Способ защиты газотурбинного двигателя от перегрева на запуске

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности к способам защиты газотурбинных двигателей от перегрева на запуске. Способ защиты турбины газотурбинного двигателя от перегрева на запуске заключается в том, что осуществляют измерение температуры газов за турбиной газотурбинного двигателя ТТ с помощью термопар с открытым спаем и с помощью термопар с закрытым спаем, формирование предельного значения температуры газов за турбиной на запуске ТТУСТ зап, сравнение температуры газов ТТ, измеренной с помощью термопар с открытым спаем, с предельным значением ТТУСТ зап, кратковременное прекращение подачи топлива GТ в камеру сгорания двигателя на запуске при превышении ТТ, измеренной с помощью термопар с открытым спаем, величины ТТУСТ зап, включение на заданное время агрегата зажигания, возобновление пониженной подачи топлива GТ в камеру сгорания после снижения температуры газов ТТ, измеренной с помощью блока термопар с открытым спаем, ниже предельного значения ТТУСТ зап, при этом дополнительно для каждого типа газотурбинного двигателя заранее определяют разницу А между значениями температуры газов ТТ на запуске, измеренной с помощью термопар с открытым спаем и с помощью термопар с закрытым спаем, кроме того, в процессе запуска газотурбинного двигателя определяют исправность термопар с открытым спаем, в случае выявления отказа термопар с открытым спаем измерение температуры газов на запуске осуществляют с помощью термопар с закрытым спаем, при этом уменьшают предельное значение температуры газов на запуске ТТУСТ зап на величину А, равную 50…150°С, а прекращение подачи топлива GТ в камеру сгорания двигателя осуществляют на время превышения измеренной с помощью термопар с закрытым спаем ТТ на запуске над величиной ТТУСТ зап - А. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности, к способам защиты газотурбинных двигателей от перегрева на запуске.

Известен способ защиты газотурбинного двигателя (ГТД) от перегрева на запуске во время работы стартера, заключающийся в измерении температуры газов за турбиной двигателя ТТ стандартной (инерционной) и малоинерционной термопарами, сравнении сигнала малоинерционной термопары с заданным (предельным) значением ТТУСТ зап, кратковременном прекращении подачи топлива GТ в камеру сгорания при превышении сигналом малоинерционной термопары заданного значения ТТУСТ зап и одновременном включении системы зажигания на заданное время (Патент RU 1356604, МПК F02C 9/28, F02C 7/26, опубл. 15.05.1994).

Недостатками данного аналога являются:

Ограниченный диапазон работы, т.к. способ функционирует только во время работы стартера, а не в процессе всего запуска ГТД.

Повышенный риск повторного срабатывания системы защиты из-за возможных избытков подачи топлива GТ в камеру сгорания ГТД, например, в первоначальный момент после отключения стартера.

Низкая отказоустойчивость системы. Так, при отказе малоинерционных термопар автоматическая система защиты от перегрева на запуске перестает работать, что может привести к воздействию повышенных температур на детали горячей части ГТД на запуске.

Известен способ защиты турбины газотурбинного двигателя от перегрева на запуске, выбранный в качестве прототипа, и в котором ряд вышеуказанных недостатков исключен (Патент RU 2315885, МПК F02C 9/28, опубл. 27.01.2008). Известный способ заключается в измерении температуры газов за турбиной газотурбинного двигателя ТТ с помощью малоинерционных термопар (с открытым спаем) и с помощью стандартных термопар (с закрытым спаем), формировании предельного значения температуры газов за турбиной на запуске ТТУСТ зап, сравнении температуры газов ТТ, измеренной с помощью термопар с открытым спаем с предельным значением ТТУСТзап, кратковременном прекращении подачи топлива GТ в камеру сгорания двигателя на запуске при превышении ТТ, измеренной с помощью термопар с открытым спаем, над ТТУСТзап, включении на заданное время агрегата зажигания, возобновлении пониженной на 9-11 % подачи топлива GТ в камеру сгорания после снижения измеренной с помощью блока термопар с открытым спаем температуры газов ТТ ниже предельного значения ТТУСТ зап.

Недостатком прототипа является низкая отказоустойчивость способа, в частности, потеря функции защиты от перегрева ГТД в случае отказа термопар с открытым спаем.

