Устройство для обучения и контроля знаний учащихся

 

(») 643953

Сова Советекма

Социалист ицесиия

Ресяубпми (6l) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 12.1.1.7 6 (21) 24195 14/18-24 с присоединением заявки № (51) М. Кл.

6 09 В 7/02 (23) ПриоритетОпубликоваио25.01.79,1эюллетень № 3

Гооударотаеиный комитет

СССР оо делам изобретений в открытий (53) УДК 681.3. .07 1(088.8) Дата опубликования описания 27.01.79

В. И. Корнейчук, И. И. Жепяэкова, С. Н. Авра

A. В. Бапыкин и Г. С. Тодоров

В."1 ;-- Ку.та,с, 1.

5 4 тт ой: реп олюции (72) Авторы изобретения

Киевский ордена Ленина политехнический институ имени 50-летия Великой Октябрьской социапист

I (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ УЧАШИХСЯ

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности, к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения в различных учебных заведениях.

Одно из известных устройств для обучения и контроля знаний учащихся содержит связанные соответствующим образом клавишный пульт ввода конструируемых ответов, диапроектор с экраном, реле, дешифраторы, блок управления, блок коммутации, блок оценок, сигнализатор (! ).

Устройство позволяет расш и рить дидактические возможности. Недостатком устройства является низкая техническая надежность из-за наличия ряда механических блоков (перемещения носителя информации).

Другое известное устройство для обучения и контроля знаний учащихся содержит управляемый кино-диапроектор с объективом, экран, блоки с фотоэлектрическими считывающими .устройствами, блок селекции кодов, логичег .ий блок и бло управления и сигнализации (21.

Однако недостатками устройства являются ограниченный объем памяти и низкая

I техническая надежность из-за наличия ряда механических и оптико-электронных блоков (перемешение носителя информации, считывание информации с помощью фотодатчиков).

Наиболее близким настоящему изобреЗ тению по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для обучения и контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, соединенный с блоком контроля знаний, который подключен

16 к блоку памяти, формирователю слов и блоку управления, блок памяти соединен с блоком записи информации, формирователем слов, регистрами адреса и блоком управления, блок индикации, подключенный к формирователю слов и формирователю изобра15 жений, соединенному с блоком управления, подключенным к формирователям адресов и пусковых сигналов, первый регистр адреса соединен .с первым формирователем адреса, формирователь слов подключен к бло20 ку записи информации )З .

Это устройство обладает следующими недостатками: объем и последовательность изучаемого материала фиксированы предварительно составленной программой обучения, 643953 отсутствует возможность избирательного подхода пользователя к изучаемому материалу и другие.

Целью изобретения является повышение точности обучения за счет обеспечения возможности избирательного подхода учащих, ся к изучаемому материалу, обучения отдельных пользователей по индивидуальным программам и создания гибкой учебной программы.

Указанная цель достигается тем, что устройство содержит блок анализа управляющих сигналов, счетчики, шифраторы, дешифратор и коммутатор, соединенный через параллельно включенные первые счетчик и шифратор ко второму формирователю адреса и непосредственно — ко второму регистру адреса, формирователь пусковых сигналов соединен через второй шифратор с блоком памяти, первый регистр адреса подключен к формирователю слов и к дешифратору, который через второй счетчик соединен с блоком анализа управляющих сигналов, подключенным к формирователям слов и изображений и блоку управления.

Сущность предполагаемого изобретения поясняется чертежом, на котором изображено устройство для обучения и контроля знаний учащихся, содержащее блок 1 ввода ответов, соединенный с блоком 2 контроля знаний, который подключен к блоку 3 памяти, формирователю 4 слов и блоку 5 управления, блок 3 памяти соединен с блоком 6 записи информации, формирователем 4 слов, регистрами 7 и 8 адреса и блоком 5 управления, блок 9 индикации, подключенный к формирователю 4 слов и формирователю 10 изображений, соединенному с блоком 5 управления, подключенным к формирователям

11 и 12 адресов и 13 пусковых сигналов, первый регистр 7 адреса соединен с первым формирователем 11 адреса, формирователь

4 слов подключен к блоку 6 записи информации, блок 14 анализа управляющих сигналов, счетчики 15 и 16, шифраторы 17 и

18, дешифратор 19 и коммутатор 20, соединенный через параллельно включенные первые счетчик 15 и шифратор 17 ко второму формирователю 12 адреса и непосредственно — ко второму регистру 8 адреса, формирователь 13 пусковых сигналов соединен через второй шифратор 18 с блоком 3 памяти, первый регистр 7 адреса подключен к формирователю 4 слов и к дешифратору 19, который через второй счетчик 16 соединен с блоком 14 анализа управляющих сигналов, подключенным к формирователям 4 слов и 10 изображений и блоку 5 управления.

