Электроприводная заслонка системы активного управления радиальными зазорами

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к регулирующим устройствам в системах управления радиальными зазорами газотурбинных двигателей. Электроприводная заслонка содержит корпус с заслонкой, выполненной поворотной с приводом от электромеханизма, и упором для фиксации положения поворотной заслонки в закрытом положении, возвратный механизм, электромеханизм с электродвигателем, планетарным редуктором, блоком управления и контроля. Электродвигатель электромеханизма выполнен с ротором с инкорпорированными постоянными магнитами и изготовлен из двухфазного магнитного материала, причем немагнитные зоны распределены по окружности ротора в области между инкорпорированными постоянными магнитами и полюсными наконечниками, а в электромеханизме установлены как минимум два датчика положения заслонки. Технический результат: снижение массы, повышение технологичности изготовления устройства, надежности и коэффициента использования материала, а также повышение точности позиционирования заслонки. 2 ил.

 

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к регулирующим устройствам в системах активного управления радиальными зазорами газотурбинных двигателей.

Известна электроприводная заслонка [полезная модель РФ №59216, МПК F24F 13/00, опубликовано 2006 г.], содержащая корпус, с размещенной в нем поворотной заслонкой, закрепленной на вращающемся валу, с установленным на нем зубчатым колесом конического редуктора, контактирующим с валом-шестерней, соединенным с выходным валом электромеханизма вращательного действия, расположенного на коробке редуктора, на валу-шестерне установлен кулачок, а на крышке редуктора размещены два регулируемых упора крайних положений заслонки, причем на зубчатом колесе установлены две цилиндрические пружины кручения, зацепы которых вставлены в отверстия зубчатого колеса и крышки редуктора, имеющих ложементы, выполненные в виде винтовых поверхностей, поворотная заслонка закреплена на вращающемся валу коническими штифтами, причем, опорами вращающегося вала являются шариковые радиальные подшипники, установленные попарно.

Недостатком аналога являются высокие массо-габаритные показатели и отсутствие возможности контроля положения заслонки, низкая надежность.

Известен электромеханический привод заслонки управления воздухопотоком отопителя [полезная модель РФ №14890, МПК В60Н 1/00, опубликовано 2000 г.], содержащий электромеханизм привода в составе электродвигателя и редуктора с выходным валом, потенциометрический датчик положения выходного вала, электрические соединители электромеханизма привода и потенциометрического датчика, устройство передачи приводного момента, а также корпус электромеханического привода с опорой выходного вала, снабженной отверстием, и монтажными площадками с отверстиями для установки и крепления на объекте, причем устройство передачи приводного момента выполнено в виде переходной втулки, по форме и размерам соответствующей отверстию вала заслонки управления, в электромеханизме привода ось электродвигателя ориентирована перпендикулярно оси выходного вала редуктора, а местоположение монтажных площадок с отверстиями и их размеры выполнены в соответствии с местоположением и размерами монтажных бобышек на объекте.

Недостатком аналога являются высокие массо-габаритные показатели, низкая надежность.

Известно устройство для управления воздушным стартером [патент РФ №2679951, МПК F02C 7/26, опубликовано 2019 г.], содержащее корпус, заслонку, расположенную на входе в воздушный стартер при помощи болтового соединения на своей оси и упор для фиксации положения заслонки, соединенный с корпусом посредством фланцевого соединения, отличающееся тем, что на входе в воздушный стартер заслонка выполнена поворотной с приводом от электромеханизма, включающего в свою конструкцию электромагниты для управления редуктором электромеханизма и сигнализаторы давления для управления электродвигателем механизма.

Недостатком аналога являются высокие массо-габаритные показатели и отсутствие возможности контроля положения заслонки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устройство для управления воздушным стартером газотурбинного двигателя [патент РФ №2748579, МПК F02C 7/26, опубликовано 2021 г.], содержащее корпус с заслонкой, выполненной поворотной с приводом от электромеханизма, и упором для фиксации положения поворотной заслонки в закрытом положении, возвратный механизм, электромеханизм с электродвигателем, планетарным редуктором, причем электродвигатель электромеханизма выполнен бесконтактным вентильным, дополнительно содержится блок управления и контроля встроенный, в электромеханизм, либо в систему автоматического управления и контроля газотурбинным двигателем, либо выполнен в виде отдельного агрегата.

