Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных



A61H99/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2784779:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научный центр неврологии" (ФГБНУ НЦН) (RU)

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационно-восстановительным играм, и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении нейропсихологической реабилитации неврологических больных посредством осуществляемых в игровой форме групповых занятий, направленных на восстановление нарушенного симультанного восприятия, счета и счетных операций. Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных содержит игровые элементы в виде базовых и рабочих карточек различных степеней сложности и игровые поля. Причем базовые и рабочие карточки выполнены в форме квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждой из которых нанесено защитное прозрачное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером. Каждая базовая карточка содержит на лицевой поверхности разделительную линию, разделяющую ее поверхность на две одинаковые области - левую и правую, предназначенные для вписывания различных значков, обозначающих количество десятков и единиц в числах. В центре каждой базовой карточки расположена центральная область, выполненная в форме прямоугольника, предназначенного для вписывания чисел и знаков. На оборотной стороне каждой базовой карточки имеется один из арифметических знаков, таких как знак «сложения», «вычитания», «умножения», «деления», «равенства», знаки «больше» и «меньше». Каждая рабочая карточка имеет на лицевой поверхности разделительную линию, разделяющую ее поверхность на две одинаковые области - левую и правую, и центральную область, аналогичные областям базовых карточек, при этом на каждой рабочей карточке содержатся изображения двух групп геометрических фигур. Причем первая группа геометрических фигур размещена в случайном порядке в левой области рабочей карточки и обозначает количество десятков в числе, соответствующем данной рабочей карточке, а вторая группа геометрических фигур размещена в случайном порядке в правой области рабочей карточки и обозначает количество единиц в числе, соответствующем данной рабочей карточке. На оборотной стороне каждой рабочей карточки имеется число, обозначенное арабскими цифрами и соответствующее числу, которое представлено в виде определенного количества геометрических фигур на лицевой стороне данной рабочей карточки. Все рабочие карточки разделены на три степени сложности: легкую, среднюю и высокую, которая зависит от количества геометрических фигур, расположенных в левой и правой областях, а именно рабочая карточка легкой степени сложности содержит в каждой из своих левой и правой областей не более 3 геометрических фигур, рабочая карточка средней степени сложности содержит в каждой из своих левой и правой областей не более 6 геометрических фигур, рабочая карточка высокой степени сложности содержит в каждой из своих левой и правой областей не более 9 геометрических фигур. Игровые поля имеют прямоугольную форму и разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями, причем квадратные области содержат числа, соответствующие числам, представленным на рабочих карточках в виде определенного количества геометрических фигур левой и правой областей каждой рабочей карточки, а также числам, представленным на оборотных сторонах рабочих карточек. При этом базовые, рабочие карточки и игровые поля размещены в коробке. Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера, обеспечивающего формирование неограниченного количества долгосрочных курсов игровых занятий различной степени сложности по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций в игровой форме. 6 ил.

 

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационно-восстановительным играм и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении нейропсихологической реабилитации неврологических больных посредством осуществляемых в игровой форме групповых занятий, направленных на восстановление нарушенного симультанного восприятия, счета и счетных операций.

Для эффективности нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения важное значение имеют формы и методы занятий с неврологическими больными, имеющими нарушения различных психических функций.

Формы организации нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001).

Одной из форм организации нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения, в основе которой лежит использования социальной среды и других социальных факторов, является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождении в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать, прежде всего, деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу, малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер, 1997).

Одним из эффективных способов организации групповых занятий с неврологическими больными является проведение занятий в игровой форме, которая способствует усилению интереса больных к процессу занятий, обеспечивая перевод их деятельности с произвольного на непроизвольный уровень, снижая тем самым утомляемость больных, что имеет важное значение для восстановления нарушенных психических функций.

Таким образом, проводимые в игровой форме групповые занятия способствуют повышению эффективности нейропсихологической реабилитации, направленной на восстановление у неврологических больных различных психических процессов, включая симультанное восприятие, счет и счетные операции.

Симультанное восприятие представляет собой один из видов зрительного восприятия, при нарушениях которого больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения (Хомская Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Издательство «Питер», 2005, 496 с.).

Счет представляет собой действие по значению глагола «считать», определение каких-либо количественных показателей или определение количества однородных объектов (Википедия. Счёт, найдено 01.04.2022 в сети Интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Счёт).

Счетные операции представляют собой технологию счёта, объединяющую представления и навыки человека о числах, математические алгоритмы арифметики (Википедия. Устный счёт, найдено 01.04.2022 в сети Интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Устный_счёт).

Процесс симультанного восприятия человека имеет сложную структуру, поэтому для обеспечения возможности восстановления данного психического процесса важное значение имеет понимание причин и механизмов, лежащих в основе нарушения симультанного восприятия.

Симультанная агнозия возникает при поражении теменно-затылочной области коры, чаще всего обоих полушарий головного мозга (Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2013, 384 с.).

В психологии термин "симультанный", означает практическую одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности (Большая психологическая энциклопедия. Симультанный, найдено 01.04.2022 в сети Интернет по адресу: https://psychology.academic.ru/3889/симультанный).

Нарушения симультанного восприятия, как и других психических процессов, различаются по степени выраженности данного вида восприятия.

При максимально выраженной степени симультанной агнозии больной не способен одновременно воспринимать двух изображений, так как у него резко сужен объем зрительного восприятия. Больной не может воспринять целое, он видит только его часть или части (Хомская Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Издательство «Питер», 2005, 496 с.).

При симультанной агнозии меньшей степени выраженности, больной, продолжая хорошо воспринимать отдельные предметы, не в состоянии сразу увидеть группу предметов и тем более охватить сразу целую ситуацию, например изображенную на сюжетной картине (Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2013, 384 с.).

Больные со стертыми формами симультанной агнозии могут испытывать заметные затруднения в понимании сюжетных картин, которые заключаются в невозможности сразу охватить всю ситуацию, изображенную на картине, и произвести зрительный синтез. Поэтому больные с данной формой агнозии могут оказаться не в состоянии сразу увидеть всех изображенных на картине лиц, установить те наглядные связи, которые отражены в картине, и принуждены создавать ряд предположений и догадок о сюжете картины (Лурия А.Р. Высшие корковые функции. - СПб.: Издательство «Питер», 2018, 768 с.).

Это связано с тем, что данное нарушение сопровождается сложными нарушениями движений глаз, которые называются «атаксия взора». Взор больного становится неуправляемым, глаза совершают непроизвольные скачки, постоянно находясь в движении. Это создает трудности в организованном зрительном поиске, вследствие чего больной не может рассматривать объект последовательно.

