Устройство для контроля технического состояния

 

ОЛ ИСАНИЕ

И ЗОБ РЕТЕ Н Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

3l4I58

Сею Советскиа

Сациелистическиа

Респубар

Зависимое от авт. свидетельства М—

Заявлено 20.V.1970 (№ 1443136/24-7) М ПК G 01г 31/06

G 01пг 13/ОО с присоединением заявки М—

Комитет по делам изобретений и открытий ари Совете Министров

СССР

Приоритет—

Оп .бликовано 07.|Х.1971. Бюллетень Л 27

УД К 621.317.736:621.313. .13 (088.8) Дата опубликования описания 09.Х11.1971

Автор изобретения

В. П. Таран

Украинский филиал ордена Трудового Красного Знамени государственного научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ПОГРУЖНЪ|Х ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к области эксплуатац ии попружных электродвигателей насосных установок, .электродвигателями которых залиты водой или другой токопроводящей жидкостью.

Известны устройства для проверки изоляции,электродвигателей, содержащие параллельно .включенные плавкий предохранитель и сигнальную лампу, однако такие устройства контролируют только один параметр электрод вигателей — сопротивление изоляции.

Для повышения надежности контроля путем обеспечения конвpоля как изоляции обмоток, так и механической части, датчик состояния механической части электродвигателя присоединен к месту соединения обмоток электродвигателя в звезду через однополупериодный выпрямитель и сопротивление. Кроме того, для разделения сигналов о состоянии механической части электродвигателя и о пробе изоляции обмотки блок управления и сигнализации может быть выполнен в виде двух параллельных цепей с однополупериодными выпрямителями, включенными разнополярно.

На фиг. 1 изображена электрическая схема устройства; на фиг. 2 — датчик состояния механической части электродвигателя.

Устрой ство состоит из узла датчика и узла управления и сигнализации.

Узел управления и сигнализации содержит однополупериодные выпрямители 1 и 2, сопротивления 8 и 4, промежуточные реле 5 .и б и выключатель 7.

Ъзел датчика содержит однополупериодный выпрямитель 8, токоограничивающее сопро5 тивление 9 и специальный датчик 10. Датчик состоит .из изолированного полихлорвиниловой или .другой водостойкой изоляцией проводника, уложенного и закрепленного в расточке статора (если это позволяет величина воздушlp ного зазора) или по кромке крайних листов активного железа с обоих концов статора.

Толщина изоляции проводника датчика должна быть постоянной.

Датчик устанавливается таким образом, что

16 при достижении заранее заданной или предельно допустимой асимметрии положения ротора, в расточке статора в результате изгиоа вала, износа подшипников, обрыва стержней оеличьей клетки и развития других дефек20 тов, ротор вступает во взаимодействие с изоляцией проводника датчика, истирает ее и замыкает проводник на «землю». Для сигнал изации об износе упорного подшипника датчик имеет петлю, которая закрепляется на какой25 либо неподвижной детали двигателя (на верхнем подшипниковом щите) таким образом

1 чтооы при достижении заданного или предельно допустимого значения износа упорного подшипника, изоляция проводника петли дат3р чика (за счет спускания ротора с валом при

314158 износе подшипника) вступала во взаимодейcTвие с одной из деталей ротора или неподвижно закрепленной деталью, на пригмер пескосбрасывателем..В результате изоляция и стирается, и проводник датчика замыкается на

«землю», сигнализируя о состоянии под шипника.

Схема устройства работает только при отключенном положениями электродвигателя.

При удовлетворительном состоянии механической части электродвигателя и отсутствии пробоя изоляции обмотки статора,на корпус (тока,в,цепи устройства нет без учета токов проводимости через изоляцию) реле 5,и б находится,в,отключенном положении.

При изгибе:вала, износе радиальных и упорных подшипников и других повреждениях провод датчика замыкается на .«землю» через металл ротора или через воду охлаждения погружного электродвигателя, В этом случае при отключенном положении аппарата управления электродвигателем 11 через цепь — выключатель 7, выпрямитель 1, сопротивление 3, обмотка промежуточного илги сигнального реле 5, жила кабеля 12, обмотка электродвигателя .18, выпрямитель 8, токоограничивающее сопротивление 9, место замыкания датчика 10 на «землю» — пойдет ток и приведст к срабатыванию реле 5, контакты которого включены в цепь управления или,в цепь сигнального устройства, В результате будет исключена возможность включения поврежденного двигателя в сеть или сработает сигнализация. По цепи — выключатель 7, выпрямитель 2, сопротивление 4, обмотка реле 6, ка бель 12, обмотка .двигателя 18, выпрямитель 8, сопротивление 9 и датчик 10 — ток проходить .не будет, так как для обоих полупериодов переменного тока цепь заперта выпрямителями 2 и 8.

При пробое изоляции обмотки статора электродвигателя в цепи — выключатель 7, выпрямитель 2, сопротивление 4, обмотка реле б, обмотка статора и место замыкания — пойдет ток, что приведет к срабатыванию реле б. Одновременно сработает и реле 5, так как в его обмотке также пойдет ток по цепи — выключатель 7, выпрямитель 1, сопротивление 8, об5 мотка реле 5, кабель 12, обмотка 18, место замыкания обмотки на,«землю».

Таким образо м, срабатывание:двух реле будет свидетельствовать о пробое изоляции обмотки статора.

10 Одновременное замыкание (пробой или повреждение) изоляции обмотки и истирание изоляции датчика маловероятно, но срабатывание двух реле может свидетельствовать об одновременном выходе из строя обмотки стато15,ра и о достижении предельного состояния деталями механической части электродвигателя.

Если в за висимости от схемы управления электродвигателями н, з. контакты реле 5 и 6 последовательно включить в .цепь катушки

20 магнитного пускателя, с помощью которого управляется электродвигатель, или в цепь датчиков уровней, то устройство не даст вклгочпть поврежденный электродвигатель в сеть.

25 Предмет изобретен и я

1. Устройство для контроля технического состояния погружных электродвигателей, содержащее датчик состояния механичеокой части электродвигателя и блок управления и

30 сигнализации, отлггчаюгиееся тем, что, с целью повышения надежности контроля путем обес,печения контроля как изоляции обмоток, так и механической части, датчик присоединен к месту соединения оомоток электродвигателя в

35 звезду через однополупсриодный выпрямитель и сопротивление.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью разделения сигнала о состоянии .мегханической части электродвигателя и сигна40 ла о пробое гизоляции обмотки, блок управления и сигнализации выполнен в виде двух параллельных цепей с однополупериодными выпрямителями, включcííûìè разнополярно.

314158

Фиг. 1

Составитель Т. Хейфец

Техред Л. Куклина

Корректор О. Тюрина

Редактор М. Аникеева

Облакпная типография Костромского управления по печати

Заказ 6484 Изд. № 1222 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета Ilo делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для контроля технического состояния Устройство для контроля технического состояния Устройство для контроля технического состояния 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства
Наверх