Технической проблемой, решение которой обеспечивается при осуществлении предлагаемого изобретения и не может быть реализовано при использовании прототипа, является повышение температуры газов и перегрев горячей части ГТД.

Технической задачей изобретения является повышение отказоустойчивости способа защиты турбины ГТД от перегрева в случае отказа термопар с открытым спаем.

Поставленная задача достигается тем, что в способе защиты газотурбинного двигателя от перегрева на запуске, заключающемся в измерении температуры газов за турбиной газотурбинного двигателя ТТ с помощью термопар с открытым спаем и с помощью термопар с закрытым спаем, формировании предельного значения температуры газов за турбиной на запуске ТТУСТ зап, сравнении температуры газов за турбиной ТТ, измеренной с помощью термопар с открытым спаем, с предельным значением ТТУСТ зап, кратковременном прекращении подачи топлива GТ в камеру сгорания двигателя на запуске при превышении ТТ, измеренной с помощью термопар с открытым спаем, значения ТТУСТ зап, включении на заданное время агрегата зажигания, возобновлении пониженной подачи топлива GТ в камеру сгорания после снижения температуры газов ТТ, измеренной с помощью термопар с открытым спаем, ниже предельного значения ТТУСТ зап, при этом дополнительно для каждого типа газотурбинного двигателя заранее определяют максимальную разницу А между значениями температуры газов ТТ на запуске, измеренной с помощью термопар с открытым спаем и с помощью термопар с закрытым спаем, кроме того, в процессе запуска газотурбинного двигателя определяют исправность термопар с открытым спаем, в случае выявления отказа термопар с открытым спаем измерение температуры газов на запуске осуществляют с помощью термопар с закрытым спаем, при этом уменьшают предельное значения температуры газов на запуске ТТУСТ зап на величину А, а прекращение подачи топлива GТ в камеру сгорания двигателя осуществляют на время превышения ТТ на запуске, измеренной с помощью термопар с закрытым спаем, над величиной (ТТУСТ зап - А).

На фиг. 1 представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит блок 1 термопар с открытым спаем, блок 2 термопар с закрытым спаем, блок 3 датчиков и сигнализаторов параметров ГТД, электронный регулятор 4, дозатор топлива 5, включающий клапан останова 5.1, агрегат зажигания 6, ГТД 7.

Блок 1 термопар с открытым спаем (спай не экранирован защитным корпусом и размещен непосредственно в газовом потоке) обеспечивает малоинерционное измерение температуры ТТ на выходе из турбины в процессе запуска. Выход блока 1 соединен с электронным регулятором 4 двигателя.

Блок 2 термопар с закрытым спаем (спай экранирован защитным корпусом) обеспечивает измерение температуры ТТ на выходе из турбины при работе ГТД на режимах от малого газа до взлетного (максимального) режима. Выход блока 2 соединен с электронным регулятором 4 двигателя.

Блок 3 датчиков и сигнализаторов параметров ГТД представляет собой совокупность датчиков и сигнализаторов (не показаны), которые обеспечивают измерение положения рычага управления двигателем и внешних параметров условий полета (температуры и давления воздуха на входе в ГТД Твх*, Рвх*), измерение параметров рабочего процесса ГТД 7 (частоты вращения роторов высокого nвд и низкого nнд давлений, давления воздуха за компрессором Рк*, температуры газов за турбиной Тг двигателя и др.), измерение управляющих воздействий (расхода топлива Gт в камере сгорания, положения элементов механизации компрессора), положение иных элементов ГТД 7 и самолета. Выходная информация из блока 3 поступает на вход электронного регулятора 4 двигателя.

Электронный регулятор 4 ГТД 7 представляет специализированную цифровую вычислительную машину, оснащенную устройствами ввода/вывода для получения входной информации, формирования управляющих воздействий и информационных сигналов (не показаны) согласно заданным программам управления для обеспечения необходимого уровня тяги и надежной работы ГТД.

Электронный регулятор 4 двигателя является основным устройством цифровой системы управления типа FADEC (Full Authority Digital Engine Control). Таким устройством, например, в составе турбореактивного двухконтурного двигателя ПС-90А для Ил-96-300 и Ту-214/-204 является электронный регулятор двигателя РЭД-90. В иностранной патентной и технической литературе электронный регулятор 4 двигателя именуется как электронный контроллер двигателя EEC (electronic engine controller), блок управления двигателем ECU (engine control unit), блок DECU (Digital Electronic Control Unit) или электронный регулятор FADEC.

