Способ обслуживания сенсорных узлов беспроводных сенсорных сетей

Изобретение относится к области электропитания радиоэлектронного оборудования. Технический результат заключается в обеспечении возможности автоматического отслеживания последовательности и момента времени начала обслуживания сенсорного узла для недопущения полной разрядки аккумуляторных батарей. Такой результат достигается тем, что обслуживают сенсорные узлы беспроводных сенсорных сетей с помощью одного или нескольких беспилотных летательных аппаратов, содержащих устройства подъема и удержания сенсорного узла, пульт управления, приемопередатчик и видеокамеру, Способ предусматривает наличие цифровой модели, подключенной непосредственно радиоканалами через узловые элементы к базовому узлу сенсорной сети и получающей по сети информацию о состоянии сенсорных элементов и всех расстояниях до сенсорных элементов, а команда на обслуживание очередного сенсорного элемента, подзарядку аккумуляторных батарей или его доставку поступает беспилотному летательному аппарату по результатам цифрового моделирования указанной модели. 2 ил.

 

Изобретение относится к области электропитания радиоэлектронного оборудования и может быть использовано для замены сенсорных элементов (СЭ) беспроводных сенсорных сетей (БСС), с целью их ремонта или подзарядки аккумуляторных батарей.

Техническое обслуживание и энергообеспечение элементов БСС представляют особые трудности для пространственно удаленных узлов сети.

Эти элементы обычно питаются от автономных источников электроэнергии, нуждающихся в периодической подзарядке [1, 2] Из уровня техники известен ряд способов решения данной проблемы. При отсутствии у персонала свободного доступа к элементам БСС, замена источников электропитания может осуществляться специализированными роботами [4, 5, 6]. В наиболее распространенных сенсорных узлах: таких как Mica, Telos, Iris и др. [4] основным источником электропитания является аккумуляторная батарея, нуждающаяся в периодической подзарядке. Перспективной технологией подзарядки аккумуляторных батарей, позволяющей значительно увеличить срок службы элементов БСС, в настоящее время является беспроводная передача электроэнергии [7] с использованием различного рода мобильных устройств [8]. Передача электроэнергии при этом осуществляется путем индукционного электромагнитного воздействия зарядного устройства на перезаряжаемые аккумуляторные батареи узлов БСС. Замена неисправных СЭ в труднодоступных местах обычно осуществляется с помощью вертолетов и стоит весьма дорого.

Наиболее близким по технической сущности является способ подзарядки аккумуляторных батарей в сенсорных сетях при помощи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) [3].

В рассматриваемой области применения у способа-прототипа имеются следующие недостатки:

- Подзарядка аккумуляторных батарей требует доставки значительного количества электроэнергии к месту расположения СЭ.

- Подзарядка с помощью облучения электромагнитными колебаниями требует установки на БПЛА преобразователя, генератора электромагнитных колебаний и излучающей антенны, а также источника дополнительной энергии, и имеет малый коэффициент полезного действия.

- Подключение источника доставляемой электроэнергии контактным способом имеет весьма малую надежность.

Основным недостатком является то, что указанный способ не учитывает последовательность и моменты времени начала обслуживания СЭ.

Предлагаемое решение проблемы состоит в том, чтобы, используя в качестве транспортного средства БПЛА, доставлять СЭ к месту расположения стационарного источника энергии, причем, порядок и время обслуживания определяются с помощью цифровой модели, непосредственно подключенной к сети, и получающей по сети информацию о состоянии аккумуляторных батарей СЭ.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является недопущение полной разрядки аккумуляторных батарей, возможность их быстрой замены и оперативного ремонта СЭ.

Сущность предлагаемого способа состоит в том, что команда на обслуживание очередного СЭ поступает к БПЛА от цифровой модели, непосредственно подключенной к сети, и получающей по сети информацию о степени и скорости разрядки аккумуляторных батарей СЭ.

Известный способ-прототип осуществляется следующим образом.

