Нейропсихологическая игра-тренажер "концентрические фигуры" для занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных



A61H99/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2784781:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр неврологии» (ФГБНУ НЦН) (RU)

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник. Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных содержит игровые элементы в виде базовых карточек, прозрачных карточек, двух наборов рабочих карточек и игровых полей. Причем базовые карточки выполнены в форме прямоугольников одинакового размера, на лицевую поверхность каждой из которых нанесены графические элементы в виде основной геометрической фигуры, центральной геометрической фигуры, размещенной в центре основной геометрической фигуры, и имеющей форму и пространственную ориентацию аналогичную форме и пространственной ориентации основной геометрической фигуры, промежуточных геометрических фигур, которые имеют форму и пространственную ориентацию основной геометрической фигуры и равномерно размещены между основной и центральной геометрическими фигурами, формируя концентрические фигуры белого цвета, предназначенные для выделения в процессе занятий водными маркерами одного или разных цветов. При этом на поверхности лицевых и оборотных сторон базовых карточек нанесено защитное прозрачное покрытие. Прозрачные карточки выполнены из прозрачного пластика и содержат графические элементы, аналогичные графическим элементам базовой карточки: основную, центральную, промежуточные и концентрические геометрические фигуры, причем одна из концентрических фигур выделена каким-либо цветом, при этом расположение выделенных одним цветом концентрических фигур на каждой прозрачной карточке различно, а графические элементы размещены на всех прозрачных карточках таким образом, чтобы при наложении прозрачных карточек друг на друга, содержащиеся на них графические элементы, полностью совпадали, а выделенные одним или несколькими цветами концентрические фигуры были видны через несколько наложенных друг на друга прозрачных карточек. Рабочие карточки первого набора выполнены идентичными рабочим карточкам второго набора. При этом каждая рабочая карточка содержит на лицевой стороне те же графические элементы, что и базовая карточка: основные, центральные, промежуточные и концентрические геометрические фигуры, причем от 2-х и более концентрических фигур выделены в случайном порядке каким-либо одним цветом, соответствующим цвету выделенных концентрических фигур на прозрачных карточках, либо выделены различными цветами, соответствующими цветам выделенных концентрических фигур на прозрачных карточках, при этом расположение выделенных одним или несколькими цветами концентрических фигур на каждой рабочей карточке одного набора рабочих карточек различно. Игровые поля разделены на одинаковые рабочие области, отделенные друг от друга прямыми линиями, при этом рабочие области имеют форму, аналогичную форме рабочих карточек, а каждая рабочая область игрового поля содержит изображение, идентичное изображению, размещенному на одной из рабочих карточек первого и второго наборов. Базовые, прозрачные карточки, два набора рабочих карточек и игровые поля размещены в коробке. Техническим результатом изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера, обеспечивающего формирование неограниченного количества долгосрочных курсов игровых занятий различной степени сложности по одновременному восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных и способствующего повышению эффективности восстановительного обучения при простоте и удобстве использования данных игровых элементов. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении нейропсихологической реабилитации в форме групповых игровых занятий, направленных на восстановление мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Для эффективной нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения важное значение играют формы и методы занятий с неврологическими больными, имеющими нарушения различных психических и двигательных функций.

Формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, с. 81, 82).

Одной из форм организации нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальной среды и других социальных факторов, является групповая форма занятий, способствующая повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождении в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать, прежде всего, деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, с. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу, малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, 688 с.).

Таким образом, использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности нейропсихологической реабилитации, направленной на восстановление двигательных функций - мелкой моторики, и психических функций - зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных.

Одной из эффективных форм групповых занятий с неврологическими больными является проведение занятий в игровой форме, которая способствует усилению интереса больных к процессу восстановительных занятий, обеспечивая перевод деятельности больных с произвольного на непроизвольный уровень и снижение утомляемости больных в ходе занятий.

Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук (Википедия. Мелкая моторика, найдено 05.06.2022 в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мелкая_моторика).

Зрительное восприятие является одним из видов восприятия, представляющего собой совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы, дающей начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов. При этом наиболее элементарным из данных процессов является восприятие цвета, а наиболее сложным процессом зрительного восприятия является восприятие формы (Словари онлайн. Большой психологический словарь. Зрительное восприятие найдено 05.06.2022 в сети интернет по адресу: https://psychological.slovaronline.com/608-ZRITELNOE_VOSPRIYATIE).

Зрительная память является одним из видов памяти, которая сохраняет некоторые характеристики наших чувств, относящиеся к зрительному опыту. Способность помещать в память визуальную информацию, которая сохраняет предметы, места, животных или людей в мысленном образе (Wikipedia. Visual memory, найдено 05.06.2022 в сети интернет по адресу: https://en.wikipedia.org/wiki/Visual_memory).

Зрительное восприятие и зрительная память нарушаются при различных неврологических заболеваниях, связанных в первую очередь с поражением затылочных отделов коры головного мозга.

При этом зрительное восприятие и зрительная память представляют собой тесным образом взаимосвязанные психические процессы, образующие многоуровневую систему, основой которой является гностический уровень (зрительное восприятие), над которым надстраивается мнестический уровень (зрительная память).

Поэтому для эффективности процесса восстановительного обучения имеет значение то, чтобы в ходе нейропсихологической реабилитации осуществлялась работа, направленная как на восстановление зрительного восприятия, так и на восстановление зрительной памяти.

Благодаря этому оба уровня зрительного анализатора буду оказывать в процессе занятий положительное воздействие друг на друга, способствуя повышению эффективности их восстановления.

Для восстановления нарушенного зрительного восприятия используются различные методы, среди которых наиболее эффективными и распространенными являются:

а) методы, основывающиеся на поиске одного или нескольких изображений среди группы других аналогичных изображений путем их сравнительного анализа;

б) методы, основывающиеся на копировании одного или нескольких изображений (или их характерных, отличительных элементов) на лист бумаги.

Поэтому, для эффективного восстановления нарушенного зрительного восприятия значение имеет использование различных методов, основанных как на поиске изображения (изображений) среди группы других аналогичных изображений, так и на копировании изображения (изображений) на лист бумаги.

Для восстановления нарушенного зрительного восприятия используются различные методы, среди которых наиболее эффективными и распространенными являются:

а) методы, основывающиеся на запоминании одного или нескольких изображений с последующим нахождением данных изображений по памяти среди группы других изображений (метод пассивного узнавания);

б) методы, основывающиеся на запоминании одного или нескольких изображений с последующим воспроизведением данного изображения (изображений) или его характерных, отличительных элементов по памяти путем рисования или дорисовывания (метод активного воспроизведения).

Поэтому для эффективного восстановления нарушенной зрительной памяти значение имеет также использование различных методов, основанных как на узнавании запоминаемого изображения (изображений) среди группы других изображений, так и на воспроизведении запоминаемого изображения (изображений) путем его рисования или дорисовывания.

Еще одной составляющей, необходимой для полноценного восстановления зрительного восприятия и зрительной памяти, является продолжительность занятий (от нескольких месяцев и более). Поэтому, для проведения полноценных курсов восстановительного обучения, необходимо значительное количество рабочего материала в виде множества печатных пособий или использование такого рабочего материала, который позволяет специалисту формировать на его основе неограниченное количество различных заданий.

В настоящее время для проведения занятий по восстановлению мелкой моторики неврологических больных используются различные печатные тренажеры и устройства.

Так, например, одним из печатных тренажеров является, например, «Альбом по развитию мелкой моторики», на страницах которого представлены различные упражнения, заключающиеся в обведении пунктирных линий, узоров и изображений, рисовании линий, соединяющих начальную и конечную точку различных лабиринтов и другое. (Дмитриева В.Г. Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. - Москва: Издательство «АСТ», 2015, 80 с.).

Недостатками данного печатного тренажера при его использовании для групповых игровых занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных являются:

а) задания данного печатного тренажера не предназначены для групповых занятий;

б) задания данного печатного тренажера не предназначены для восстановления зрительного восприятия и зрительной памяти;

в) отсутствие возможности проведения продолжительных курсов занятий из-за недостаточного количества рабочего материала, содержащегося в данном печатном тренажере;

г) рабочий материал данного печатного тренажера может быть использован только однократно, так как после выполнения графических действий на листе бумаги остается след от пишущего инструмента;

д) задания данного печатного тренажера предназначены для занятий с детьми, поэтому могут вызывать отрицательную реакцию у взрослых неврологических больных.

Так же для занятий по восстановления мелкой моторики неврологических больных используются различные печатные пособия, одним из которых является, например, пособие «Тетрадь реабилитационная тренировочная. Восстановление после инсульта», которая включает в себя различные задания в виде пунктирных прописей, предназначенных для их обведения больными в процессе занятия (Танашян М.М., Бердникович Е.С. Тетрадь реабилитационная тренировочная. Восстановление после инсульта. М.: Изд. ООО «ИД Медиа Менте», 2020).

Однако, как и любое печатное пособие, данное пособие является одноразовым, так как после выполнения графических действий на листе бумаги остается след от пишущего инструмента.

Также, будучи эффективным для занятий по восстановлению мелкой моторики, и оказывая благотворное воздействие на различные психические процессы (внимание, память и др.) больных, данное пособие, как и рассмотренный выше печатный тренажер, не обеспечивает возможности непосредственной работы, направленный на восстановление зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных.

В настоящее время, для занятий по восстановлению нарушенного зрительного восприятия и зрительной памяти используются различные печатные тренажеры и устройства.

Так, из существующего уровня техники известно, например, устройство «Тренажер для занятий по восстановлению зрительной памяти и внимания у больных неврологической клиники» (RU 166674 от 10.12.2016). Конструктивно данное устройство состоит из обложки с закрепленной на ней рабочей пластиной, на которой расположено изображение группы геометрических фигур, выполненное посредством выступающих контурных линий темного цвета. В ходе занятий с данным устройством используются рабочие карточки, содержащие цветные изображения, аналогичные изображению группы геометрических фигур на рабочей пластине. При работе над восстановлением зрительной памяти больному необходимо запомнить расцветку геометрических фигур на рабочей карточке, после чего раскрасить по памяти цветными водными маркерами изображения геометрических фигур на рабочей пластине. При работе над восстановлением зрительного восприятия больному необходимо скопировать содержащиеся на рабочей карточке цветные изображения геометрических фигур путем раскрашивания цветными водными маркерами изображений геометрических фигур на рабочей пластине.

Недостатками данного устройства при его использовании являются:

а) данное устройство не предназначено для занятий по восстановлению мелкой моторики;

б) данное устройство не предназначено для использования в ходе групповых занятий;

в) данное устройство не предназначено для проведения занятий в игровой форме.

Также из существующего уровня техники известны устройства, обеспечивающие возможность проведения занятий по одновременному восстановлению мелкой моторики и зрительной памяти, например, устройство «Шестиугольная фишка с канавками в виде шестиугольников для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти и мелкой моторики» (RU 197889 от 04.06.2020). Конструктивно данное устройство представляет собой пластиковую шестиугольную пластину, на обеих сторонах которой выполнены канавки, образующие расположенный один внутри другого шестиугольники, количество которых на обеих сторонах устройства является одинаковым. В ходе занятий с данным устройством один из занимающихся выделяет водными маркерами разного цвета часть шестиугольников на одной стороне устройства, а другой занимающийся запоминает цвета и месторасположение выделенных шестиугольников, и по памяти выделяет водными маркерами аналогичного цвета соответствующие шестиугольники на другой стороне устройства.

Недостатками данного устройства при его использовании являются:

а) данное устройство не предназначено для работы с зрительным восприятием;

б) данное устройство не предназначено для проведения занятий в игровой форме.

в) занятия с данным устройством осуществляются только одним методом, что способствует привыканию и снижению интереса к проводимым занятиям.

В настоящее время также известны печатные тренажеры, предназначенные для проведения групповых занятий с неврологическими больными в игровой форме, с использованием разнообразных методов, например, «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных» (RU 2755237 от 14.07.2021). Данный печатный тренажер представляет собой комплект игровых элементов в виде карточек и игровых полей, содержащих составные геометрические фигуры с различной пространственной ориентацией их элементов, обеспечивающих возможность проведения занятий по восстановлением пространственного восприятия и пространственной памяти в игровой форме с использованием разнообразных методов, способствующих поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий.

Однако, данный печатный тренажер не обеспечивает возможность проведения групповых игровых занятий, направленных одновременно на восстановление мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных.

С целью преодоления недостатков вышеперечисленных печатных тренажеров и устройств разработана "Нейропсихологическая игра-тренажер «Концентрические фигуры» для занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных" (далее по тексту "Нейропсихологическая игра-тренажер").

Задачами, на решение которых направлено заявленное изобретение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий по одновременному восстановлению двигательных функций - мелкой моторики и психических функций - зрительного восприятия и зрительной памяти;

б) обеспечение возможности проведения групповых занятий, реализуемых в привлекательной игровой форме, способствующей повышению эффективности восстановительного обучения;

в) обеспечение возможности проведения занятий в игровой форме не просто в виде какой-либо одной игры, а в виде различных игр и заданий, способствующих поддержанию интереса больных к восстановительным занятиям;

г) обеспечение возможности восстановления мелкой моторики путем выполнения графических действий в ходе привлекательной для больных игровой деятельности, связанной с восстановлением зрительного восприятия и зрительной памяти, переводящей выполнение графических действий на другой уровень протекания;

д) реализация целостного подхода к процессу восстановления зрительного восприятия и зрительной памяти как взаимосвязанных психических процессов, образующих сложную иерархическую систему, основой которой является гностический уровень (зрительное восприятие), над которым надстраивается мнестический уровень (зрительная память);

е) обеспечение возможности использования различных методов восстановления зрительного восприятия, основанных как на поиске одинаковых изображений, так и на воспроизведении данных изображений (элементов изображений);

ж) обеспечение возможности использования различных методов восстановления зрительной памяти, основанных как на узнавании, так и на активном воспроизведении запоминаемых изображений (элементов изображений);

з) обеспечение возможности проведения продолжительных полноценных курсов занятий по восстановления мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти за счет возможности формирования неограниченного количества игровых заданий;

и) обеспечение возможности изменения степени сложности игровых заданий, позволяющих проводить занятия как с больными имеющими нарушения мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти выраженной степени, так и с больным, имеющими легкие и незначительные нарушение данных процессов;

к) удобство и простота использования "Нейропсихологической игры-тренажера", обеспечивающие возможность проведения занятий в домашних условиях, после выписки больных из клиники;

л) простота и удобство изготовления "Нейропсихологической игры-тренажера" способствующая ее широкому внедрению в клиническую практику.

Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера, обеспечивающего формирование неограниченного количества долгосрочных курсов игровых занятий различной степени сложности по одновременному восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных и способствующего повышению эффективности восстановительного обучения при простоте и удобстве использования данных игровых элементов.

Технический результат достигается тем, что создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых карточек, прозрачных карточек, двух наборов рабочих карточек и игровых полей, причем базовые карточки выполнены в форме прямоугольников одинакового размера, на лицевую поверхность каждой из которых нанесены графические элементы в виде основной геометрической фигуры, центральной геометрической фигуры, размещенной в центре основной геометрической фигуры, и имеющей форму и пространственную ориентацию аналогичную форме и пространственной ориентации основной геометрической фигуры, промежуточных геометрических фигур, которые имеют форму и пространственную ориентацию основной геометрической фигуры и равномерно размещены между основной и центральной геометрическими фигурами, формируя концентрические фигуры белого цвета, предназначенные для выделения в процессе занятий их водными маркерами одного или разных цветов, при этом на поверхности лицевых оборотных сторон базовых карточек нанесено защитное прозрачное покрытие; прозрачные карточки выполнены из прозрачного пластика и содержат графические элементы, аналогичные графическим элементам базовой карточки: основную, центральную, промежуточные и концентрические геометрические фигуры, причем одна из концентрических фигур выделена каким-либо цветом, при этом расположение выделенных одним цветом концентрических фигур на каждой прозрачной карточке различно, а графические элементы размещены на всех прозрачных карточках таким образом, чтобы при наложении прозрачных карточек друг на друга, содержащиеся на них графические элементы, полностью совпадали, а выделенные одним или несколькими цветами концентрические фигуры были видны через несколько наложенных друг на друга прозрачных карточек; рабочие карточки первого набора выполнены идентичными рабочим карточкам второго набора, при этом каждая рабочая карточка содержит на лицевой стороне те же графические элементы, что и базовая карточка: основные, центральные, промежуточные и концентрические геометрические фигуры, причем от 2-х и более концентрических фигур выделены в случайном порядке каким-либо одним цветом, соответствующим цвету выделенных концентрических фигур на прозрачных карточках, либо выделены различными цветами, соответствующими цветам выделенных концентрических фигур на прозрачных карточках, при этом расположение выделенных одним или несколькими цветами концентрических фигур на каждой рабочей карточке одного набора рабочих карточек различно; игровые поля разделены на одинаковые рабочие области, отделенные друг от друга прямыми линиями, при этом рабочие области имеют форму, аналогичную форме рабочих карточек, а каждая рабочая область игрового поля содержит изображение идентичное изображению, размещенному на одной из рабочих карточек первого и второго наборов, при этом базовые, прозрачные карточки, два набора рабочих карточек и игровые поля размещены в коробке.

В предпочтительном варианте базовые карточки, прозрачные карточки, рабочие карточки и игровые поля содержат изображения концентрических фигур в виде концентрических кругов.

В предпочтительном варианте базовые карточки, прозрачные карточки, рабочие карточки и игровые поля содержат изображения концентрических фигур в виде концентрических многоугольников одинаковой формы;

В предпочтительном варианте базовые карточки, прозрачные карточки, рабочие карточки и игровые поля содержат изображения концентрических фигур в виде звездчатых многоугольников одинаковой формы.

Сущность изобретения "Нейропсихологическая игра-тренажер «Концентрические фигуры» для занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных" поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - образец коробки для размещения набора игровых элементов;

На фиг. 2 - образец базовой карточки с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 3 - образцы прозрачных карточек;

На фиг. 4, 5 - образцы рабочих карточек первого набора;

На фиг. 6, 7 - образцы рабочих карточек второго набора;

На фиг. 8 - образцы игровых полей.