В электронном регуляторе 4 согласно изобретению осуществляется:

Формирование предельного значения температуры газов за турбиной на запуске ТТУСТ зап, сравнение температуры газов ТТ, измеренной с помощью блока 1 термопар с открытым спаем с предельным значением ТТУСТ зап, формирование управляющего воздействия на кратковременное прекращение подачи топлива GТ в камеру сгорания при превышении ТТ, измеренной с помощью термопар с открытым спаем, над ТТУСТ зап, включение на заданное время агрегата зажигания, формирование управляющего воздействия на возобновление пониженной подачи топлива GТ в камеру сгорания после снижения измеренной с помощью блока 1 термопар с открытым спаем температуры газов ТТ ниже предельного значения ТТУСТ зап.

Контроль исправности термопар с открытым спаем. Методы контроля термопар - любые известные, например, допусковый контроль по выходу за рабочий диапазон измерения и/или контроль целостности электрических цепей термопар на предмет отсутствия обрыва или короткого замыкания. В случае выявления отказа термопар с открытым спаем в электронном регуляторе осуществляется измерение температуры ТТ газов на запуске с помощью термопар с закрытым спаем, при этом уменьшают предельное значения температуры газов на запуске ТТУСТ зап на величину А, а прекращение подачи топлива GТ в камеру сгорания двигателя осуществляют на время превышения измеренной с помощью термопар с закрытым спаем ТТ на запуске величины (ТТУСТ зап - А).

Величина А - заранее определенная максимальная разница между значениями температуры газов ТТ на запуске, измеренной с помощью термопар с открытым спаем и с помощью термопар с закрытым спаем. Ясно, что величина А для каждого типа газотурбинного двигателя должна быть обоснована как статистически, так и математическим моделированием.

Первый выход электронного регулятора 4 соединен с дозатором 5 топлива, второй выход электронного регулятора 4 соединен с агрегатом зажигания 6.

Дозатор 5 топлива предназначен для автоматического управления подачей топлива в камеру сгорания ГТД 6 по заданным программам. Обычно в статике и в динамике электронный регулятор 4, подавая электрическую команду в дозатор 5, обеспечивает перемещение дозирующего элемента дозатора до тех пор, пока фактическое значение расхода топлива Gт, определяемое электронным регулятором 4, не сравняется с расчетным, которое необходимо в данный момент для поддержания требуемого уровня тяги ГТД и/или исключения превышения параметрами ГТД заданных значений.

Клапан 5.1. останова является элементом дозатора 5 и представляет собой типовой отсечной электромагнитный клапан, перекрывающий магистраль подачи топлива Gт в камеру сгорания ГТД 7 по команде из электронного регулятора 4 в случае превышения ТТ заданного (предельного) значения температуры газов на запуске ТТУСТ зап.

Агрегат зажигания 6 предназначен для бесперебойного искрообразования и розжига топливовоздушной смеси в камере сгорания ГТД.

ГТД 7 - любой известный тип газотурбинного двигателя или газотурбинной установки. Однако специалистам в области двигателестроения ясно, что предпочтительно, чтобы ГТД был оснащен камерой сгорания с достаточными запасами устойчивой работы, способными обеспечить надежную и бесперебойную работу камеры при кратковременных прекращениях подачи топлива, вызванных срабатыванием системы защиты двигателя от перегрева на запуске или иных защитных систем.

Способ осуществляется следующим образом: в процессе запуска ГТД с помощью блока 1 термопар с открытым спаем обеспечивается малоинерционное измерение температуры ТТ на выходе из турбины. В случае превышения измеренного значения температуры ТТ заданного (предельного) значения температуры газов на запуске ТТУСТ зап электронный регулятор 4 в автоматическом режиме формирует управляющее воздействие в дозатор 5 для включения отсечного электромагнитного клапана, полностью перекрывающего магистраль подачи топлива в камеру сгорания ГТД 7, одновременно электронный регулятор 4 формирует управляющее воздействие для включения блока зажигания. После прекращения подачи топлива в камеру сгорания происходит снижение температуры газов ТТ и при ТТ > ТТУСТ зап в электронном регуляторе 4 формируется управляющее воздействие на возобновление пониженной подачи Gт в камеру сгорания ГТД.

