Способ маскировки железнодорожного моста
Владельцы патента RU 2786988:
Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации (RU)
Заявляемое изобретение относится к способам комбинированной маскировки железнодорожного моста от радиолокационных и оптико-электронных средств самонаведения крылатых ракет при ведении боевых действий. Для маскировки железнодорожного моста на понтоны наплавного моста укладывают радиопоглощающий материал, имеющий вид травяного покрова, в следующей последовательности - три понтона с радиопоглощающим материалом, последующий один понтон без радиопоглощающего материала, рядом с последним понтоном на расстоянии 40-45 м устанавливают маски-помехи из металлического каркаса, которые выполняют в виде ложного моста и располагают рядом с железнодорожным мостом. Металлические конструкции каркаса крепят к существующему маскируемому железнодорожному мосту. Для имитации радиолокационных признаков ложного моста используют металлическую сетку, на поверхности которой укрепляют полосы материала, имитирующего в оптическом диапазоне наличие раскосов и перекладин в верхней части железнодорожного моста. Обеспечивается фиксация ложного моста в оптическом и радиолокационном спектре средств наведения крылатой ракеты, при этом снижена заметность железнодорожного моста в указанных диапазонах. 7 ил.
Заявляемое изобретение относится к способам комбинированной маскировки железнодорожного моста от радиолокационных и оптико-электронных средств самонаведения крылатых ракет при ведении боевых действий.
Известен «Способ имитации линейного объекта» по авторскому свидетельству RU 2176064 от 20.11.2001 г., МПК F41H 3/00, H01Q 17/00 [1], при котором поверхность льда предварительно очищают от снежного покрова и выравнивают, затем в слое льда проделывают параллельные борозды V-образной формы с углом раскрытия в 90° и на боковые поверхности борозд наносят слой электропроводящего состава, после нанесения электропроводящего состава борозды заполняют снегом или льдом, при этом две крайние борозды выполняются со смещением направленности максимума индикатрисы рассеяния на 30° в разные стороны, а борозды на поверхности льда располагают в виде непрерывной "змейки".
Недостатки способа связаны с невозможность применить его в теплое время года.
Известна «Имитация железнодорожного пути и способ его применения» по авторскому свидетельству RU 2716547 от 12.03.2020 г., МПК F41H 3/00 [2], которая имеет полосу плотного материала, устойчивого к осадкам, с нанесенным на его поверхности реалистичного изображения железнодорожного пути - рельсошпальная решетка и балласт, который до укладки на поверхность земли закручен в рулон для компактности при транспортировке и удобства последующей укладки, по краям полосы сделаны отверстия для закрепления на поверхности земли колышками, по намеченным осям прокладки ложного пути движется машина и отвалом выравнивает поверхность земли, при этом разматывает за собой из рулона полосу с нанесенным на поверхность изображением железнодорожного пути, команда из двух человек слева и справа от оси фиксируют полосу на поверхности земли посредствам забивания колышков в отверстия, тем самым создавая имитацию железнодорожного пути.
Недостатком аналога [2] является отсутствие имитации радиолокационных демаскирующих признаков, свойственных железнодорожному полотну, а при имитации при разведке фотографическими средствами отсутствует тень, которая является значительным демаскирующим признаком, также на полотне, при его значительной протяженности отсутствуют железнодорожные составы.
Известно «Маскировочное покрытие для надводных объектов», полезная модель к патенту RU 175802 от 19.12.2017 г., МПК F41H 3/00 [3], характеризующееся тем, что оно выполнено вуалирующим в виде единой армированной сетеобразной конструкции положительной плавучести, в которой сетеполотно представлено как армирующая основа, а материал заполнения представлен электропроводящим пористозакрытым «сшитым» пенополимером, например, пенополиэтиленом, окрашенным в цвет, соответствующий фону подстилающей поверхности.
Недостатком аналога [3] является нерешенный вопрос маскировки тени от большеразмерного объекта. Фактически материал прилегает к объекту и тень будет раскрывать плановые и высотные габариты объекта.
Известно «Устройство для маскировки наплавного железнодорожного моста НЖМ-56 от наблюдения с воздуха», полезная модель к патенту RU 181395 от 11.07.2018 г., МПК F41H 3/00 [4], содержащее корпус, погружной насос с питающей его электростанцией, сообщенный рукавом, выполненным в виде трубы круглого сечения с запаянными торцами с соплами по всей ее длине, и червячный редуктор с рукояткой и расположенным посередине рукава червячным колесом, при этом рукав является осью для червячного колеса, червячный редуктор расположен в одном корпусе с электростанцией, рукоятка червячного редуктора - снаружи корпуса, количество сопел по одну и по другую сторону корпуса равно пяти, а рукав сообщается с погружным насосом посредством гибкого шланга, длина которого в три раза больше длины рукава, при этом сопла на рукаве обращены вверх.
