Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбинным двигателям. Газотурбинный двигатель содержит входное устройство, компрессор, турбину, кольцевую камеру сгорания с форсунками, жаровую трубу, кольцевой зазор между внешним кожухом жаровой трубы и корпусом камеры сгорания, сообщающийся с полостью жаровой трубы, жаровая труба снабжена отверстиями для подачи охлаждающего воздуха. Отверстия для подачи охлаждающего воздуха выполнены с отбортовками, жаровая труба снабжена карманами для подачи воздуха и выполнена с возможностью закрутки продуктов сгорания относительно продольной оси камеры сгорания за счет одновременного размещения форсунок на форсуночной плите, отверстий для подачи охлаждающего воздуха и карманов под углом к плоскости, проходящей через продольную ось кольцевой камеры сгорания. Технический результат - повышение КПД двигателя и уменьшение окружной неравномерности температурного поля на выходе камеры сгорания. 6 ил.

 

Изобретение относится к газотурбинным двигателям - ГТД.

Известен газотурбинный двигатель по патенту РФ на изобретение №2193099, МПК F02K 3/100, опубл. 20.11.2002 г.

Этот газотурбинный двигатель содержит корпус, компрессор, турбину, основную камеру сгорания, соединенную воздушным трактом с компрессором.

Недостатки неравномерное окружное поле температуры на выходе из камеры сгорания и относительно низкая полнота сгорания.

Известен газотурбинный двигатель по патенту РФ на изобретение №2562822, МПК F02K 7/16, опубл. 20.07.2015 г., прототип.

Этот ГТД содержит компрессор, камеру сгорания с жаровой трубой и форсунками, на форсуночной плите, жаровой трубой с внешним кожухом жаровой трубы, сообщающими внешний кольцевой зазор между внешним кожухом жаровой трубы и внешним корпусом камеры с полостью жаровой и турбину, содержащую как минимум одну ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом.

Применение кольцевой камеры сгорания имеет преимущества перед трубчатой и трубчато-кольцевой камерами:

- меньше габариты камеры сгорания,

- меньше ее вес,

- немного лучше температурное поле на выходе из камеры сгорания.

Недостаток: низкая полнота сгорания топлива в камере сгорания и эмиссия вредных веществ в выхлопных газах.

Задачи создания изобретения повышение КПД двигателя и уменьшение окружной неравномерности температурного поля на выходе камеры сгорания.

Достигнутые технические результаты: повышение КПД двигателя и уменьшение окружной неравномерности температурного поля на выходе камеры сгорания.

Решение указанных задач достигнуто в газотурбинном двигателе, содержащем входное устройство, компрессор, турбину, кольцевую камеру сгорания с форсунками, жаровую трубу, кольцевой зазор между внешним кожухом жаровой трубы и корпусом камеры сгорания, сообщающийся с полостью жаровой трубы, жаровая труба снабжена отверстиями для подачи охлаждающего воздуха, тем, что отверстия для подачи охлаждающего воздуха выполнены с отбортовками, жаровая труба снабжена карманами для подачи воздуха и выполнена с возможностью закрутки продуктов сгорания относительно продольной оси камеры сгорания, за счет одновременного размещения форсунок на форсуночной плите, отверстий для подачи охлаждающего воздуха и карманов под углом к плоскости, проходящей через продольную ось кольцевой камеры сгорания.

Сущность изобретения поясняется на фиг. 1…6, где:

на фиг. 1 приведена принципиальная схема газотурбинного двигателя,

на фиг. 2 приведена кольцевая камера сгорания,

на фиг. 3 приведен вид А на фиг. 2,

на фиг. 4 приведен вид В на фиг. 3,

на фиг. 5 приведен разрез С - С на фиг. 2

на фиг. 6 приведен разрез D - D на фиг. 2

Перечень признаков, принятых в описании:

входное устройство 1,

компрессор 2,

направляющий аппарат 3.

рабочее колесо компрессора 4,

кольцевая камера сгорания 5,

жаровая труба 6,

внешний кожух 7,

внешний кольцевой зазор 8,

корпус камеры 9,

полость жаровой трубы 10.

форсуночная плита 11,

форсунка 12

коллектор 13,

топливная система 14,

турбина 15,

сопловой аппарат 16,

рабочее колесо турбины 17,

выхлопное устройство 18.

полость 19,

вал 20,

опора 21,

отверстия для подачи охлаждающего воздуха 22,

отбортовка 23,

карман 24,

перфорация 25,

отверстия для подачи воздуха 26.

Предложенный газотурбинный двигатель - ГТД повышенной экономичности содержит входное устройство 1, компрессор 2 с направляющими аппаратами 3 и рабочими колесами компрессора 4, кольцевую камеру сгорания 5 с жаровой трубой 6 с внешним кожухом 7 жаровой трубы 6, сообщающими внешний кольцевой зазор 8 между внешним кожухом 7 жаровой трубы 6 и корпусом камеры 9 с полостью жаровой трубы 10.