Заявленная "Нейропсихологическая игра-тренажер" представляет собой размещенный в коробке (см. фиг. 1) комплект игровых элементов, включающий в себя: базовые карточки (см. фиг. 2), прозрачные карточки (см. фиг. 3), два одинаковых набора рабочих карточек (см. фиг. 4, 5 и фиг. 6, 7) и игровые поля (см. фиг. 8), предназначенные для проведения занятий в игровой форме по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Коробка (см. фиг. 1) "Нейропсихологической игры-тренажера" выполнена из пластика или картона и имеет форму горизонтально или вертикально ориентированного прямоугольника или квадрата.

На лицевую поверхность коробки (см. фиг. 1) нанесено изображение эмблемы ФГБНУ «Научный центр неврологии», в котором разработана "Нейропсихологическая игра-тренажер", фамилии авторов и название "Нейропсихологическая игра-тренажер «Концентрические фигуры» для занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных", под которым имеется изображение одного из игровых полей и изображения шести рабочих карточек.

Базовые карточки (см. фиг. 2) выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму прямоугольников или квадратов одинакового размера.

Каждая базовая карточка содержит на поверхности лицевой стороны следующие графические элементы:

а) изображение основной геометрической фигуры (1), которая может иметь форму круга, правильного многоугольника (треугольника, квадрата, восьмиугольника и др.), либо звездчатого многоугольника;

б) изображение центральной геометрической фигуры (2), которая размещена в центре основной геометрической фигуры (1), а ее форма и пространственная ориентация аналогичны форме и пространственной ориентации основной геометрической фигуры (1);

в) изображения группы из 4-8 промежуточных геометрических фигур (3), которые имеют формы и пространственную ориентацию основной геометрической фигуры (1) и равномерно расположены между основной геометрической фигурой (1) и центральной геометрической фигурой (2), формируя внутри основной геометрической фигуры (1) изображения различающихся размерами концентрических фигур (4а) белого цвета, предназначенные для выделения в процессе занятий путем нанесения линий легко стирающимися водными маркерами одного или разных цветов.

Два и более объекта концентричны, если они имеют один и тот же центр или ось. Концентричными могут быть окружности, правильные многоугольники и др. (Википедия. Концентричные объекты, найдено 05.06.2022 в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Концентричные_объекты).

Правильный многоугольник представляет собой многоугольник, у которого равны все стороны и все углы между смежными сторонами. Правильный многоугольник может быть выпуклым или невыпуклым - то есть иметь форму звёздчатого многоугольника (Википедия. Концентричные объекты, найдено 05.06.2022 в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Правильный_многоугольник).

Звёздчатый многоугольник представляет собой многоугольник, у которого все стороны и углы равны, а вершины совпадают с вершинами правильного многоугольника (Википедия. Звёздчатый многоугольник, найдено 05.06.2022 в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Звезда_(геометрия)#Звёздчатый_многоугольник).

Таким образом, базовые карточки могут содержать на своих лицевых сторонах изображения концентрических фигур в виде концентрических кругов, концентрических многоугольников (треугольников, четырехугольников, пятиугольников, шестиугольников, семиугольников, восьмиугольников и др.), а также звездчатых многоугольников с разным количеством лучей.

При этом все изображения графических элементов на поверхностях лицевых сторон базовых карточек "Нейропсихологической игры-тренажера" являются одинаковыми.

Поверхности оборотных сторон базовых карточек могут иметь белый цвет (а также какую-либо фоновую заливку) или содержать какое-либо изображение (см. фиг. 2), например, изображение эмблемы ФГБНУ «Научный центр неврологии», в котором разработана "Нейропсихологическая игра-тренажер".

На поверхности лицевых оборотных сторон базовых карточек нанесено защитное прозрачное покрытие (например, посредством ламинирования), обеспечивающее возможность выполнения на их поверхностях графических действий легко стирающимся водным маркером.

Общее количество базовых карточек, входящих в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера" может составлять от восьми и более штук.

Прозрачные карточки (см. фиг. 3) выполнены из прозрачного пластика, и имеют форму прямоугольников или квадратов одинакового размера. Каждая прозрачная карточка (см. фиг. 3) содержит те же графические элементы (основную геометрическую фигуру (1), центральную геометрическую фигуру (2), промежуточные геометрические фигуры (3), концентрические фигуры (4а)), что и базовая рабочая карточка (см. фиг. 2), и отличается наличием одной выделенной концентрической фигуры (4б), которая может быть:

а) выделена на каждой прозрачной карточке каким-либо одним цветом (например, серым);

б) выделена на каждой прозрачной карточке каким-либо цветом (например, красным, желтым, зеленым и др.), а количество различных цветов, используемых для выделения концентрических фигур (4б) на прозрачных карточках, может составлять от 2-х до 4-х и более цветов.

При этом расположение выделенных одним цветом концентрических фигур (4б) на каждой прозрачной карточке различно.

Важной конструктивной особенностью прозрачных карточек является то, что при их наложении друг на друга содержащиеся на них графические элементы (основные геометрические фигуры (1), центральные геометрические фигуры (2), промежуточные геометрические фигуры (3) и концентрические фигуры (4а)) полностью совпадают, а выделенные одним или несколькими цветами концентрические фигуры (4б) четко видны через несколько (3-5) наложенных друг на друга прозрачных карточек, что обеспечивает возможность формирования неограниченного количества заданий различной степени сложности. Общее количество прозрачных карточек, входящих в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера" может составлять от 7-ми и более штук.

Рабочие карточки (см. фиг. 4-7) выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму прямоугольников или квадратов одинакового размера, причем они образуют два набора, входящих в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера". При этом рабочие карточки (см. фиг. 4, 5) первого набора полностью идентичны рабочим карточкам (см. фиг. 6, 7) второго набора. Каждая рабочая карточка содержит на лицевой стороне те же графические элементы (основные геометрические фигуры (1), центральные геометрические фигуры (2), промежуточные геометрические фигуры (3) и концентрические фигуры (4а)), что и базовая карточка (см. фиг. 2), и отличается наличием нескольких (от 2-х и более) выделенных концентрических фигур (4б), которые могут быть:

а) выделены в случайном порядке на каждой рабочей карточке каким-либо одним цветом (например, серым), соответствующих цвету выделенных концентрических фигур (4б) на прозрачных карточках;

б) выделены в случайном порядке на каждой рабочей карточке различными цветами (например, красным, желтым, зеленым и др.), соответствующими цветам выделенных концентрических фигур (4б) на прозрачных карточках.

