Демпфер крутильных колебаний
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
394980
Зависимый от патента №
M. Кл. F 16E 9/30
Заявлено 14.И.1968 (№ 1247458/24-6) Приоритет
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
УДК 621.43-752.2 (088.8) Опубликовано 22.И11.1973. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 15.1.1974
Авторы изобретения
Иностранцы
Энтони Оуэн Хант и Ален Эдвард Гаррисон (Великобритания) Иностранная фирма
«Паудер Каплингз Лимитед» (Великобритания) Заявитель
ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ
Изобретение относится к области двигателестроения.
Известны демпферы крутильных колебаний, содержащие два концентрично расположенных элемента, установленных с возможностью взаимного перемещения и образующих замкнутую кольцевую полость, по меньшей мере, частично заполненную сыпучим материалом, например металлической дробью, и вал, жестко связанный с одним пз элементов. Предлагаемый демпфер отличается от известных тем, что один из элементов выполнен в виде полого кольца с замкнутой полостью, а другой — в виде ступицы, размещенной в полости кольца и снабженной диском, погруженным в сыпучий материал.
Такое выполнение демпфера позволяет упростить его конструкцию и технологию изготовления.
Диск - может быть выполнен с выступамп, например с радиальным рифлением, или иметь прорези.
Кольцо выполнено составным из С-ооразпой детали и плоской кольцевой крышки.
Кольцо заключено в кожух, повторяющий его форму и жестко связанный с валом по обоим торцам.
Кожух имеет, по меньшей мере, одно вентиляционное отверстие.
На фиг. 1 изображен описываемый демпфер, разрез; на фиг. 2 — то же, другой вариант выполнения.
Демпфер содержит жестко связанную с валом 1 ступицу 2, размещенную в полом кольце, образованном С-образной деталью 8 и плоской, кольцевой крышкой 4. Деталь 3 имеет,втулку 5, установленную в отверстыи ступицы 2 и образующую подшипник скольже1О íèÿ. Между. крышкой 4 и торцом ступицы установлена шайба 6. Полость А, образованная полым IKQJIbIlîì и ступицей 2, частично заполнена сыпучим материалом, например металлической дробью 7. Ступица снабжена жест15 ко связанным с ней диском 8,,который выполнен с радиальным рпфлением и погружен в дробь 7. Диск 8 может иметь прорези пли быть образован отдельными лопатками, спицами или решетками, жестко установлснны20 ми в ступице.
Демпфер работает следующим образом.
Когда вал 1 начинает вращаться, дробь 7 под действием центробежных сил равномерно распределяется в полости А,по перпфе25 рийной поверхности полого кольца.
Силамп трения между дробью 7 и полым кольцом последнему от диска 8 передается вращение. Прп равномерном вращении вала 1 полое кольцо вращается с пим как жестко
30 связанный элемент.
394980
В зависимости от скорости вращения изме:няются центробежные силы и вследствие этого силы, препятствующие пчровороту диска 8 относительно кольца. Таким о бразом, дробь 7 выполняет роль жидкости, вязкость .которой изменяется в зависимости от оборотов вала 1.
Вследствие сил трения между частичками дроби 7, которые такие зависят от оборотов вала, полое кольцо имеет крутящий момент трения. Когда амплитуда вибрации вала 1 талкова, что инерционный крутящий момент полого кольца превышает крутящий момент рения, полое кольцо проворачивается относительно вала. В результате этого часть энерги и вибрации поглощается трением и,крутильные колебания предотвращаются.
Для увеличения момента и нерции полото кольца и снижения удельных нагрузок на
С-о бразную деталь 3 последняя выполнена с толстой .наружной цилиндрической стенкой (фиг. 2). Полое кольцо установлено в,кожухе, повторяющем его форму и образованном .крышкой 9 и диском 10, что защищает двигатель от попадания в него металлической дроби. Кожух по обоим торцам жестко соеди нен с валом 1.
iB кожухе могут быть выполнены вентиляционные отверстия, диаметр которых п реимущественно должен быть меньше диаметра дроби.
Предмет изобретения
1. Демпфер крутильных колебаний, содержащий два концентр ично расположенных
5 элемента, установленных .с возможностью взаимного перемещения и образующих замкнутую кольцевую полость, по меньшей, мере, частично заполненную сыпучим материалом, например металлической дробью, и вал, же10 стко связанный с одним из элементов, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и технологии изготовления, один из элементов выполнен в виде полого кольца с зам кнутой полостью, а другой — в виде сту15 пицы,,размещенной,в полости кольца и снабженной диском, погруженным в сыпучий материал.
2. Демпф@р по п. 1, отличающийся тем, что диск выполнен с выступами, например с ра20 диальным рифлением.
3. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что диск имеет прорези.
4. Демпфер по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что кольцо выполнено составным из С-образ25 ной детали и плоской кольцевой крышки.
5. Демпфер по пп. 1 — 4, отличающийся тем, что,кольцо заключено в .кожух, повторяющий его форму и жестко связанный с валом по обоим торцам.
30 6. Демпфер по п. 5, отличающийся тем, что кожух имеет, по меньшей мере, одно вентиляционное отверстие.
394980 г
Фиа1
1ОСоставитель Л. Синай
Техред Л. Богданова
Корректор Л. Царькова
Редактор А. Пейсоченко
Заказ 3623/18 Изд. ¹ 1883 Ти па н; 82G Подписное
LIHIIHHII Государственного комитета Совета М шистров CCCP по делам изооретеннй и открытий
Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4 5
Типография, пр. Сапунова, 2