Пара трения

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

CoIo3 Советакнк

Соцнаннстнческнк .Республик

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено,180178(21) 2571296/25-08 с присоединением заявки Но (23) Приоритет (51)м. Кл.2

F 16 С 33/12

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 150779. Бюллетень N926

Дата опубликования описания 15,0779 (53) УДК 669 0.18. . 24 (088. 8) и (72) Авторы изобретения

Ю. H. Грибоедов, О. Н. Муравкин, Г. A. Плеханов, A. В. Резник, Б. И. Юнц, 8„ N. Вошедченко, В. A. Евтихин и A. Я. Косухин

Научно-производственное обьединение по технологии машиностроения ПНИИТМаш (71) Заявитель (54) ПАРА ТРЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к парам трения, и может найти применение в узлах трения, работающих в сложных условиях, встречающихся в атомном энергомашиностроении, в химическом машиностроении и других областях техники.

Известна пара трения, включающая полупарм цилиндр-поршены цилиндр выполнен из стали, внутренняя рабочая поверхность его покрыта гальва" нически осажденным хромом (одна по.ъ лупара) ° Поршень выполнен из чугуна (вторая полупара) (1). 15

Недостатком указанной пары тренйя являет ся от сут ст вие корр оз ион ной стойкости в агрессивных окислитель ных средах и недостаточная износостойкость при трении беэ смазки. 2О

Известна пара трения, состоящая кз нолупар цилиндр-поршневое кольцо.

Цилиндр выполнен иэ стали, внутренняя рабочая поверхность его аэотирована. Поршневое кольцо выполнено из стали, рабочая поверхность его покрыта гальванически осажденным хромом (2).

НедостатКом этой пары трения является низкая корроэионная стойкостьЗ() при работе в агрессивных окислительных средах из-за снижения корроэионной стойкости стали, в том числе и нержавеющей, в результате аэотирования, необходимость нагрева до 500-600 С полупары с большей поверхностью при азотировании, что ведет к большому браку деталей при изготовлении вследствие коробления.

Цель изобретения - обеспечение коррозионной стойкости в окислительных средах пары трения, а также повышение технологичности ее конструкции 4

Это достигается тем, что вторая полупара выполнена из нержавеющей ферритной или аустенитной стали с диФФузионным хромонитридным слоем.

Полупара с большей поверхностью покрыта гальванически осажденным хромом.

На чертеже показана пара трения.

Пара трения состоит нэ полупар, одна иэ которых выполнена иэ нержавеющей ферритной или аустенитной стали 1 и нанесенного на ее рабочую поверхность диФФузионного хромонитридного слоя 2, а вторая — иэ любого металла или комбинации разнородных

673774 4 способных подвергаться хромированию

3 . металлов 3 со слоем 4 гальваничес- "" кй осажденного хрома.

< Применение в трущихся парах нержавеющих сталей. с диффузионньи хромонитридным поверхностным слоем, сопряЖенным с поверхностью гальва нически осажденного хрома на ответной полупаре, позволяет получить незадираемую коррозионностойкую и иэносостойкую -пару трения для рабо ты в вакууме, нейтральнйх и агрес.сивных окислительных жидких и газовых средах без смазки за счет собственной корроэионной стойкости нер-". жавеющих сталей и коррозионной стой.кости диффузионного хромонитридного слоя на иХ поверхности, коррозионной. I> стойкости и плотиости гальванйчеСки осаждеийого"хрома, а.также неза дираемости прй трений хромонитрид.ного слоя по гальванически осажденному хройу беэ сйаэки. 20

Кроме того, применение гальванически;осажденного хрома для полупа-, Ры с болйаей аоаерхностью позволяет использовать для этой:полупары: детали сложной .формы йз любого металла или комбинации разнородных металлов, Формула изобретения

1. Пара трения, состоящая из стальных полупар, рабочая поверхность одной из которых покрыта гальванически осажденным хромом, :о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью обеспечения" коррозиойной стойкости в окислнтельных средах, вторая полунара выполнена из нержавеющей аустенитной или ферритиой стали с диффузионным хромонитридным слоем.

2. Пара трЕния по и. 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что с целью улучшенйя технологичности конструкции, гальванически осажденным хромом покрыта полупара с большей рабочей поверхностью.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе

1. Плетнев A. В., Брусенцова В. Н, Основы технологии износостойких.и антнфрикционных покрытий..М., 1968.

2- Юргенсон A. А. Аэотирование в энергомашиностроении. Свердловск-М., 1962.

Составитель В. Пинчук е акто Г. Моэжечкова Техред N. Ken Ко екало М. Вигула

Заказ 4044/32 Тираж 1138 Подписное

ЦВИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035 Москва Ж- 35 Ра ская наб. . 4 5

Филиал IIIIII Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Пара трения Пара трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нанесении покрытий на сопряженные детали, работающие в узлах трения

Изобретение относится к средствам, предназначенным для соединения по меньшей мере двух элементов

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения, станкостроительной и металлообрабатывающей промышленности

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и модернизации радиальных подшипников скольжения мощных турбоагрегатов и турбогенераторов
Изобретение относится к гальванотехнике, а именно к получению на поверхности металлов износостойких покрытий методом микродугового оксидирования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционного покрытия при изготовлении и ремонте вкладышей подшипников скольжения
Наверх