Составной сопловой блок многокамерной двигательной установки

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройству двигательных установок. Составной сопловой блок многокамерной двигательной установки включает укороченные сопла Лаваля с укороченным центральным телом, центральное тело выполнено полым, на его внутреннюю поверхность нанесен термоэмиссионный слой из материала с эффективной работой выхода электрона 0.01-3.3 эВ, на расстоянии от 1 нм до 1 см от термоэмиссионного слоя расположен анод, между термоэмиссионным слоем и анодом в контакте с ними расположены электронепроводящие элементы, при этом термоэмиссионный слой и анод образуют полость, полость между термоэмиссионным слоем и анодом вакуумирована и герметизирована, анод электрически через проводящие элементы соединен с входом источника напряжения, выход источника напряжения соединен с термоэмиссионным слоем, анод примыкает к элементу, внутри которого расположены каналы системы охлаждения анода, в полости между термоэмиссионным слоем и анодом размещена легкоионизируемая добавка. Изобретение обеспечивает увеличение надежности многокамерной двигательной установки с центральным телом за счет его термоэмиссионного охлаждения. 1 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройству двигательных установок.

В реализации двигателя с кольцевым соплом разработаны различные конструктивные схемы. Среди них следует отметить схему двигателя с тороидальной камерой сгорания и аэродинамическим штыревым центральным телом и многокамерного двигателя с камерами сгорания, расположенными по периметру штыревого центрального тела, для первых ступеней мощных космических носителей. Центральное тело - осесимметричное тело, которое частично помещается внутри реактивных сопел, а частично выступает наружу за их обрез и предназначено для формирования требуемой формы проточного канала и организации течения рабочего тела (продуктов сгорания). Этим обеспечивается увеличение эффективности двигательной установки за счет дополнительного ускорения выходящего потока рабочего тела [1].

Интерес к установке центрального тела в ракетных двигателях связан с возможным улучшением его характеристик и получением комплексного эффекта уменьшения массы и стоимости ракетно-космической техники. Это особенно актуально в коммерческой космонавтике. Однако, основной проблемой создания и эксплуатации центрального тела является его нагрев в полете. Форма его достаточно сложна для организации эффективного охлаждения жидкостью (компонентом топлива). Поэтому необходим поиск новых устройств его охлаждения, в том числе на ранее не применявшихся физических принципах.

Известна компоновка маршевой многокамерной двигательной установки двухступенчатой ракеты-носителя с составным сопловым блоком по патенту [2], которая включает в своем составе камеры сгорания по диаметру двигательной установки (ДУ), укороченное центральное тело, внутри которого размещена ДУ второй ступени с тарельчатым соплом.

Известна двигательная установка с плоским центральным телом по патенту на полезную модель [3]. которая включает в своем составе плоское центральное тело, выполненное в виде клина, и два ряда круглых камер сгорания со сверхзвуковыми соплами с общей плоской камерой-коллектором, которая содержит плоскую щель для истечения сверхзвуковой струи.

Недостатком известных устройств является низкая надежность из-за избыточного нагрева центрального тела истекающими продуктами сгорания и сложности организации охлаждения классическими методами охлаждения, например, методом прохождения жидкости в каналах охлаждения.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является устройство, описанное в п. 2 патента на изобретение [4], включающее первичные укороченные сопла Лаваля с укороченным центральным телом в хвостовой части первой ступени ракеты-носителя и первичные укороченные сопла Лаваля многокамерной двигательной установки второй ступени ракеты-носителя.

Ближайший аналог работает следующим образом. В начальный момент начинают работать камеры сгорания и поток продуктов сгорания с высокой температурой выходит из сопел камер сгорания и движется вдоль центрального тела, нагревая его.

Недостатком ближайшего аналога является низкая надежность, связанная с высоким нагревом центрального тела, что подтверждается в работе [5]. Кроме того, это приводит к большим гидравлическим потерям энергии топлива (энергия от газогенератора идет на продавливание охладителя в каналах охлаждения) и делает проблематичным создание полноразмерного центрального тела.

Заявленное изобретение свободно от этих недостатков.

Технический результат, достигаемый при реализации изобретения заключается в увеличение надежности составного соплового блока многокамерной двигательной установки за счет его термоэмиссионного охлаждения.