На входном торце жаровой трубы 6 установлена форсуночная плита 11 с форсунками 12 и коллектором 13, к входу которого присоединена топливная система 14.

К выходу из кольцевой камеры сгорания 5 присоединена турбина 15, содержащая, как минимум одну ступень с сопловым аппаратом 16 и рабочим колесом турбины 17.

К выходу турбины 15 присоединено выхлопное устройство 18.

Воздушный тракт включает входное устройство 1 и полость 19 между компрессором 2 и кольцевой камерой сгорания 5.

Вал 20, соединяет рабочие колеса компрессора 4 и рабочее колесо турбины 17 и установлен на опорах 21. Опор 21 может быть более двух.

На жаровой трубе 6 выполнены отверстия для подачи охлаждающего воздуха 22 с отбортовками 23 и карманы 24 для заброса охлаждающего воздуха внутрь жаровой трубы 6 на значительную глубину. Отбортовки 23 отверстий для подачи охлаждающего воздуха 22 предназначены для создания направления охлаждающего воздуха с целью его закрутки вдоль оси 00 кольцевой камеры сгорания 4. На карманах 24 выполнена перфорация 25 для их охлаждения.

На фиг. 2 приведена кольцевая камера сгорания.

На фиг. 3 приведен вид А форсунки 12.

На фиг. 4 приведен вид В на форсунки 12 и форсуночной плиты 11. Форсуночная плита 11 выполнена ступенчатой с внутренней стороны, а форсунки 12 установлены таким образом, чтобы их оси О1О1 были наклонены к продольной оси камеры сгорания OO на угол ϕ. Оптимальный угол наклона ϕ=30…60°.

На фиг. 5 приведен разрез С-С отверстий для подачи охлаждающего воздуха 22. На фиг. 4 видно, что воздух, проходящий через отверстия для подачи охлаждающего воздуха 22 закручивается вдоль внутренней стенки внешнего кожуха 7. Это достигнуто выполнением отбортовок 23 под углом ϕ1 к продольной оси кольцевой камеры сгорания OO.

Но продукты сгорания внутри кольцевой камеры сгорания 5 не закручиваются.

Оптимальный угол установки отбортовок к плоскости OO, проходящей через продольную ось кольцевой камеры сгорания ϕ1=30…60°.

На фиг. 6 приведен вариант закрутки продуктов сгорания во всем объеме кольцевой камеры сгорания 5. Это достигнуто применением карманов 24, значительно выступающих внутрь жаровой трубы 6 и оси которых наклонены к плоскостям, проходящим через продольную ось кольцевой камеры сгорания OO под углом ϕ2.

Оптимальный угол установки карманов 24 к плоскости, проходящей через продольную ось OO кольцевой камеры ϕ2=7…30°

РАБОТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

При запуске газотурбинного двигателя (фиг. 1…6) стартером (не показан) раскручивают вал 20, который раскручивает рабочие колеса компрессора 4.

Топливный газ при запуске ГТД поступает в топливный коллектор 13 и далее в форсунки 12 (фиг. 1).

Форсунки 12 выполнены топливо-воздушными и воздух, необходимый для горения, поступает через отверстия для подачи воздуха 26, выполненные в форсуночной плите 11.

Воздух для охлаждения жаровой трубы 6 проходит также через отверстия для подачи охлаждающего воздуха 22 с отбортовками 23. Основная часть воздуха поступает через карманы 24 на значительную глубину внутрь жаровой трубы 6 и тоже закручивается. Перфорация 25 предназначена для создания пленочного охлаждения самих карманов 24.

Все средства закручивания закручивают воздух и продукты сгорания в кольцевой камере сгорания 5 в одну сторону. Это улучшит процесс горения и повысит полноту сгорания и уменьшит эмиссию вредных веществ.

Кроме того, уменьшится окружная неравномерность температурного поля на выходе из кольцевой камеры сгорания.

Значительная закрутка потока относительно продольной оси OO кольцевой камеры сгорания позволит упростить конструкцию первого соплового аппарата турбины и, при необходимости, отказаться от его охлаждения, например применив керамику.

Применение изобретения позволило:

- повысить полноту сгорания топлива в камере сгорания,

- уменьшить эмиссию вредных веществ,

- снизить окружную неравномерность температурного поля на выходе из кольцевой камеры сгорания за счет закрутки продуктов сгорания в кольцевой камере сгорания предложенными средствами,

- упростить конструкцию первого соплового аппарата турбины и при необходимости отказаться от его охлаждения, например, применив керамику.

