Всесоюзная
ОПИСАНИЕ
И ЗО БР Е ТЕ Н И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскит
Социалистически)(Респуолик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 30.111.1971 (№ 1640134/18-24) т 1,1хл. б 05b 19 02 с присоединением заявки №вЂ”
Комитет оо делаю изооретенмй и открытий ори Совете Министров
СССР
Приоритет—
Опубликовано 08.1.1973. Бюллетень,Л > 6
Дата опубликования описания 29.111.1973
УДЫ 621.544 (088.8) Авторы изобретения
В. И. Литвак и В. Г. Ободзинский
3лявитсл I>
ПРОГРАММНЫЙ РЕЛЕЙНЫЙ РЕГУЛЯТОР
Изобретение относится к средствам автоматизации различных технологических процессов, в частности натурных усталости)>)х иснытлний самолетных или других конструкций.
11звсстны ирограммныс релейныс регуляторы, состоящие из 3лдатчика с иотенциометричсским и элементами настройки ll иотенциометричсского датчика обработной связи, включенных по мостовой схеме сравнения. поляризованного двуобмоточного трехпозиционного реле, одил из обмоток которого включена в дилго)галь мостовой схемы срав ения, трянзисторI!fix усилителей рассогласования Il электродвиГЛТСЛ)1.
Недостатком этих регуляторов является недостаточная устойчивость и ошибка работы.
Предложенное устройство отличается от известных тем, что в него введен мультивибраТОР. МЕЖДХ 1\ОЛЛЕКТОР<)." Целью II306pcTefi»sf являегся создание простого регулятора режима нагружсния, обляда)ощсго оолее высокими надежностью, устойчивостью в работе и точностью установки регулируемого илрямстрл, чем известный регулятор. Нл фиг. 1 представлена схема описываемого устройс)вл; нл фиг. 2 — I pHQfff(ff, поя ff)f)oIIjff(. его рлооту. Прсдллглемый регулятор содержит коммутатор !, прсдст))вля)ощий собой мультивибрлтор, с подключенной к нему обмоткой поляризовл)1)югÎ реле, иотснциоA ñ-,ричс,.кую мо(Товую схему (рлвнсния П и и«полнитсльнос устройство (П, включшощсе элсктродвиглтель с трлнз;)сторным 1 у;илитслям)1. Регулятор представляет oооой релейную трехпозиционну)о систему программного управления с обрл.г)юи связью I)o регулируемому параметру. Злдл)ощими э fcxf(IIT;fuff! )элементами настройки) регулятора явля)отся иотсициомстры 1 — ), число которых соответствует количеству ступеней в рсллизусмои ирогрлммс. Датчиком oop
В диагональ моста включен<1 одна из обмоток а двухобмоточного поляризованного трехfI03ffIj! I0IIIIOI O P0. lO О C f(OIIT 365686 6 нейтра;п>ном положении. ИcïOëнительный механизм будет продос!жл; B работать в том же направлении за счет тока:.:;.ряда незашунтированного конденсатора, поддерживающего ключ во вкгночсииом состоянии, при этом происходит перерегулирование (выбег) . Начиная с момента 1: исполнительный меха1гизм переходит на импульсный режим работы, так как отрицательные значения тока подпитки совместно с появившимся сигналом отрицательного рассогласования вызывают замыкание контактов б, Включающих вторую оомотку исполнительного механизма. Тлк.:?1 образом, обе обмотки исполнительного .;1сханизма в иекоторыс моменты одновременно будут под током, Ii механизм будет в заторможенном с0стоянии. В периоды положительной полуволны сигнала подпитки исполнительный меха!Гизм будет продолжать увеличивать отрицательный разбаланс за счет де1 >ствия ток;!? злоядл кои;,c!!сатора. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока TQK заряда конденсатора ис, меньшится до величины тока отключения транзисторного ключа? .. В период времени II; — f-, ток через коидсислтоп сщс достлто icH для поддержания кл!О-IB BO включенном состоянии, и в то жс время суммарный сигнал подпитки и рассогласования приводит к срабатыванию поляризованного ðåле и включению второго ключа. В результате включения обеих обмото исполíHTc.>Bíûé мс.;." Ни?зм заторможен. В следующий период f-,— 4 сигнал подпитки H0;10?KHTc 1ьн01! по;! ярно ти в с1 ммс с с 1 и . ло.;; рлзолллис;i:!едостлточси д.-я с)"., ii I!!. ния реле 5, в результате чего отключена обмотка исполнительного механизма, соответстВующая увеличению отрицательного рассогласовл;шя. Отключена и вторая обмотка исполнительного механизма, так как мал ток заряда для поддержания ключа во включенном соСТОЯ:!11! !. Начш?ая с .>!Оментл Времени t>, регулятор начинает отрабатывать в импульсном режиме об-! о разовавшийся отрицательный разбаланс. B моменты совпадения полярностей сипилов р с.оглл овлиия и подпитки контакт бзамкнут и электродВНГатель Вкл10чс1! (сигнал !.>) . Б моменты несовпадения полярностей этих ! )> сигил;;ов элсктродвиглтель оста?!лвливается. Тл :è B образом обеспечивается подход к положени!о рлвповссия с выбранной стороны. Предмет изобретения Прогрl.,.íû!i релейиый регулятор, состоящи.: l!3 зад?тчикл с !Iîòåíö!Ioìåòðè÷åñêèìè элементами илстройк:! и иотенциометрического . лт:и;л обрлтной связи, включенных по мостоBoil схс !с сI?BP!icH!!Я, 1 10лЯРизОВлииОГО дВУхобмото- lio10 трсхпоз?щионного реле, одна из Об>?стз : l 0 ОООГО Bli I!OHCHB B +H il ÎHI! BB MOC— T0B0.". скатi!,i c",.)Bз.iåíèë, трлнзисторHüï усилите.:с:I ;. 0000,!I!BOB;IHHB,! электродвигателя, ! )T. !! ЧП, ?):. >I. I>Ñ!? ТСМ. !TÎ, C ЦС, 1ЫО МЕ!!ЬЦ!ЕН!!Я 3() Ош i ;ки рссг ляторл и иов!!шения ? стойчиВОсти сг0 работ?:1, .", Hcãл введен мультивибратор, МC?KД> КОЛЛЕ! .TÎÐ!1A!И 1 .ОТОРОГО ВК110ЧЕН3 ВТО«ля 05)..!Откi! Hc,".HI)!!BCBBHH000 реле с контактл:ill, Вк.-.!o -?ОHH!>I%Hi Bo I.."oäHûc цепи транзисторных ус?.литслсй, !ihixO:iû коTорь?х подключены . с .1, . Bм уир;.Вления электродвигателя. 365686 1 ! 1 1 ! I ! А г 1 Составители H. Белинкова 1 ел; к (<(р Е. Семанова Тскрел T. Миронова Корректор Е. Денисова 3((к((з г(32 Изл. зак 112() Тнраiк 780 11(! (èèñíoå Ц11И1111И Комитета:и! лелам изобретеим(й i! огкрытий прн Совсге Министров ГССР Москва, K-35, Раушская наб., л. 4!5 Обл. тип. Костромского управления iIç;(3ò(ëü(. òÂ, полнгf1(!ôè((i! Книжной торг()илн