Наряду с выделением в качестве причины симультанной агнозии нарушения движений глаз в ходе восприятия объекта, известны случаи симультанной агнозии, не связанные непосредственно с нарушением движений глаз.

Так, французским ученым Пьером Жанэ описана симультанная агнозия у польского офицера, у которого после двустороннего ранения теменной области зрительное восприятие и зрительные представления оказались резко суженными, в силу чего он мог одновременно представлять или припоминать лишь один зрительный объект.

Таким образом, данное нарушение связывается основателем нейропсихологии А.Р. Лурия с сужением объема зрительного восприятия и зрительных представлений.

Разновидностью симультанной агнозии, связанной преимущественно с речевой системой, является вербальная алексия. В основе этого дефекта лежит своеобразное явление патологического «сужения» зрительного восприятия, при котором слабая зрительная кора резко сужает свою «пропускную способность» (Лурия А.Р. Высшие корковые функции. - СПб.: Издательство «Питер», 2018, 768 с.).

Таким образом, исходя из рассмотренных выше взглядов классиков отечественной нейропсихологии на симультанную агнозию, вытекает, что в основе данного нарушения могут лежать следующие причины:

а) нарушение движений глаз, приводящее к тому, что больной не может рассматривать воспринимаемый объект последовательно;

б) патологическое сужение объема зрительного восприятия, при котором зрительная кора уменьшает свою «пропускную способность».

Сложность и малая степень исследованности механизмов, лежащих в основе симультанной агнозии, привела к тому, что в настоящее время технологии восстановления симультанного восприятия разработаны в недостаточной степени, а в литературе представлены только отдельные рекомендации, касающиеся данного вопроса.

Так, например, для восстановления восприятия предметных изображений рекомендуется следующее упражнение: "Для преодоления предметной агнозии по субдоминантному типу используются те же упражнения, однако акцент делается на восстановление способности к симультанному схватыванию зрительного образа. Для решения этой задачи вводится симультанное опознание больным предметных изображений. Время экспозиции изображения в таких заданиях должно быть коротким, чтобы возникла необходимость одномоментного его охвата. В начале курса занятий предъявляются простые обиходные предметы, сугубо реалистические по способу изображения. Каждое последующее изображение должно быть дискретно по отношению к предъявленному до него изображению (например: собака, стул, яблоко). На последующих этапах обучения предъявляются менее дискретные изображения, а время экспозиции - все более укорачивается. Кроме того, рекомендуется постепенный переход от меньших размеров изображения к большим, так как более мелкий рисунок доступнее симультанному охвату взором (Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. - М.: Издательство «АСТ», 2021, 544 с.).

В отличие от недостаточно разработанных технологий восстановления нарушенного симультанного восприятия, методы нейропсихологической диагностики данной формы восприятия проработаны в большей степени.

Так, известна нейропсихологическая проба "Определение «на глаз» общего количества фигур", основанная на использовании изображений групп простых фигур, расположенных в правой и левой половине листа, которые являются одинаковыми по размеру, но незначительно различаются по количеству. В ходе исследования больному необходимо за несколько секунд (3-5), не позволяющих буквально сосчитать объекты, определить, где этих фигур больше, либо подтвердить их равенство (Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2005, с. 93).

Также известна нейропсихологическая проба, основанная на использовании изображения круга, разделенного на пять равных секторов, в каждом из которых содержится различное количество кружков. В ходе исследования больному необходимо определить примерное количество кружков в каждом секторе или подсчитать общее количество кружков без помощи пальцев (Нейропсихологическая диагностика. Часть II. - М: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2007, с. 33).

Причем данные методы нейропсихологической диагностики (после соответствующей модификации) могут эффективно использоваться также и при проведении нейропсихологической реабилитации по восстановлению нарушенного симультанного восприятия.

Следовательно, для восстановления нарушенного симультанного восприятия могут использоваться задания, основанные на симультанном восприятии группы изображений предметов или объектов, в ходе которых больному необходимо определить (без подсчета) общее количество изображений предметов или объектов.

Таким образом, методы, используемые при работе над восстановлением симультанного восприятия неврологических больных должны:

а) обеспечивать возможность работы как над восстановлением нарушенного процесса движений глаз, так и над восстановлением объема зрительного восприятия, нарушение которых (процесса движений глаз и объема зрительного восприятия) приводит к возникновению симультанной агнозии;

б) быть интересными и привлекательными;

в) быть доступными для использования больными с различной степенью нарушения симультанного восприятия;

г) обеспечивать возможность постепенного увеличения степени сложности заданий;

д) обеспечивать возможность проведения продолжительных курсов восстановительных занятий.

В настоящее время, для занятий по восстановлению нарушенного счета и счетных операций у неврологических больных используются различные печатные тренажеры и устройства.

Из уровня техники также известен печатный тренажер-игра «Мои первые задачки: математика и деньги», основу заданий которого составляют счетные операции с изображениями монет разного номинала, заключающиеся, например, в пересчете количества изображений монет разного номинала, соотнесении изображения групп монет с заданным числом, выполнении арифметических действий с использованием изображений монет и др. (Воронина Т.П. Мои первые задачки: математика и деньги, Ростов н/Д: Феникс, 2017, 32 с.).

Недостатками данного печатного тренажера у неврологических больных является следующее:

а) данный тренажер не предназначен для проведения групповых занятий;

б) рабочие материалы данного тренажера не предназначены для занятий по восстановлению симультанного восприятия;

в) данный тренажер не обеспечивает возможность проведения занятий по восстановлению счета с реальными предметами;

г) отсутствие возможности проведения продолжительных курсов занятий из-за недостаточного количества рабочего материала;

д) данный тренажер предназначен для занятий с детьми и может вызывать негативную реакцию у некоторых взрослых больных.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-панель для групповых занятий по восстановлению счетных операций и зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 202838 от 11.12.2020).

Данное игровое устройство представляет собой пластиковое основание прямоугольной формы, на обеих сторонах которого выполнены одинаковые ячейки-углубления, которые расположены в виде перевернутого равнобедренного треугольника таким образом, что между двумя соседними ячейками-углублениями каждого ряда располагается одна ячейка-углубление находящегося ниже ряда. При работе над восстановлением счетных операций один из больных вписывает цифры в верхний ряд ячеек-углублений, после чего другой больной осуществляет сложение или иное арифметическое действие с данными цифрами, вписывая полученные результаты в расположенный ниже ряд ячеек-углублений.