Фиг.1 демонстрирует принцип реализации способа-прототипа подзарядки аккумуляторных батарей в БСС при помощи БПЛА. Управление осуществляется посредством пульта управления и размещенного на БПЛА приемопередатчика и видеокамеры (штатное оборудование БПЛА, на Фиг.1 не показаны).

На БПЛА-1 устанавливаются источник электромагнитной энергии ИЭ-2, снабженный излучателем. Посредством БПЛА-1, ИЭ-2 доставляется к месту расположения СЭ-3. СЭ-3 снабжен приемником электромагнитных колебаний и преобразователем их в ток подзарядки аккумулятора. В результате излучения электромагнитной энергии излучателем БПЛА-1 происходит подзарядка аккумулятора СЭ-3, после чего БПЛА-1 вместе с ИЭ-2 возвращается в исходную позицию, где производится его обслуживание и подготовка к новому полету.

Главным недостатком способа-прототипа является то, что он не определяет последовательность и периодичность обслуживания СЭ-3 с помощью БПЛА-1. Длительность процесса подзарядки аккумулятора может привести к полной разрядке аккумуляторов некоторых других СЭ-3.

С целью устранения указанного недостатка, в предполагаемом изобретении предлагается ввести цифровую модель, подключенную непосредственно к сети, и получающую по сети информацию о состоянии аккумуляторных батарей СЭ-3. Команда на начало обслуживания очередного СЭ-3 должна поступать к БПЛА по результатам цифрового моделирования. Применение цифровой модели позволит минимизировать время активной работы БПЛА-1, при получении уверенности, что ни один из аккумуляторов в сети не разрядится ниже заданного предела.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

На Фиг.2 представлен фрагмент БСС, где:

1 - БПЛА.

2 - Узловые элементы - УЭ.

3 - Сенсорные элементы - СЭ.

4 - Базовый узел - БУ.

5 - База обслуживания - БО.

6 - Цифровая модель сети - ЦМ.

Все СЭ-3 сети связаны радиоканалами через узловые элементы УЭ-2 с базовым узлом БУ-4. Базовый узел сети БУ-4, расположенный в Базе обслуживания БО-5 непосредственно связан с ЦМ-6 каналом связи. ЦМ-6 получает по сети информацию о состоянии СЭ-3, (например, о степени разряженности аккумуляторов). В модели ЦМ-6 имеется информация обо всех расстояниях до СЭ-3 и скорости полета БПЛА-1. В соответствии с выбранным алгоритмом обслуживания, используя получаемую из сети информацию о состоянии СЭ-3 модель определяет последовательность и моменты выдачи одному (или нескольким) БПЛА-1, команд на обслуживание очередного СЭ-3. БПЛА-1 совершает полет к очередному СЭ-3, и производит подзарядку его аккумуляторных батарей или доставку СЭ-3 на БО-5 для его замены (На Фиг.2 пунктиром показан маршрут полета БПЛА-1 и его возврата на базу).

Высокая скорость цифрового моделирования позволяет произвести оптимизацию последовательности обслуживания СЭ-3 с ее привязкой ко времени, обеспечивая минимизацию полетного времени и безусловное отсутствие полной разрядки аккумулятора любого из сенсорных элементов.

Предлагаемый способ основан на концепции использования «Цифровых двойников». «Цифровой двойник» - это цифровая копия физического объекта или процесса, помогающая оптимизировать эффективность бизнеса. Концепция «цифрового двойника» является частью четвертой промышленной революции, которая призвана помочь предприятиям быстрее обнаруживать физические проблемы, точнее предсказывать их результаты и производить более качественные продукты [9]. В качестве «Цифрового двойника здесь выступает показанная на Фиг.2 модель сети ЦМ-6.

Рассмотрим один из примеров алгоритма, реализующего предлагаемый способ. Имеется сеть сенсорных элементов СЭ с перезаряжаемыми аккумуляторными батареями. Аккумуляторы заменяются путем доставки и замены на стационарной станции сенсорных узлов c помощью БПЛА. Необходимо определить последовательность замены аккумуляторов, с тем, чтобы в процессе замены ни один из аккумуляторов не успевал полностью разрядиться, при этом, время, затраченное БПЛА в работе (коэффициент загрузки БПЛА) было бы минимальным.