В случае, если в процессе запуска ГТД или ранее произошел отказ блока 1 термопар с открытым спаем, например, из-за обрыва электропроводки данного типа термопар, электронный регулятор выявляет этот отказ и занижает ТТУСТ зап на заранее определенную величину А, представляющую собой разницу между значениями температуры газов ТТ на запуске, измеренной с помощью термопар с открытым спаем и с помощью термопар с закрытым спаем. Далее управление теплового состояния деталей турбины ГТД осуществляется на основе измерений Тт с помощью блока 2 термопар с закрытым спаем. При этом кратковременное прекращение подачи топлива GТ в камеру сгорания двигателя осуществляют на время превышения ТТ на запуске, измеренной с помощью термопар с закрытым спаем, над величиной (ТТУСТ зап - А).

Устройство, реализующее заявляемый способ, было апробировано на различных типах турбореактивных двигателей разработки АО «ОДК-Авиадвигатель. Было выявлено, что на запуске авиационных двигателей типа ПС-90А, ПД-14 измеренное значение Тт по данным хромель-алюмелевых термопар с открытым спаем на 50…150 °С превышает измеренное значение Тт по данным блока хромель-алюмелевых термопар с закрытым спаем, данная разница в показаниях была выбрана в качестве параметра А. Специалистам в области управления ГТД ясно, что конкретную величину А легко обеспечить соответствующей подрегулировкой величины ТТУСТ зап. Было установлено, что устройство надежно исключило повышение температуры газов и перегрев горячей части ГТД путем кратковременного прекращения подачи топлива в случае отказа термопар с открытым спаем и применения термопар с закрытым спаем согласно предлагаемому изобретению.

1. Способ защиты турбины газотурбинного двигателя от перегрева на запуске, заключающийся в измерении температуры газов за турбиной газотурбинного двигателя ТТ с помощью термопар с открытым спаем и с помощью термопар с закрытым спаем, формировании предельного значения температуры газов за турбиной на запуске ТТУСТ зап, сравнении температуры газов ТТ, измеренной с помощью термопар с открытым спаем, с предельным значением ТТУСТ зап, кратковременном прекращении подачи топлива GТ в камеру сгорания двигателя на запуске при превышении ТТ, измеренной с помощью термопар с открытым спаем, величины ТТУСТ зап, включении на заданное время агрегата зажигания, возобновлении пониженной подачи топлива GТ в камеру сгорания после снижения температуры газов ТТ, измеренной с помощью блока термопар с открытым спаем, ниже предельного значения ТТУСТ зап, отличающийся тем, что дополнительно для каждого типа газотурбинного двигателя заранее определяют разницу А между значениями температуры газов ТТ на запуске, измеренной с помощью термопар с открытым спаем и с помощью термопар с закрытым спаем, кроме того, в процессе запуска газотурбинного двигателя определяют исправность термопар с открытым спаем, в случае выявления отказа термопар с открытым спаем измерение температуры газов на запуске осуществляют с помощью термопар с закрытым спаем, при этом уменьшают предельное значение температуры газов на запуске ТТУСТ зап на величину А, а прекращение подачи топлива GТ в камеру сгорания двигателя осуществляют на время превышения измеренной с помощью термопар с закрытым спаем ТТ на запуске над величиной ТТУСТ зап – А.