Недостатками данного устройства является следующее:

а) данное устройство не предназначено для проведения занятий в игровой форме;

б) данное устройство не предназначено для занятий по восстановлению симультанного восприятия;

в) данное устройство не предназначено для занятий по восстановлению счета.

Методы, используемые при работе над восстановлением счета и счетных операций у неврологических больных также как при работе над восстановлением симультанного восприятия должны:

а) основаться на выполнении упражнений как с реальными предметами (которые можно взять в руки, разложить в группы с различным количеством предметов), так и с изображением различных предметов или объектов;

б) быть доступными для выполнения больными с различной степенью нарушения счета и счетных операций;

в) обеспечивать возможность постепенного увеличения степени сложности заданий;

г) обеспечивать возможность проведения продолжительных курсов восстановительных занятий с больными.

Наряду с этим, материалы данных заданий могут использоваться и для занятий по восстановлению счета и счетных операций, в ходе которых больным необходимо осуществить подсчет точного количества изображений предметов и объектов, после чего выполнить с полученными числами определенные арифметические действия.

Таким образом, в уровне техники не выявлена игра-тренажер для одновременных занятий, как по восстановлению симультанного восприятия, так и счета и счетных операций у неврологических больных. С целью преодоления недостатков вышеперечисленных тренажеров и устройств разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных» (далее по тексту «Нейропсихологическая игра-тренажер»).

Задачами, на решение которых направлено заявленное изобретение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера» в игровой форме, способствующей повышению эффективности нейропсихологической реабилитации за счет усилению интереса больных к восстановительным занятиям;

б) обеспечение возможности проведения игровых занятий не просто в виде какой-либо отдельной игры, а в виде множества различных игр и игровых заданий, способствующих поддержанию интереса больных к восстановительным занятиям;

в) при проведении занятий по восстановлению симультанного восприятия обеспечение возможности работы как над восстановлением нарушенного процесса движений глаз, объема зрительного восприятия, так и над восстановлением счета и счетных операций;

г) обеспечение возможности использования различных методов восстановления счета и счетных операций, основанных как на подсчете количества предметов или объектов (рабочих карточек и расположенных на них геометрических фигур), так и выполнение различных арифметических действий с числами, полученными в результате подсчета;

д) обеспечение возможности проведения продолжительных курсов занятий по восстановления симультанного восприятия, счета и счетных операций за счет возможности формирования неограниченного количества разнообразных игровых заданий посредством использования рабочих карточек;

е) обеспечение возможности изменения степени сложности игровых заданий, позволяющее проводить занятия как с больными, имеющими нарушения симультанного восприятия, счета и счетных операций выраженной степени, так и с больным, имеющими легкие и незначительные нарушения данных психических процессов;

ж) простота изготовления «Нейропсихологической игры-тренажера», способствующая ее широкому внедрению в клиническую практику;

з) удобство использования и легкость освоения неврологическими больными «Нейропсихологической игры-тренажера», обеспечивающие возможность проведения занятий, как в клинических, так и в домашних условиях, после выписки больных из клиники.

Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера, обеспечивающего формирование неограниченного количества долгосрочных курсов игровых занятий различной степени сложности по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций в игровой форме, с возможностью быстрой и легкой самопроверки больными правильности выполнения игровых заданий и способствующего усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий.

Технический результат достигается тем, что создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых и рабочих карточек различных степеней сложности и игровые поля, причем базовые и рабочие карточки выполнены в форме квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждой из которых нанесено защитное прозрачное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером, каждая базовая карточка содержит на лицевой поверхности разделительную линию, разделяющую ее поверхность на две одинаковые области - левую и правую, предназначенные для вписывания различных значков, обозначающих количество десятков и единиц в числах, в центре каждой базовой карточки расположена центральная область, выполненная в форме прямоугольника, предназначенного для вписывания чисел и знаков, на оборотной стороне каждой базовой карточки имеется один из арифметических знаков, таких как знак «сложения», «вычитания», «умножения», «деления», «равенства», знаки «больше» и «меньше», каждая рабочая карточка имеет на лицевой поверхности разделительную линию, разделяющую ее поверхность на две одинаковые области - левую и правую и центральную область, аналогичные областям базовых карточек, при этом на каждой рабочей карточке содержатся изображения двух групп геометрических фигур, причем первая группа геометрических фигур, размещена в случайном порядке в левой области рабочей карточки и обозначает количество десятков в числе, соответствующем данной рабочей карточке, а вторая группа геометрических фигур размещена в случайном порядке в правой области рабочей карточки и обозначает количество единиц в числе, соответствующем данной рабочей карточке, на оборотной стороне каждой рабочей карточки имеется число, обозначенное арабскими цифрами, и соответствующее числу, которое представлено в виде определенного количества геометрических фигур на лицевой стороне данной рабочей карточки, все рабочие карточки разделены на три степени сложности легкую, среднюю и высокую, которая зависит от количества геометрических фигур, расположенных в левой и правой областях, а именно рабочая карточка легкой степени сложности содержит в каждой из своих левой и правой областях не более 3-х геометрических фигур, рабочая карточка средней степени сложности содержит в каждой из своих левой и правой областях не более 6-ти геометрических фигур, рабочая карточка высокой степени сложности содержит в каждой из своих левой и правой областях не более 9-ти геометрических фигур, игровые поля имеют прямоугольную форму и разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями, причем квадратные области содержат числа, соответствующие числам, представленным на рабочих карточках в виде определенного количества геометрических фигур левой и правой областей каждой рабочей карточки, а также числам, представленным на оборотных сторонах рабочих карточек, при этом базовые, рабочие и игровые поля размещены в коробке.

Сущность заявленного изобретения «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных» поясняется чертежами:

На фиг. 1 - представлена коробка для размещения базовых, рабочих карточек и игровых полей;

На фиг. 2 - представлен образец базовой карточки с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 3 - представлен образец рабочей карточки легкой степени сложности с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 4 - представлен образец рабочей карточки средней степени сложности с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 5 - представлен образец рабочей карточки высокой степени сложности с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 6 - представлен образец игрового поля «Нейропсихологической игры-тренажера».

Заявленная «Нейропсихологическая игра-тренажер» представляет собой размещенный в коробке (см. фиг. 1) комплект игровых элементов, включающий в себя: базовые карточки (см. фиг. 2), рабочие карточки (см. фиг. 3, 4, 5) различных степеней сложности и игровые поля (см. фиг. 6), предназначенные для проведения занятий с неврологическими больными по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций в игровой форме.

Коробка «Нейропсихологической игры-тренажера» (см. фиг. 1) выполнена из пластика или картона и имеет форму прямоугольника (горизонтально или вертикально ориентированного) или квадрата.

На лицевой поверхности коробки размещено изображение эмблемы ФГБНУ «Научный центр неврологии», в котором разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер», фамилии авторов и сокращенное название «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций», под которым расположено изображение одного из числовых игровых полей и изображения шести рабочих карточек.

Базовые и рабочие карточки (см. фиг. 2-4) выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждой из которых нанесено защитное прозрачное покрытие (например, посредством ламинирования), обеспечивающее возможность выполнения в процессе занятий графических действий посредством легко стирающегося водного маркера.

Каждая базовая карточка (см. фиг. 2) содержит на лицевой поверхности разделительную линию (1), разделяющую поверхность каждой базовой карточки на две одинаковые области - левую и правую, которые предназначены для вписывания различных значков (например, галочек и точек), обозначающих количество десятков и единиц в числах, отрабатываемых в ходе занятий.

В центре каждой базовой карточки расположена центральная область (2), имеющая форму прямоугольника, который предназначен для вписывания в процессе занятий чисел и знаков («больше», «меньше», «равно») посредством водного маркера.

На оборотной стороне каждой базовой карточки (см. фиг. 2) в центральной ее части содержится один из арифметических знаков (5), таких как знак «сложения», «вычитания», «умножения», «деления», «равенства», а также знаки «больше» и «меньше».

Общее количество базовых карточек (см. фиг. 2), входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» может составлять от десяти и более штук.

Каждая рабочая карточка (см. фиг. 3, 4, 5) содержит на лицевой поверхности те же изображения (разделительную линию (1) и центральную область (2)), что и базовые карточки (см. фиг. 2) и отличается тем, что на каждой рабочей карточке содержатся изображения двух групп геометрических фигур, например, квадратов (3) и треугольников (4), или каких-либо иных геометрических фигур (кругов, шестиугольников и др.).

При этом первая группа геометрических фигур, например, квадраты (3), расположена в случайном порядке в левой области рабочей карточки (см. фиг. 3, 4, 5), и обозначает количество десятков в числе, соответствующем данной рабочей карточке, а вторая группа геометрических фигур, например, треугольники (4), расположена в случайном порядке в правой области рабочей карточки и обозначает количество единиц в числе, соответствующем данной рабочей карточке.

Так, например, если в левой области рабочей карточки расположено четыре геометрические фигуры- квадраты (3), а в правой области - шесть геометрических фигур- треугольники (4), то данная рабочая карточка (см. фиг. 4) соответствует числу «46» (сорок шесть).

При этом на оборотной стороне каждой рабочей карточки (см. фиг. 3, 4, 5) содержится число (6), обозначенное арабскими цифрами, и соответствующее числу, которое представлено в виде определенного количества геометрических фигур - квадратов (3) и треугольников (4) на лицевой стороне данной рабочей карточки.

Все рабочие карточки различаются на три степени сложности (легкую, среднюю и высокую), которая зависит от количества геометрических фигур, например квадратов (3) и треугольников (4), расположенных в левой и правой областях.

Каждая рабочая карточка легкой степени сложности (см. фиг. 3) содержит в каждой из своих областей (левой и правой) не более 3-х геометрических фигур, количество которых соответствует, например, следующим числам «11», «23», «31» и др.

Каждая рабочая карточка средней степени сложности (см. фиг. 4) содержит в каждой из своих областей (левой и правой) не более 6-ти геометрических фигур, количество которых соответствует, например, следующим числам «16», «24», «36», «45» и др.

Каждая рабочая карточка высокой степени сложности (см. фиг. 5) содержит в каждой из своих областей (левой и правой) не более 9-ти геометрических фигур, количество которых соответствует, например, следующим числам «17», «28», «39», «47», «78» и др.

В случае если рабочая карточка соответствует числу, не содержащему десятки или единицы, например, числам «5» или «50», то в левой или правой области данной рабочей карточки геометрические фигуры, например квадраты (3) или треугольники (4) отсутствуют.

Общее количество рабочих карточек (см. фиг. 3, 4) различных степеней сложности, входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» может составлять от шестидесяти до девяносто девяти штук.

Таким образом, особенности рабочих карточек, содержащих изображения разделительных линий (1), центральных областей (2) и геометрических фигур, например квадратов (3) и треугольников (4), обеспечивает возможность работы над восстановлением следующих психических процессов:

1. Симультанного восприятия путем выполнения различных игровых заданий, которые направлены на:

а) восстановление движений глаз за счет нанесения водным маркером на поверхность рабочих карточек соединительных линий, связывающих различные геометрические фигуры, например квадраты (3) и треугольники (4) и задающих траекторию движение глаз больных в процессе выполнения различных заданий;

б) постепенное увеличения объема зрительного восприятия за счет использования рабочих карточек разной степени сложности, а также нанесения водным маркером на лицевую поверхность рабочих карточек разделительных линий, разделяющих группы геометрических фигур на группы (состоящие из меньшего количества (2-3 шт.) геометрических фигур), которые доступны для восприятия больными;

2. Счета путем выполнения различных игровых заданий, связанных с подсчитыванием количества геометрических фигур (квадраты (3), треугольники (4)), расположенных в левой и правой области каждой рабочей карточки для определения числа, соответствующего используемой рабочей карточке;

3. Счетных операций, путем выполнения различных игровых заданий, связанных с арифметическими действиями с числами, заданными посредством геометрических фигур (квадраты (3), треугольники (4)), расположенных в левой и правой областях каждой рабочей карточки.

При этом числа (6), содержащиеся на оборотных сторонах рабочих карточек (см. фиг. 3, 4, 5) обеспечивают возможность быстрой и удобной проверки правильности выполнения игровых заданий при работе над восстановлением симультанного восприятия и счета у неврологических больных.

Наряду с вышеописанными базовыми и рабочими карточками, «Нейропсихологическая игра-тренажер» включает в себя игровые поля (см. фиг. 6), обеспечивающие разнообразие игровых методов, направленных на восстановления симультанного восприятия, счета и счетных операций.

Игровые поля «Нейропсихологической игры-тренажера» (см. фиг. 6) выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму, и разделены на одинаковые квадратные области (7), отделенные друг от друга прямыми линиями.