Указанная техническая задача решается тем, что в составной сопловом блоке многокамерной двигательной установки, включающей укороченные сопла Лаваля с укороченным центральным телом, центральное тело выполнено полым, на его внутреннюю поверхность нанесен термоэмиссионный слой из материала с эффективной работой выхода электрона 0.01-3.3 эВ, на расстоянии от 1 нм до 1 см от термоэмиссионного слоя расположен анод, между термоэмиссионным слоем и анодом в контакте с ними расположены электронепроводящие элементы, при этом термоэмиссионный слой и анод образуют полость, полость между термоэмиссионным слоем и анодом вакуумирована и герметизирована, анод электрически через проводящие элементы соединен со входом источника напряжения, выход источника напряжения соединен с термоэмиссионным слоем, анод примыкает к элементу, внутри которого расположены каналы системы охлаждения анода, в полости между термоэмиссионным слоем и анодом размещена легкоионизируемая добавка.

Технический результат, достигаемый при реализации изобретения заключается в увеличении надежности составного соплового блока многокамерной двигательной установки за счет термоэмиссионного охлаждения центрального тела.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

Составной сопловой блок многокамерной двигательной установки включает в своем составе центральное тело 1, термоэмиссионный слой 2, анод 3, камеру сгорания с соплом 4, источник напряжения 5, электроизолирующие элементы 6, каналы охлаждения анода 7, легкоионизируемую добавку 8.

Центральное тело 1 - предназначено для функционирования ДУ с центральным телом, термоэмиссионный слой 2 предназначен для эмиссии электронов при нагреве, анод 3 - для восприятия электронов термоэмиссии, вышедших из термоэмиссионного слоя, камера сгорания с соплом 4 - для создания тяги, источник напряжения 5 - для переноса электронов через зазор и от анода к катоду, электроизолирующие элементы 6 - для предотвращения замыкания катода и анода, каналы охлаждения 7 - для поддержания температуры анода ниже температуры катода, легкоионизируемая добавка 8 - для снижения работы выхода электрона термоэмиссионного слоя и компенсации пространственного заряда при термоэлектронной эмиссии.

Заявляемое изобретение работает следующим образом.

При работе камер сгорания с соплом 4 продукты сгорания выходят из сопла и двигаются вдоль центрального тела 1. При этом происходит нагрев центрального тела 1 и термоэмиссионного слоя 2, представляющих собой катод. Одновременно по мере нагрева происходит испарение легкоионизируемой добавки 8 в полости, образованной катодом и анодом. Цезий адсорбируется на термоэмиссионном слое и аноде, снижая их работу выхода, увеличивая тем самым проходящий термоэмиссионный ток и термоэмиссионное охлаждение. За счет взаимодействия с выходящими электронами термоэмиссии происходит частичная ионизация цезия с компенсацией пространственного заряда тока термоэмиссии. С термоэмиссионного слоя 2 в этот момент происходит термоэлектронная эмиссия с термоэмиссионным охлаждением. Термоэмиссионный слой 2 и центральное тело 1 при этом охлаждаются. Далее электроны попадают на анод 3, где «остывают», релаксируя при взаимодействии с кристаллической решеткой анода. Через источник напряжения 5 и центральное тело 1 «остывшие» электроны термоэмиссии возвращаются в термоэмиссионный слой 2 и цикл термоэмиссионного охлаждения повторяется заново. Одновременно, в каналах системы охлаждения анода 7 циркулирует хладагент, например, гелий. Электроизолирующие элементы 6 выполнены из непроводящего материала, например, окиси алюминия (Al2O3).

Таким образом, решается указанная техническая задача и достигается технический результат, который заключается в увеличении надежности Составной сопловой блок многокамерной двигательной установки за счет термоэмиссионного охлаждения центрального тела.

Заявляемое изобретение можно применять при охлаждении центральных тел ДУ любой формы, в том числе плоской и осесимметричной.

Список источников информации

1. Н.Д. Коваленко, Г.А. Стрельников, А.Е. Золотько - Газодинамические аспекты и разработки сопел двигателей ступеней ракет с высокой плотностью компоновки // Техническая механика. - 2011. - №2. - С. 36-53.

2. Патент RU 2610873 C2 МПК: F02K 9/97 «Компоновка маршевой многокамерной двигательной установки двухступенчатой ракеты-носителя с составным сопловым блоком»

3. Патент на полезную модель RU 106666 U1 МПК: F02K 1/00 «Двигательная установка с плоским центральным телом»

4. Патент RU 2511800 C1 МПК: F02K 9/97 «Способ создания аэродинамического сопла многокамерной двигательной установки и составной сопловой блок для осуществления способа» (прототип - п. 2 формулы)

5. В.В. Климов - Экспериментальное исследование конвективного теплообмена на центральном теле линейного сопла внешнего расширения // Труды МАИ. - 2003. - №14. - С. 1-16.

Составной сопловой блок многокамерной двигательной установки, включающий укороченные сопла Лаваля с укороченным центральным телом, отличающееся тем, что центральное тело выполнено полым, на его внутреннюю поверхность нанесен термоэмиссионный слой из материала с эффективной работой выхода электрона 0.01-3.3 эВ, на расстоянии от 1 нм до 1 см от термоэмиссионного слоя расположен анод, между термоэмиссионным слоем и анодом в контакте с ними расположены электронепроводящие элементы, при этом термоэмиссионный слой и анод образуют полость, полость между термоэмиссионным слоем и анодом вакуумирована и герметизирована, анод электрически через проводящие элементы соединен со входом источника напряжения, выход источника напряжения соединен с термоэмиссионным слоем, анод примыкает к элементу, внутри которого расположены каналы системы охлаждения анода, в полости между термоэмиссионным слоем и анодом размещена легкоионизируемая добавка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к двигательным установкам. Устройство системы охлаждения двигательной установки включает в себя центральное тело, коллектор с циркуляционной схемой движения хладагента с выбросом в окружающую среду, согласно изобретению центральное тело состоит из электроизолирующего элемента, внешнего анода, внутренней и внешней поверхностей, на которые нанесен термоэмиссионный слой, внутренний и внешний термоэмиссионные слои вместе с центральным телом образуют катод, который электрически последовательно соединен с внутренним и внешним анодами через источник напряжения, внутренний анод через электроизолирующие элементы соединен с внутренним термоэмиссионным слоем катода на расстоянии до 0,3 мм от внутренней поверхности центрального тела, внутренний анод и внутренний термоэмиссионный слой катода образуют вакуумированную герметичную полость, внутри которой размещена добавка из легкоионизируемого элемента, вакуумированная герметичная полость через электроизолирующий элемент соединена с внешним анодом, который расположен по ходу течения продуктов сгорания по поверхности центрального тела.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), в которых для управления вектором тяги в полете используются различные органы управления, расположенные у среза сопла или внутри него. ЖРД с периферийными рулями на срезе сопла, содержащий камеру со сверхзвуковой частью сопла, периферийные рули, установленные в разъемных цапфах на срезе сопла, подводные и отводные магистрали охладителя к периферийным рулям, силовую раму и рулевые агрегаты, согласно изложению, периферийные рули переменной толщины с каналами охлаждения внутренней и наружной поверхностей соединены с двухполостной осью вращения для подачи и отбора охладителя, соединенной с подводными и отводными магистралями, а на наружной поверхности выполнен кронштейн, соединенный с рулевыми агрегатами, закрепленными другим концом к силовой раме.

Изобретение относится к ракетостроению и касается конструкции ракетного двигателя, работающего на сыпучем твердом топливе. Механизм теплозащиты камеры ракетного двигателя, содержащий набор экранирующих теплозащитных лент, расположенных у стенок в рабочей камере двигателя и перематываемых лентопротягивающим механизмом, расположенным на срезе сопла, при этом ленты введены в камеру двигателя через срез сопла, идут вдоль стенки сопла к днищу камеры сгорания, где установлены направляющие ролики, и далее идут к указанному лентопротягивающему механизму.

Изобретение относится к ракетостроению и касается конструкции ракетного двигателя, работающего на сыпучем твердом топливе. Механизм теплозащиты камеры ракетного двигателя, содержащий набор экранирующих теплозащитных лент, расположенных у стенок в рабочей камере двигателя и перематываемых лентопротягивающим механизмом, расположенным на срезе сопла, при этом ленты введены в камеру двигателя через срез сопла, идут вдоль стенки сопла к днищу камеры сгорания, где установлены направляющие ролики, и далее идут к указанному лентопротягивающему механизму.