Недостатком аналога [4] являются отсутствие маскировки от радиолокационных средств разведки, при этом маскировку обеспечивает механизмы, работу которых обеспечивает система электрогенераторов, насосов и различных механизмов, выход из строя одного из устройств может привести к обнаружению объекта при наблюдении с воздуха. Также вызывает сомнение в возможности формирования плотной завесы при ширине понтона 9 метров.
Известен «Наплавной ложный мост», полезная модель к патенту RU 185336 от 30.11.2018 г., МПК F41H 3/00, E01D 15/20, E01D 18/00 [5], содержащий плавучие опоры и закрепленный на них каркас, обтянутый сверху и с боков маскировочной тканью, отличающийся тем, что каркас пролетного строения содержит кормовой телескопический настил из полимерных труб, жестко закрепленных в два ряда по обоим краям опор симметрично продольной оси моста, и центральный настил в виде кривошипно-ползунного механизма с кулисно-шарнирным креплением к бортам опор, в котором первая пара подвижных звеньев механизма шарнирно закреплена к борту опоры с одной стороны, а вторая пара подвижных звеньев шарнирно закреплена к механизму раскрытия, закрепленному к противоположному борту смежной опоры и содержащему ворот, зубчатый барабан и зубчатый шток, при этом концы всех звеньев шарнирно закреплены к ползунам, установленным на опорах.
Недостатком аналога [5] является сложность в исполнении механизма, при этом вызывает сомнение маскировка от фотографических средств разведки, т.к. визуальное сходство с наплавными мостами незначительное.
Известен «Способ маскировки объектов» по патенту на изобретение RU 2725301 от 30.06.2020 г., МПК F41H 3/00 [6], который заключается в подготовке поверхности маскируемого объекта и нанесении на нее по меньшей мере двух слоев твердеющих маскирующих пен, отличающийся тем, что измельчают фоновый материал до заданной фракции и вводят его в пену при нанесении верхнего слоя.
Недостатком аналога являются значительный вес получаемых маскировочных покрытий. Также полученный верхний слой может получиться не устойчивым к воздействию солнца, ветра, дождя и быстро разрушаться с потерей маскировочных свойств.
Известен «Способ маскировки наплавных мостов типа НЖМ-56, МЛЖ-ВФ-ВТ» по патенту на изобретение RU 2667347 от 18.09.2018 г., МПК F41H 3/00 [7], который состоит в том, что создается комплекс постановки помех, для отвлечения средств поражения с радиолокационными, тепловыми, телевизионными и лазерными головками самонаведения, за счет облака тлеющих пиротехнических элементов, характеристики излучения которых имитируют характеристики излучения наплавного моста в инфракрасном диапазоне длин волн, соответствующих диапазонам длин волн радиолокационных станций управляемых ракет, при этом в состав комплекса постановки помех входят система обнаружения, система управления стрельбой, пусковая установка и реактивные снаряды-постановщики ложных целей.
Недостатком аналога сложность системы маскировки, которая зависит трех систем, зависящих друг от друга и сбой одной, приведет к тому, что маскировки выполнена не будет. Предложенный способ ставит временное препятствие для средств поражения, т.к. ветер уносит облако и требуется повторять постановку помех.
Известен «Способ радиооптической маскировки надводного корабля», по патенту на изобретение RU 2660518 от 06.07.2018 г. МПК F41J 2/00, B63G 8/34 [8], состоящий в том, что радиооптическая маскировка надводного корабля от систем наведения крылатых ракет включает работу размещенных на ловушке вблизи корабля источников активных и пассивных помех различных спектральных диапазонов, а в качестве ловушки применяют один или более летательных аппаратов-электролетов многовинтовой вертолетной схемы, соединенных с надводным кораблем посредством кабеля, по которому осуществляется электропитание и управление летательными аппаратами, при этом источники активных и пассивных помех опускают с летательных аппаратов на тросе до высоты не более 30 м от поверхности воды и активируют по команде с надводного корабля, обеспечивая длительную непрерывную всеазимутальную радиооптическую маскировку надводного корабля от крылатых ракет.
Недостатком аналога использование сложной и затратной техники, для которой требуется постоянный уход, электропитание, ремонт.