Узлы 8, 12, 15, 17, 20 объединены в блок адресного поиска информ!ации 21, узлы 7, 11, 13,. 18, 19 объединены в блок безадресного поиска информации 22, узлы 4, 14, !6 образуют блок формирования и анализа информации 23.

Зо

Устройство для обучения и контроля знаний учащихся работает следующим образом.

Весь учебный материал классифицируется по дисциплинам, разделам, главам, темам и т. д. На основе этой классификации составляются списки наименований дисциплин, разделов, глав, тем и т. д. Списки и сама учебная информация хранятся в блоке памяти 3, при этом после каждого наименования указывается начальный адрес соответствующего списка. Например, после наименования дисциплины следует начальный адрес списка разделов этой дисциплины, после наименования раздела — начальный адрес списка глав этого раздела и т. д. В конце этой цепочки указывается начальный адрес учебной информации йо данной теме или вопросу. После каждого списка или темы указывается либо их конец, либо начальный адрес участка памяти, где записано продолжение. Тем самым очень легко дополнять и изменять хранимую в блоке памяти 3 информацию. Изменение и дополнение информации, а также первоначальная запись производится с помощью блока 6.

В блоке памяти 3 выделены фиксированные ячейки для хранения оценки результата контроля знаний и для хранения начального адреса списка дисциплин. Кроме того, в блоке памяти 3 находятся правильные ответы на вопросы, на которые должен отвечать обучаемый.

С помощью блока 23 производится формирование и анализ информации, считываемой из блока памяти 3. В устройстве принята байтовая организация информации. В каждом байте выделен маркерный разряд для указания конца записи. Анализируются маркерные разряды двух соседних байтов с помощью блока 14. Если комбинация маркерных разрядов «00», то осуществляется считывание и индикация информации; комбинация «01» означает конец наименования, при этом формируется номер следующего элемента списка в формирователе 10 (в блоке 3 эти номера не хранятся), счетчик 16 переходит в следующее состояние, которое дешифрируется дешифратором !9, следующий после наименования начальный адрес передается в регистр 7; комбинация «10» означает, что после последне! о начального адреса следует начальный адрес продолжения списка или продолжения тем ы (необходимо только указать номер элемента памяти в регистре 7 для записи этого начального адреса); комбинация «11» — конец списка (темы).

Поиск необходимой информации осуществляется двумя способами. ! . Если полный адрес темы данного учебного занятия не известен, то поиск в этом случае производится с помощью блока безадресного поиска 22. Посредством формирователя 13 и шифратора 18 на,адресный

643953

Формула изобретения

З0

З5 формации, формирователем слов, регистрами адреса и блоком управления, блок инди- кации, подключенный к формирователю алов и формирователю изображений, соединенному с блоком управления, подключенным к формирователям адресов и пусковых сигналов, первый регистр адреса соединен с первым формирователем адреса, формирователь слов подключен к блоку записи информации, отличающееся тем, что, с целью повышения

45 точности обучения, оно содержит блок анализа управляющих .сигналов, счетчики„шифраторы, дешифратор и коммутатор, подключенный через параллельно включенные первые счетчик и шифратор ко второму формирователю адреса и непосредственно — ко второму регистру адреса, формирователь пусковых сигналов соединен через второй шифратор с блоком памяти, первый регистр адреса подключен к формирователю слов и к дешифратору, который через второй счет55 чик соединен с блоком анализа управляющих сигналов, подключенным к формирователям слов и изображений и блоку управления. вход блока памяти 3 поступает начальный адрес списка всех изучаемых дисциплин.

По этому начальному адресу считывается список наименований дисциплин вместе с начальными адресами списков разделов этих дисциплин. Наименования индицируются в блоке 9 вместе с их номерами, которые формируются формирователем 10, а начальные адреса списков разделов и начальный адрес продолжения списка дисциплин (если список удлинен) заносятся в регистр 7. Чтение из блока памяти 3 осуществляется автоматически благодаря тому, что его регистр адреса выцолнен в виде счетчика и после считывания по заданному адресу блоком управления 5 добавляется единица к содержимому адресу и происходит считывание по следующему адресу. Считывание останавливается по приходу комбинации маркерных разрядов «1!» и «10».

Просматривая список, обучаемый выбирает необходимую дисциплину и по ее номеру с помощью формирователя 11 осуществляет обращение к регистру 7, в котором находится начальный адрес списка разделов выбранной дисциплины. Этот начальный адрес заносится в блок памяти 3. Поиск протекает аналогичным образом, пока не будет обнаружен начальный адрес темы занятия. После этого начинается изложение учебного материала по теме.

Если список (тему) необходимо дополнить, то вместо символа конца списка (темы) указывается начальный адрес его (ее) продолжения. Если во время поиска необходимой информации в основной части списка (темы) не оказалось, то с помощью формирователя 11 производится обращение к регистру 7, в котором уже записан начальный адрес продолжения. Этот адрес передается в блок памяти 3. Начинается считывание и индикация продолжения.

2. Если начальный адрес списка (темы) известен, то по этому адресу с помощью блока адресного поиска 21 осуществляется обращение в блок памяти 3. Начальный адрес задается формирователем 12 и формируется узлами 15, 17, 20 и 8. По сформированному адресу считывается нужная информация с последующей индикацией.

После прохождения определенной части лекционного материала или во время экзамена с помощью блока 9 индицируются вопросы обучаемому (вопросы и правильные ответы хранятся в блоке 3). Обучае-. мый вводит свои ответы в блок контроля 2, Правильные ответы, поступившие из блока памяти 3, посредством формирователя 4 подаются на другой вход этого блока 2. Блок 2 производит сравнение ответов обучаемого с правильными. Результат сравнения (кон10

25 троля) заносится в фиксированную ячейку блока памяти 3 с последующей индикацией.

Предлагаемое устройство для обучения обладает более широкими дидактическими возможностями (может быть применено в различных режимах учебного процесса: обучение, самообучение, контроль знаний).

Благодаря обеспечению непосредственного доступа каждого обучаемого к любой информации, хранимой в запоминающем устройстве, создаются условия для максимальной индивидуализации обучения и осуществления избирательного подхода обучаемых к учебному материалу. Это приводит к повышению точности и скорости обучения.

Предложенная организация хранения информации позволяет очень легко изменять и дополнять учебный материал. Тем самым обеспечиваются условия для создания гибкой учебной программы.

Кроме того, устройство может быть использовано в учебном процессе в качестве информационно-справочной системы, что особенно важно, например, при более глубоком изучении учебного материала, при повторении ранее изученных тем, при поиске справочного материала.

Устройство для обучения и контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, соединенный с блоком контроля знаний, который подключен к блоку памяти, формирователю слов и блоку управления, блок памяти соединен с блоком записи инСостав атель А. Карлов

Редактор Д. Меиуряшвнлн Техред О. Луговая Корректор Л. Веселовская

3акав 163/49 Тираж 474 Подписное

11НИИПИ Государственного коиитета СССР по делан изобретен нй н открытий

l 13035, Москва, )К.35, Раушская . иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент». г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Источннкн информации,.уринятые во вни мание при экспертнэе!. Авторское свидетельство СССР

М 27742!, кл. б 09 В 7/02, !970.

Г

1 !

I

I

643953

2. Авторское свндетельство СССР № 367448, кл. G 09 В 7/02, !973.

3. Авторское свидетельство СССР № 3275l0, кл. G 09 В 7/00, !972,

Устройство для обучения и контроля знаний учащихся Устройство для обучения и контроля знаний учащихся Устройство для обучения и контроля знаний учащихся Устройство для обучения и контроля знаний учащихся 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх