Транспортный контейнер для радиоактивных материалов

 

Союз Советских

СоНиалистииеских

Республик

{11) g 2682 (61) Цополнительное к авт. свил-ву

i22) Заявлено17,03.71 Р1) 1635439/25 (23) Приоритет — (32)11.05.70 (. l) %P21g /147414 (33) ГДР (43) Опубликовано 25.08.76. Бюллетень ¹ 31 (45) Дата опубликования описания 14.12.76 г (51) М, Кл

G 21 V 5/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам ивооретений н открытий (53} Уk i,i(6 1.038

538 (088,8) Иностранец

Альфред Брок (ГДР) (72) Автор изобретения

Иностранное предприятие

"ФЕ Б Дампферцо йгербау, Берлин" (ГДР) (71) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНЫЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ

МАТЕРИАЛОВ

Изобретение относится к транспортным контейнерам для радиоактивных материалов, выделяющих большое количество тепла, в частности этот контейнер может применяться для перевозки отработанных тепловыделяющих элементов из реакторных установок.

Известны транспортные контейнеры, со— держащие емкость для тепловыделяющих элементов, окруженную биологической за— шитой, снабженные системой для отвода тепла по принципу теплообмена посредством первичной и вторичной циркуляции хладагента.

В известном контейнере, однако, вторич— ный круг циркуляции связан с трубами, лежащими вне ударопрочной е>.:кости, вследст— вие этого не всегда исключено поврежде— ние и потеря хладагента.

Целью изобретения является улучшение отвода тепла, а также экранирования от радиоактивного излучения.

Это достигается тем, что система для отвода тепла выполнена в виде двух полостей для хладагента, расположенных с внеш— ней и внутренней стороны биологической защиты, соосных с ней и образованных внешней и внутренней поверхностью корпуса биологической защиты и двумя кожухами. пре— имущественно снабженных ребрами, один из которых расположен с внешней стороны корпуса биологической зашиты, а другой — с внутренней стороны, причем oGe полости связаны между собой посредством подводящих и отводящих каналов, проходящих сквозь биологическую защиту и имеющих преимущественно Ч вЂ” образное сечение.

В таком контейнере биологическая зашита выполнена в виде кольцевых элементов, изготовленных из нержаветэщей стали, в которые вварены подводя цие и отводящие каналы, причем каждый элемент заполнен за— шит ны м м атер и алом.

Кроме того, каждый кольцевой элемент биологической защиты снабжен фланцем, в котором выполнены равномерно расположенные по окружности вырезы или выемки. В верхней части кожуха, расположенного с внешней стороны биологической защиты, установлен объемж и компенсатор для хлад—

526026 агента, соединенн-»й с полостью, ограниченной кожухом, отверстиями, причем объемный компенсатор снабжен одним или несколькими вентилями. Кожух, расположенн»й с внешней стороны биологической защиты, снабжен воздуховодами и облицован древесиной твердой породы.

На фиг. 1 изображен корпус биологической защиты; на фиг. 2 — кольцевая часть корпуса; на фиг. 3 — то же, элемент; на фиг . 4 — транспортный контейнер в разрезе; на фиг. 5 — разрез по А-А на фиг. 4; на фиг. 6 — транспортный контейнер с воздуховодами в разрезе.

Предлагаемый транспортный контейнер

IS содержит кольцевой элемент 1 биологической защиты, корпус 2 биологической защиты, нустотелы и элемент 3 корпус а биологической зашиты, внутреннюю поверхность 4, наружную поверхность 5, промежуточные элементы 6, кольцо с лапками 7, вырезы

2Î или выемки 8, материал 9 биологической защиты, фундаментную плиту 10, наружный кожух 11 снабженный ребрами, наружное по— лое помещение 1 2, внутреннюю емкость 1 3, внутреннее полое помещение 1 1, объемный компенсатор 15, отверстия 16, запорные клапаны 1 7, верхний фланец 1 8, заливное отверсти< 19, крышку контейнера 20, отверстия

21 для стока воды, отводящие каналы 22, воздуховод.я 2-3, облицовку из древесины

24, »»ижн»о»с »QcTE 25 транспортного IcoHTeéнера, <»дводящие каналы 26.

Каждый кольцевой элемент 1 биологической защиты состоит из изготовленного из нержавеющей стяни пустотелого элемента

3, внутрення поверхность 4 которого и I»ружняя поверх,ocTb 5 имеют расположенн: »е вертикально н»ин над другим промежуточные элементы 6., »» êîòîð»»å вварепы подводящие и отводящие канали U — образной формы. О

Каждый пустотелый элемент 3 снабжен

Ko;IEIjoM с лапкой 7, имеющим по окружнос— ти равномерно распределенные вырезь» или выемки 8. Пустотелые элементы 3 заполнены материалом 9 биологической зящиты, 4 например свинцом.

Корпус защиты 2 установлен на фундяментпой плите 10.

На корпусе 2 установлены цилиндрический, снабженп»й ребрами, наружный кожух

11 так, что между ним и корпусом 2 образуется наружное полос помещение 12, имеющее в сечении кольцеобрязную форму. Пос— ле введения цилиндри .еской ребристой внутренней емкости 1 3 между пей и корпусом биологической защиты 2 образуется внутреннее кольцеобразное полое по :ещение 14.

