Компенсирующая муфта

 

%ибсен т е-ни МБ

ОП ИСАЙ И Е и,бас122

Союз Советских

Социваистимеских

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОВО(ОМУ СВЙ -";ИЙЬСТВУ (61) Дополнительное к авт..:ь.:д-ву о44824 (22) Заявлено ОЭЯ7.7Ь(2.) 2- :--:- 687/27

1 (51) М. Кл.

F 16 0 3/26 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений н открытий (43) Опубликовано Э0.09,76Бюллетень JA Зб (45) Дата опубликования описания 26.1l..76 (53) УДК

6 21.8 25. 6 (088,8) (72) Автор: изобретения

10. A. 1 рин 1ульский политехнический институт (71) Заявитель (54) XOXiWVCr

Изобретение относится к области машйностроения Bi предназначено для соединения валов, оси которых имеют, угловые, попереччые и продольные смешения.

Известна компенсирующая муфта, содержащая две фланцевые полумуфты, соединенные между собой неподвижно закрепленными на них пальцами, свободно входящими в отверстия, выполненные в шаровых опорах, охватываемых сухарями, скользящими по ради- 1п альным лазам, причем на каждой- полумуфте

yCraHoBneHo по два пальца, оси которых на одятса в одной диаметральной плоскости, отверстия в шаровых опорах расположены концентрично наружным шаровым rioeepxaoc- д тям, а пазы выполнены в установленном между полумуфтами промежуточном диске, При работе этой муфты угловые, )йоперечные и продольные смещения осей соединяемых валов компенсируются этой муфтой за 20 счет поворота сухарей на шаровых опорах, скольжения сухарей в радиальных пазах промежуточного диска и продольного скольжения и поворота шаровых опор относительно пальца, Недостатки укаэанной муфты состоят в ее 35 сложности и инерционной неуравновешенности так как промежуточный диск, установленный между полумуфтами вызывает динамические нагрузки от центробежных сил при работе муфты с поперечным смешением осей соеди няемых валов, поскольку в этом случае центр массы промежуточного диска движется по атеружности, радиус которой равен величине поперечного смешения,!и эа каждый оборот ва.l. ла делает два оборота. Аналогичные инерционнные нагрузки (возникают также при работе муфты с угловым смещением осей и при комбинациях. угловых и поперечных смешений.

Известна также компенсирующая муфта по основному авт.св, % 244824, содержащая две полумуфты, вэаимодействуютпие меж д собой посредством рычага в виде вилки, образованной валиком и неподвижно aazpeaленными на нем двумя пальцами со сферическими головками — шаровыми опорами, ус ,тановленной в одной полумуфте с воэможностью поворота перпендикулярно к ее oQH причем шаровые опоры входят в диаметраль и

530122 ный паз, выполненный на торце другой полумуфты.

При работе этой муфты под нагрузкой в условиях угловых и поперечных смещений осей, имеет место скольжение шаровых опор вилки по боковым поверхностям диаметрального паза при наличии контактных напряжений сжатия, создаваемых передаваемым моментом.

Недостатки этой муфты заключаются в повышенном изнашивании трущихся поверхностей, появлении зазоров между шаровыми опорами вилки и боковыми стенками диаметрального паза, которые приводят к возникновению динамических воздействий при реверсивной работе, и в итоге вь зывают понижение надежности муфты в работе.

Трение скольжения при перемещении шаровых опор вилки по стенкам паза снижает к.н.д. муфты при работе в условиях угловых и поперечных смешений осей соединяемых валов.

Йанная компенсирующая муфта является наиболее близкой к изобретению по техничес- 5 кой сущности и достигаемому эффекту.

Целью изобретения является снижение износа и потерь на трение.

Это достигается тем, что полумуфта с пазом снабжена направляющими с цилиндрическим рабочим профилем, соответствующим в поперечном сечении сечению шаровых опор, взаимодействукших с ними.

На фиг. 1 изображена предлагаемая компенсирующая муфта в продольном разрезе; на фиг. 2 — разрез по A-А нв фиг. 1 на фиг. 3 и фиг. 4 показано расположение де» талей муфты в рабочем положении при наличии углового, поперечного и продольного смещения осей. 40

Муфта состоит из двух фланцевых полумуфт 1 и 2, установленных на концах соединяемых валов. Вилка 3 с двумя цилинд« рическими пальцами, расположенными в одной диаметральной плоскости, шарнирно 45 укреплена на полумуфте 1 посредством оси 4, проходящей через отверстие в средней части вилки 3 и через радиальнь е от верстия в полумуфте 1 и застопоренной в ней от вь:падания посредством пружинного 50 кольца 5. Вилка 3 имеет возможность свободного поворота относительно полумуфты 1 в пределах, определяемых кинематикой мех низма муфты при различных сочетаниях величин угловых, поперечных и продольных 55 смешений осей соединяемых валов.

На цилиндрические пальцы вилки 3 свободно надеты шаровые опоры 6, в которых посадочные отверстия под пальцы выполнены концентрично наружным шаровым поверх- 60 ностям. В диаметральном пазу полумуфты 2 неподвижно ус гановлены налравляющие 7, удерживаемые в нем штифтами 8 и винтами

9, застопоренными от выпадании пружинным кольцом 10, и охватыВвюшие своими канаВками радиусного профиля шаровые опоры 6.

Йля зашиты механизма муфты от загрязнения и с целью удержания aapsna смазки имеется гибкий кожух, закрепленный на цилиндрических поверхностях флвнцев полумуфт (не показан Йля регулировки зазора между шаровыми опорами 6 и канавками под направляющие 7 устанавливаются прокладки (не показаны).

Муфта работает следующим образом.

Поперечные смешения компенсируются муфтой при работе путем одновременного перекатывания шаровых опор 6 по канавкам направляющих 7 полумуфты 2, вращения шаровых опор 6 вокруг пальцев вилки 3 и качания вилки 3 на оси 4 относительно полумуфты 1.

Угловые смешения компенсируются муфтой при работе путем одновременного перекатывания шаровых опор 6 по канавкам направляющих 7 полумуфты 2, вращения и поступательного перемещения шаровых опор 6 относительно пальцев вилки 3 и качания вилки 3 на оси 4 относительно полумуфты 1, Продольные смешения компенсируются муфтой при работе за счет поступательного перемещения шаровых опор 6 по пальцам вилки 3, Совокупность поперечных, продольных и угловых смещений осей соединяемых валов компенсируется муфтой при работе путем одновременно о перекатывания шаровых опор 6 по канавкам направляющих 7 noi муфты 2, вращения и поступательного пере мещения шаровых опор 6 относительно пальцев вилки 3 и качания вилки 3 на оси 4 относительно полумуфты 1.

В связи с тем, что в предлагаемой муфте шаровые опоры 6 взаимодействуют с канавками радиусного профиля нвправляюших7 полумуфты 2 и перекатываются по ним в процессе работы муфты при наличии несоосности соединяемых валов, достигается снижение контактных напряжений сжатия, создаваемых передаваемым крутящим моментом на шаровых опорах 6, и соответствующее повышение долговечности, а также повышение к.п.д. муфты.

Формула изобретения

Компенсирующая муфта по авт.св. № 244824, отличающаясятем, что, с целью снижения износа и потерь на

530122

4ьг. Я трение, а также повышения надежности в работе, полумуфта с пазом снабжена. направпяюшими с цилиндпическим рабочим профилем, соответствующим в поперечном сечении сечению шаровых опор, взаимодействующих с ними.

5 301, г о

Составитель A. Шаповаленко

Техред О. Луговаи, Корректор, Микита

Редактор fl. Сукакоаа

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, уп. Проектнаи„4

Заказ 5239/651 Тираж 1134 Подписное

БЕИИПИ Iосудаpствeннorо комитета Совета Министров CCCP по дедам изобретений и открытий

113035, Москва,, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Компенсирующая муфта Компенсирующая муфта Компенсирующая муфта Компенсирующая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению вкладышей шарнира скольжения универсальных шпинделей, и может быть использовано в металлургии и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно для транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шарнирам карданного вала, и может быть использовано в трансмиссиях различных транспортных средств

Изобретение относится к прокатному оборудованию и может использоваться для передачи крутящего момента в станах с высокими динамическими нагрузками

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к трансмиссиям сельскохозяйственной техники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению карданных валов, которые могут быть использованы в трансмиссиях грузовых и легковых автомобилей и ряде других транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов силовых передач

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шарнирам трансмиссий сельскохозяйственной техники
Наверх