Шсесоюзная i

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Союз Сбветския

Социалистических

Республик

Зависимый от патента №

Заявлено 1З.VI II.1969 (№ 1359523/1429263/2527)

Приоритет 13.VIII.1968, ¹ P 17754540, ФРГ

M. Кл. F 1611 25/20

Номитет по делим изобретений и открепий при Совете Министров

СССР

Опубликовано 07.V111972. Бюллетень № 21

УДК 621.9.231.223:

:585.23 (088.8) Дата опубликования описания 25Х11.1972

Автор изобретения

Иностранец

Манфред Бейземанн (Федеративная Республика Германии) Иностранная фирма

«П. Конингс Машиненфабрик> (Нидерланды) ВСЕСОЮЗНАЯ

gppgyggzд„z г щ

БъльЛИС БМ я

Заявитель

ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ГАЙКА

Изобретение относится к области машиностроения.

Известны гидростатические гайки, установленные на винте. Между сопрягаемыми резьбовыми поверхностями винта и гайки подается масло через маслоподводящий канал, а удаляется через маслоотводящий канал. Масляная пленка предотвращает контакт сопрягаемых резьбовых поверхностей и их износ, снижает потери на трение. Однако при работе известных гидростатических гаек имеет место утечка масла на кромках прилегающих поверхностей.

В этом случае утекающее масло собирают в предназначенные для этой цели оболочку и желобок, а затем после тщательного фильтрования его вновь используют в системе циркуляции смазки.

Такое решение требует очень больших затрат и конструктивно сложно.

При использовании предлагаемого изобретения полностью устраняется утечка масла при сохранении необходимого количества его между сопрягаемыми резьбовыми поверхностями гайки и винта и предотвращается попадание грязи в зону масляной пленки.

Описываемая гидростатическая гайка отличается тем, что зона масляной пленки ограничивается кольцеобразными уплотняющими канавками, выполненными в отверстии гайки, и в этих канавках поддерживается пневматическое давление. Уплотняющие канавки выполнены с внутренней стороны гайки вблизи обоих ее торцов

Для подвода среды под давлением в уплотняющие канавки в гайке выполняется продольное отверстие с поперечными сквозными каналами.

Кроме того, вблизи уплотняющих канавок

1о (с внутренней стороны) предусматриваются камеры для улавливания масла, соединенные с отверстием (каналом) для отвода масла.

Это необходимо для того, чтобы масло под давлением в основном оттекало через улавли1s вающие камеры, а уплотняющие канавки с. . жили бы только для недопущения вытекания масла наружу.

В предлагаемой гайке выполнено несколько аксиальных подводящих каналов, соединен20 ных с одним общим каналом для подвода масла под давлением к капиллярным дросселям через проточные каналы. Эти подводящие каналы должны соединяться в корпусе гайки при помощи распределительного кольцевого

25 канала.

Маслоподводящий трубопровод соединяется с одним из подводящих каналов. Масло под давлением поступает в капиллярные дроссели через противолежащие в осевом напразле30 нии подводящие каналы, благодаря чему тре344660

15 го г5

З0

65 буется только одно подключение снаружи маслоподводящего трубопровода.

Наиболее целесообразным является расположение распределительного канала или кольцевых распределительных каналов на наружной периферии гайки, перекрытой втулкой, надетой на гайку.

Кольцевые распределительные каналы могут располагаться и во втулке.

Для устранения повышения температуры смазочного масла под давлением параллельно спиралеобразным капиллярным дросселям помещаются каналы, по которым протекает охлаждающая среда.

Подводящие каналы, по которым подается среда, создающая давление, масло под давлением и охлаждающее средство, а также соответствующие каналы для отвода этих сред расположены аксиально, а подключение к соответствующим питающим трубопроводам происходит во фланце, предусмотренном на торце гидростатической гайки.

На фиг. 1 изображена описываемая гидростатическая гайка, поперечный разрез; на фиг". 2 — гайка и винт с каналами для подвода масла под давлением, продольный разрез; на фиг. 3 — гайка, вид сбоку (плоскость сечения повернута и видны подводящий и отводящий каналы для охлаждающей жидкости); на фиг. 4 — гайка в разрезе (плоскость сечения еще раз повернута и виден один маслоотводящий канал); на фиг. 5 — развертка наружной продольной стороны гайки без втулки; на фиг. б — развертка гайки без системы охлаждения; на фиг. 7 — развертка гайки с системой охлаждения и распределительными кольЦЕВЫМИ KBHBJIBiVIH.

В предлагаемой гидростатической гайке 1, имеющей внутреннюю коническую резьбу 2, вращается винт 8 с конической наружной резьбой 4. На профилях внутренней резьбы 2 имеются масляные карманы 5, в которые нагнетается масло через поперечные каналы б, выполненные в гайке. Подача нагнетаемого масла в поперечные каналы б производится через капиллярные дроссели 7, в которые масло поступает через подводящие каналы (на чертежах не показаны).

Капиллярные дроссели 7 состоят из канавок

8, расположенных вдоль наружных продольных сторон гайки 1, плотно охваченной втулкой 9.

Нагнетаемое масло протекает из масляных карманов 5 в направлении головок 10и впадин

11 резьбы гайки и образует между витками внутренней резьбы 2 и наружной резьбы 4 масляную пленку, стойкую к давлению. Отсюда масло частично протекает к впадинам

11, где имеются канавки 12, по которым масло течет через поперечные каналы 18 к маслоотводящему продольному каналу 14, выполненному в гайке 1 и связанному с масляным резервуаром (на чертежах не показан).

Масло, протекающее к головкам 10 резьбы, таким же образом отводится через поперечные 1 каналы 18 к маслоотводящему каналу 14.

У наружных кромок масляной пленки имеются кольцеобразные маслоулавливающIIp камеры

15, которые также соединены с маслоотводящим каналом 14.

Для предотвращения вытекания масла из масляных камер 15 между этими камерами и торцами 1б гайки 1 расположены кольцеобразные уплотняющие канавки 17, которые соединены сквозными каналами 18 с продольным каналом 19.

Благодаря этому уплотняющие канавки постоянно заполняются сжатым воздухом.

Вследствие относительно больших размеров камер для улавливания масла, протекающего в направлении уплотняющих канавок, его давление снижается до атмосферного, поэтому сжатый воздух, подаваемый в уплотняющие канавки, должен иметь давление, которое несколько превышает давление вытекающего масла.

Подача масла в каналы б производится через капиллярные дроссели 7, к которым масло под давлением подводится по подводящим каналам 20. Верхний торец гайки 1 выполнен в виде фланца 21, в котором радиально размещены соединительные элементы (фитинги) 22.

Соединительный элемент 22 служит для подвода масла под давлением из источника (на чертежах не показан) к подводящему каналу 20.

Соединительный элемент 22 связан с каналом 28, по которому отводится наружу охлаждающее средство, а соединительный элемент

22 служит для подачи сжатого воздуха в продольное отверстие 19.

К соединительным элементам 22 подключены каналы 24, соединяющие указанные элементы с каналами 14, 20, 28, 19. Эти каналы перекрываются на торцевой стороне фланца

21 пробками 25.

Подведенное по каналу 28 охлаждающее средство поступает в охлаждающие каналы 2б через поперечные каналы 27, расположенные параллельно вращающимся капилля рным дросселям 7 на наружной периферии гайки 1 и имеющие тот же шаг, что и капиллярные дроссели 7. Охлаждающее средство поступает в охлаждающие каналы в обоих направлениях, затем протекает через поперечный канал

28 в канал 28, а отсюда поступает наружу через соединительный элемент 22.

Первая система для подвода масла под давлением состоит из подводящих каналов 20, в каждый из которых масло нагнетается через соединительный элемент 22, расположенный во фланце 21. Остальные относящиеся к этой системе подводящие каналы 20 распределены радиально по периферии и концы их закрыты.

Таким же образом устроена и вторая система для подвода масла под давлением, в которой подвод масла под давлением осуществля344660 ется через канал 29, связанный с распределительными кольцевыми каналами 80 и 81.

Масло под давлением подводится к капиллярным дросселям 7 через сквозные каналы 82.

На выходе из капиллярных дросселей 7 масло попадает в масляные карманы б через каналы б.

Из масляных карманов 5 масло протекает через поперечные каналы 18 в маслоотводящие каналы 14.

Параллельно капиллярным дросселям 7 (см. фиг. 7) расположены охлаждающие каналы 2б, в которые охлаждающая среда поступает через подводящие каналы 28 и поперечные каналы 27.

Поперечные каналы б (см. фиг. 5), соединенные с капиллярными дросселями 7, выпущены наружу через втулку 9.

Для измерения давления масла в поперечных каналах б и, следовательно, в масляных карманах 5 можно вывернуть одну (или не-. сколько) резьбовую пробку 88 и вместо нее ввернуть в это отверстие прибор для измерения давления (манометр). Таким образом, можно замерять давление в различных масляных карманах.

Предмет изобретения

1. Гидростатическая гайка, установленная на винте, на резьбовые поверхности которого подается масло через маслоподводящий «анал и удаляется через маслоотводящий канал, отличающаяся тем, что, с целью предотвращения утечки масла, с внутренней стороны гайки вблизи обоих ее торцов выполнены кольцеобразные уплотняющие канавки, в которых при помощи сжатого воздуха создается соответствующее давление.

2. Гайка по п. 1, отличающаяся тем, что для подвода сжатого воздуха под давлением в

5 уплотняющие канавки в ней выполнено продольное отверстие с поперечными сквозными каналами.

3. Гайка по п. 2, отличающаяся тем, что вблизи уплотняющих канавок, с внутренней

10 стороны, предусмотрены кольцеобразные камеры для улавливания масла, соединенные с маслоотводящим каналом.

4. Гайка по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что в ней выполнено несколько вспомогательных

15 осевых подводящих каналов, соединенных с основным маслоподводящим каналом и подающих масло под давлением в капиллярные дроссели, предусмотренные в теле гайки, а вспомогательные каналы соединены между со20 бой кольцевым распределительным каналом, причем штуцер маслоподводящей магистрали соединен с одним из вспомогательных подводящих каналов.

5. Гайка по пп. 1 — 4, отличающаяся тем, 25 что снабжена втулкой надетой на гайку, а кольцевые распределительные каналы выполнены на наружной поверхности гайки и перекрыты втулкой.

6. Гайка по п. 5, отличающаяся тем, что

30 кольцевые распределительные каналы расположены во втулке, надетой на гайку.

7. Гайка по и. 4, отличающаяся тем, что параллельно капиллярным дросселям имеются каналы для подвода охлаждающей среды.

35 8. Гайка по п. 4, отличающаяся тем, что она выполнена с фланцем, в котором образованы радиально расположенные соединительные каналы, связанные вспомогательными подводящими каналами.

344660

23 27 1

4 иг 7

Редакто Т. З

Составитель я.

P агребельнаи

Т

° Холодкова ехред Л. Богданова

Заказ 2276/12

Корректор Е. 3

Типография, пр. Сапунова, 2

ЦНИИПИ

Изд. № 971 имина

Комитета по делам изоб

Тираж 406 м изобретений и открытий п и о

Подписное

Ж35 P б

Шсесоюзная i Шсесоюзная i Шсесоюзная i Шсесоюзная i Шсесоюзная i Шсесоюзная i Шсесоюзная i 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в приводах машин и механизмов, где необходимо обеспечить повышенную точность перемещения рабочих органов, а также при ремонте оборудования взамен вышедших из строя шариковых винтовых пар

Изобретение относится к дифференциальным винтовым передачам и может применяться, в частности, в испытательной технике при испытании образцов на разрыв при постоянной скорости деформации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, осуществляющих соединение монтажных проводов со штырем посредством накрутки

Изобретение относится к быстродействующим эластичным винтовым механизмам, применяющимся в различных домкратах, тисках, регулируемых столах станков и других подобных устройствах, в которых винтовой механизм является движущим и желателен ускоренный холостой ход

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к оптическому приборостроению, в частности к механизмам перемещения оптических компонентов с целью изменения фокусного расстояния или фокусировки

Изобретение относится к конструкциям узлов винтовых подъемников

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, способным заменить механизмы поступательного перемещения
Наверх