Известен «Способ маскировки наплавного моста типа НЖМ-56» по патенту на изобретение RU 2427782 от 27.08.2011 г. МПК F41H 3/00 [9], выбранный в качестве прототипа, заключающийся в том, что при маскировке наплавного моста типа НЖМ-56 под ложный мост на понтоны наплавного моста укладывают радиопоглощающий материал, имеющий вид травяного покрова, в следующей последовательности - три понтона с радиопоглощающим материалом, последующий один понтон без радиопоглощающего материала, причем рядом с последним понтоном на расстоянии 40-45 м устанавливаются маски-помехи, состоящие из металлического каркаса, обтянутого радиоотражающим материалом.
Недостатком прототипа является недостаточный уровень маскировки от радиолокационных средств разведки, т.к. радиопоглощающий материал укладывается только на понтоны, а сама лента маскировки не имеет. От оптико-электронных средств также маскировка недостаточна, на фоне воды мост будет обнаруживаться.
Недостатки прототипа и аналогов ставят задачу устройства маскировки железнодорожного моста обеспечивающей сохранение при воздействии крылатых ракет с радиолокационными и оптико-электронными средствами наведения.
Приведенное выше описание прототипа можно кратко обобщить в виде заявленного выполняемого технического решения, приведенного ниже.
Согласно изобретению, способ маскировки наплавного моста типа НЖМ-56 под ложный мост состоит в том, что на понтоны наплавного моста укладывают радиопоглощающий материал, имеющий вид травяного покрова, в следующей последовательности - три понтона с радиопоглощающим материалом, последующий один понтон без радиопоглощающего материала, причем рядом с последним понтоном на расстоянии 40-45 м устанавливаются маски-помехи, состоящие из металлического каркаса, обтянутого радиоотражающим материалом.
При этом в соответствии с предлагаемой формулой:
- в качестве способа маскировки наплавного моста типа НЖМ-56 под ложный мост подразумевается способ маскировки железнодорожного моста;
- в качестве укладки радиопоглощающего материала на понтоны наплавного моста подразумевается экранирующая окраска металлических конструкций моста (в радиолокационном диапазоне);
- в качестве маски-помехи, состоящей из металлического каркаса, обтянутого радиоотражающим материалом подразумевается устройство ложного моста.
Кроме этого отличается тем, что экранирующая окраска обеспечивает снижение заметности в оптическом диапазоне, а ложный мост располагается рядом с железнодорожным мостом, при этом металлические конструкции крепятся к существующему мосту; для имитации радиолокационных признаков ложного моста, для этого используется металлическая сетка на поверхности которой укреплены полосы материала, имитирующего в оптическом диапазоне наличие раскосов и перекладин в верхней части железнодорожного моста.
Технический результат при использовании предлагаемого изобретения заключается в том, что предложен не только способ устройства ложного моста обеспечивающего четкую фиксацию в оптическом и радиолокационном спектре средств наведения крылатой ракеты, но и снижена заметность железнодорожного моста в указанных диапазонах. Предложенное решение просто в исполнении, не требует использования конструкций заводского изготовления и значительных материальных затрат. Сроки возведения при этом минимальны.
Технический результат достигается благодаря наличию отличительных признаков, что значительно снижает вероятность поражения железнодорожного моста крылатой ракетой.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 изображен железнодорожный мост с устроенным ложным мостом; фиг. 2 изображен железнодорожный мост с устроенным ложным мостом по разрезу 1-1; фиг. 3 изображен железнодорожный мост с устроенным ложным мостом по разрезу 2-2; фиг. 4 показан узел крепления конструкций ложного моста к верхнему поясу железнодорожного моста; фиг. 5 показан узел крепления продольной балки к ригелю ложного моста; фиг. 6 показан узел крепления конструкций ложного моста к нижнему поясу железнодорожного моста; фиг. 7 показан узел крепления ригеля к подкосу балки ригеля ложного моста.
Дополнительно на фигурах обозначены: 1 - железнодорожный мост; 2 - стойки и подкосы железнодорожного моста; 3 - рельсы; 4 - береговые опоры моста; 5 - раскосы и перекладины верхней части железнодорожного моста; 6 - ригель ложного моста; 7 - подкос балки ригеля ложного моста; 8 - верхний пояс фермы моста; 9 - продольная балка ложного моста; 10 - металлическая сетка ложного моста; 11 - рисунок (раскосы и перекладины верхней части железнодорожного моста) из атмосферостойкого материала; 12 - нижний пояс фермы моста; 13 - винт самонарезающий; 14 - накладка; 15 - металлический карман для крепления ригеля ложного моста к верхнему поясу фермы моста; 16 - металлический карман для крепления подкоса балки ригеля ложного моста; 17 - уголок для крепления продольной балки ложного моста.
Порядок устройства маскировки железнодорожного моста.
На первом этапе определяются требуемые для маскировки исходные данные - габариты железнодорожного моста (1), расстояние от водной поверхности, его видовые и радиолокационные параметры, оптические характеристики фона (водной поверхности).
