Устройство для автоматического управления выключателем затухания судовых компасов

 

ОП ИСАЙ ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз СоветскихСоциалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 20Л 11.1971 (№ 1688391/40-23) с присоединением заявки «¹

Приоритет

Опубликовано 03.Х.1973. Бюллетень ¹ 39

Дата опубликования описания 25.1.1974

М. Кл. G 05K 17) 00

G 0lc 17/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий

УДК 621.316.57 (088.8) Авторы изобретения

М. А. Шиф, Ю. К. Жбанов, Л. М. Подашев, А. М. Утенков, О. И. Барский и Б. Ф. Петрунин

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ABTOMATH IÅÑÊOÃO УПРАВЛЕНИЯ

ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ ЗАТУХАНИЯ СУДОВЫХ КОМПАСОВ

Изобретение относится к области приборостроения и моокет быть использовано BQ âñïîмогательпых приборах .корабельных компасов для управления запирающим,реле гидравл ического успокоителя чувствительного элемента.

В известных системах а втоматизация этой операца1и осуществляется специальным устройством> использующим фрикционно-,рычаж ный механизм с сельсинным приводом в линии курса сч имеющим грубые и неретулируемые в процессе эксплуатации пороги сраоатывания.

В некоторых схемах дополн ителыно используют сигнал центробежного регулятора для отключения затухания при изменении скорости па прямом курсе.

Однако п1едостатоъная чувствительность этих систем приводит к значительному запаздыванию в выключении затухана1я, вызывающему дополнительные девиации компаса после маневра.

С помощью этих систем невозможно регулировать порог срабатывания, обеспечивающий наибольшую чувств1гтелыность при незначителыпом числе ложных срабатываний.

Оптимальная величина порога срабатывания зависит от средней амплитуды движен ия корабля на курсе и уровня флуктуаций скорост|и в линии лага.

Цель пзобретени11 — повысить точность курсоуказаппя при маневрах корабля.

Это достигается использованием двух идентичных электронных схем, реагирующих на

5,превышение пороговых значений, преобразованных,ди фференцпрующим RC-контуром электрическ1гх сигналов, пропорциональных север ой (1"х) и восточной (Vz ) составляющим скорости корабля.

10 Блок-схема предложенного устройства приведена на фиг. l, где 1 — сииусно-,косинусныи вращающ1гйся трансформатор (СКВТ), 2— устройство определения скорости изменения управляющего сигнала, 3 —,пороговое устрой15 ство., 4 — регулятор, 5 — исполнительное устройй.ство.

На фпг. 2 приведена принципиальная схема этого же устройства и приняты следующие обозначения: 6 — фазочувствптельный

20 вьепрямптель, собранный на диодах Д1 — Д1 (Дз — Д8) и резисторах R1 — R (R8 — R8), 7— дифференцирующпй контур С1, Rg, R1p (С2, R11, Кг), 8 — мостовой балансовыи усилитель постоянного тока. собранный на лампе Л1

25 (Л ) и резисторах К18, Кы, К15 (К18, К17, R18)

Р1 (Р2) — чувствительное реле, В1 — переключатель, служащий вместе с резисторами

R1g — R21 (R22 — К2>) для изменения порогов.

В описываемом устройстве для автоматиче30 ского выключения затухания используют

399846 электрические сигналы, пропорциональные восточной (Vz ) и северной (Vii-) составляющ им скорости корабля.

Такие сигналы могут быть получерны разложением переменного на пряжен11я, пропорционального лаговой скорости корабля (Vi) на вращающемся синусно-.коспнусном трансформаторе (С1 БТ), установленном на натуральной цене оборота в редукторе следящей системы, курса. Уе — — Vä $1п К

V — V, со$К, где К вЂ” курс корабля.

Напряжения, пропорциональные восточной и северной составляющим скорости корабля

Уя= С-Vz sin ot и U, — CVu.sill a>t, где С вЂ” коэффициент пропорциональности, co — угловая частота переменного тока, t— время, поступают через входной трансформатор Тр1 (Тр2) устройства на фазочувствительный выпр11 митель Д1 — Д4 и RI R4 (Д5 ДЗ

R5 R8) .

Опорное напряжение на фазочувствительный выпрямитель подается через трансформатор Тр5. Выпрямленное напряжение (U или

U ) поступает на дифференцирующий контур С1, Rg, Rlo (С2, R», R12) Любое .маневрирование корабля .курсом или скоростью вызывает изменение величины сигналов

CVz или 011 — — СЪ х и сопровождается появлением уравнительных то ков в цепи конденсатора С1 (С2), которые создают разность потенциалов на резисторах Rg К10 (R»b R12).

Эта разность потенциалов усиливается мостовым балансным усилителем постоянного

4 тока, Л1, 215, R14, К15 (Л2, К15, 017, Rla), II >bi ходной диагонали которого подключено реле

Р1 (1 2)

При определенном значении разности по.

5 тенциалов на резисторах Rg, Rlo (R» 12) реле PI (P2) срабатывает, замыкая цепь питания исполнительного, реле Р5,,которое подает напряжение па обмотку запирающего реле.

10 Переключателем В1,можно вводить последовательно с обмоткой реле Р1 (Р2) добавоч,ные резисторы. При этом .меняется величина разности:потенциалов на резисторах Rg, Rlo (К», R12), необходимая для срабатывания

15 реле Р1 (Р2).

Таким образом регулируется порог срабатывания.

Предмет изобретения

20 Устройство для авто|матического управления выключателем затухания судовых ком,п асов, содержащее синусно- косинусный вращающийся трансфориатор (СКВТ), установленный в редукторе.решающей следящей системы

25 курса, и исполнительное устройство, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения точности курсоу казания при маневрах корабля, в него введены соединенные своими выходами с исполнительным устройством идентичные кана30 лы выработки команды на отключение затухания компаса, выполненные из последовательно соединенных устройства определения скорости изменения управляющего сигнала, порогового устройства и регулятора величины

Ç5 порога, .причем вход первого |канала соединен с синусной, а второго — с косин ":-IQII обмоткаа м и СКВТ.

Редактор E. Кравцова

Составитель И. Колчин

Техред Л. Грачева

Корректор Н. Стельмах

Заказ 39/18 Изд, № 88 Тираж 780 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство для автоматического управления выключателем затухания судовых компасов Устройство для автоматического управления выключателем затухания судовых компасов Устройство для автоматического управления выключателем затухания судовых компасов Устройство для автоматического управления выключателем затухания судовых компасов 

 

Похожие патенты:

Буссоль // 393579

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано в визуальных и оптических магнитных компасах с дистанционной передачей информации о курсе
Наверх