В верхней части наружного кожуха 11 установлен объемный компенсатор 15 для хладагента, который связан отверстиями 16 с наружным полым помещением 12. Объемный компенсатор 15 снабжен двумя пружинными запорными клапанами 17.

Внутренняя емкость 13 и наружный кожух 11 крепится к фундаментной плите 10 и к верхнему фланцу 18.

Отверстие 19 служит для залива хладагента в транспортный контейнер до отметки объемного компенсатора 15.

После загрузки контейнера тепловыделяющими элементами под водой и закрытии крышкой 20 его извлекают из бассейна.

При этом вода, попавшая в емкость 13, стекает через отверстия 21.

Система для отвода тепла работает следующим образом.

Тепло распада радиоактивных изотопов отводится путем лучеиспускания и теплопроводности через стенку цилиндрической внутренней емкости 13 хла -генту.. Хладагент, находящийся во внутреннем полом помещении

14, нагревается поднимается кверху и проникает через верхние отводящие каналы 22 в наружное голое помещение 12.

Наружный цилиндрический кожух 11 снабжен воздуховодами 23, которые облицованы с наружной стороны древесиной 24 твердой породы, достигающей нижчей ч.»с:и 2 > транспортного контейнера.

Наружный воздух охлаждает х-.ад:. ент внутри наружного полого помещегп»я 12,: он после охлаждения устремляется к нижней части наружного полого помещения 12. Отсюда хладагент через подводящие каналы

26 снова попадает во внутреннее полое помещение 14, отбирает тепло распада тепло— выделяющих элементов и нагревается. Затем он поступает через отводящие каналы 22 в наружное полое помещение 12, -.а этом циркуляция охлаждающего средства замыкается.

Формула изобретения

1. Транспортный контейнер для радиоактивных материалов, выделяющих при распаде большое количество тепла, в частности для отработанных тепловыделяющих элементов реакторов, содержащий емкость для ра— диоактивного материала, окруженную корпусом биологической защиты, и снабженную системой для отвода тепла, выделяемого радиоактивным материалом, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что, с целью улучшения отвода тепла, а также зкранирования от радиоактивного излучения, система для отвода тепла выполнена в виде двух полостей для хладагента, расположенн»х с внешней и внутренней стороны биологической защиты, соосных с ней и образованных внешней и внутренней поверхностью корпуса биологичес52602 :) Риг.1 кой зашиты и двумя кожухами, снабженных ребрами, один из которых расположен с внешней стороны корпуса биологической защиты, а другой — с внутренней стороны, причем обе полости связаны между собой посредством подводящих и отводящих каналов, прохо— дящих сквозь биологическую защиту и име— ющих преимущественно Ч вЂ” образное сечение.

2. Контейнер по п. 1, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что биологическая защита выполнена в виде кольцевых полых элемен— тов, изготовленных из нержавеющей стали, в котор; е вварены подводящие и отводящие каналы, причем .аждый элемент заполнен защитным материалом.

3. Контейнер по и. 2, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что ". æä< и кольцевой эле— мент биологической защиты снабжен- фланцем, в котором выполнены равномерно распределенные по окружности вырезы или выемки.

4. Контейнер по пп. 1-3, о т л и ч а юшийся тем, что в верхней части кожуха, расположенного с внешней стороны биологической защиты, установлен объемный ком— пенсатор для хладагента, соединенный с полостью, ограниченной кожухом, отверстиями.

5. Контейнер по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что обьемный компенсатор снабжен, по крайней мере, одним вентилем.

6. Контейнер по пп. 1-5, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что кожух, расположенный с внешней стороны биологической защиты, снабжен воздуховодами и облицован древеси— ной твердой породы.

Изд. Ph 47 =.

Тираж 575

Заказ 5gqo

Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР

ilo делам изобрс1ений и открытий

Москва, 113035, Раушская паб., 4

Фипиап ППП "Патент", г. Ужгороц, ун. Проектная, 4

Составитель Б. Лизунов

Редактор L1. Пинчук Техред H. Андрейчук Корректор В. Микита

Транспортный контейнер для радиоактивных материалов Транспортный контейнер для радиоактивных материалов Транспортный контейнер для радиоактивных материалов Транспортный контейнер для радиоактивных материалов Транспортный контейнер для радиоактивных материалов Транспортный контейнер для радиоактивных материалов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительным материалам, в частности к сырьевой смеси для приготовления особопрочного и тяжелого бетона, преимущественно для контейнера для транспортировки или хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ)

Изобретение относится к атомной энергетике и может быть использовано для транспортировки и хранения отработавших тепловыделяющих сборок (ОТС)

Изобретение относится к защитным контейнерам для транспортировки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомных электростанций (АЭС) в виде тепловыделяющих сборок (ТВС) и предназначено для повышения радиационно- защитных свойств контейнера и снижения нагрузок при возможных аварийных ситуациях в процессе транспортировки, которые необходимо учитывать в соответствии с требованиями МАГАТЭ

Изобретение относится к ядерной технологии и может быть использовано для упаковки отработавшего ядерного топлива с целью его транспортировки и/или длительного хранения

Изобретение относится к ядерным технологиям, и может быть использовано при упаковке отработанного ядерного топлива (ОЯТ) при его транспортировке и/или длительном хранении

Изобретение относится к области ядерной энергетики

Изобретение относится к способу изготовления сварного соединения по меньшей мере трех деталей на многократном стыке и может быть использовано в машиностроении при изготовлении контейнеров для кассет с ядерным топливом
Наверх