Способ регулирования тормозного режима асинхронного тягового электропривода

 

п 506528

Ceca Советских

Социалистических.

Рвсоубпик ;/ e3 O 5 Р Е Т Е И 1 Я (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.06.74 (21) 2031857/27-11 ! с присоединением заявки № (23) Приоритет г (51) М. Кл В 60L 7/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР

Оп .бликовано 15.03.76. Бюллетень № 10 (53) УДК 621.337.52-833 (1188.8 ) оо делам изобретений и открытий

Дата опубликования описания 26.05.76 (72) Авторы изобрстения

Я. А. Брискман, Е. П, Плотников, В. К. Миледин, А. Д. Степанов, В. И. Андерс и М. Г. Колобов

Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кранового и тягового электрооборудования (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРМОЗНОГО РЕЖИМА

АС И НХРО Н НО ГО ТЯГОВОГО ЭЛ ЕКТРО П РИ ВОДА

Изобретение относится к области автоматического управления, в частности к частотноупоавляемому электроприводу переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями и преобразователями частоты с промежуточным звеном постоянного тока, применяемому, например, на контактном и автономном электрическом подвижном составе.

Наиболее эффективным способом электри- 10 ческого торможения транспортных средств с автономным источником питания и частотнорегулируемыми асинхронными тяговыми двигателями является генераторное торможение, при котором кинетическая энергия, запасен- 15 ная тяговыми двигателями, рассеивается в тормозных резисторах.

Известны электроприводы, в .которых энергия, необходимая для обеспечения тормозящейся асинхронной машины на магничиваю- 20 щим током, потребляется от источника питания, в частности от автономного синхронного генерато.ра.

Поскольку в этих электроприводах тормозные резисторы подключены к двум парал- 25 лельно работающим генераторам — асинхронному и синхронному,— то наряду с энергией, необходимой для создания магнитного потока двигателя, от синхронного генератора потребляется также активная мощность, дополни- ЗО тельно нагружающая током тормозные резисторы.

Известен способ регулирования тормозного режима асинхронного тягового электропривода, содержащего синхронный генератор, преобразователь частоты с промежуточным звеном постоянного тока и емкостным фильтром, асинхронную тяговую машину и тормозные резисторы, путем возбуждения асинхронной тяговой машины и изменения частоты ее отрицательного скольжения.

Этот способ позволяет осуществить реостатное или рекуперативное торможение асинхронного электропривода с заданными тормозными характеристиками. Однако недостатком его является потребление активной мощности от источника питания, т. е. от синхронного генератора, .поскольку способ предусматривает непременное участие синхронного генератора в процессе торможения, по крайней мере, в качестве компенсатора реактивной энергии двигателя. Это приводит при реализации неизменной тормозной мощности к увеличению установленной мощности тормозных резисторов и:к дополнительному расходу топлива в тепловом двигателе, приводящем во вращение синхронный генератор.

С целью снижения расхода энергии, уменьшения установленной мощности тормозных резисторов и обеспечения устойчивого тормо506528 жения во всем скоростном диапазоне по предлагаемому способу перед изменением частоты отрицательного скольжения асинхронной тяговой машины уменьшают возбуждение синхронного генератора до минимального уровня, а затем поддерживают постоянство величины магнитного потока или напряжения машины на заданном уровне. В качестве указанного рабочего параметра может быть принята величина магнитного потока или пап ряжения машины.

Способ основан на специфической особенности преобразователя частоты с промежуточным звеном постоянного тока и емкостным фильтром, который,в режиме генераторного торможения сам может выполнять функцию компенсации реактивной энергии тормозящейся асинхронной машины, т. е. взять на себя функцию синхронного генератора в ранее известном способе. Эта особенность состоит в наличии у данного преобразователя двух дополнительных контуров для замыкания ipeazтивной энергии асинхронной машины: через диоды и тиристоры преобразователя между фаза ми двигателя, а также через емкостной фильтр, установленный на входе инвертора.

Подобный контур в известном ранее способе включает в себя фазы синхронного генератора, в противном случае торможение асинхронной машины принципиально невозможно.

Предлагаемый способ основан на использовании явления самовозбуждения асинхронной машины, в частности, с помощью конденсаторов, известного из принципа работы асинх ронной машины в режиме конденсаторного или конденсаторно-рекуперативного торможения.

