Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ пц 586028

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.04.76 (21) 2353856/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.12.77. Бюллетень № 48 (45) Дата опубликования описания 04.01.78 (51) М. Кл.- В 620 53/04

В 60D 1/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 639.114.3 (088.8) по, делам изобретений и открытий,(72) Авторы изобретения

Л. Д. Плетнев и Н. T. Грицаев

Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт горнорудного машиностроения (71) Заявитель (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПОЛУРАМ СОЧЛЕНЕННОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области горной темники, в ча стности к самоходным ередствам с шарнирно сочлененной рамой, оборудованным грузоподъем ными у ат ройствами.

Известно сочлененное транспортное средство, содержащее складывающиеся полурамы, соединенные горизонтальным шар|ниром, и снабженное выдвижными опорами для улучшения его устойчивости (11.

Недостатками его я|вляются сложность конструкции и необходи мооть ручного труда lllpH установке опор.

Наиболее близки м к предлагаемому по. технической сущности и достигаемому результату является сцепное устрой|ство полурам сочлене нного транспортного ередства, содержащее размещенный на полу раме прицепа горизонтальный и вертикальный шарниры (21.

Однако в таком устройстве невозможно осуществить пол ное стопорение полу рам от поворота, поскольку тормозной момент, возникающий при стопорении, зависит от износа и силы сжатия прекладок.

Цель изобретения — увеличение устойчи вости тра нспо ртното средства при грузоподъе мных операциях путем стопо рения полурам от поворота вокруг горизонтального ша рнира при любом положении полурам относительно друг друга.

Для этого на горизонтальном шарнирне закреплено червячное колесо, а в полураме прицепа выполнена проточка с размещенной в ней втулкой с внутренней в и нтовой на резкой, в которой свободно установлен вал с винтовой нарезкой, несущий на одежном козинце червяк, зацепленный с червячным колесом, при этом на полураме прицепа установлен гидроцилиндр, кинематически связанный с

10 другим концом вала, а втулка установлена поворотно о тносительно своей оси, неподвижно в осевом направлении и оборудована тормозом.

На фиг. 1 изображено сцепное устрой ство, 15 вид сверху; на фиг. 2 —,разрез по А — А фиг. 1.

Устройство содержит полураму 1 тягача и полураму 2 прицепа. Горизонтальная цапфа

3 закреплена на полураме 2 прицепа, В цап20 фе 3 размещен горизо|нтальный шарнир 4, один конец которого снабжен вертикальным шарни ро м 5, соединенным с полурамюй 1 тягача, а на втором конце закреплено червячное колесо 6.

В полураме 2 прицепа выполнена проточка, в которой размещена втулка 7 с внутренней вHHTQBOH нарезкой. В винтовой нарезке втулки 7 свободно установлен вал 8 с винтовой нарезкой, несущий на одном конце чер586028

Зо

45

BHIH, зацепленный с колесом 6. Втулка 7 от осевого перемещения зафи кси рована ирышкой 9 и заплечиком расточ ки полуipaMbI 2 и снабжена тормозом 10, величина тормюзяого момента которого, регулируется с помощью пружинны 11. Второй конец вала 8 снабжении зубчатой нарезкой и кинематичесии связан с установлен.ным на полураме 2 прицепа гидроцилиндром

12 посредством зубчатого стопора 13, вала 14 и рычага 15. Че рвяч ная пара (колесо 6 и червяк вала 8) — самотормозящая. Шаг винToIBIoH нарезки вала 8 и втулки 7 равен шагig червячной нарезки.

Сцепное устройство работает следующим образом.

При расотопоренных полу рамах 1 и 2 червя|к вала 8 находится в край нем положении и не входит в зацепление с колесом 6.

При включении гидроцилияд ра 12 приходят в движение рычаг 15, вал 14 и стопор 13, иоторый, зацепляясь с зубчатой нарезкой вала 8, приводит его,во вращение.

Вращаясь в винто вой на резке затормюженной то|рмозюм 10 втулок и 7, вал 8 выви нчивается из втулки 7 и перемещается в осевом направлении к колесу 6. Если начало витка червячной нарезки конца вала 8 попадает во впадину зубьев колеса 6, чер вяк авинчи вается в на резку червячного колеруса на длину червяка с одновременным вывинчиванием вала 8 из винтовой на резк и втулки 7, так как шаг червячной нарезки и ви нтовой на резки втулки 7 и вала 8 равны.

В этом положении полурама 2 застопорена ют HOIBIopoTa ее вокруг ша р нира 4 (т. е,. от поворота вокруг продольной го ризонталыной оси Tipa!H!cnopTHoro средства), так как удерживается силовой целью: полурама 2 (к рышка 9 или заплечи,к расточки) — втул.ка 7— червячная самютормозящая пара (червячный конец вала 8 — колесо 6) — шарнир 4 — ша рнир 5 — лолура.ма 1.

Если при выви нчива нии вала 8 из втулки 7 начало витка червячной нарезки конца вала

8 не попадает во впадин у зубьев колеса 6, Tо червяк упи|рается в зуб колеса и возникшее при этом на валу 8 осе!вое усилие создает в винтовой паре втулка 7 — вал 8 дополнительное сопротивление выви1нчивани ю вала из втулки, вследствие чего втулка 7, п реюдоJIBB тормозной момент тормоза 10, начи|нает вращаться в месте с валом 8 до тех по р, пока виток червя1ка не попадает во влад и ну зубьев колеса 6 и вследствие этого не исчезнет осевое усилие, действующее на вал. После попада ния витка червяка во впадину зубьев че ржяч ного колеса червяк BIBHIH÷èiâàåòся в червячную нарежу колеса, и дальнейшая работа устройства прои сходит как описа но выше.

Формула изобретения

Сцепное устрой ство пюлу рам сочлененного транспорт попо средства, содержащее размещенный на полу раме прицепа го ризо нталь ный и верти,кальный ша рни ры, отличающееся тем, чтю, с целью увеличения устойчи вюсти тра нспо рт ного средства при грузоподъемиых операциях путем стопоре пня полкам от поворота воируг по ризо нтальнотю шарнира при любом положеяи|и полурам от носитель но друг друга, на горизонтальном шарнире закреплено червячное колесо, а в полураме прицепа вы полнена проточка с размеще|нной в ней втулкой с внутрен ней зи нтовой нарезкой, в которой свободно уста новле н вал с ви нтовюй нарезкой, не сущий на одном иоыце червя к, заценленный с червячным колесом, при этом на пюлу ра ме прицепа установлен гидро цили ндр, кенематически связанный с д руги м ко1нцю1м вала, а втулка установлена

IIoBoIpoTIHo от носи телыно своей оси, неподвижно в осевом направлении и оборудоваыа тормозом.

Источники и нфор мации, при пятые во BIHHMBHHB при экспертизе

1. 3aH!ueiB Л. В. и др. Автомобильные ираны. М., «Высшая школа», 19i7!4.

2. Заявка Великобритании № 1267773, кл.

В 7В, 197Ю.

586028

// /о

%uя.2

Составитель С. Калядов

Редактор E. Дайч

Корректор Л. Орлова

Тсхред И. Карандашова

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2909/14 Изд. № 1034 Тираж 850

HIIO Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская иаб., д. 4/5

Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Автопоезд // 556066

Изобретение относится к механизмам, использующимся в транспортных средствах, в частности в автопоездах с ведущими колесами полуприцепа, приводимыми в движение механической передачей

Изобретение относится к области эвакуации поврежденной военной техники

Изобретение относится к транспорту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для соединения двузвенного самоходного транспортного средства

Изобретение относится к области коммунальных и строительно-дорожных машин и, в частности, к машинам, имеющим шасси, состоящее из двух шарнирно сочлененных полурам

Изобретение относится к устройствам для соединения звеньев мобильных машин, например сельскохозяйственных тракторов с полурамами, связанными шарнирно
Изобретение относится к способам управления подвижными объектами

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к сочлененным боевым машинам

Автопоезд // 2240249
Изобретение относится к транспортной технике
Наверх