При этом расположение выделенных одним или несколькими цветами концентрических фигур (4б) на каждой рабочей карточке одного набора различно. Общее количество рабочих карточек, составляющих первый набор (см. фиг. 4, 5) аналогично количеству рабочих карточек (см. фиг. 6, 7), составляющих второй набор, и может составлять от 12-ти и более штук в каждом наборе.

Игровые поля "Нейропсихологической игры-тренажера" (см. фиг. 8) выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму и разделены на одинаковые рабочие области (5), отделенные друг от друга прямыми линиями. При этом рабочие области (5) имеют прямоугольную или квадратную форму, аналогичную форме рабочих карточек (см. фиг. 4-7).

Каждая рабочая область (5) игрового поля содержит изображение полностью идентичное изображению, расположенному на одной из рабочих карточек (см. фиг. 4-7) первого и второго их наборов. Таким образом, на игровых полях (см. фиг. 8) содержатся все изображения, размещенные на рабочих карточках. Количество рабочих областей (5) на каждом игровом поле является одинаковым и может составлять четыре (2х2) шт., шесть (3х2) шт., восемь (4х2) шт. или девять (3х3) шт.

Так, например, если количество рабочих карточек (см. фиг. 3, 4) одного набора составляет 24 (двадцать четыре) штуки, а каждое игровое поле содержит 6 (шесть) рабочих областей (5), то количество игровых полей, входящих в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера" составляет 4 (четыре) игровых поля (см. фиг. 8).

Главными особенностями игр, реализуемых посредством игровых элементов "Нейропсихологической игры-тренажера" является то, что они:

а) обеспечивают реализацию процесса восстановительных занятий в виде интересной и привлекательной для больных деятельности;

б) имеют простые правила, доступные для легкого усвоения неврологическими больными;

в) доступны для больных с выраженными нарушениями зрительного восприятия и зрительной памяти;

г) обеспечивают возможность увеличение степени сложности игровых заданий на последующих этапах занятий.

Указанные ниже размеры базовых карточек, прозрачных карточек, рабочих карточек и игровых полей данной конкретной "Нейропсихологической игры-тренажера" не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе ее создания.

Размеры базовых карточек (см. фиг. 2) являются одинаковыми, а размер стороны базовой карточки может составлять от 80 мм до 120 мм и более.

Размеры прозрачных карточек (см. фиг. 3) являются одинаковыми, а размер стороны прозрачной карточки может составлять от 60 мм до 100 мм и более.

Размеры рабочих карточек (см. фиг. 4-7) являются одинаковыми, а размер стороны рабочей карточки может составлять от 50 мм до 80 мм и более.

Таким образом, базовые карточки имеют большие размеры по сравнению с размерами рабочих карточек, что облегчает выделение в процессе занятий водными маркерами концентрических фигур (4а).

Размеры игровых полей (см. фиг. 8) являются одинаковыми и зависят от количества размещенных на каждом поле рабочих областей (5), размеры сторон каждой из которых аналогичны размеру сторон рабочей карточки или на 1-10 мм превышает размеры их сторон.

Размеры коробки (см. фиг. 1) "Нейропсихологической игры-тренажера" зависят от размеров размещаемых в ней игровых полей (см. фиг. 8).

Работа с использованием заявленной "Нейропсихологической игры-тренажера «Концентрические фигуры» для занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных" осуществляется следующим образом.

Перед началом проведения занятий по восстановлению мелкой моторики специалист подбирает группу больных, имеющих примерно одинаковую степень выраженности данных нарушений.

В случае если больные имеют одновременно нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, то данные занятия будут способствовать также восстановлению данных психических процессов.

Основными играми, направленными на восстановление мелкой моторики с использованием "Нейропсихологической игры-тренажера" являются: игра «Выделение концентрических фигур», игра «Запоминание и выделение концентрических фигур», игра «Последовательное запоминание и выделение концентрических фигур».

Игра «Выделение концентрических фигур»

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре, составляет от 2-х и более человек.

Перед началом игры специалист выдает каждому больному по несколько базовых карточек (см. фиг. 2) и осуществляет формирование задания, накладывая несколько (от 2-х и более) прозрачных карточек (см. фиг. 3) друг на друга, таким образом, чтобы расположенные на них графические элементы были совмещены и можно было видеть общее изображение с выделенными (одним цветом или несколькими цветами) концентрическими фигурами.

После этого каждый из больных должен легко стирающимся водным маркером (одного цвета или нескольких цветов), выделить линиями на одной из базовых карточек концентрические фигуры, которые выделены на наложенных друг на друга прозрачных карточках. При этом больные должны наносить линии таким образом, чтобы они не выходили за пределы выделяемых концентрических фигур.

После выполнения проверки специалист формирует новое задание, и вышеописанная последовательность действий повторяется.

В данной игре выигрывает тот больной, который первым выполнил большее количество заданий и допустил меньшее количество выходов нанесенных им линий за пределы концентрических фигур.

Другой вариант данной игры заключается в том, что специалист располагает перед больными несколько (от 2-х и более) рабочих карточек (см. фиг. 4-7), и выдает каждому больному аналогичное количество базовых карточек (см. фиг. 2).

После этого каждый из больных должен аналогичным образом выделить линиями на каждой из базовых карточек концентрические фигуры, которые выделены на рабочих карточках.

В данной игре выигрывает тот больной, который выполнил задание первым и допустил меньшее выходов нанесенных им линий за пределы выделенных концентрических фигур.

Таким образом, данная игра направлена на восстановление мелкой моторики за счет выделения линиями концентрических фигур на базовых карточках, а также параллельно способствует восстановлению зрительного восприятия за счет того, что больные выделяют линиями концентрические фигуры в соответствии с выделенными концентрическими фигурами на прозрачных или рабочих карточках.

Игра «Запоминание и выделение концентрических фигур».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре, составляет от 2-х и более человек.

Перед началом игры специалист выдает каждому больному по несколько базовых карточек (см. фиг. 2) и формирует задание описанным выше способом, накладывая несколько (от 2-х и более) прозрачных карточек (см. фиг. 3) друг на друга таким образом, чтобы расположенные на них графические элементы были совмещены и можно было видеть общее изображение с выделенными (одним цветом или несколькими цветами) концентрическими фигурами.