На чертеже показана блок-схема, реализующая предлагаемый способ.

Синхронный генератор 1 питает выпрямитель 2 и далее через е мкостной фильтр 3— инвертор 4. Выпрямитель 2 и инвертор 4 образуют преобразователь частоты с промежуточным звеном постоянного тока и емкостным фильтром 3. Блок-схема содержит асинхронную тятовую машину (асинх|ронный коротко замкнутый двигатель) 5, тормозные резисторы 6 и 7, обмотку 8 возбуждения возбудителя (или генератора), датчик 9 напряжения в звене постоянного тока, датчик 10 скорости ротора асинхронной машины, регулятор 11 тока возбуждения возбудителя (или генератора), блок 12 формирования управляющих импульсов тиристоров инвертора 4, датчик 13 магнитного потока асинхронной машины, датчик

14 напряжения асинхронной машины, элемент 15 суммирования частот, преобразователь 16 аналогового сигнала в дискретный, регулятор 17 частоты скольжения асинхронной машины и функциональный преобразователь 18.

Для торможения на выходе выпрямителя 2 или на зажимы тормозящегося двигателя 5 включают тормозные резисторы соответственно 6 или 7, Одновременно осуществляет10

30 > .

GO

65 ся перевод элемента 15 из режима суммирования частот в режим вычитания, а также снижение возбуждения синхронного генератора 1 до минимального уровня посредством регулятора 11. Эффективность торможения устанавливают с помощью задающего сигнала а на входе регулятора 17 частоты скольжения. Задающий сигнал а вводят в регулятор 17 так, что при его увеличении скольжение асинхронной машины увеличивается. Напряжение асинхронной машины измеряют датчиком 9 напряжения в звене постоянного тока или датчиком 14 напряжения на зажимах тормозящейся асинхронной машины, а магнитный поток — датчиком 13. Сигнал от датчиков 9 (или 14) и 13 через функциональный преобразователь 18, задающий определенную программу зависимости между напряжением и частотой, подают в регулятор

17 так, что сигнал от функционального преобразователя 18 направлен навстречу задающему сигналу а. Аналоговый сигнал на выходе регулятора 17 преобразуют с помощью преобразователя 16 в дискретный и вычитают в элементе 15 из сигнала, пропорционального скорости ротора, измеренной датчиком 10 скорости асинхронной машины.

Выходной сигнал элемента 15, пропорциональный разности частот ротора и с|кольжения, подают на вход блока 12 формирования управляющих импульсов тиристоров инвертора 4, задавая частоту питающего напряжения тормозящего двигателя.

При переходе к режиму торможения величина задающего сигнала а равна нулю, а в звене постоянного тока (и на зажимах тормозящегося двигателя 5) устанавливается минимальное напряжение, соответствующее остаточному напряжению синхронного генератора

1. Регулятор 17 обеспечивает минимальное значение частоты скольжения асинхронной машины и, следовательно, минимальный тормозной эффект. От синхронного генератора 1 потребляется мощность, рассеиваемая,в тормозных резисторах 6 или 7. Для обеспечения эффективного торможения увеличивают задающий сигнал на входе регулятора 17 (абсолютная величина этого сигнала пропорциональна, например, углу нажатия тормозной педали). При этом сигнал .на выходе регулятора 17 увеличивается и, следовательно, возрастает частота скольжения двигателя. Напряжение на зажимах асинхронной машины

5 возрастает, а ток, потребляемый от синхронного генератора 1, уменьшается. В тот момент, когда ток генератора становится равным нулю, генератор 1 отсекается диодами выпрямителя 2, а напряжение в звене постоянного тока начинает .возрастать пропорционально напряжению на зажимах аси нхронной машины 5. С этого момента величина напряжения в звене постоянного тока определяется, величиной э. д. с. тормозящегося асинхрон ного двигателя 5. AKTHBHBH мощность, вырабатываемая асинхронной машиной 5, 506528

ЗЭ

45 рассеивается в тормозных резисторах 6 или

7, а реа ктивная энергия циркулирует между фазами асинхронной машины 5 через вентили инвертора 4 и емкостной фильтр 3.