Игровые поля являются одинаковыми по количество квадратных областей (7) на каждом игровом поле, которое может составлять четыре (2х2 или 1х4) шт., шесть (3х2) шт. (см. фиг. 6), восемь (4х2) шт., девять (3х3) шт., или иное количество квадратных областей (7).

Особенностью игровых полей (см. фиг. 6) является то, что их квадратные области (7) содержат числа (8), соответствующие числам, которые представлены на рабочих карточках (см. фиг. 3, 4, 5) в виде определенного количества геометрических фигур (например, квадраты (3), треугольники (4)), расположенных в левой и правой областях каждой рабочей карточки, а также числам (6), расположенных на оборотных сторонах рабочих карточек.

Количество игровых полей, входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» зависит от общего количества рабочих карточек (см. фиг. 3, 4, 5).

Так, например, если количество рабочих карточек (см. фиг. 3, 4, 5) составляет 60 (шестьдесят) штук, а каждое игровое поле (см. фиг. 6) содержит 6 (шесть) квадратных областей, то количество игровых полей будет составлять 10 (десять) штук.

Для обеспечения возможности выполнения графических действий на поверхности базовых и рабочих карточек, «Нейропсихологическая игра-тренажер» может комплектоваться водными маркерами, колпачок которых содержит губку, обеспечивающую удобство удаления следов с поверхностей используемых базовых и рабочих карточек.

В качестве удобных для проведения восстановительных занятий водных маркеров с губкой может использоваться, например, «Маркер для досок Line Plus MiniMax-820» (Интернет-магазин «Regmarkets», Маркер для досок Line Plus MiniMax-820 пулевидный с магнитом и губкой черный, найдено 01.04.2022 в сети Интернет по адресу: https://moskva.regmarkets.ru/product/marker-dlya-dosok-443097076/).

Для работы по восстановлению нарушенного симультанного восприятия, счета и счетных операций используются различные формы игр, реализация которых обеспечивается посредством игровых элементов в виде базовых и рабочих карточек, а также игровых полей.

Главными особенностями различных реабилитационно-восстановительных игр, реализацию которых обеспечивает «Нейропсихологическая игра-тренажер» является то, что они:

а) имеют простые правила, доступные для легкого усвоения неврологическими больными;

б) доступны для больных с выраженными нарушениями симультанного восприятия, счета и счетных операций;

в) обеспечивают возможность постепенного увеличения степени сложности игровых заданий;

г) обеспечивают реализацию процесса восстановительных занятий в виде интересной и привлекательной для больных игровой деятельности.

Указанные ниже размеры базовых карточек, рабочих карточек и игровых полей данной конкретной «Нейропсихологической игры-тренажера» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе ее создания.

Размеры базовых и рабочих карточек (см. фиг. 2, 3, 4, 5) являются одинаковыми и могут составлять от 50х50 до 100х100 мм.

Размеры игровых полей (см. фиг. 6) являются одинаковыми и зависят от количества расположенных на каждом игровом поле квадратных областей (7), размер стороны каждой из которых аналогичен размеру стороны рабочей карточки или на 1-10 мм превышает размер стороны рабочей карточки.

Размеры коробки (см. фиг. 1) «Нейропсихологической игры-тренажера» зависят от размеров, размещаемых в ней игровых полей (см. фиг. 6).

Работа с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных» осуществляются следующим образом.

Перед началом проведения занятия по восстановлению симультанного восприятия специалист подбирает группу больных, имеющих примерно одинаковую степень выраженности нарушения данного вида восприятия.

Основными нейропсихологическими играми, направленными на восстановление нарушенного симультанного восприятия, и реализуемыми посредством игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» является следующие игры: «Соединение геометрических фигур», «Сравнение количества геометрических фигур», «Оценка количества геометрических фигур», «Симультанное лото».

Игра «Соединение геометрических фигур».

Данная игра направлена на восстановление движений глаз, и используется на начальном этапе занятий по восстановлению нарушенного симультанного восприятия.

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более больных.

Для данной игры используются рабочие карточки (см. фиг. 4, 5) средней и высокой степени сложности, количество которых может составлять 4-5 шт.

В начале игры специалист раздает больным одинаковое количество рабочих карточек, после чего каждый больной должен связать соединительной линией несколько геометрических фигур, например квадратов (3), расположенных в левой области каждой рабочей карточки и несколько геометрических фигур, например треугольников (4), расположенных в правой области каждой рабочей карточки, посредством водного маркера.

Для лучшего восприятия соединительных линий, в центре каждой из соединяемых геометрических фигур: квадрата (3) и треугольника (4) ставится крупная точка, через которую проходит соединительная линия.

В результате этого, на каждой рабочей карточке располагается две соединительные линии, одна из которых связывает геометрические фигуры, например, квадраты (3) в левой области каждой рабочей карточки, а другая - геометрические фигуры, например треугольники (4) в ее правой области.

Далее больные обмениваются рабочими карточками, после чего каждый больной, используя указку (управляющую движением глаз) перемещает ее по соединительным линиям, подсчитывая количество соединенных ею геометрических фигур - квадратов (3) и треугольников (4) в левой и правой областях рабочей карточки, вписывая получаемые цифры в ее центральную область (2).

Так, например, если используется рабочая карточка (см. фиг. 5) с количеством геометрических фигур, которой соответствует числу «78», а больной соединил пять геометрических фигур - квадратов (3) в левой области данной рабочей карточки и шесть геометрических фигур - треугольников (4) в ее правой области, то другой больной в результате выполнения вышеописанного упражнения, направленного на восстановление движений глаз, должен вписать в центральную область данной рабочей карточки числа «5» и «6».

После завершения выполнения задания, больные осуществляют совместно с специалистом проверку правильности его выполнения.

Выигрывает больной, который первым завершил задание, допустив при этом меньшее количество ошибок.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении движений глаз, данная игра осуществляется без использования указки, за счет непосредственного движения взора по соединительным линиям.

Игра «Сравнение количества геометрических фигур».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более больных.

Для данной игры используются рабочие карточки средней и высокой степени сложности (см. фиг. 4, 5), количество геометрических фигур в левой и правой областях которых:

а) является одинаковым, например, рабочие карточки, соответствующие числам «55», «66», «77» и др.;

б) различается на 1-2 геометрические фигуры, например, рабочие карточки, соответствующие числам «56», «64», «79» и др..

В начале игры специалист раздает больным одинаковое количество рабочих карточек (по 5-10 шт.), располагая их стопкой лицевой стороной вверх, после чего больные, по команде специалиста должны оценить «на глаз» (без подсчета) общее количество геометрических фигур: квадратов (3), треугольников (4) в левой и правой областях каждой рабочей карточки, вписав водным маркером в их центральные области (2) значки «больше», «меньше», «равно».

После того как один из больных завершил выполнение задания, игра завершается, а больные совместно со специалистом осуществляют проверку правильности выполнения задания.

Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Другой вариант данной игры заключается в том, что специалист предъявляет группе больных одну из рабочих карточек на ограниченный интервал времени, в течение которого они должны оценить «на глаз» (без подсчета), в какой области данной рабочей карточки (левой или правой) больше геометрических фигур, либо подтвердить их равенство и записать результат (удобным способом) в свои рабочие тетради.

После этого каждый больной сообщает специалисту свой результат, а специалист показывает больным оборотную сторону (содержащую число) используемой рабочей карточки, обеспечивая тем самым больных необходимой обратной связью.

Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

По мере достижения больными положительных результатов, специалист уменьшает интервал времени, в течение которого рабочие карточки предъявляются больным.

Игра «Оценка количества геометрических фигур».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более больных.

В начале игры специалист раздает больным одинаковое количество рабочих карточек (см. фиг. 3) легкой степени сложности, располагая их лицевой стороной вверх, после чего больные по команде специалиста должны оценить «на глаз» (без подсчета) общее количество геометрических фигур в левой и правой областях каждой рабочей карточки и вписать водным маркером в центральные области (2) используемых рабочих карточек полученные ими числа.

После того как один из больных завершил выполнение задания, игра завершается и осуществляется проверка правильности выполнения заданий путем сравнения чисел, вписанных больными в центральные области (2) рабочих карточек с числами (6), расположенными на их оборотных сторонах.

Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Другой вариант данной игры заключается в том, что специалист предъявляет группе больных одну из рабочих карточек на ограниченный интервал времени, в течение которого они должны оценить «на глаз» (без подсчета), общее количество геометрических фигур в левой и правой областях данной рабочей карточки и записать результат в виде числа в свои рабочие тетради.

После этого каждый больной сообщает специалисту свой результат, а специалист называет правильное число или показывает больным оборотную сторону используемой рабочей карточки, обеспечивая тем самым больных необходимой обратной связью.

Выигрывает больной допустивший меньшее количество ошибок.

По мере достижения больными положительных результатов, специалист включает в процесс занятий рабочие карточки (см. фиг. 4, 5) средней и высокой степени сложности.

Наряду с вышеописанными вариантами данной игры, больные могут использовать рабочие карточки (см. фиг. 3, 4, 5) при самостоятельных занятиях, в ходе которых больной берет стопку рабочих карточек, и пытается оценить «на глаз» (без подсчета) количество геометрических фигур в левой и правой областях верхней рабочей карточки.

После этого больной сравнивает полученный им результат с числом (6), расположенным на оборотной стороне данной рабочей карточки, а далее выполняет вышеописанные действия с другими рабочими карточками.

Игра «Симультанное лото».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более больных.

Перед началом игры, специалист выдает каждому больному по одному или несколько игровых полей (см. фиг. 6).

Далее специалист последовательно предъявляет больным различные рабочие карточки (см. фиг. 3, 4, 5) на ограниченные интервалы времени, не позволяющие больным сосчитать количество геометрических фигур: квадратов (3), треугольников (4) в левой и правой областях рабочей карточки, в результате чего больные вынуждены оценивать количество геометрических фигур «на глаз», основываясь на симультанном восприятии.

При этом на начальном этапе занятий, специалист может наносить водным маркером на рабочие карточки средней и высокой степени сложности (см. фиг. 4, 5) разделительные линии, разделяющие геометрические фигуры на группы из 2-3 фигур, облегчая их восприятие больными.

После того, как специалист предъявил рабочую карточку на ограниченный интервал времени, каждый больной должен назвать число, которое, по его мнению, соответствует количеству геометрических фигур: квадратов (3) и треугольников (4) на данной рабочей карточке.

Далее, специалист показывает больным оборотную сторону используемой рабочей карточки, которое содержит число (6), соответствующее количеству геометрических фигур: квадратов (3) и треугольников (4) на данной рабочей карточке.

В случае если больной, имеющий игровое поле с данным числом (8), назвал его правильно, он забирает себе данную рабочую карточку и накладывает ее на квадратную область (7) игрового поля с данным числом (8).

В случае если больной, имеющий игровое поле с данным числом (8), назвал его не правильно, то специалист откладывает данную рабочую карточку в сторону, а больной лишается возможности закрыть соответствующую данной рабочей карточке квадратную область (7) игрового поля, что уменьшает его шансы на выигрыш.

Выигрывает больной, который первым закрыл все квадратные области (7) на своих игровых полях или закрыл наибольшее количество квадратных областей (7) по сравнению с другими больными.

Наряду с перечисленными выше играми, занятия по восстановлению нарушенного симультанного восприятия с использованием набора игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» могут осуществляться посредством других игр.

Занятия по восстановлению нарушенного счета и счетных операций у неврологических больных осуществляются путем использования игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» в виде:

а) базовых карточек (см. фиг. 2), в ходе работы с которыми больные вписывают водным маркером различные числа в их центральные области (2) и различные значки (например, галочки и точки) в левую и правую области базовых карточек;

б) рабочих карточек (см. фиг. 3, 4, 5), в ходе работы с которыми больные подсчитывают количество геометрических фигур, например: квадратов (3), треугольников (4) в левой и правой областях рабочих карточек и вписывают водным маркером полученные числа в центральные области (2) рабочих карточек, а также выполняют с ними различные действия с использованием других игровых элементов, при этом оборотные стороны рабочих карточек содержат числа (6), обеспечивающие возможность быстрой и легкой проверки правильности выполнения различных заданий;

в) базовых и рабочих карточек, которые специалист и больные могут раскладывать в стопки с различным количеством карточек, перемещать карточки из одной стопки в другую при выполнении упражнений на счет и счетные операции и др.;

г) перевернутых лицевой стороной вниз базовых и рабочих карточек (см. фиг. 2, 3, 4, 5), содержащих различные арифметические знаки и числа, которые могут использоваться при работе над восстановлением счетных операций;

д) игровых полей (см. фиг. 6) путем выполнения с ними различных игровых заданий с использованием рабочих карточек.

Основными играми, направленными на восстановление нарушенного счета и счетных операций с использованием игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» является следующие игры: «Подсчитывание карточек», «Подсчитывание геометрических фигур», «Вписывание чисел и значков», «Арифметические действия с геометрическими фигурами», «Арифметические действия с вписанными значками», «Арифметические действия с числами», «Фигурно-числовое лото».