Недостатком ближайшего аналога является низкая технологичность изготовления, высокие массо-габаритные показатели, отсутствие возможности контроля положения заслонки.

Задача изобретения - снижение массо-габаритных показателей, трудоемкости изготовления, повышение надежности.

Техническим результатом является снижение массы, повышение технологичности изготовления устройства, надежности и коэффициента использования материала, а также повышение точности позиционирования заслонки.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в электроприводной заслонке системы активного управления радиальными зазорами, содержащей корпус с заслонкой, выполненной поворотной с приводом от электромеханизма, и упором для фиксации положения поворотной заслонки в закрытом положении, возвратный механизм, электромеханизм с электродвигателем, планетарным редуктором, блоком управления и контроля, согласно изобретению, электродвигатель электромеханизма выполнен с ротором с инкорпорированными постоянными магнитами и изготовлен из двухфазного магнитного материала, причем немагнитные зоны распределены по окружности ротора в области между инкорпорированными постоянными магнитами и полюсными наконечниками, а в электромеханизме установлены как минимум два датчика положения заслонки.

Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 показан поперечный разрез электроприводной заслонки системы активного управления радиальными зазорами. На фиг.2 изображен поперечный разрез электродвигателя электромеханизма электроприводной заслонки системы активного управления радиальными зазорами.

Предложенная электроприводная заслонка системы активного управления радиальными зазорами содержит корпус с заслонкой 1 (фиг.1), выполненной поворотной с приводом от электромеханизма 2 (фиг.1), и упором 3 (фиг.1) для фиксации положения поворотной заслонки 1 (фиг.1) в закрытом положении, возвратный механизм 4 (фиг.1), электромеханизм 2 (фиг.1) с электродвигателем 5 (фиг.1), планетарным редуктором 6 (фиг.1), блоком управления и контроля (на фиг.1 не показан), а в электромеханизме установлены как минимум два датчика 7 (фиг.1) положения заслонки. Ротор 8 (фиг.2) электродвигателя 5 (фиг.1) электромеханизма 2 (фиг.1) выполнен с инкорпорированными постоянными магнитами 9 (фиг.2) и изготовлен из двухфазного магнитного материала, причем немагнитные зоны 10 (фиг.2) распределены по окружности ротора 8 (фиг.2) в области между инкорпорированными постоянными магнитами 9 (фиг.2) и полюсными наконечниками 11 (фиг.2).

Снижение массы и повышение надежности обеспечивается исключением из конструкции бандажа ротора электродвигателя электромеханизма, за счет использования инкорпорированных постоянных магнитов на роторе, а выполнение электродвигателя электромеханизма с ротором из двухфазного магнитного материала приводит к уменьшению рассеяния в немагнитных зонах между инкорпорированными постоянными магнитами ротора и, как следствие, увеличению основного магнитного потока и электромагнитного момента, что при заданной мощности позволяет снизить массо-габаритные показатели электродвигателя электромеханизма и всего устройства в целом.

Снижение трудоемкости изготовления обеспечивается применением двухфазного магнитного материала, за счет изготовления листов ротора и статора из одинакового электротехнического материала, что повышает коэффициент использования материала.

Повышение точности позиционирования заслонки обеспечивается применением датчиков положения заслонки, с помощью которых блок контроля и управления задает направление и частоту вращения электродвигателя электромеханизма для обеспечения заданного положения заслонки за требуемое время.

При изменении давления рабочего тела выше или ниже заданного система автоматического управления и контроля газотурбинного двигателя (ГТД) подает соответствующий сигнал в блок управления и контроля, который на основании сигналов 7 (фиг.1) подает сигнал на электродвигатель 5 (фиг.1) электромеханизма 2 (фиг.1).

