор управления элеронами, адаптивный регулятор управления рулем направления, соединенные определенным образом.

Заявленное изобретение относится к способу бесплатформенной ориентации подвижных объектов. Для ориентации подвижных объектов формируют первичную приборную информацию о векторе кажущегося ускорения объекта по сигналам предварительно откалиброванного неортогонального блока акселерометров, векторе напряженности результирующего магнитного поля по сигналам предварительно откалиброванного неортогонального блока магнитометров, радиусе-векторе точки местоположения объекта по сигналам спутниковой навигационной системы, а также на последующей обработке этой комплексной магнито-инерциально-спутниковой информации с целью определения параметров ориентации объекта определенным образом выполняют автономный контроль, самодиагностику, коррекцию и нормировку полученных результатов.

Изобретение относится к созданию подводных транспортных средств и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных транспортных средств, выполняющих сложное маневрирование. Способ включает формирование трехмерной электронной модели подводного объекта, вокруг этой трехмерной электронной модели формируют вычислительную сетку.

Заявленное изобретение относится к способу бесплатформенной ориентации подвижных объектов. Для ориентации подвижных объектов формируют первичную приборную информацию о векторе кажущегося ускорения объекта по сигналам предварительно откалиброванного неортогонального блока акселерометров, векторе напряженности результирующего магнитного поля по сигналам предварительно откалиброванного неортогонального блока магнитометров, радиусе-векторе точки местоположения объекта по сигналам спутниковой навигационной системы, а также на последующей обработке этой комплексной магнито-инерциально-спутниковой информации с целью определения параметров ориентации объекта определенным образом выполняют автономный контроль, самодиагностику, коррекцию и нормировку полученных результатов.
Наверх