Игра «Подсчитывание карточек».

Данная игра используется на начальных стадиях занятий по восстановлению счета и счетных операций у больных с выраженными нарушениями данных психических процессов.

Данная игра основывается на подсчитывании количества базовых и рабочих карточек.

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более больных.

В начале игры специалист раскладывает на рабочем столе несколько групп базовых или рабочих карточек (по 2-7 карточек), а каждый из больных должен подсчитать количество карточек в каждой группе и записать полученное число в рабочую тетрадь.

После того, как больные выполнили задание, специалист раскладывает карточки в новые группы, с другим количеством карточек, а больные снова подсчитывают количество карточек в каждой группе и записывают полученные числа.

Далее, вышеописанная последовательность действий повторяется несколько раз, после чего осуществляется проверка полученных результатов. Для этого специалист просит больных показать на пальцах рук первое число, затем следующее и т.д. Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок при подсчете карточек.

Наряду с вышеописанной игрой, базовые и рабочие карточки (как счетные элементы) могут использоваться в различных других игровых заданиях и упражнениях, в которых они иллюстрирует количественный состав различных чисел, способствуя восстановлению понимания нарушенной структуры числа.

Игра «Подсчитывание геометрических фигур».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более больных.

Перед началом игры специалист выдает каждому больному одинаковое количество рабочих карточек (см. фиг. 3-5), которое может составлять 4-8 шт.

Перед началом выполнения задания специалист напоминает больным о том, что количество геометрических фигур, например квадратов (3), расположенных в левой области каждой рабочей карточки, обозначает количество десятков, а количество геометрических фигур, например треугольников (4), расположенных в правой области каждой рабочей карточки, обозначает количество единиц в числе, соответствующем данной рабочей карточке.

Далее, по команде специалиста, больные подсчитывают геометрические фигуры: квадраты (3), треугольники (4) на каждой рабочей карточке, вписывая получаемые ими числа в центральные области (2) используемых рабочих карточек.

Проверка правильности выполнения задания осуществляется путем переворачивания рабочих карточек, и сравнения чисел, вписанных больными в центральные области (2) рабочих карточек, и чисел (6), содержащихся на их оборотных сторонах.

Выигрывает больной, который первым вписал числа и допустил меньшее количество ошибок.

Игра «Вписывание чисел и значков».

Данная игра основывается на использовании базовых карточек (см. фиг. 2), и заключается в том, что специалист выдает больным по одинаковому количеству базовых карточек, после чего каждый больной вписывает водным маркером различные двузначные числа в центральные области (2) базовых карточек.

После этого больные обмениваются базовыми карточками, и обозначают данные числа определенными значками двух типов (например, галочками и точками), вписывая их в левую и правую области базовых карточек.

При этом специалист напоминает больным о том, что значки, вписываемые в левую область каждой базовой карточки, обозначают количество десятков, а значки, вписываемые в правую области каждой базовой карточки, обозначают количество единиц в числе, вписанном в центральную область (2) базовой карточки.

После завершения вписывания значков, больные совместно со специалистом осуществляют проверку правильности выполнения заданий. Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Важной особенностью игры с использованием базовых карточек является то, что в отличие от игры, основанной на подсчитывании содержащихся на рабочих карточках геометрических фигур: например, квадратов (3), треугольников (4), больные сами вписывают соответствующее заданному числу количество значков в левую и правую области используемых базовых карточек.

Игра «Арифметические действия с геометрическими фигурами».

В отличие от описанной выше игры «Подсчитывание геометрических фигур», направленной на восстановление счета, данная игра направлена на восстановление счетных операций.

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более больных.

Перед началом игры специалист выдает каждому больному по одинаковому количеству рабочих карточек (см. фиг. 3, 4, 5), которое может составлять 4-8 шт.

Далее больные получают от специалиста задание выполнить определенные арифметические действия (сложение, вычитание и др.) с геометрическими фигурами: например квадратами (3) и треугольниками (4), расположенными в левой и правой областях используемых рабочих карточек, вписывая полученные числа в центральные области (2) рабочих карточек.

После завершения задания осуществляется совместная проверка больными правильности его выполнения.

Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Игра «Арифметические действия с вписанными значками».

Данная игра является продолжением игры «Вписывание чисел и значков», и аналогично игре «Арифметические действия с геометрическими фигурами» направлена на восстановление счетных операций.

После завершения игры «Вписывание чисел и значков», больные стирают числа, вписанные ранее в центральные области (2) базовых карточек (см. фиг. 2), и получают от специалиста задание выполнить определенные арифметические действия (сложение, вычитание и др.) с числами, обозначенными значками, вписанными ранее в левую и правую области используемых базовых карточек, вписывая полученные числа в центральные области (2) базовых карточек.

После завершения задания осуществляется совместная проверка больными правильности его выполнения.

Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Игра «Арифметические действия с числами».

Данная игра основывается на использовании перевернутых базовых и рабочих карточек (см. фиг. 2, 3, 4, 5), оборотные стороны которых содержат различные арифметические знаки (5) и числа (6).

В начале проведения игры специалист выкладывает на рабочем столе по три карточки: две рабочие карточки с числами (6) между которыми располагается одна базовая карточка с арифметическим знаком (5).

На начальных этапах занятий используются задания на сложение и вычитание, а на более поздних - на умножение и деление.

После этого каждый больной выполняет заданное специалистом арифметическое действие, записывая полученный результат в свою рабочую тетрадь.

Далее, вышеописанная последовательность действий повторяется несколько раз, после чего осуществляется проверка полученных результатов.

Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Наряду с данной игрой, оборотные стороны базовых и рабочих карточек, содержащие арифметические знаки (5) и числа (6), могут использоваться в различных других игровых заданиях и упражнениях на восстановление счетных операций.

Игра «Фигурно-числовое лото».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х до 4-х человек.

Перед началом игры специалист выдает каждому больному по одному или несколько игровых полей.

После этого специалист последовательно предъявляет больным по одной рабочей карточке (см. фиг. 3, 4, 5) без ограничения интервала времени, а каждый из больных определяет число, соответствующее данной рабочей карточке путем подсчета количества содержащихся в ее левой и правой области геометрических фигур, например квадратов (3) и треугольников (4).

После определения числа, соответствующего данной рабочей карточке, каждый из больных сверяет данное число с числами (8) на используемых игровых полях (см. фиг. 6).