Электроприводная заслонка системы активного управления радиальными зазорами работает при взаимодействии с системой автоматического управления и контроля ГТД для обеспечения заданного значения давления рабочего тела. При изменении давления рабочего тела выше или ниже заданного система автоматического управления и контроля ГТД подает соответствующий сигнал в блок управления и контроля, который на основании сигналов датчиков положения заслонки 7 (фиг.1) подает сигнал на электродвигатель 5 (фиг.1) электромеханизма 2 (фиг.1). На обмотку статора 12 (фиг.2) электродвигателя 5 электромеханизма 2 (фиг.1) подается переменный трехфазный ток, который, образует вращающееся магнитное поле обмотки статора 12 (фиг.2), взаимодействующее через воздушный зазор с магнитным полем инкорпорированных постоянных магнитов 9 (фиг.2) ротора 8 (фиг.2). В результате этого взаимодействия возникает электромагнитный момент. Выходной вал электродвигателя 5 электромеханизма 2 (фиг.1) передает крутящий момент на вал редуктора 6 (фиг.1), который кратно снижает частоту вращения и передает момент на вал поворотной заслонки 1 (фиг.1), которая перемещается в нужное положение в зависимости от сигнала системы автоматического управления и контроля ГТД. Поворотная заслонка 1 (фиг.1) при перемещении изменяет проходное сечение канала для управления радиальным зазором, тем самым дросселируя поток рабочего тела и регулируя его давление до заданного значения. Добавление немагнитных зон 10 (фиг.2) между инкорпорированными постоянными магнитами 9 ротора 8 (фиг.2) электродвигателя 5 электромеханизма 2 (фиг.1) приводит к уменьшению рассеяния в этих зонах и, как следствие, увеличению основного магнитного потока и электромагнитного момента, что при заданной мощности позволяет снизить его массо-габаритные показатели и всего устройства в целом.

Таким образом, предлагаемая конструкция электроприводной заслонки системы активного управления радиальными зазорами позволяет снизить массо-габаритные показатели, трудоемкость изготовления, повысить надежность, коэффициент использования материала и точность позиционирования заслонки.

Электроприводная заслонка системы активного управления радиальными зазорами, содержащая корпус с заслонкой, выполненной поворотной с приводом от электромеханизма, и упором для фиксации положения поворотной заслонки в закрытом положении, возвратный механизм, электромеханизм с электродвигателем, планетарным редуктором, блоком управления и контроля, отличающаяся тем, что электродвигатель электромеханизма выполнен с ротором с инкорпорированными постоянными магнитами и изготовлен из двухфазного магнитного материала, причем немагнитные зоны распределены по окружности ротора в области между инкорпорированными постоянными магнитами и полюсными наконечниками, а в электромеханизме дополнительно установлены как минимум два датчика положения заслонки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству для направления элемента, такого как свеча зажигания или топливная форсунка, расположенного в отверстии или вблизи отверстия стенки камеры сгорания газотурбинного двигателя. Устройство для направления элемента (44) в отверстии (460) стенки камеры (10) сгорания газотурбинного двигателя содержит по существу коаксиальные плавающее кольцо (500) и фланец (520), установленные одно в другом, при этом кольцо (500) выполнено с возможностью пропускать в осевом направлении (520а) элемент и содержит наружный бортик (600), направляемый поперечно во внутреннем кольцевом пазу (620) фланца (520), выполненного с возможностью крепления на краю отверстия (460) стенки камеры (10) сгорания, при этом фланец (520) содержит втулку (640), снабженную отбортованным краем (740), через который втулка скреплена пайкой или сваркой с манжетой (660) с образованием между ними указанного паза (620), при этом устройство имеет по меньшей мере одно приоритетное поперечное направление (Х1, Х2) перемещения кольца.

Изобретение относится к свечам зажигания. Техническим результатом является обеспечение стабильной и долговечной работы свечи зажигания в малоpазмеpных газотуpбинных и жидкостных pеактивных двигателях при использовании различных видов топлива и без усложнения конструкции.

Изобретение относится к технике розжига горючих смесей, в частности к электрическим системам зажигания авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может использоваться в системах зажигания промышленных газотурбинных установок (ГТУ). Для охлаждения элементов конструкции кабеля зажигания отбирают воздух от одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя и подают этот воздух во внутреннюю полость экранирующего рукава кабеля зажигания.