На центральной базе всегда имеются готовые для замены СЭ, с заряженными аккумуляторами. На центральной базе имеется, поступающая по сети информация о степени зарядки аккумуляторов всех СЭ:

Z(I; T) - Уровень заряда аккумулятора СЭ (устройства I) в момент времени Т.

ZMAX(I) - Максимальный допустимый уровень заряда аккумулятора устройства I.

ZMIN(I) - Минимальный допустимый уровень заряда аккумулятора устройства I.

Т - время от начала полного цикла облета и зарядки всех СЭ БПЛА.

Известны координаты X(I), Y(I) – СЭ (устройств I), а также координаты центральной базы XB и YB. Следовательно, известны IL - расстояния от базы до сенсорного устройства I.

Z(I; 0)-Уровень заряда аккумулятора сенсорного устройства I в момент начала цикла Т=0.

Степень заряженности аккумулятора будем характеризовать временем, необходимым для его полной разрядки, начиная с момента Т:

,

где - максимальная скорость разряда аккумулятора устройства I.

Время, необходимое для прилета БПЛА от станции до сенсорного устройства I, определяется:

,

где L(D; I; T) – расстояние от БПЛА до сенсорного элемента I в момент времени Т, а -скорость полета БПЛА.

Время, необходимое для обслуживания БПЛА I-го сенсорного устройства TO(D; I).

Время полного полета (с возвратом) БПЛА и обслуживания сенсорного устройства I:

.

Перед началом полетов производится моделирование всего полного цикла обслуживания.

1. Текущие значения Z(I; T) располагаются в порядке их возрастания и выбирается элемент с минимальным значением Z(I; T).

2. Моделируется полное время полета и обслуживания указанного элемента, а его степень заряженности устанавливается максимальной ZMAX(I).

3. Моделируется процесс разрядки аккумуляторов всех остальных СЭ в течение времени . Затем, происходит переход к пункту 1, и процесс повторяется до окончания моделирования подзарядки аккумуляторов всех СЭ.

После окончания цикла моделирования, выбирается СЭ с минимальным уровнем остаточного заряда и определяется остаточное время, в течение которого данный СЭ способен работать (все остальные элементы имеют большие остаточные времена). Если из времени прохождения полного цикла вычесть полученное остаточное время, то получим гарантированное допустимое время ожидания полета, с начала процесса моделирования. В течение указанного времени БПЛА может находиться на базе. Полученное время ожидания является гарантированным нижним пределом, поскольку при моделировании использовались максимально допустимые скорости разрядки аккумуляторов. Поэтому после окончания промежутка времени ожидания, в модель вновь поступают из сети все необходимые данные о состоянии СЭ и цикл моделирования повторяется. Так происходит итерационное повторение циклов моделирования, до тех пор, пока разность результатов, полученных между соседними циклами, достигнет установленного предела. После окончания моделирования становится известным номер СЭ, который требуется обслужить первоочередно, и такой элемент обслуживается БПЛА.

После окончания обслуживания указанного СЭ, процесс моделирования повторяется сначала и циклически обслуживаются все СЭ.

ЛИТЕРАТУРА

1. B. Scrosati, R.J. Neat. Lithium polymer batteries, in: Applications of Electroactive Polymers, Springer, 1993, pp. 182-222.

2. Nickel metal hydride battery- http://www.batteryspace.com/nimhpacks24-48v.aspx.

3. Лихтциндер Б.Я., Маслов О.Н. Способ подзарядки аккумуляторов в беспроводной сенсорной сети. Описание изобретения по Заявке №2019135170 от 01. 11. 2019.