Если у кого-либо из больных данные числа совпадают, он забирает данную рабочую карточку, показывает для проверки другим больным ее оборотную сторону (содержащую число), и кладет данную рабочую карточку на свое игровое поле, закрывая соответствующее число (8).

В случае если никто из больных не забрал предъявленную специалистом рабочую карточку, она откладывается в сторону.

Выигрывает тот больной, который первым закрыл все числа (8) на используемом игровом поле или игровых полях.

Кроме вышеперечисленных игр, занятия по восстановлению нарушенного счета и счетных операций с использованием набора игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» могут осуществляться посредством различных других игр.

Наряду с занятиями по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных, набор игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» может эффективно использоваться в следующих случаях:

а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования симультанного восприятия, счета и счетных операций;

б) при проведении нейропсихологических тренингов с людьми пожилого возраста;

в) в качестве настольной игры, способствующей развитию и тренировке симультанного восприятия, счета и счетных операций у здоровых детей.

Таким образом, заявленное изобретение «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных» обеспечивает возможность проведения с неврологическими больными продолжительных курсов занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций в игровой форме, с использованием различных игр и игровых заданий, способствующих усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий.

Заявленная «Нейропсихологическая игра-тренажер» вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Благодаря простоте изготовления и удобству практического применения игровых элементов «Нейропсихологическая игра-тренажер» может найти широкое применение в клинической практике.

Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых и рабочих карточек различных степеней сложности и игровые поля, причем базовые и рабочие карточки выполнены в форме квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждой из которых нанесено защитное прозрачное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером, каждая базовая карточка содержит на лицевой поверхности разделительную линию, разделяющую ее поверхность на две одинаковые области - левую и правую, предназначенные для вписывания различных значков, обозначающих количество десятков и единиц в числах, в центре каждой базовой карточки расположена центральная область, выполненная в форме прямоугольника, предназначенного для вписывания чисел и знаков, на оборотной стороне каждой базовой карточки имеется один из арифметических знаков, таких как знак «сложения», «вычитания», «умножения», «деления», «равенства», знаки «больше» и «меньше», каждая рабочая карточка имеет на лицевой поверхности разделительную линию, разделяющую ее поверхность на две одинаковые области - левую и правую, и центральную область, аналогичные областям базовых карточек, при этом на каждой рабочей карточке содержатся изображения двух групп геометрических фигур, причем первая группа геометрических фигур размещена в случайном порядке в левой области рабочей карточки и обозначает количество десятков в числе, соответствующем данной рабочей карточке, а вторая группа геометрических фигур размещена в случайном порядке в правой области рабочей карточки и обозначает количество единиц в числе, соответствующем данной рабочей карточке, на оборотной стороне каждой рабочей карточки имеется число, обозначенное арабскими цифрами и соответствующее числу, которое представлено в виде определенного количества геометрических фигур на лицевой стороне данной рабочей карточки, все рабочие карточки разделены на три степени сложности: легкую, среднюю и высокую, которая зависит от количества геометрических фигур, расположенных в левой и правой областях, а именно рабочая карточка легкой степени сложности содержит в каждой из своих левой и правой областей не более 3 геометрических фигур, рабочая карточка средней степени сложности содержит в каждой из своих левой и правой областей не более 6 геометрических фигур, рабочая карточка высокой степени сложности содержит в каждой из своих левой и правой областей не более 9 геометрических фигур, игровые поля имеют прямоугольную форму и разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями, причем квадратные области содержат числа, соответствующие числам, представленным на рабочих карточках в виде определенного количества геометрических фигур левой и правой областей каждой рабочей карточки, а также числам, представленным на оборотных сторонах рабочих карточек, при этом базовые, рабочие карточки и игровые поля размещены в коробке.



 

Похожие патенты:

Заявленное изобретение относится к области анализа работы человека, с целью повышения ее эффективности. Согласно варианту осуществления изобретения, обучающее устройство направлено на обучение первой модели, которая оценивает период выполнения задачи на основе данных временного ряда операции человека.
Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, и может быть использовано для двигательной реабилитации неврологических пациентов. Двигательную реабилитацию неврологических пациентов проводят в виртуальной реальности посредством использования беспроводных портативных шлемов виртуальной реальности.

Изобретение относится к средствам обучения персонала газотранспортных предприятий и может быть использовано для обучения и контроля знаний по эффективному и безопасному ведению технологических процессов транспорта газа как студентов, так и специалистов при повышении квалификации, работающих на типовых газораспределительных станциях (ГРС), применяемых на газотранспортных объектах.

Изобретение относится к медицине, а именно к разделу неврологии и нейропсихологии, и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской коррекционной психологии и может быть использовано для оценки сформированности образа Я у дошкольников. Комплект дидактических пособий состоит из 4 схематичных фигур людей светло-серого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 16 схематичных фигур людей белого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 24 карточек со схематичным изображением подарка и магнитной вставкой на оборотной стороне; 1 карточки со схематичным изображением ящика с ячейками, разделенных на 6 квадратных отсеков, каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу.

Изобретение относится к медицине и педагогике, а именно к коррекционной педагогике (логопедии) и быть использовано для оценки фонетической оформления речи у лиц, имеющих врожденную расщелину губы и неба, вне зависимости от возраста в дооперационный и послеоперационный период. Техническим результатом изобретения является сокращение времени проведения оценки фонетического оформления речи, который достигается за счет того, что оценку фонетического оформления речи проводят в соответствии с возрастом и функциональными возможностями тестируемого, при этом тестируемому предоставляют минимально необходимый для оценки набор шаблонов, после чего в ручном или автоматическом режиме производят сравнение шаблонов и результатов аудио-визуального контроля тестируемого, при этом оценка носит качественный характер, что в своей совокупности сокращает время на оценку фонетического оформления речи.
Заявленное изобретение относится к области физической культуры и спорта, а точнее к способу обучения в школе физической подготовке. На первом занятии проводят тестирование и определяют уровень физической подготовки: слабоподготовленный - easy, умеренно подготовленный - medium, подготовленный - hard.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для обучения навыкам самостоятельной коррекции состояний психофизического дискомфорта. Процесс обучения ведут в три этапа.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении эффективности обучения для гигиенического оборудования.

Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации, и может использоваться для формирования фантомной карты кисти. Определяют чувствительность на кожном покрове культи с помощью установленных электроэнцефалографических электродов путем стимуляции биполярными импульсами тока 100-300 мс с частотой 3-5 Гц.

Изобретение относится к медицине, а именно к разделу неврологии и нейропсихологии, и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.
Наверх