Способ оценки стойкости моторного масла к шламообразованию
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ
37Î505
Союз Ссаетских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 02.Н.1971 (№ 1667338/24-6) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 15Л!.1973. Бюллетень № 11
Дата опубликования описания 5.IV.1973
М. Кл. G 01n 5(04
G Оlп 33/30
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.891.2(088.8) Лвторы изобретения
В. Ф. Филиппов и В. В. Мамонтов
Заявитель
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТОЙКОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА
К ШЛАМООБРАЗОВАНИЮ
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для исследования свойств моторных масел.
Известны способы оценки стойкости моторных масел к шламообразованию на работающем карбюраторном двигателе путем взвешивания отложений (шлама), скопившихся за выбранный промежуток времени в роторе масляной центрифуги.
Однако в известных способах используют центрифуги, установленные на коленчатом валу двигателя. В этом случае невозможно увеличивать обороты центрифуги при определенных оборотах коленчатого вала.
По предлагаемому способу. с целью повышения точности испытаний и сокращения их длительности скорость вращения ротора центрифуги регулируют автономным приводом в зависимости от вязкости масла и его диспергирующих свойств.
По одному из вариантов осуществления способа в топливо-воздушную смесь подают воду в количестве, обеспечивающем неполное сгорание топлива, а выхлопные газы охлаждают для получения конденсата и направляют в картер. Для оценки стойкости масел к шламообразованию требуется незначительное количество опытного масла и присадок. В результате испытаний были получены стабильные результаты.
Сущность изобретения поясняется следующим вариантом осуществления описываемого способа. Предварительно, залив в картер 0,7 кг масла, производят запуск двигателя. В тече5 ние первых 8 час двигатель работает на «холодном» режиме. В этом случае он охлаждается вентилятором, а через двойное дно картерной и клапанной крышек пропускают водопроводную воду (или другую охлаждающую
10 среду, например, холодильный газ). Выхлопные газы охлаждают в радиаторе и направляют в картер. В карбюратор подают воду, а двигатель работает на богатой смеси. Все это создает жесткий режим его работы. Масляная
15 центрифуга, служащая для улавливания шлама, сначала не работает для того, чтобы частицы, взвешенные в масле, полностью участвовали в процессе его окисления и образовании шлама.
20 После 4 час работы двигателя включают центрифугу с автономным приводом, позволяющим регулировать скорость вращения в зависимости от вязкости масла.
После 8 час работы на «холодном» режиме
25 двигатель останавливают и отключают системы, ужесточающие режим его работы. В это время включают систему подогрева испытуемого масла. По достижении заданной температуры масла двигатель снова запускают и
30 устанавливают параметры, соответствующие
«горячему» режиму его работы.
370505
Составитель О. Тугарева
Техред Е. Борисова
Корректоры: Е. Давыдкина и В. Петрова
Редактор Л. Еселевская
3 а к аз 672)10 Изд. № 259 Тираж 755 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Двигатель работает на «горячем» режиме в течение 1 час, после чего включают систему подогрева масла, останавливают двигатель и охлаждают его в течение 1 час вентилятором.
Оценку стойкости масел к шламообразова- 5 нию производят по количеству отложений (шлама) в роторе центрифуги и по. количеству осадков в масле, не растворимых в пентане.
Предмет изобретения
1. Способ оценки стойкости моторного масла к шламообразованию на работающем кар4 бюраторном двигателе путем взвешивания отложений, скопившихся за выбранный промежуток времени в роторе масляной центрифуги, отличающийся тем, что, с целью повышения точности испытаний, скорость вращения ротора регулируют автономным приводом в зависимости от вязкости масла.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью сокращения длительности испытаний, в топливо-воздушную смесь подают воду для обеспечения неполноты сгорания топлива, а выхлопные газы охлаждают и направляют в картер.