4. Memsic wireless modules - http://www.memsic.com/products/wireless-sensor-networks/wireless-modules.html.

5. J. Sheu, P. Cheng, K. Hsieh, Design and implementation of a smart mobile robot, in: Wireless And Mobile Computing, Networking And Communications, 2005.(WiMob’2005), IEEE International Conference on, Vol. 3, IEEE, 2005, pp. 422-429.

6. A. LaMarca, W. Brunette, D. Koizumi, M. Lease, S. Sigurdsson, K. Sikorski, D. Fox, G. Borriello, Making sensor networks practical with robots, Pervasive Computing (2002) рр. 615-622.

7. R. Doost, K. Chowdhury, M. Di Felice, Routing and link layer protocol design for sensor networks with wireless energy transfer, in: GLOBECOM 2010, 2010 IEEE Global Telecommunications Conference, IEEE, 2010, pp. 1-5.

8. Powercast corporation, 2000 series 902 928 mhz powerharvester development kit. http://www.powercastco.com/products/development-kits.

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA.

Способ обслуживания сенсорных узлов беспроводных сенсорных сетей с помощью одного или нескольких беспилотных летательных аппаратов, содержащих устройства подъема и удержания сенсорного узла, пульт управления, приемопередатчик и видеокамеру, отличающийся тем, что используется цифровая модель, в которой содержится информация обо всех расстояниях до сенсорных элементов и скорости полета БПЛА, цифровая модель содержится в базе обслуживания, которая в свою очередь содержит расположенный на ней базовый узел сети, что все сенсорные элементы СЭ сети связаны радиоканалами через узловые элементы УЭ с базовым узлом и информация о степени зарядки аккумуляторов всех сенсорных элементов поступает на базу обслуживания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области защиты конфиденциальной информации и может быть использовано для защиты радиотехнических систем, объединенных термином «случайные антенны». Сущность заявленной группы изобретений заключается в том, что в апертуре случайной антенны размещается устройство в виде вращаемой поворотным устройством полупроводниковой панели, которая способна отклонять излучение информационного сигнала апертурной случайной антенны, защищенного формируемой панелью низкоэнергетической помехой, что обеспечивает снижение уровня информационного сигнала и увеличение отношения «помеха/сигнал» в месте предполагаемого расположения технических средств перехвата информационного сигнала апертурной случайной антенны.

Группа изобретений относится к радиотехнике. Для обеспечения возможности исследования побочных электромагнитных излучений (ПЭМИ) и периодического контроля защищенности сложного (группового) объекта технических средств обработки информации (ТСОИ) с учетом реальной электромагнитной обстановки в районе его расположения используют мобильные измерительные посты на беспилотных летательных аппаратах и установленный алгоритм их перемещения, причем измерения выполняют при одновременном излучении на всех заданных частотах ПЭМИ.

Группа изобретений относится к радиотехнике. Для обеспечения возможности исследования побочных электромагнитных излучений (ПЭМИ) и периодического контроля защищенности сложного (группового) объекта технических средств обработки информации (ТСОИ) с учетом реальной электромагнитной обстановки в районе его расположения используют мобильные измерительные посты на беспилотных летательных аппаратах и установленный алгоритм их перемещения, причем измерения выполняют при одновременном излучении на всех заданных частотах ПЭМИ.

Настоящее изобретение относится к оптике. Способ определения суперрезонанса на модах Ми высокого порядка для сферической диэлектрической частицы заключается в изготовлении сферической диэлектрической частицы из прозрачного материала для используемого излучения, облучении диэлектрической частицы лазерным излучением.

Изобретение относится к способу завершения полета дрона в установленном районе аварийной посадки при осуществлении мониторинга состояния воздушной линии электропередачи (ВЛЭП). Для реализации способа активизируют автопилот дрона, реагирующий на электромагнитное поле, формируемое ВЛЭП, направляющий дрон вдоль ее трассы в заранее установленный район аварийной посадки, расположенный между двух ее опор ВЛЭП, являющихся его границами, используют транспозицию проводов, обеспечивающую изменение параметров электромагнитного поля ВЛЭП, предварительно задают команду автопилоту дрона на активизацию режима аварийной посадки, после того как его чувствительные элементы зафиксируют изменение параметров электромагнитного поля, формируемого ВЛЭП, контролируют скорость, направление и продолжительность полета дрона до потери связи с наземным пунктом управления, вычисляют расстояние, пройденное дроном в штатном режиме, и идентифицируют первоочередной на пути его дальнейшего следования заранее установленный район аварийной посадки и время аварийной посадки.

Изобретение относится к экранировке от электромагнитных полей и может быть использовано для контроля эффективности электромагнитного экранирования различных устройств, требующих защиты от внешних полей (неконтактные взрыватели инженерных мин, исполнительные приборы радиоуправляемых мин и разведывательно-сигнализационных приборов и др.).

Изобретение относится к области беспроводных сенсорных сетей (БСС) и может быть использовано для дистанционного управления взрывоопасными предметами. Сущность предлагаемого способа управления распределенными взрывоопасными предметами заключается в том, что радиоприемопередатчик ближней связи, установленный на беспилотном летательном аппарате, передаёт управляющие сигналы на радиоприемопередатчики взрывоопасных предметов.

Изобретение относится к области беспроводных сенсорных сетей (БСС) и может быть использовано для дистанционного управления взрывоопасными предметами. Сущность предлагаемого способа управления распределенными взрывоопасными предметами заключается в том, что радиоприемопередатчик ближней связи, установленный на беспилотном летательном аппарате, передаёт управляющие сигналы на радиоприемопередатчики взрывоопасных предметов.

Установка для измерения матрицы невзаимного обратного рассеяния относится к области СВЧ-техники, изобретение может быть использовано при измерении обратного рассеяния различных объектов, в том числе невзаимных, при произвольных углах поляризационного базиса. Техническим результатом является уменьшение погрешности измерения коэффициентов полной матрицы обратного рассеяния, для чего исследуемый объект устанавливается на круглом вращающемся двухслойном отражающем диске, внешний слой которого, обращенный к излучающей антенне, выполнен из диэлектрика, а тыльный слой выполнен из металла, вращение диска с помощью шагового двигателя при управлении от ЭВМ позволяет изменять угловое положение объекта относительно вектора поляризации сигнала, излучаемого передающей антенной, с высокой точностью в диапазоне от 0-360 град, при этом составляющая погрешности по причине жесткого крепления объекта и точного углового перемещения отражающего диска и закрепленного на нем объекта измерений посредством шагового электродвигателя близки к нулю, а погрешность измерений определяется величиной развязки каналов поляризационного разделителя, которая может достигать более 40 дБ.

Использование: для исследования радиопоглощающих свойств покрытий. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для исследования радиопоглощающих свойств покрытий содержит средство фиксации, при этом радиопоглощающие покрытия нанесены на четыре металлические пластины, между которыми заключен по меньшей мере один съемный отражатель, причем металлические пластины образуют усеченную полую пирамиду с параллельными прямоугольными основаниями, двумя боковыми гранями и входным и выходным отверстиями, которые ограничены основаниями и двумя противоположными боковыми гранями пирамиды, торцы пластин со стороны входного отверстия выполнены скругленными и выпуклыми, а со стороны выходного отверстия торцы выполнены скругленными и вогнутыми, кроме того, боковые грани жестко соединены с основаниями посредством крепежных элементов, последние из которых установлены в пределах габаритов соединяемых пластин, при этом на каждом основании со стороны полости выполнено, по меньшей мере, по одному пазу под установку по меньшей мере одного съемного отражателя.

Группа изобретений относится к радиотехнике. Для обеспечения возможности исследования побочных электромагнитных излучений (ПЭМИ) и периодического контроля защищенности сложного (группового) объекта технических средств обработки информации (ТСОИ) с учетом реальной электромагнитной обстановки в районе его расположения используют мобильные измерительные посты на беспилотных летательных аппаратах и установленный алгоритм их перемещения, причем измерения выполняют при одновременном излучении на всех заданных частотах ПЭМИ.
Наверх