Далее больные запоминают месторасположение выделенных концентрических фигур в течение заданного специалистом интервала времени (от 20-ти и более секунд), после чего используемые прозрачные карточки закрываются листом бумаги, а каждый из больных выделяет линиями на одной из базовых карточек концентрические фигуры, которые выделены на наложенных друг на друга прозрачных карточках.

После проверки правильности выполнения задания специалист формирует новое задание, и вышеописанная последовательность действий повторяется.

Другой вариант данной игры заключается в том, что специалист располагает перед больными несколько (от 2-х и более) рабочих карточек (см. фиг. 4-7), и выдает каждому больному аналогичное количество базовых карточек (см. фиг. 2).

Далее больные запоминают месторасположение выделенных концентрических фигур на рабочих карточках в течение заданного специалистом интервала времени (от 20-ти и более секунд), после чего рабочие карточки закрываются листом бумаги, а каждый из больных выделяет линиями на базовых карточках те концентрические фигуры, которые выделены на наложенных друг на друга рабочих карточках.

В данном игре выигрывает тот больной, который допустил меньшее количество ошибок при выделении концентрических фигур, и допустил меньшее количество выходов нанесенных им линий за пределы выделенных концентрических фигур.

Игра «Последовательное запоминание и выделение концентрических фигур».

В данном случае специалист выдает больным по несколько базовых карточек (см. фиг. 2), после чего последовательно предъявляет им для запоминания по одной рабочей карточке (см. фиг. 4-7), показывая каждую из них в течение ограниченного интервала времени (от 10 и более секунд), за который больные должны запомнить месторасположение выделенных концентрических фигур.

После предъявления рабочей карточки, каждый больной, использую легко стирающийся водный маркер, по памяти выделяет на одной из базовых карточек концентрические фигуры, которые были выделены на предъявленной для запоминания рабочей карточке.

После завершения задания, осуществляется проверка правильности его выполнения путем непосредственного сравнения рабочих и базовых карточек с выделенными каждым больным концентрическими фигурами.

В данной игре выигрывает тот больной, который допустил меньшее количество ошибок при выделении концентрических фигур, и допустил меньшее количество выходов линий за пределы концентрических фигур.

Таким образом, игра «Запоминание и выделение концентрических фигур» и игра «Последовательное запоминание и выделение концентрических фигур» направлена на восстановление мелкой моторики за счет выделения линиями концентрических фигур на базовых карточках, а также параллельно способствует восстановлению зрительного восприятия и зрительной памяти за счет того, что больные выделяют линиями концентрические фигуры в соответствии с выделенными концентрическими фигурами на прозрачных или рабочих карточках.

Наряду с вышеперечисленными играми, занятия по восстановлению нарушенной мелкой моторики с использованием "Нейропсихологической игры-тренажера" могут осуществляться посредством различных других игр.

Перед началом проведения занятий по восстановлению зрительного восприятия и зрительной памяти специалист подбирает группу больных, имеющих примерно одинаковую степень выраженности данных нарушений.

Работа по восстановлению зрительного восприятия и зрительной памяти с использованием "Нейропсихологической игры-тренажера" является единым процессом и строится таким образом, что на начальном этапе занятий работа в первую очередь направлена на восстановление нарушенного зрительного восприятия, которое является основой для дальнейшего восстановления нарушенной зрительной памяти, работа над которой осуществляется на более поздних этапах.

Для работы по восстановлению нарушенного зрительного восприятия используются различные игры, реализация которых обеспечивается посредством рабочих карточек (см. фиг. 4-7) и игровых полей (см. фиг. 8) "Нейропсихологической игры-тренажера".

Основными играми, направленными на восстановление нарушенного зрительного восприятия с использованием "Нейропсихологической игры-тренажера" являются: игра "Зрительный анализ" и игра "Зрительное лото".

Игра «Зрительный анализ».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в игре, составляет от 2-х до 4-х человек.

В начале игры специалист располагает перед больными несколько (от 2-х и более) игровых полей (см. фиг. 8), и выдает каждому больном по 3-5 рабочих карточек из одного набора рабочих карточек (см. фиг. 4, 5), и устанавливает порядок выполнения игровых ходов.

При этом оставшиеся рабочие карточки того же набора (см. фиг. 4, 5) располагаются стопкой, таким образом, что бы их лицевая сторона находилась снизу.

Далее больной, который должен выполнить первый ход осуществляет зрительный анализ, сравнивая изображения на своих рабочих карточках с изображениями на игровых полях. В случае если ни одно из изображений на его рабочих карточках не совпадает с изображениями на игровых полях, то право выполнения хода переходит к следующему больному.

В случае если одно из изображений на его рабочих карточках совпадает с изображением на игровых полях, то он показывает данную карточку другим больным (что бы они могли убедиться в идентичности изображений), после чего переворачивает данную рабочую карточку лицевой стороной вниз и закрывает ею соответствующую рабочую область игрового поля с данным изображением. После этого больной получает право сбросить одну из рабочих карточек (положив ее под стопку используемых рабочих карточек), если ее изображение отсутствует на игровом поле.

Далее больной берет сверху из стопки одну или две новые рабочие карточки, что бы у него снова было исходное количество рабочих карточек.

После этого другой больной (или больные) выполняет аналогичные действия с рабочими карточками.

Выигравшим считается больной, который первым избавился от рабочих карточек, или первым закрыл все рабочие области на игровых полях, а проигравшим тот, у которого осталось наибольшее количество рабочих карточек.

Игра «Зрительное лото».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре, определяется количеством игровых полей, входящих в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера", и может составлять от 2-х до 4-х человек.

Перед началом игры, специалист выдает каждому больному по одному игровому полю, или два, если позволяет количество игровых полей.

После этого специалист предъявляет больным рабочую карточку (одного из набора рабочих карточек), а каждый из больных сравнивает изображение на рабочей карточке с изображениями на используемом игровом поле.

После того, как кто-либо из больных нашел на используемом игровом поле изображение, соответствующее изображению на рабочей карточке, он забирает данную рабочую карточку и кладет ее лицевой стороной вниз на соответствующую рабочую область игрового поля, закрывая данное изображение.

В случае если никто из больных не забрал предъявленную специалистом рабочую карточку, то она откладывается в сторону.

Выигрывает больной, который первым закрыл все изображения на используемом игровом поле.

Наряду с вышеперечисленными играми, занятия по восстановлению нарушенного зрительного восприятия с использованием "Нейропсихологической игры-тренажера" могут осуществляться посредством различных других игр.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении зрительного восприятия, в процесс занятий постепенно включаются игры, направленные на восстановление зрительной памяти, которые задействуют мнестический уровень зрительного анализатора.

Для работы по восстановлению нарушенной зрительного памяти используются различные игры, реализация которых обеспечивается посредством рабочих карточек (см. фиг. 4-7) и игровых полей (см. фиг. 8) "Нейропсихологической игры-тренажера".

Основными играми направленными на восстановление нарушенной зрительной памяти с использованием "Нейропсихологической игры-тренажера" являются: игра «Парные карточки», игра «Запоминание группы изображений», игра «Зрительное экспресс-лото», игра «Добавленная карточка».

Игра «Парные карточки».

Количество занимающихся определяется количеством рабочих карточек, входящих в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера" и может составлять от 2-х и более больных.

Данная игра осуществляется по правилам традиционной игры «Парные карточки» («Мемори») и отличается от нее тем, что вместо изображений различных предметов, на рабочих карточках содержатся изображения, различающиеся месторасположением выделенных концентрических фигур.

В данном случае, специалист подбирает из двух наборов рабочих (см. фиг. 4-7) карточек определенное количество пар рабочих карточек (от 3-х и более пар) с одинаковыми изображениями.

После этого специалист перемешивает рабочие карточки и раскладывает их на поверхности стола рядами в случайном порядке таким образом, что бы каждая рабочая карточка находилась лицевой стороной вверх.

Далее больные в течение заданного специалистом интервала времени (от 30-ти и более секунд) запоминают месторасположение пар рабочих карточек с одинаковыми изображениями, после чего используемые рабочие карточки переворачиваются лицевой стороной вниз.

Затем один из больных переворачивает две рабочие карточки, которые, по его мнению, содержат одинаковые изображения. В случае если изображения на данных рабочих карточках являются одинаковыми, то больной забирает их себе, получая при этом право выполнить еще один ход, перевернув две другие рабочие карточки.

В случае если изображения на данных рабочих карточках не являются одинаковыми, то больной снова переворачивает их лицевой стороной вниз, а право выполнения следующего хода переходит к другому больному.

Далее вышеописанная последовательность действий повторяется необходимое количество раз, а выигрывает больной, который собрал большее количество пар рабочих карточек с одинаковыми изображениями.

Игра «Запоминание группы изображений»

Общее количество больных, которые могут принимать участие в данной игре, составляет от 2-х и более больных. Игра заключается в том, что специалист предъявляет больным для запоминания несколько (2-4 шт.) рабочих карточек (см. фиг. 4-7), после чего смешивает их с другими рабочими карточками (4-8 шт.) и далее последовательно предъявляет больным по одной карточке.

При этом каждый из больных должен определить (ответив устно, или письменно - в рабочей тетради), была ли данная рабочая карточка среди тех, которые предъявлялись ранее для запоминания. В случае правильного ответа, каждый больной получает один балл, в случае неправильного - минус один балл, а если больной затрудняется ответить - то ноль баллов.

Выигрывает больной, который набрал в ходе данной игры большее количество баллов.

Игра «Зрительное экспресс-лото»

Данная игра аналогична описанной выше игре «Зрительное лото» и отличается тем, что специалист предъявляет больным каждую рабочую карточку (см. фиг. 4-7) на ограниченный интервал времени (от 10 и более секунд), в течение которого больные должны запомнить ее изображение, после чего осуществляется поиск аналогичного изображения на своих игровых полях (см. фиг. 8). Если ни один из больных не забрал предъявленную рабочую карточку, то она откладывается специалистом в сторону.

В случае если больной пропускает рабочую карточку, изображение которой имеется на его игровом поле, то он теряет возможность закрыть данное изображение на своем игровом поле, что уменьшает его шансы на выигрыш.

Выигрывает больной, который первым закрыл все изображения на используемом игровом поле.

Игра «Добавленная карточка»

В данной игре может принимать участие от 2-х и более больных, разделенных специалистом на пары. В начале игры один из больных каждой пары раскладывает на столе несколько (от 2-х и более штук) рабочих карточек (см. фиг. 4-7) лицевой стороной вверх, после чего другой больной в течение определенного интервала времени (от 20-ти и более секунд) запоминает содержащиеся на них изображения.

После этого больной, запоминающий изображения, отворачивается или закрывает глаза, а другой больной меняет расположение находящихся на столе рабочих карточек, и добавляет к ним одну новую рабочую карточку.

Далее запоминающий изображения больной должен постараться найти добавленную рабочую карточку.

В случае если больной нашел рабочую карточку с первой попытки, он получает 1 балл, если со второй попытки, то 0,5 балла. Полученные результаты фиксируются больными в рабочих тетрадях.

После этого больные меняются ролями и вышеописанная последовательность действий повторяется 5-7 раз.

Выигрывает больной каждой пары, который набрал в ходе игры большее количество баллов.

Кроме вышеперечисленных игр, занятия по восстановлению нарушенной зрительной памяти с использованием "Нейропсихологической игры-тренажера" могут осуществляться посредством других различных игр.

Наряду с занятиями по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных, "Нейропсихологическая игра-тренажер" может эффективно использоваться в следующих случаях:

а) при проведении занятий по профилактической тренировке зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных с незначительными нарушениями данных психических процессов;

б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти;

в) при проведении нейропсихологических тренингов с людьми пожилого возраста;

г) в качестве настольной развивающей игры, способствующей развитию и тренировке зрительного восприятия и зрительной памяти у здоровых детей;

д) в качестве тренажера зрительной памяти для здоровых людей разного возраста, желающих совершенствовать свою память.

Таким образом, заявленная "Нейропсихологическая игра-тренажер «Концентрические фигуры» для занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных" обеспечивает возможность проведения с неврологическими больными долгосрочных курсов занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти в игровой форме, с использованием множества различных игр и игровых заданий, способствующих усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий и формированию неограниченного количества игровых заданий различной степени сложности.