Далее на втором этапе выполняется окрашивание конструкций моста (1) экранирующей краской имеющей, по видовым характеристикам близкие характеристики с водной поверхностью. В ходе работ привариваются металлические карманы (15, 16) для монтажа конструкций ложного моста. Заготавливаются металлические конструкции ложного моста (6, 7, 9).
На третьем этапе, в угрожаемый период, выполняется сборка ложного моста, устанавливаются в проектное положение металлические конструкции (6, 7, 9), которые крепятся между собой (фиг. 5 и фиг. 7) и крепятся к элементам железнодорожного моста (фиг. 4 и фиг. 6). К продольным балкам (9) ложного моста крепится металлическая сетка (10), к которой прикреплен атмосферостойкий материал рисунка (11).
Таким образом, использование предложенного способа маскировки железнодорожного моста позволяет обеспечить защищенность, т.к. снижает заметность для средств наведения крылатых ракет и при этом имитируется мост ложным мостом, расположенным рядом. Конструкции ложного моста предлагается выполнить из оцинкованных тонкостенных гнутых профилей, которые при меньшем весе обеспечивают требуемую форму. Сборка металлических конструкций не требует применения сварочных работ, сборка конструкций выполняется при помощи винтов самонарезающих, цинковое покрытие позволяет исключить окраску металлических конструкций, при этом конструкции имеют надежную защиту от коррозии. Незначительный вес металлических конструкций не перегружает железнодорожный мост и позволяет избежать применения габаритных грузоподъемных механизмов.
Предлагаемое техническое решение конструкции направлено на повышение сохранности мостовой железнодорожной переправы, особенно в современных условиях ведения боевых действий. А также на снижение трудовых затрат при возведении сооружения, повышение удобства монтажа.
Таким образом, способ маскировки железнодорожного моста в совокупности с признаками формулы изобретения (сущностью изобретения) является новым для маскировки мостов и, следовательно, соответствует критерию «новизна».
Вышеприведенная совокупность отличительных признаков не известна на данном уровне развития техники и не следует из общеизвестных правил конструирования ложных сооружений, что доказывает соответствие критерию «изобретательский уровень».
Конструктивная реализация заявляемого технического решения с указанной совокупностью существенных признаков не представляет никаких конструктивно-технических и технологических трудностей, откуда следует соответствие критерию «промышленная применимость».
Литература:
1. Патент на изобретение RU 2176064 от 01.06.1999 г., МПК F41H 3/00, H01Q 17/00 - «Способ имитации линейного объекта».
2. Патент на изобретение RU 2716547 от 03.04.2019 г., МПК F41H 3/00 «Имитация железнодорожного пути и способ его применения».
3. Полезная модель к патенту на RU 175802 от 06.02.2017 г., МПК F41H 3/00 - «Маскировочное покрытие для надводных объектов».
4. Полезная модель к патенту на RU 181395 от 22.05.2017 г., МПК F41H 3/00 - «Устройство для маскировки наплавного железнодорожного моста НЖМ-56 от наблюдения с воздуха».
5. Патент на полезную модель RU 185336 от 04.04.2018 г., МПК F41H 3/00, E01D 15/20, E01D 18/00 - «Наплавной ложный мост».
6. Патент на изобретение RU 2725301 от 01.07.2019 г., МПК F41H 3/00 - «Способ маскировки объектов».
7. Патент на изобретение RU 2667347 от 20.02.2017 г., МПК F41H 3/00 - «Способ маскировки наплавных мостов типа НЖМ-56, МЛЖ-ВФ-ВТ».
8. Патент на изобретение RU 2660518 от 25.04.2017 МПК F41J 2/00, B63G 8/34 - «Способ радиооптической маскировки надводного корабля».
9. Патент на изобретение RU 2427782 от 23.08.2010 г. МПК F41H 3/00 - «Способ маскировки наплавного моста типа НЖМ-56» - прототип.
Способ маскировки железнодорожного моста, включающий укладку на понтоны наплавного моста радиопоглощающего материала, имеющего вид травяного покрова, в следующей последовательности - три понтона с радиопоглощающим материалом, последующий один понтон без радиопоглощающего материала, рядом с последним понтоном на расстоянии 40-45 м устанавливают маски-помехи из металлического каркаса, которые выполняют в виде ложного моста и располагают рядом с железнодорожным мостом, металлические конструкции каркаса которого крепят к существующему маскируемому железнодорожному мосту, для имитации радиолокационных признаков ложного моста используют металлическую сетку, на поверхности которой укрепляют полосы материала, имитирующего в оптическом диапазоне наличие раскосов и перекладин в верхней части железнодорожного моста.