Газотурбинный двигатель, содержащий входное устройство, компрессор, турбину, кольцевую камеру сгорания с форсунками, жаровую трубу, кольцевой зазор между внешним кожухом жаровой трубы и корпусом камеры сгорания, сообщающийся с полостью жаровой трубы, жаровая труба снабжена отверстиями для подачи охлаждающего воздуха, отличающийся тем, что отверстия для подачи охлаждающего воздуха выполнены с отбортовками, жаровая труба снабжена карманами для подачи воздуха и выполнена с возможностью закрутки продуктов сгорания относительно продольной оси камеры сгорания за счет одновременного размещения форсунок на форсуночной плите, отверстий для подачи охлаждающего воздуха и карманов под углом к плоскости, проходящей через продольную ось кольцевой камеры сгорания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения. Предлагается жидкостный турбинный двигатель, включающий корпус камеры сгорания с соплом, вал с турбиной, средство подачи топлива и средство питания двигателя электроэнергией, при этом вал двигателя закреплен с выходом наружу корпуса камеры сгорания, на котором с одной стороны в полости камеры смонтирована по меньшей мере одна турбина, а с наружной стороны - средство преобразования вращательного движения вала в механический или электрический привод рабочих органов, в полости камеры сгорания в качестве средства питания электроэнергией смонтирована по меньшей мере одна пара, установленная на расстоянии искрового разряда высоковольтных электродов-разрядников, связанных с преобразователем электрической энергии в высоковольтную и со средством подачи разряда между электродами-разрядниками, на боковых сторонах камеры сгорания смонтировано по меньшей мере одно средство дисперсного распыления в камеру сгорания топлива - очищенной от твердых примесей воды и/или водных растворов.

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям. Предложен авиационный турбореактивный двигатель, содержащий воздухозаборник 1, в цилиндрическом корпусе 2 по оси которого установлен вал 3, последовательно соединенный с многоступенчатым компрессором 4 и турбиной 6, а также агрегат наддува, камеры сгорания 5, кинематическую связь с приводом запуска 9 и выходной аппарат 7.

Изобретение относится к турбореактивным двигателям и может быть использовано для создания аппаратов, способных перемещаться в водной среде, в воздухе и в условиях космического пространства. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности работы двигателя в условиях космического пространства и в условиях водной среды, при сохранении повышенной мощности турбореактивного двигателя и снижении расхода топлива.

Турбореактивный двигатель содержит корпус с размещенными в нем компрессором высокого давления, соединенным через наружный вал с турбиной высокого давления, компрессором высокого давления, установленным на среднем валу и соединенным с турбиной высокого давления, компрессором низкого давления, соединенным через внутренний вал с турбиной низкого давления.

Изобретение относится к ракетно-космической и авиационной технике и может быть применено при создании двигателей высокоскоростных летательных аппаратов в качестве их основной двигательной установки. Гиперзвуковой турбореактивный двигатель содержит корпус с воздухозаборником и диффузором, вал, лопатки компрессора, размещенные на валу за диффузором, камеры сгорания, установленные внутри корпуса параллельно валу, лопатки турбины, размещенные на валу после камер сгорания, сопло, установленное на корпусе за лопатками турбины.

Турбоэжекторный двигатель, состоящий из входного устройства, компрессора, основной камеры сгорания, одноступенчатой турбины, газового эжектора, канал высокого давления которого с одной стороны соединен с компрессором через основную камеру сгорания, а с другой стороны - с турбиной через камеру смешения, канал низкого давления с одной стороны соединен с атмосферой через входное устройство, а с другой стороны - с турбиной через камеру смешения, смесительного теплообменника, расположенного перед компрессором, форсажной камеры сгорания, выходного устройства.

Группа изобретений относится к системе фильтрации приточного воздуха, содержащей устройство фильтрации приточного воздуха, а также к соответствующим способам сборки, в частности для электростанций, содержащих одну или несколько тепловых машин, в которые при работе должен поступать отфильтрованный воздух для поддержания горения и/или для вентиляции.

Изобретение относится к энергетике. Предлагается камера смешения форсажной камеры, которая включает внешний кольцевой корпус, кок-стекатель и оболочку, на которой расположены радиально направленные пилоны-воздуховоды, закрепленные с противоположной стороны на общем разделителе, который делит внутренний контур на центральную и вешнюю части, а также обеспечивает подачу воздуха наружного контура, через полости пилонов, непосредственно в центральную часть внутреннего контура, тем самым обеспечивая равномерное распределение кислорода по радиусу камеры смешения, однородное температурное поле на выходе из камеры смешения и эффективное охлаждение узлов форсунок и стабилизаторов форсажной камеры.

Изобретение относится к воздушному блокировочному кольцу в сборе и, в частности, к воздушному блокировочному кольцу в сборе, имеющему радиальное крепление. Воздушное блокировочное кольцо (40) в сборе содержит ближний конец и дальний конец, блокировочное кольцо, имеющее выступ, и опору блокировочного кольца, имеющую участок стенки.

Двигательная установка гиперзвукового самолета содержит мотогондолу, воздухозаборник, корпус, компрессор с ротором компрессора, камеру сгорания, установленную за компрессором и соединенную с ним воздушным трактом, газовую турбину, реактивное сопло и топливную систему, соединенную с камерой сгорания.
Наверх