Изобретение относится к конструкции ракетных двигателей баллистических ракет и ракет-носителей, работающих на твердом дисперсном сыпучем топливе. Ракетный двигатель на сыпучем топливе, содержащий корпус, сопло, твердое топливо, снабжен топливным бункером расходуемой конструкции, днище которого выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно обечайки бункера, а также содержащий закрепленные на днище камеру сгорания с соплом и шлюзовый механизм питания, при этом блок камеры сгорания, сопла и шлюзового механизма питания соединены с днищем топливного бункера посредством подшипника, установленного соосно с осью тяги сопла, а обечайка бункера выполнена в виде ленточной обмотки, охватывающей массив сыпучего топлива, причем нижний конец ленты указанной обмотки пропущен через уплотнительное устройство в полость камеры сгорания и далее - через сопло, к механизму протяжки и обрезания ленты, установленному на срезе сопла.

Изобретение относится к конструкции ракетных двигателей баллистических ракет и ракет-носителей, работающих на твердом дисперсном сыпучем топливе. Ракетный двигатель на сыпучем топливе, содержащий корпус, сопло, твердое топливо, снабжен топливным бункером расходуемой конструкции, днище которого выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно обечайки бункера, а также содержащий закрепленные на днище камеру сгорания с соплом и шлюзовый механизм питания, при этом блок камеры сгорания, сопла и шлюзового механизма питания соединены с днищем топливного бункера посредством подшипника, установленного соосно с осью тяги сопла, а обечайка бункера выполнена в виде ленточной обмотки, охватывающей массив сыпучего топлива, причем нижний конец ленты указанной обмотки пропущен через уплотнительное устройство в полость камеры сгорания и далее - через сопло, к механизму протяжки и обрезания ленты, установленному на срезе сопла.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройству двигательных установок. Система охлаждения центрального тела сопла многокамерной двигательной установки включает в себя коллектор с хладагентом, который расположен внутри центрального тела и гидравлически связан с окружающей средой, при этом в тепловом контакте с коллектором электрически изолирован от внешней поверхности центрального тела анод, анод на расстоянии от 10-4 см до 1 см через электроизолирующие элементы соединен с наружной поверхностью центрального тела, представляющей катод, анод и катод образуют вакуумированную герметичную полость с мелкодисперсным легкоионизируемым с малой работой выхода порошком внутри нее, объёмной плотностью в количестве, варьируемом от 1,18⋅20-5 кг/м3 до 1,18⋅20-2 кг/м3, электроизолирующие элементы, которые расположены и жестко скреплены с одной из стенок вакуумированной герметичной полости между катодом и анодом.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу работы и устройству сопел с истечением масс для различных двигателей. Устройство представляет собой сопло, которое условно разделено на две части (определяющие его геометрическую форму): коническая 1 часть, с углом наклона стенок 45°, переходящая в цилиндрическую 2 часть.

Изобретение относится к ракетным двигателям на твердом топливе (РДТТ). РДТТ пассивного регулирования, содержащий переднюю крышку, заряд с центральным газовым каналом и осесимметричный сопловой блок, при этом на дозвуковом участке, участке критического сечения, сверхзвуковом участке сопла установлены вкладыши приращения площади из материалов: стеклопластик, углепластик, графит ПРОГ-2400СА, углерод-углеродный композиционный материал КИМФ, мелкозернистый графит МПГ-7, углестеклопластик (УСП) и углерод-кремнеземный композиционный материал (УККМ) с регулируемой эрозионной стойкостью от 50 до 100 %за счет закономерного уноса массы материала с поверхности вкладышей под воздействием газового потока продуктов сгорания ракетного твердого топлива в процессе работы двигателя.

Изобретение относится к ракетной технике. Камера жидкостного ракетного двигателя, содержащая камеру сгорания, снабженную трактом охлаждения с продольными каналами с поперечными перемычками, входным для подвода недостающего в газогенераторе компонента коллектором за минимальным сечением по направлению к срезу сопла, и выходным коллектором, размещенным у смесительной головки и соединенным трубопроводом с входным коллектором тракта охлаждения с продольными каналами и поперечными перемычками сопла, выходным коллектором тракта охлаждения последнего соединенным трубопроводом со смесительной головкой, при этом участки поперечных перемычек в зоне сопряжения входных коллекторов сопла и камеры сгорания выполнены прерывистыми и размещены поочередно между продольными каналами в окружном направлении, входной коллектор сопла размещен между минимальным сечением сопла и входным коллектором тракта охлаждения камеры сгорания, а продольные каналы трактов охлаждения камеры сгорания и сопла в зоне сопряжения с входными коллекторами соединены у поперечных перемычек поочередно радиальными каналами с одноименными входными коллекторами.
Наверх