2. Способ защиты турбины газотурбинного двигателя от перегрева на запуске по п.1, отличающийся тем, что параметр А составляет величину 50…150°С.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания заключается в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, положению рычага управления двигателем рассчитывают номинальный расход Gном топлива для каждого коллектора форсажной камеры сгорания и подают топливо в коллекторы, заранее выбирают для каждого коллектора расход Gзап заполнения топливом, в процессе работы двигателя для каждого из коллекторов рассчитывают время τзап заполнения коллектора в зависимости от его расхода Gзап заполнения топливом, заранее определяют темп dGт/dt изменения расхода топлива, в течение времени τзап заполнения коллектора дозируют в коллектор выбранный расход Gзап заполнения топливом, затем изменяют расход в коллектор с определенным темпом dGт/dt до величины соответствующего номинального расхода Gном и дозируют номинальный расход Gном топлива в коллектор.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания заключается в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель и давлению воздуха за компрессором рассчитывают расход GтЗАП форсажного топлива для розжига форсажной камеры сгорания, подают в пусковой коллектор форсажной камеры сгорания расход GтЗАП форсажного топлива, управляют агрегатом зажигания форсажной камеры сгорания и контролируют розжиг форсажной камеры сгорания, при этом по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель и давлению воздуха за компрессором дополнительно рассчитывают основной расход GтОСН форсажного топлива в пусковой коллектор форсажной камеры сгорания, до момента подтверждения розжига форсажной камеры сгорания подают в пусковой коллектор расход GтЗАП форсажного топлива для розжига форсажной камеры сгорания, а после подтверждения розжига форсажной камеры сгорания подают в пусковой коллектор основной расход GтОСН.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ запуска камеры сгорания (КС) газотурбинного двигателя (ГТД) заключается в том, что измеряют частоту n вращения ротора двигателя и температуру Тт газов за турбиной ГТД посредством термопары, вычисляют первую производную Тт' по времени температуры газов за турбиной и формируют сигнал температуры Тткор газов за турбиной в соответствии с заданным соотношением, формируют заданный расход Gтзад топлива в КС ГТД в зависимости от частоты вращения ротора, устанавливают расход Gтзап топлива для запуска КС ГТД равным Gтзад.

Изобретение относится к области авиации, точнее к газотурбинным двигателям (ГТД) с адаптивной форсажной камерой (АФК). Адаптивная форсажная камера ГТД содержит корпус с шарнирно закрепленными на нем поворотными и фиксирующимися в радиальном направлении стабилизаторами пламени, снабженными, по меньшей мере, одной парой боковых ответвлений.

Изобретение относится к области энергетики, в частности к способу управления газотурбинным двигателем с малоэмиссионным режимом, и может быть использовано в газоперекачивающих агрегатах. Способ содержит управление малоэмиссионным режимом на основе найденных текущих значений температуры газа на выходе.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания (ФКС) заключается в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором высокого давления, положению рычага управления двигателем управляют расходом топлива в форсажную камеру сгорания, при этом по измеренным значениям давления воздуха в двух заданных сечениях двигателя формируют текущее значение π отношения давлений в заданных сечениях, формируют номинальное значение πном отношения давлений в заданных сечениях, устанавливают заданное значение πзад отношения давлений в заданных сечениях двигателя равным πном, сравнивают заданное значение πзад отношения давлений с текущим значением π и по величине отклонения π от πзад, полученного в результате сравнения, регулируют положение створок критического сечения реактивного сопла двигателя, при этом при включении в работу каждого топливного коллектора ФКС на время его заполнения устанавливают заданное значение πзад отношения давлений в заданных сечениях двигателя равным предварительно выбранному для нормальных условий для соответствующего топливного коллектора ФКС значению отношения давлений в заданных сечениях двигателя.

Изобретение относится к способам регулирования турбореактивного двигателя для обеспечения ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной в регуляторе двигателя, не превышающих максимально допустимых значений. Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4ОГР) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, Т4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, Т4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам: (Δn2=n2+1%/n2); (ΔT4=Τ4+1%/T4), далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (Т4ОГР), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1ИСХ), частоту вращения ротора высокого давления (n2ИСХ) и температуру газов за турбиной (Т4ИСХ) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСХ), (n2ИСХ) и (Т4ИСХ) от настройки ограничения δn1 по формулам: затем выбирают наименьшее значение из δn1(по n1), δn1(по n2) и δn1(по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2НАСТ) и температуры газов за турбиной (Т4НАСТ): n1НАСТ=n1ИСХ*(1+δn1); n2НАСТ=n2ИСХ*(1+Δn2*δn1); Т4НАСТ=Т4ИСХ*(1+Δt4*δn1), на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам регулирования авиационных турбореактивных двигателей (ТРД). Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя включает определение эксплуатационного диапазона частот вращения роторов с высоким уровнем вибраций корпусов.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФКС). Техническая проблема, решение которой обеспечивается при осуществлении заявленного способа управления, заключается в повышении надежности работы двигателя.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно авиационных, и может быть использовано для управления подачей топлива в ГТД. Способ управления газотурбинным двигателем заключается в том, что по показаниям датчиков частоты вращения ротора турбокомпрессора и температуры воздуха на входе в двигатель формируют приведенное значение частоты вращения ротора турбокомпрессора.
Наверх