Изобретение относится к камере сгорания газотурбинного двигателя. Способ определения зажигания камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащий этапы, на которых: получают (E11) первое измерение (MT1) температуры выхлопного газа за камерой (3) сгорания перед попыткой зажечь упомянутую камеру (3) сгорания, получают (E12) порог (ST) температуры, получают (E13) вторичный критерий (CS) определения, обновляют (E14) полученный порог (ST) температуры в зависимости от полученного вторичного критерия (CS) определения, получают (E15) второе измерение (MT2) температуры выхлопного газа после попытки зажечь камеру (3) сгорания, сравнивают (E16) обновленный (ST) порог температуры и разницу между первым (MT1) и вторым (MT2) измерениями температуры выхлопного газа и определяют (E17) состояние зажигания камеры (3) сгорания, соответствующее успешной или неудачной попытке зажигания, в зависимости от результата этапа (E16) сравнения.

Изобретение относится к области электротехники, предназначено для запуска и стабилизации частоты вращения первичного двигателя генератора в автономных энергосистемах при кратковременных скачкообразных изменениях мощности нагрузки и направлено на упрощение конструкции и расширение области применения и функциональных возможностей устройства.

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, в частности к конструкции свечей зажигания газотурбинных промышленных установок. Техническим результатом является обеспечение повышения технологичности сборки свечей в составе горелок перспективных малоэмиссионных камер сгорания за счет исключения влияния взаимных биений поверхностей специальной втулки и свечи зажигания на их собираемость.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к управлению перекрывной поворотной заслонкой потока сжатого воздуха (газа), подаваемого в качестве рабочего тела в воздушно-турбинный стартер, который используется для запуска газотурбинного двигателя авиационной или наземной техники. Устройство для управления воздушным стартером газотурбинного двигателя, расположенное на входе в воздушный стартер, содержащее корпус с заслонкой, закрепленной при помощи болтового соединения на своей оси и выполненной поворотной с приводом от электромеханизма, и упором, соединенным с корпусом посредством фланцевого соединения для фиксации положения поворотной заслонки в закрытом положении, возвратный механизм с отверстием под ключ, прикрепленный к корпусу при помощи болтового соединения, для обеспечения передачи крутящего момента, электромеханизм, прикрепленный к корпусу посредством фланцевого соединения и соединенный при помощи шлицевого соединения с осью поворотной заслонки, с электродвигателем, планетарным редуктором и электромагнитом для управления планетарным редуктором, систему автоматического управления и контроля газотурбинным двигателем.

Изобретение относится к технике розжига камер сгорания авиационных газотурбинных двигателей, а именно к запальным устройствам. Техническим результатом является повышение ресурса устройства для розжига камер сгорания авиационных двигателей за счет сохранения электропрочности керамического изолятора, рабочий торец которого образует совместно с центральным и боковым электродом свечи, входящей в состав устройства розжига камеры сгорания, искровой зазор.

Способ розжига камер сгорания авиационных двигателей заключается в том, что воздух от компрессора подают в камеру сгорания, из вторичного контура камеры сгорания воздух подают в зазор, образованный между свечой зажигания и специальной втулкой, установленной между наружным корпусом камеры сгорания и корпусом жаровой трубы, поток воздуха после подачи его в зазор между специальной втулкой и корпусом свечи зажигания одновременно дополнительно пропускают через внутренний объем свечи зажигания, в котором установлен керамический изолятор, рабочий торец которого образует поверхность искрового зазора на рабочем торце свечи зажигания, выводят этот поток воздуха из этой внутренней полости корпуса свечи зажигания в зазор между корпусом свечи зажигания и специальной втулкой в зоне внутренней поверхности рабочего торца специальной втулки, воздух из зазора между специальной втулкой и свечой зажигания подают во внутренний объем жаровой трубы параллельно оси свечи через рабочий торец специальной втулки, создают электрический разряд на рабочем торце свечи зажигания, подают на рабочий торец свечи топливо, распыляемое форсункой, воздух из зазора между специальной втулкой и свечой зажигания подают во внутренний объем жаровой трубы только с одной стороны рабочего торца специальной втулки, обращенной к турбине двигателя, перпендикулярно движению топливовоздушной смеси в зоне расположения свечи зажигания.

Изобретение относится к системе (20) подачи топлива для турбомашины. Система (20) подачи содержит контур (120) стартера, по меньшей мере одно первое гидравлическое сопротивление (124, 136) и контур (130) продувки.
Наверх