Устройство температурной компенсации обмотки электрической машины

 

патентно-т " есная б клио iе;а egg +

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИС

ИЗОБАТЕ

К АВТОРСКОМУ

>706906 (61) Дополнительное к (22) Заявлено 03.07.78 с присоединением заявки (23) Приоритет—

Опубликовано 30.1

Дата опубликовани

51) М. К, Н 02 К 3/00

Гооударотввнный коиктет ссср по делам нэобретеннй н открытий

53) УДК 621.328, .001.3 (088.8) Ф. N Майоров и В. С. Титов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель, (54) УСТРОЙСТВО ТЕМПЕРАТУРНОЙ КОМПЕНСАЦИИ

ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электрических передач и может быть использовано для повышения производительности транспортных и тяговых машин с электрической передачей.

Известны устройства температурной компенсации обмотки возбуждения генератора, содержащее терморезисторы, встроенные в обмотку возбуждения генератора и включенные в цепь питания обмотки возбуждения возбудителя (1) .

Известное устройство»е может быть использовано в электрических передачах обмоток возбуждения генератора которых происходит от аккумулятора нли является зависимым (шунтовые обмотки возбуждения вследствие малой мощности терморезисторов) .

Известно также устройство температурНоН компенсации обмотки электрической машины, содержащее включенные по мостовой схеме резисторы и датчик изменения температуры обмотки, соединенный через усилитель-модулятор со входом регулирующего элемента (2) .

Недостатками этого устройства являются сложность установки датчика измерения температуры в обмотке возбуждения, так как это связано с разборкой электрической машины, и снижение точности компенсации вследствие влияния изменения температуры на характеристики его элементов.

Цель изобретения — повышение точности компенсации.

Цель достигается тем, что обмотка электрической машины и регулирующий элемент включены последовательно в одно из плеч моста, в диагональ которого включен датчик изменения температуры обмотки.

На чертеже показана принципиальная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит обмотку 1 электрической машины, регулирующий элемент, образован»ый резистором 2 и транзистором

3, резистор 4, вкл|оченный последовательно с обмоткой для создания требуемых ампервитков в обмотке при расчетном режиме

Ю и эталонные резисторы 5 н 6. Вышеуказанные элементы образуют схему измерительного моста, в диагональ которого включен переходом база-эмиттер транзистор 7, яв906

706

Формула изобретения з ляющийся датчиком изменения температуры обмотки, выход которого подключен на вход усилителя-модулятора, выполненного на транзисторе 8 и стабилитроне 9. Кроме того, устройство содержит токоограничивающие резисторы 10 и 11 и запирающийся конденсатор 12 с включенным параллельно ему резистором 13.

Устройство работает в импульсном режиме следующим образом.

При снижении температуры обмотки 1 ее сопротивление становится ниже расчет" - ного, заданного соотношением сопротивлений резисторов 5 и 6 плеч измерительного моста, образованного резисторами 2, 4, 5 и 6 и обмоткой 1. Потенциал эмиттера транзистора 7-повышается относительно потенциала его базы и транзистор запирается, что приводит к пробою стабилитрона 9, включенного в базовую цепь транзистора 8. Базовый ток транзистора 8 резко возрастает и он входит

" в "режим насыщения, запирает транзистор

3 регулирукнцего элемента, подавая на его эмиттер положительный относительно базы потенциал конденсатора 12, заряженного в предыдущем цикле. Запирание транзистора

3 приводит к увеличению сопротивления в плече, содержащем обмотку и, следовательно, к уменьшению тока в ней. Это приводит к снижению потенциала эмиттера транзистора 7. При уменьшении потенциала эмиттера ниже потенциала базы транзистор 7 открывается, стабилитрон 9 восстанавливается, закрывается транзистор 8 и транзистор 3 входит в режим насыщения. При этом происходит заряд конденсатора 12, затем процесс повторяется.

При повышении температуры обмотки выше расчетной устройство работает аналогичным образом.

Импульсный режим работы транзистора

3 регулирующего элемента, при которой он

-часть периода находится в режиме насыщения, а другую часть-в режиме отсечки, позволяет значительно снизить его мощность, так как в обоих режимах мощность, рассеиваемая на его коллекторе, минимальна.

Включение регулирующего элемента в плечо измерительного моста в устройстве позволяет исключить влияние изменения характеристик мощного транзистора 3 при его нагревании на точность компенсации, так как в этом случае датчик, включенный в диагональ измерительного моста, регулирует на полное изменение сопротивления плеча, образованного обмоткой и регулирующим элементом.

Таким образом, устройство обеспечивает удобство эксплуатации и повышение точности температурной компенсации обмотки электрической машины.

Устройство температурной компенсации обмотки электрической машины, содержащее включенные по мостовой схеме резисто.;,,=:ры и датчик изменения температуры обмот- ки, соединенный через усилитель- модулятор со входом регулирующего элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения точности компенсации, обмотка электрической машины и регулирующий элемент включены последовательно в одно из плеч моста, в диагональ которого включен датчик изменения температуры обмотки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Погарский Н. А. Электрические трансмиссии машин с мотор-колесами. М., 1965, зз с. 118.

2. Исследование и усовершенствование тепловозных агрегатов и аппаратуры. Труды МИИТА; вып. № 141, 1961, с. 16 — 25 (прототип).

706906

Составитель Г. Корнева

Редактор Т. Горячева Техред К, Шуфрич Корректор Н. Стен

Заказ 8241/45 Тираж 857 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П ПП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство температурной компенсации обмотки электрической машины Устройство температурной компенсации обмотки электрической машины Устройство температурной компенсации обмотки электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к высоковольтной изоляции для статорных обмоток электрических машин, содержащей изоляцию секций проводников, объединенных в стержни

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для приведения в действие электровоспламенительных устройств пусковых и бортовых систем реактивного снаряда, запускаемого из трубы-контейнера

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к шаговым двигателям (ШД)

Изобретение относится к регулируемым электрическим машинам, включающим в себя униполярные машины с жидкометаллическими контактами

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к устройствам из ферромагнитного и электрически проводящего каркаса (1)и элементов обмотки (2), которые вложены в соответствующие пазы (3) каркаса (1)

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности, к линейным шаговым электродвигателям, которые находят широкое применение в дискретном электроприводе

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к реактивным шаговым электродвигателям
Наверх