Центробежная муфта

 

()545792ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Саветскнк

Соцналнстнческнн

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.05.75 (21) 2133979/27 с присоединением заявтеи— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.02.77. Бюллетень М 5 (45) Дата опубликования описания 11.04.77 (51).Л!.Кл. - Г 16 D 43/18

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.825.5 (088.8) оо делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. И. Фабриков, А. Л. Цырульников и H. В. Сукачев (71) Заявптель

К)жный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах насосных агрегатов.

Известна центробежная муфта, содержащая концентрично расположенные относительно друг друга ведущую и ведомую полумуфты и фракционные центробежные колодки, связанные подвижно в радиальном направлении с помощью пальцев с ведущей полумуфтой (1).

При .включении муфты колодки прижимаются центробежной силой к поверхности ведомой полуму фты. Включение происходит резко.

Известна также центробежная муфта, содержащая ведомый корпус, размещенные внутри него ведущую,полумуфту, центробежные колодки и гидравлическое устройство управления пуском,:имеющие подпружиненные плунжеры со штоками, перемещающиеся в полостях, заполненных жидкостью. Колодки закреплены консольно, а свободные концы соединены с гидравлическим устройством управления пуском (2).

Сцепление колодок с ведомой полумуфтой происходит замедленно, так как ход колодок сдерживается перепуском жидкости, вытесняемой из одной камеры-полости в другую через перепускной канал, выполненный в плунжере. Так как один конец колодок закреплен шарнирно, то несмотря на действие центробежной силы он не перемещается. В результате нет полного прилегания контактны. поверхностей колодок по всей пх длине, что отрицательно сказывается на нагрузочной cIlOсобности муфты. Последняя также зависит от размера и числа колодок, которые ограничиваются необходимостью размещения корпуса гидравлического устройства управления пуском. Кроме того, регулировка плавности сцепления усложнена, так как осуществляется только путем .подбора жидкостей соответствующей вязкости.

Целью изобретения является увеличение

l5 нагрузочной способности муфты.

Указанная цель достигается тем, что центробежные колодки выполнены в виде свободно размещенных в ведомом корпусе .секторов с радиальными полостями и перепуакны20 ми каналами, а штоки плунжеров радиально закреплены на ведущей полумуфте.

Кроме того, секторы могут быть снабжены регулировочными штуцер ами, установленными в перепускных каналах. Преимущество предлагаемой пусковой муфты состоит в том, что вся масса центробежных колодок перемещается радиально, причем центр тяжести каждой колодки находится в наибольшем удалении от центра вращения вала, что обеспечивает максимальную

545792 величину центробежной силы при работе муфты. Форма колодок обеспечивает наибольшую площадь фрикционного контакта. Радиальное расположение полостей,внутри колодок позволяет использовать дополнитель5 ную центробежную силу находящейся в полостях жидкости. Наличие штуцеров на перепускных каналах позволяет повысить эффективность регулировки перепуска жидкости и, следовательно, плавности включения ведомого агрегата.

На фиг. 1 изображена муфта, вид с торца со стороны двигателя; на фиг. 2 — то же, продольный,разрез.

Корпус 1 муфты смонтирован на ведомом залу, выполнен массивным и входит в соприкосновение с ведущей частью муфты внутренней образующей кольцеобразной поверхностью.

На втулке ведущего вала радиа1bHp смонтированы плунжеры 2, которые размещены .в цилиндрических полостях 8.центробежных колодок 4. Цилиндрические полости со стороны втулки ведущего вала закрыты крышками 5 с центральными отверстиями с уплотнениями для прохождения штоков б плунжеров. На штоках установлены возвратные пружины 7.

Камеры цилиндрической полости сообщаются между собой перепускным каналом 8 с регу.лировочными штуцерами 9. Каждая колодка 30 .армирована прокладкой 10 из материала с высоким коэффициентом трения.

На чертежах предлагаемая муфта изображена, когда колодки не соприкасаются с кольцевой поверхностью корпуса 1, т. е. в не- 35 рабочем состоянии.

Работает муфта следующим образом.

Как только включается электродвигатель, левая часть муфты (см. фиг. 2) начинает вращаться. Под дейст вием центробежной силы 40 колодки 4 перемещаются в радиальном нап равлении до соприкосновения с внутренней кольцевой поверхностью корпуса 1. Однако это перемещение имеет отличительную особенность, заключающуюся в том, что оно осу- 45 ществляется замедленно, так как сдерживается перепуском жидкости,,вытесняемой из нижней камеры в верхнюю камеру цилиндрической полости через перепускной канал.

Таким образом, сцепление фрикцHOHHblx элементов с корпусом осуществляется не мгновенно, а с некоторым проскальзыванием, чем обеспечивается плавный набор оборотов насоса.

При отключении электромотора муфта обеcIIBBKBBeT Hp. pc3K) Io, а плавную остановку насоса, та к как корпус ее обладает дополнительной по отношению к валу насоса инерционной массой. После остановки электромотора центробежные силы постепенно исчезают и колодки возвращаются пружинами 7 в положение, гоказанное,на фиг. 1 и 2.

Формула изобретения

1. Центробежная муфта, содержащая ведомый корпус, размещенные внутри него ведущую полумуфту, центробежные колодки и гидравлическое устройство управления,пуском, имеющее подпружиненные плунжеры со штоками, перемещающиеся в полостях, заполненных жидкостью, отличающаяся, тем, что с целью увеличения ее нагрузочной способности, центробежные колодки выполнены в виде свободно размещенных в ведомом корпусе секторо в с радиальными полостями и перепускными каналами, а штоки плунжеров радиально закреплены на ведущей полум уфте.

2. Центробежная муфта,по п. 1, о тл и ч аю ща я с я тем, что секторы снабжены регулировочными штуцераии, установленными в перепускных каналах.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: ,1. Авторское свидетельство 292043, кл.

F 16 D 43/18, 1969 r.

2. Патент CIIIA 3.693.771, кл. 192 — 105, 1972 г. — прототип.

545792

Раг. 2

Составитель И. Антипова

Техред H. Сметанина

Корректор И. Симкина

Редактор Е. Меньшова

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 78/152 Изд. No 423 Тираж 1159 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Центробежная муфта Центробежная муфта Центробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 396483

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх