Волновая передача

Авторы патента:


 

323594

О П И С А Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ф ;ф

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 28.Х.1969 (№ 1376377/25-28) с присоединением заявки №

Приоритет

М. Кл. F 16!т 1 !00

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Опубликовано 10.Х!!.1971. Бюллетень № 1 за 1972

Дата опубликования описания 16.II.1972

УДК 621.833.7(088.8) Автор изобретения

В. Л. Малкес

Заявитель

ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к области механических передач и может быть применено в машиностроении, в приборостроении, а авиационной и космической технике.

Известна волновая передача, содержащая два расположенных концентрично жестких зубчатых колеса наружного и внутреннего зацепления, генератор с кольцевым эллиптическим пазом и гибкое колесо, выполненное в виде плотно прилегающих один к другому шаров, размещенных в пазу генератора и взаимодействующих в направлении большой оси эллипса с жестким колесом внутреннего зацепления, а в направлении малой оси эллипса — с жестким колесом наружного зацепления. Недостатком этой передачи является то, что по условиям конфигурации свободного пространства между шарами зубья обоих жестких колес могут быть выполнены с весьма ограниченной высотой и шириной, что значительно снижает нагрузочную способность передачи.

Предложенная передача отличается тем, что тела качения гибкого колеса установлены в два ряда таким образом, что каждое тело качения одного ряда расположено между двумя телами качения другого ряда, а каждый ряд тел качения взаимодействует с одним из жестких колес.

Такое выполнение передачи позволяет по. высить ее нагрузочную способность.

На фиг. 1 изображена описываемая передача, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

5 по Л вЂ” Л на фиг. 1.

Описываемая передача состоит из жесткого неподвижного кольца 1 внутреннего зацепления, концентрично которому размещено подвижное жесткое колесо 2 наружного за10 цепленпя, генератора 8, в кольцевом эллиптическом пазу 4 которого и между обоими колесами 1 и 2 располагается гибкое колесо, состоящее из тел качения 5 внутреннего ряда и тел качения 6 внешнего ряда. В качестве тел

15 качения могут быть использованы, например, цилиндрические ролики или шарики. Генератор 8 крепится на входном валу 7, который установлен в подшипниках 8. Подвижное жесткое колесо 2 крепится на выходном ва20 лу 9, который устанавливается в подшипниках 10.

Звенья 5, 6 гибкого колеса плотно прилегают одно к другому таким образом, что каждое звено 5 располагается между двумя

25 звеньями 6, а каждое звено 6 располагается между двумя звеньями 5.

Все звенья 5 и 6 гибкого колеса при этом в кольцевом эллиптическом пазу располагаются так, что их оси вращения всегда па30 раллельны оси передачи. Осевому смещению

323594 звеньев 5 и 6 препятствуют боковые поверхности 11 кольцевого паза 4.

По условиям сборки передачи генератор 3, например, по плоскости симметрии кольцевого паза 4, перпендикулярной оси передачи, выполняется разъемным, а для обеспечения взаимодействия обоих жестких колес 1 и 2 с гибким колесом кольцевой паз 4 со стороны жесткого колеса 1 в направлении большой оси эллипса имеет два взаимопротивоположных окна 12 и со стороны жесткого колеса

2 в направлении малой оси эллипса — два взаимопротивоположных окна 13.

Для увеличения ширины зуба жесткого колеса 2 наружного зацепления, определяемой расстояниями между звеньями 5 внутреннего ряда гибкого колеса, ширина кольцевого эллиптического паза по малой оси эллипса мо>кет быть выполнена меньшей по отношению к е>о ширине по большой оси эллипса. С этой же целью звено 5 внутреннего ряда гибкого колеса по диаметру может быть меньшего размера, чем звено внешного ряда 6.

При обратных соотношениях ширина зуба жесткого колеса 2 уменьшается, что ведет в конечном итоге к увеличению передаточного отношения за счет уменьшения нагрузочной способности передачи.

При работе передачи, например, в режиме понижения числа оборотов вращающийся генератор 3 эллиптическими поверхностями кольцевого паза 4 воздействует на звенья 5 и 6 гибкого колеса и вводит их в зацепление соответственно в направлении малой оси эллипса с жестким колесом 2 наружного зацепления и большой оси с жестким колесом внутренного зацепления 1.

В результате того, что количество звеньев

6 внешнего ряда гибкого колеса меньше ко5 личества зубьев жесткого колеса 1, гибкое колесо при вращении генератора 3, оставаясь в его кольцевом эллиптическом пазу 4, совершает плоско-параллельное движение, и, катясь по венцу жесткого колеса 1, вра10 щается в направлении, противоположном направлению вращения генератора 3.

Жесткое колесо 2 при этом под воздействием гибкого колеса вращается в ту же сторону, что и гибкое колесо, и передает враще15 ние выходному валу 9.

Предмет изобретения

Волновая передача, содержащая два расположенных концентрично жестких зубчатых

20 колеса наружного и внутреннего зацепления, генератор с кольцевым эллиптическим пазом и гибкое колесо, выполненное в виде плотно прилегающих одно к другому тел качения, размещенных в пазу генератора и взаимодей25 ствующих в направлении большой оси эллипса с жестким колесом внутренного зацепления, а в направлении малой оси эллипса — с жестким колесом наружного зацепления, отличаюи аяся тем, что, с целью повышения нагрузоч30 ной способности передачи, тела качения гибкого колеса установлены в два ряда так, что каждое тело качения одного ряда расположено между двумя телами качения другого ряда, а каждый ряд тел качения взаимодействует с

35 одним из жестких колес, 323594

Фиг 1 фиг 2

Редактор В. Левятов

Заказ 233/5 Изд. № 1825 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4, 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель И. Слонимская

Техред Л. Богданова

Ксрректоры: T. Бабакина и О. Зайцева

Волновая передача Волновая передача Волновая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх