Способ тестирования человека на сообразительность
Изобретение относится к области психологии и может быть использовано в учебном процессе, а также в подборе кадров для решения творческих задач. Предложен способ тестирования человека на сообразительность, в котором сначала делают случайную выборку из школьников старших классов в количестве не менее пяти с отличными годовыми оценками по геометрии и такого же количества с удовлетворительными оценками по геометрии. В качестве задания каждому школьнику предлагают завязать не менее пяти узлов по представленным ему рисункам, для вязки каждого из которых требуется произвести не менее четырех операций, связанных с образованием полуузлов, и/или восьмерок, и/или петель. При этом фиксируют время, затраченное на завязывание каждого узла. Вычисляют среднеарифметическое значение количества времени, затраченного на завязывание одного узла в каждой группе. Полученные значения наносят на график, по оси ординат которого время вязки в минутах t, а по оси абсцисс - годовые оценки по геометрии. По двум точкам на графике строят прямую, уравнение которой , где T - значение времени в точке пересечения прямой с осью абсцисс, H - значение баллов в точке пересечения прямой с осью ординат, Далее это уравнение или полученный график используют для определения степени сообразительности каждого тестируемого, для этого тестируемому предлагается завязать эти же узлы, что и в группах. Определяют среднеарифметическое значение количества времени, затраченного на завязывание одного узла, и по полученному графику или уравнению определяют баллы. О степени сообразительности испытуемого судят по количеству получаемых N баллов, а именно, получивший 5 баллов и выше - оценка отлично, от 4 до 5 баллов - оценка хорошо, от 3 до 4 баллов - оценка удовлетворительно и меньше 3 баллов - оценка неудовлетворительно. Изобретение обеспечивает упрощение способа, сокращение затрат времени, расширения арсенала технических средств. 6 ил., 1 пр.
Изобретение относится к области психологии и может быть использовано в учебном процессе и в подборе кадров для решения творческих задач.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ тестирования человека на сообразительность, заключающийся в выполнении задания (см. патент RU 2626277, опубл. 20.07.2017).
Недостатком известного решения является сложность, большие затраты времени.
Технической задачей предлагаемого решения является упрощение способа, сокращение затрат времени, расширения арсенала технических средств.
Для этого предлагается способ тестирования человека на сообразительность, в котором сначала делают случайную выборку из школьников старших классов в количестве не менее пяти с отличными годовыми оценками по геометрии и такого же количества с удовлетворительными оценками по геометрии, в качестве задания каждому школьнику предлагают завязать не менее пяти узлов по представленному ему рисункам, для вязки каждого из которых требуется произвести не менее четырех операций, каждая из которых связана с выполнением полуузла или восьмерки или петли, при этом фиксируют время, затраченное на завязывание каждого узла, вычисляют среднеарифметическое значение количества времени затраченном на завязывание одного узла в каждой группе, полученные значения наносят на график, по оси ординат которого время вязки в минутах t, а по оси абсцисс - годовые оценки по геометрии, по двум точкам на графике строят прямую, уравнение которой
где T - значение времени в точке пересечения прямой с осью абсцисс,
H - значение баллов в точке пересечения прямой с осью ординат,
далее, это уравнение или полученный график используют для определения степени сообразительности каждого тестируемого, для этого тестируемому предлагается завязать эти же узлы, что и в группах, определяют среднеарифметическое значение количества времени, затраченного на завязывание одного узла и по полученному графику или уравнению определяют баллы, а о степени сообразительности испытуемого судят по количеству получаемых N баллов, а именно, получивший 5 баллов и выше - оценка отлично, от 4 до 5 баллов - оценка хорошо, от 3 до 4 баллов - оценка удовлетворительно и меньше 3 баллов - оценка неудовлетворительно.
Отличительной особенностью предлагаемого способа является то, что сначала делают случайную выборку из школьников старших классов в количестве не менее пяти с отличными годовыми оценками по геометрии и такого же количества с удовлетворительными оценками по геометрии, в качестве задания каждому школьнику предлагают завязать не менее пяти узлов по представленным ему рисункам, для вязки каждого из которых требуется произвести не менее четырех операций, каждая из которых связана с выполнением полуузла, или восьмерки, или петли, при этом фиксируют время, затраченное на завязывание каждого узла, вычисляют среднеарифметическое значение количества времени, затраченного на завязывание одного узла в каждой группе, полученные значения наносят на график, по оси ординат которого время вязки в минутах t, а по оси абсцисс - годовые оценки по геометрии по двум точкам на графике строят прямую, уравнение которой
где T - значение времени в точке пересечения прямой с осью абсцисс,
H - значение баллов в точке пересечения прямой с осью ординат,
далее, это уравнение или полученный график используют для определения степени сообразительности каждого тестируемого, для этого тестируемому предлагается завязать эти же узлы, что и в группах, определяют среднеарифметическое значение количества времени затраченном на завязывание одного узла и по полученному графику или уравнению определяют баллы, а о степени сообразительности испытуемого судят по количеству получаемых N баллов, а именно, получивший 5 баллов и выше - оценка отлично, от 4 до 5 баллов - оценка хорошо, от 3 до 4 баллов - оценка удовлетворительно и меньше 3 баллов - оценка неудовлетворительно. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен график для определения баллов тестируемого в соответствии с представленным уравнением отражающей наклонную прямую, на фиг. 2 изображен рисунок узла в соответствии с изобретением по авторскому свидетельству 1434011, на фиг. 3 - рисунок узла в соответствии с изобретением по авторскому свидетельству 1595966, на фиг. 4 - рисунок узла в стадиях вязки в соответствии с изобретением по авторскому свидетельству 1647055, на фиг. 5 - рисунок узла в соответствии с изобретением по авторскому свидетельству 1707095, на фиг. 6 - рисунок узла в стадиях вязки в соответствии с изобретением по авторскому свидетельству 1751237.
Способ тестирования заключается в следующем.
Сначала делают случайную выборку первой группы из школьников старших классов в количестве не менее пяти с отличными годовыми оценками по геометрии и такой же группы с удовлетворительными оценками по геометрии. В качестве задания каждому школьнику предлагают завязать не менее пяти узлов по представленному ему рисункам (см. фиг. 2, 3, 4, 5, 6), для вязки каждого из которых требуется произвести не менее четырех операций, каждая из которых связана с выполнением полуузла 1, 2, 3, 4 (см. фиг. 2), 5, 6, 7, 8 (см. фиг. 5) или восьмерки 9, 10 (см. фиг. 3) или петли 11, 12, 13, 14 (см. фиг. 4). За ограниченный промежуток времени тестируемым предстоит понять суть задания, сориентироваться в графическом изображении, вычленить необходимые элементы узла и произвести вязку узла. При этом фиксируют время, затраченное на завязывание каждого узла, вычисляют среднеарифметическое значение количества времени затраченном на завязывание одного узла в каждой группе, полученные значения наносят на график, по оси ординат которого время вязки в минутах t, а по оси абсцисс - годовые оценки по геометрии по двум точкам на графике строят прямую, уравнение которой
где T - значение времени в точке пересечения прямой с осью абсцисс,
H - значение баллов в точке пересечения прямой с осью ординат.
Далее это уравнение или полученный график используют для определения степени сообразительности любого тестируемого, для этого тестируемому предлагается завязать эти же узлы, что и в группах, определяют среднеарифметическое значение количества времени, затраченного на завязывание одного узла и по полученному графику или уравнению определяют баллы, а о степени сообразительности испытуемого судят по количеству получаемых N баллов, а именно, получивший 5 баллов и выше - оценка отлично, от 4 до 5 баллов - оценка хорошо, от 3 до 4 баллов - оценка удовлетворительно и меньше 3 баллов - оценка неудовлетворительно.
Выбор количества в группах тестирования, а также количества узлов предлагаемых для вязки определялось задачей снижения возможной ошибки по причине отклонения выборочного среднего от средней генеральной совокупности, что позволяет получить надежные результаты с помощью лишь одной выборки. При этом вероятность того, что выборочная средняя попадает в пределы среднего значения всей генеральной совокупности +/- стандартная ошибка равна 0,95. (см. М. Мельник. Основы прикладной статистики М. Энергоатомиздат, 1983).
Пример
На первом этапе методом случайной выборки сформировали две группы по пять человек из школьников 10 класса, в одной из которых каждый имел отличную оценку по геометрии, а в другой группе школьники имели удовлетворительную оценку по геометрии. Каждому из испытуемых в обеих группах было предложено завязать узлы для связывания веревочных изделий, выполненный по авторскому свидетельству №1434011, №1595966, №1647055, №1707095, №1751237.
Среднеарифметическое значение количества времени t, затраченного на завязывание узла школьникам в первой группе, равнялось 2 минутам. На графике фиг. 1 это точка А. То же самое испытание было проведено по пяти школьникам, имеющим удовлетворительную оценку по геометрии. Среднеарифметическое значение количества времени t, затраченного на завязывание одного узла по всем школьникам второй группы, равнялось 5,3 минутам. На графике фиг. 1 это точка Б.
Уравнение описывающее эту прямую
Подставляя значения T и H получим
Далее испытания проводились при свободной выборке на десяти учениках 10 класса. Количество баллов определялось по последней формуле или по графику фиг. 1. В таблице приведены значения полученных баллов N при тестировании с использованием пяти узлов по авторским свидетельствам №1434011, №1595966, №1647055, №1707095, №1751237 и годовые оценки по геометрии.
Коэффициент корреляции между баллами и оценками по геометрии R=0,99.
Способ тестирования человека на сообразительность, заключающийся в выполнении задания, отличающийся тем, что сначала делают случайную выборку из школьников старших классов в количестве не менее пяти с отличными оценками по геометрии и такого же количества с удовлетворительными оценками по геометрии, в качестве задания каждому предлагают завязать не менее пяти узлов по представленным ему рисункам, для вязки каждого из которых требуется произвести не менее четырех операций, каждая из которых связана с выполнением полуузла, или восьмерки, или петли, при этом фиксируют время, затраченное на завязывание каждого узла, вычисляют среднеарифметическое значение количества времени, затраченного на завязывание одного узла в каждой группе, полученные значения наносят на график, по оси ординат которого время вязки в минутах t, а по оси абсцисс - годовые оценки по геометрии, по двум точкам на графике строят прямую, уравнение которой
где T - значение времени в точке пересечения прямой с осью абсцисс,
H - значение баллов в точке пересечения прямой с осью ординат,
далее это уравнение или полученный график используют для определения степени сообразительности каждого тестируемого, для этого тестируемому предлагается завязать эти же узлы, что и в группах, определяют среднеарифметическое значение количества времени, затраченного на завязывание одного узла, и по полученному графику или уравнению определяют баллы, а о степени сообразительности испытуемого судят по количеству получаемых N баллов, а именно, получивший 5 баллов и выше - оценка отлично, от 4 до 5 баллов - оценка хорошо, от 3 до 4 баллов - оценка удовлетворительно и меньше 3 баллов - оценка неудовлетворительно.