Величина задающего сигнала на входе регулятора 17 определяет величину тормозной мощности и, следовательно, уровень напряжения на зажимах асинхронной машины 5 или в звене постоянного тока. Действительно, если при неизменном значении сигнала а тормозной эффект уменьшается, то напряжение на зажимах асинхронной машины 5 (в звене постоянного тока) также уменьшается, что приводит к снижению величины сигнала обратной связи от датчиков 9 (или 14) и 13 на входе регулятора 17. При этом разность задающего сигнала и сигнала обратной связи возрастает, а следовательно возрастает частота скольжения асинхронной машины 5, причем до такой величины, чтобы на пряжение асинх рон ной машины 5 (в звене постоянного тока) вновь достигло прежнего уровня, определяемого заданным значением сигнала а с точностью до статизма регулятора 17. С другой стороны, если активная мощность, развиваемая асинхронной машиной при данных значениях напряжения и скольжения, превысит мощность, рассеиваемую,в тормозных:резисторах при этом напряжении, то напряжение на зажимах асинхронной машины и в звене постоянного тока начинает увеличиваться, однако не может превысить заданной максимальной величины, поскольку,регулятор 17 обеспечивает практически безынерционное снижение частоты скольжения до нуля и, следовательно, снижение напряжения на входе инвертора до минимального уровня, определяемого напряжением синхронного генератора 1.

Таким образом, описываемый способ позволяет одновременно обеспечить эффективную защиту тиристоров инвертора 4 от превышения напряжения на входе инвертора.

Изменяя величину задающего сигнала а в регуляторе 17, можно регулировать уровень постоянного напряжения или уровень постоянного магнитного потока асинхронной машины, а следовательно реализовать различные тормозные характеристики электропривода.

Описываемый способ регулирования тормозного режима может быть использован не только в системе,регулирования с обратной связью по скорости, описанной выше, в которой регулятор 17 выполняет функцию регулятора частоты скольжения, но и в системе с непосредственным регулированием частоты питающего напряжения асинхронной машины.

В этом случае на выходе регулятора 17 формируют сигнал, пропорциональный частоте питающего напряжения, который после аналого-цифрового преобразования в преобразователе 16 подают непосредственно на вход блока 12 (на чертеже показано штриховой линией) . Для нормального функционирования системы в этом случае необходимо изменить полярность задающего сигнала и сигнала обратной связи в регуляторе 17 на противоположную по сравнению с рассмотренным выше случаем.

Таким образом, описанный способ позволяет обеспечить эффективное и устойчивое торможение тягового электропривода во всем скоростном диапазоне практически без потребления энергии от автономного синхронного генератора и при минимальных массо-габаритных показателях тормозных резисторов.

Формула изобретения

Способ регулирования тормозного режима асинхронного тягового электропривода, содержащего синхронный генератор, преоб разователь частоты с промежуточным звеном постоянного тока и емкостным фильтром, асинхронную тяговую машину и тормозные оезисторы, путем возбуждения асинхронной тяговой машины и изменения частоты ее отрицательного скольжения, отличающийся тем, что, с целью снижения расхода энергии, уменьшения установленной мощности тормозных резисторов и обеспечения устойчивого торможения во всем скоростном диапазоне, перед изменением частоты отрицательного скольжения асинхронной тяговой машины уменьшают возбуждение синхронного генератора до ми нимального уровня, а затем поддерживают постоянство величины магнитного потока или напряжения машины на заданном уровне.

506528

Составитель 8. Кучумов

Техред T. Дмитриева

Редактор Г. Мозжечкова

Корректор Е. Рогайлина

Заказ 1089/11 Изд. Хз 1206 Тираж 901 Подписное

БИИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Способ регулирования тормозного режима асинхронного тягового электропривода Способ регулирования тормозного режима асинхронного тягового электропривода Способ регулирования тормозного режима асинхронного тягового электропривода Способ регулирования тормозного режима асинхронного тягового электропривода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на автономных транспортных средствах - тепловозах, газотурбовозах и дизель-поездах с тяговым электроприводом

Изобретение относится к дизель-электрической системе привода
Изобретение относится к области электрооборудования транспортных средств на магнитном подвесе, в частности к устройствам торможения экипажа высокоскоростного транспортного средства
Наверх