Заявленная "Нейропсихологическая игра-тренажер" вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Благодаря простоте изготовления и удобству практического применения "Нейропсихологическая игра-тренажер" может найти широкое применение в клинической практике.

1. Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых карточек, прозрачных карточек, двух наборов рабочих карточек и игровых полей, причем базовые карточки выполнены в форме прямоугольников одинакового размера, на лицевую поверхность каждой из которых нанесены графические элементы в виде основной геометрической фигуры, центральной геометрической фигуры, размещенной в центре основной геометрической фигуры, и имеющей форму и пространственную ориентацию, аналогичную форме и пространственной ориентации основной геометрической фигуры, промежуточных геометрических фигур, которые имеют форму и пространственную ориентацию основной геометрической фигуры и равномерно размещены между основной и центральной геометрическими фигурами, формируя концентрические фигуры белого цвета, предназначенные для выделения в процессе занятий водными маркерами одного или разных цветов, при этом на поверхности лицевых и оборотных сторон базовых карточек нанесено защитное прозрачное покрытие; прозрачные карточки выполнены из прозрачного пластика и содержат графические элементы, аналогичные графическим элементам базовой карточки: основную, центральную, промежуточные и концентрические геометрические фигуры, причем одна из концентрических фигур выделена каким-либо цветом, при этом расположение выделенных одним цветом концентрических фигур на каждой прозрачной карточке различно, а графические элементы размещены на всех прозрачных карточках таким образом, чтобы при наложении прозрачных карточек друг на друга содержащиеся на них графические элементы полностью совпадали, а выделенные одним или несколькими цветами концентрические фигуры были видны через несколько наложенных друг на друга прозрачных карточек; рабочие карточки первого набора выполнены идентичными рабочим карточкам второго набора, при этом каждая рабочая карточка содержит на лицевой стороне те же графические элементы, что и базовая карточка: основные, центральные, промежуточные и концентрические геометрические фигуры, причем от 2-х и более концентрических фигур выделены в случайном порядке каким-либо одним цветом, соответствующим цвету выделенных концентрических фигур на прозрачных карточках, либо выделены различными цветами, соответствующими цветам выделенных концентрических фигур на прозрачных карточках, при этом расположение выделенных одним или несколькими цветами концентрических фигур на каждой рабочей карточке одного набора рабочих карточек различно; игровые поля разделены на одинаковые рабочие области, отделенные друг от друга прямыми линиями, при этом рабочие области имеют форму, аналогичную форме рабочих карточек, а каждая рабочая область игрового поля содержит изображение, идентичное изображению, размещенному на одной из рабочих карточек первого и второго наборов, при этом базовые, прозрачные карточки, два набора рабочих карточек и игровые поля размещены в коробке.

2. Набор игровых элементов по п. 1, отличающийся тем, что базовые карточки, прозрачные карточки, рабочие карточки и игровые поля содержат изображения концентрических фигур в виде концентрических кругов.

3. Набор игровых элементов по п. 1, отличающийся тем, что базовые карточки, прозрачные карточки, рабочие карточки и игровые поля содержат изображения концентрических фигур в виде концентрических многоугольников одинаковой формы.

4. Набор игровых элементов по п. 1, отличающийся тем, что базовые карточки, прозрачные карточки, рабочие карточки и игровые поля содержат изображения концентрических фигур в виде звездчатых многоугольников одинаковой формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационно-восстановительным играм, и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении нейропсихологической реабилитации неврологических больных посредством осуществляемых в игровой форме групповых занятий, направленных на восстановление нарушенного симультанного восприятия, счета и счетных операций.

Заявленное изобретение относится к области анализа работы человека, с целью повышения ее эффективности. Согласно варианту осуществления изобретения, обучающее устройство направлено на обучение первой модели, которая оценивает период выполнения задачи на основе данных временного ряда операции человека.
Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, и может быть использовано для двигательной реабилитации неврологических пациентов. Двигательную реабилитацию неврологических пациентов проводят в виртуальной реальности посредством использования беспроводных портативных шлемов виртуальной реальности.

Изобретение относится к средствам обучения персонала газотранспортных предприятий и может быть использовано для обучения и контроля знаний по эффективному и безопасному ведению технологических процессов транспорта газа как студентов, так и специалистов при повышении квалификации, работающих на типовых газораспределительных станциях (ГРС), применяемых на газотранспортных объектах.

Изобретение относится к медицине, а именно к разделу неврологии и нейропсихологии, и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской коррекционной психологии и может быть использовано для оценки сформированности образа Я у дошкольников. Комплект дидактических пособий состоит из 4 схематичных фигур людей светло-серого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 16 схематичных фигур людей белого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 24 карточек со схематичным изображением подарка и магнитной вставкой на оборотной стороне; 1 карточки со схематичным изображением ящика с ячейками, разделенных на 6 квадратных отсеков, каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу.

Изобретение относится к медицине и педагогике, а именно к коррекционной педагогике (логопедии) и быть использовано для оценки фонетической оформления речи у лиц, имеющих врожденную расщелину губы и неба, вне зависимости от возраста в дооперационный и послеоперационный период. Техническим результатом изобретения является сокращение времени проведения оценки фонетического оформления речи, который достигается за счет того, что оценку фонетического оформления речи проводят в соответствии с возрастом и функциональными возможностями тестируемого, при этом тестируемому предоставляют минимально необходимый для оценки набор шаблонов, после чего в ручном или автоматическом режиме производят сравнение шаблонов и результатов аудио-визуального контроля тестируемого, при этом оценка носит качественный характер, что в своей совокупности сокращает время на оценку фонетического оформления речи.
Заявленное изобретение относится к области физической культуры и спорта, а точнее к способу обучения в школе физической подготовке. На первом занятии проводят тестирование и определяют уровень физической подготовки: слабоподготовленный - easy, умеренно подготовленный - medium, подготовленный - hard.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для обучения навыкам самостоятельной коррекции состояний психофизического дискомфорта. Процесс обучения ведут в три этапа.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении эффективности обучения для гигиенического оборудования.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационно-восстановительным играм, и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении нейропсихологической реабилитации неврологических больных посредством осуществляемых в игровой форме групповых занятий, направленных на восстановление нарушенного симультанного восприятия, счета и счетных операций.
Наверх