Система регулирования многоступенчатого радиального турбоэксгаустерного агрегата

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ii I! 635296

Союз Советских

Сациалнстчческих

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.06.77 (21) 2494961/25-06 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.11.78. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 30.11.78 (51) М. Кл."F 04D 27/02

Государственный комитет (53) УДК 621.531.3 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

П. К. Сединкии, А. В. Соловьев и А. И. Улья тенков, f 6 (71) Заявитель (54) СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ МНОГОСТУПЕНЧАТО

РАДИАЛЬНОГО ТУРБОЭКСГАУСТЕРНОГО АГРЕГАТА

11зобретснпе относится к области регулирования и защиты от помпажа многоступенчатых турбоэксгаустерных агрегатов, применяемых в качестве источника получения перепада давления на газодинамических установках переменной плотности.

Известна система регулирования многоступенчатого радиального турбоэксгаустерпого агрегата, содержащая датчик активной мощности, потребляемой агрегатом, антипомпажпый регулятор, выход которого связан с регулирующим антипомпажным клапаном, установленным на байпасной линии между линиями нагнетания и всасывапия, регулятор ограничения мощности агрегата, выход которого соединен с регулирующим органом, установленным на входе агрегата 11).

Известная система имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что устройство антипомпажного регулирования не обеспечивает заданной точности регулирования, так как в процессе эксплуатации агрегатов сечение теплообменника уменьшается из-за засорения его примесями, содержащимися в рабочем газе, и необходимо вводить регулярную поправку при задании требуемой величины расхода газа.

Цель изобретения — повышение надежности и точности регулирования.

Поставленная цель достигается тем, что система дополнительно содержит установленный за последней ступенью агрегата сигнализатор обратны., "îêîâ,,выход которого подключен к входу антипомпажного регулятора, корректирующее звено и коммутирующий блок с двумя выходами, один из которых через корректирующее звено подключен к входу антипомпажного регулятора, а другой — к ьходу регулятора ограничения мощности.

Г1а чертеже представлена схема данной системы.

15 Система регулирования датчика 1 мощности состоит из активной мощности с токовым выходом, задатчика 2, регулятора 3 ограничения мощности, соединенного с регулирующим органом 4, установленным на

20 входе радиального турбоэксгаустерного агрегата 5. Вход коммутирующего блока 6 соединен с датчиком мощности, а выходы с регулятором 3» корректирующим звеном 7. Выходы корректи25 рующего звена 7, задатчика 8 и сигнализатора 9 обратных токов, установленного за последней ступенью агрегата, соединены с входом антппомпажного регулятора 10, выход которого подключен к антипомпажному зО клапану 11, установленному на байпасной

635290

Типография, пр. Сапунова, 2 линии между линиями нагнетания и всасывания агрегата 5.

Система регулирования работает следующим образом.

Сигнал от датчика 1 мощности поступает на коммутирующий блок 6, который в зависимости от его величины направляет его или на вход регулятора 3 ограничения мощности, который управляет регулирующим органом 4, или через корректирующее звено 7 на выход антипомпажного регулятора

10, который управляет антипомпажным клапаном 11.

Коммутирующий блок обеспечивает подключение регулятора 3 ограничения мощности при максимальном уровне сигнала, соответствующем включению аварийной защиты агрегата с определенным резервом, а подключение антипомпажного регулятора производится при минимальном уровне сигнала, соответствующем границе помпажа с некоторым резервом. При возникновении помпажа направление вектора скорости потока через агрегат 5 меняется на противоположное, и выходной сигнал сигнализатора

9 обратных токов поступает на вход антипомпажного регулятора 10 и автоматически корректирует задание с учетом возможных отклонений помпажной линии от расчетного значения.

Применение данной системы повышает надежность и точность регулирования. Использование сигнализатора обратных токов в качестве корректирующего для антипомпажного регулирования повышает надежность защиты агрегата от помпажа за счет наличия сигнала, однозначно характеризующего границу неустойчивой работы агрегата.

Формула изобретения

Система рсгулирования многоступенчатого радиального турбоэксгаустерного агрегата, содержа щая датчик активной мощности, 10 потребляемой агрегатом, антипомпажный регулятор, выход которого связан с регулирующим антипомпажным клапаном, установленным на байпасной линии между линиями нагнетания и всасывания, регулятор

15 ограничения мощности агрегата, выход которого соединен с регулирующим органом, установленным на входе агрегата, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и точности регулирования, систс20 ма дополнительно содержит установленный за последней ступенью агрегата сигнализатор обратных токов, выход которого подключен ко входу антипомпажного регулятора, корректирующее звено и коммутирую25 щий блок с двумя выходами, один из которых через корректирующее звено подключен к входу антипомпажного регулятора, а другой — к входу регулятора ограничения мощности.

30 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Технический проект «Системы регулирования, управления и контроля турооэксгаустерного агрегата «Енисей-Д», НИИСА

35 (ЧССР), 1975, с. 35 — 40.

О Заказ 2071/20 Изд. Ао 737 Тираж 850 Подписное

Система регулирования многоступенчатого радиального турбоэксгаустерного агрегата Система регулирования многоступенчатого радиального турбоэксгаустерного агрегата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно - к устройствам для предотвращения помпажа компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области центробежных компрессоров

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинных двигателей, в частности, к устройствам, обеспечивающим устойчивую работу вспомогательных силовых установок (ВСУ) летательных аппаратов при изменении количества отбираемого воздуха потребителем

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в компрессорах газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области защиты осевых и центробежных компрессоров от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления газоперекачивающих агрегатов
Наверх