Автоматизированный класс программированноконтроля(вс1гсоюзн

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕ НИ Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

292I86

Союз Советскиз

Социалистическик

Республик

Зависимое от авт. свидетельства М

ЧПК G 09b 7102

Заявлено 14Л 11.1969 (№ 1348322/18-24) с присоединением заявки . 4

Приоритет

Опубликовано 06.1.1971. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 26.11.1971

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете 1т1инистров

СССР

УДК 681.39:371.694 (088.8) Авторы изобретения

В. Е. Доценко и В. А. Метлицкий

Московский институт инженеров железнодорожного транспорта

Заявитель

ВС4вСО!ОГ 1-!ЛЯ

РГГУ-, Д@- :,(Щ

E ""lBF ". ÎÒEÊA

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС ПРО ГРАММИРОВАННО

КОНТРОЛЯ

Изобретение относится к обучающим устройствам.

Известны автоматизированные классы программированного контроля, содержащие пульт преподавателя с программатором и регистрирующим блоком и пульты обучаемых с коммутаторами.

Предложенный автоматизированный класс отличается от известных тем, что программатор пульта преподавателя выполнен в виде диодно-резисторной матрицы, соединенной через блок автоматики с блоком сравнения и входом электрической машинки, регистрирующей ответы обучаемых. Это позволяет упростить электрическую схему и повысить эффективность контроля в процессе обучения.

На чертеже показана принципиальная электрическая схема класса.

Класс состоит из пульта 1 преподавателя и пультов 2 обучаемых. Пульты обучаемых соединены с пультом преподавателя двумя проводами, один из которых является общим для всех пультов.

Пульт обучаемого содержит коммутационные гнезда 8 — 7, пульт преподавателя — программатор, который служит для установки кодовых программ и управления процессом опроса, и регистрирующий блок (РУ) для фиксации правильных и неправильных ответов, Кодировочная матрица программатора позволяет устанавливать индивидуальные и общие коды. Задание кода для всей группы производится установкой переключателя кода в соответствующее положение.

Основой схемы является мостовая схема.

В первое плечо моста включен набор из пяти сопротивлений Ri (основная часть пульта студента). Сопротивления припаяны к коммута10 торной рамке так, что студент, вставляя штекер в одно из гнезд пульта, включает определенную часть сопротивлений. Так, сслп штекср вставлсll в гнездо 5, то из пяти сопротивлений в плечо включаются только три (напрн

15 м ер 300 оя)

Второе плечо моста — сопротивления кодировочной матрицы, а третье и четвертое — сопротивления Рз и Я„по 100 оп каждое.

20 В диагональ моста включено реле Рь реагирующее на разбаланс моста.

Схема работает па принципе сравнения величины сопротивления, которую включает студент, с величиной сопротивления матрицы.

25 Если /, = Я (что соответствует правильному ответу), то мост сбалансирован, реле Pi несрабатывает, регистрирующий блок отпечатывает цифру «1». В случае неправильного ответа (Ri

292186

Опрос студентов производится автоматически с помощью шагового искателя, который поочередно подключает в схему моста пульты студентов и соответствующие им выходы кодировочной матрицы. Для этой цели используются III u IV поля шагового искателя ШИ.

К о д и р о в а н и е. Установка кода для всех рабочих мест производится переключателем

Пь который включает в схему сравнения часть сопротивлений матрицы. Пять выходов матрицы соединяются с помощью группировочной колодки (ГК) с выходами I поля ШИ. Соединение в группировочной колодке произведено так, что каждый выход I поля ШИ подключен к одному из пяти выходов матрицы. Таким образом, из выходов ШИ получается пять групп, имеющих одинаковый код. Варианты группировки выполнены на основании плана расположения пультов обучаемых с таким расчетом, чтобы у близко сидящих студентов не оказалось одинакового кода.

Распайка сопротивлений Rq матрицы произведена на основании кодовых таблиц. Диоды Д в матрице поставлены для исключения паразитных цепей.

В случае необходимости перегруппировки пультов предусмотрены сменные вставки разъемов ГК ; распаянные по другим вариантам: число вариантов кодов практически неограничено.

Для задания общего для всей группы кода переключатель ставится в одно из положений.

Общие коды применяются на лекционных занятиях для проверки усвоения материала лекции.

Пуск. Рассмотрим процесс опроса группы из 25 человек по одному вопросу.

По указанию преподавателя «отвечайте на первый вопрос» каждый обучаемый вставляет штекер в гнездо, номер которого соответствует кодовой цифре, стоящей против того ответа, который обучаемый считает правильным.

Преподаватель, пользуясь таблицами кодов, ставит переключатель П в положение, соответствующее коду первого вопроса, включает тумблеры Т (сеть»), Т («печать») и кратковременно нажимает кнопку Кн («пуск»).

При этом реле Р> срабатывает и самоблокируется через собственный контакт. Другим контактом Р> включается пульспара, которую составляют реле Рз и Р и их повторители— реле Р и Pg. Реле Рз и Р работают с замедлением на отпадание (соответственно 0,1 и

0,3 сек). При замыкании контакта реле Р> якорь ШИ притягивается, при размыкании— отпадает, переключая щетки ШИ с нулевой на первую позицию. Одновременно замыкается контакт ШИ, подготавливая цепь для возбуждения реле Р6. Первые выходы Ill u IV полей

ШИ коммутируют схему сравнения для первого студента по первому вопросу.

Если студент ответил неправильно (R Rz), то мост не сбалансирован, и срабатывает реле

Р . Через контакт реле Р срабатывает его повторитель — реле Р7 и самоблокируется через

4. собственный контакт. Через замкнутый контакт реле Рц и замкнувшийся контакт реле Р7 напряжение подается на РУ, которое отпечатывает «О». В результате срабатывания реле

Р; его контакт в цепи обмотки реле Р размыкается, и оно обесточивается.

Если студент ответил правильно (включенная штекером величина сопротивления пульта студента равна сопротивлению матрицы, подключенному к первому выходу I V поля ШИ

R< = Rz), то мост сбалансирован, реле Р, в диагонали моста и его повторитель — реле Р7 не срабатывают, и напряжение через замкнутые контакты реле P6. Р,, Р8 подается на соленоид регистрирующего устройства РУ, которое отпечатывает «1».

Для того, чтобы при переходе щеток ШИ с нулевой на первую позицию РУ не отпечатало

«1» в случае неправильного ответа, в цепь соленоида «1» кроме нормально замкнутого контакта реле Р7 введен нормально замкнутый контакт реле Ре. Это обеспечивает коммутацию этой цепи в конце интервала времени, создаваемого замедлением на отпадание реле

Р . На этом цикл работы схемы по опросу первого обучаемого на первый вопрос заканчивается.

B дальнейшем схема работает аналогично: срабатывают реле Рз и Р>, якорь ILIH притягивается, контакт ШИ обесточивает реле Р>.

Реле Рз и Р обесточиваются, якорь ШИ отпадает, контакт ШИ замыкается, щетки ILIH переходят с первой позиции на вторую, подключая к схеме сравнения пульт другого обучаемого, и т. д.

Так как в шаговом искателе переход щеток с одной позиции на другую происходит за короткий интервал времени, то возникает необходимость в разграничении циклов, т. е. в обесточенном состоянии реле Р перед началом следующего цикла. Для этой цели в цепь реле Р введен нормально замкнутый контакт реле Р9, который отключает реле Р в то время, когда якорь LllH притягивается. Реле Р9 взято с замедлением на отпадание для исключения срабатывания реле Р> от схемы сравнения предыдущего цикла. Чтобы реле Р работало как неполяризованное, оно включено по отдельной мостовой схеме.

После 25 циклов (что соответствует опросу

25 человек по первому вопросу) щетки ШИ занимают нулевую позицию, через контакт реле Р«, сработавшего на 25-й позиции ШИ, срабатывает реле Ри. Контакт реле Р выключает реле Рь а последнее обесточивает пульспару. Одновременно через контакт реле

Р« напряжение поступает на соленоид «обратный ход» регистрирующего устройства, и каретка переводится в исходное, левое положение, подготовив РУ для печатания результатов ответов на второй вопрос.

Для опроса по второму вопросу переключатель П> ставят в положение, соответствующее коду второго вопроса, студенты вволят

292186

Составитель Л. Д. Чернякова

Редактор Л. А. Утехина Техред А. А. Камышникова Корректор В. И. Жолудева

Изд. № 157 Заказ 330/4 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ответы, а преподаватель нажимает кнопку Кн («пуск»), и цикл работы схемы повторяется.

Для исключения фиксации регистрирующим устройством сигналов, поступающих со всех

25 позиций в случае, если число опрашиваемых не равно 25, в схеме предусмотрен переключатель 17> («количество»), который перед опросом ставится в положение, соответствующее фактическому числу опрашиваемых. Выводы от контактов переключателя соединяются с выходами 1 поля ШИ, а ползунок соединяет реле Р> с отрицательным полюсом источника питания. При вступлении щетки ШИ на позицию, соединенную с установленным положением ползунка переключателя, реле Рт срабатывает и самоблокируется через собственный контакт. Своими контактами оно обрывает цепи питания соленоидов «1» и «0», и Р у ь не печатает. ШИ заканчивает обход 25 позиций. После срабатывания реле Р«оно своим контактом обрывает цепь самоблокировки реле Р>, и последнее обесточивается.

Предмет изобретения

Автоматизированный класс программированного контроля, содержащий пульт преподавателя с программатором и регистрируюТ0 щим блоком и пульты обучаемых с коммутаторами, отличающийся тем, что, с целью упрощения электрической схемы и повышения эффективности контроля в процессе обучения, программатор выполнен в виде диодно-рези15 сторной матрицы, соединенной через блок автоматики с блоком сравнения и входом электрической машинки, регистрирующей ответы обучаемых.

Автоматизированный класс программированноконтроля(вс1гсоюзн Автоматизированный класс программированноконтроля(вс1гсоюзн Автоматизированный класс программированноконтроля(вс1гсоюзн 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх